Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: « Правописание приставок на-, за-, над-».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мотина Екатерина Евгеньевна

На уроке дети приступают к изучению темы:« Правописание приставок  на-, за-, над-» Работают с пословицей, устойчивыми выражениями. Проводится словарно-орфографическая работа, закрепление пройденной темы в форме игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: « Правописание приставок  на-, за-, над-».

Цели урока:

1. Повторить тему: «Правописание приставок  под-, об-, от-, над- »; учить грамотно писать слова с приставками, содержащие букву «а»;

2. Развивать устную речь учащихся; развитие памяти, внимания, мышления;

3 Воспитание уважительного отношения  к мнения одноклассников.

Оборудование к уроку:

1. учебник А. В. Поляковой  «Русский язык» 3 класс ч. 1;

2. иллюстрации с изображением животных;

3. карточки с фразеологизмами;

4. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. - М. :  Просвещение, 91.

5. А. В. Полякова «Русский язык в начальной школе: 3 – 4 кл. : метод. Рекомендации, пособие для учителя.

Ход урока

  1. Организационный момент.  
  2.  Чистописание.

- Запишите сочетание букв.

на        за        над

- Вы, наверно, уже догадались о теме нашего урока? (Приставки на-, за-, над-)

- Что такое приставка?

- У какой части речи есть приставки?

  1.   Работа с пословицей.

На доске записана пословица:

На плечах голова -  не страшна и беда.

- Объясните значение пословицы.

- Какое предложение по цели высказывания (повествовательное), интонации (невосклицательное)?

- Что стоит в конце предложения (точка), середине (тире)?

-Давайте поработаем с орфограммами. Найдите орфограммы в словах этого предложения.

а)   беда, плечах – безударная гласная, проверяемая ударением;

- Как проверить безударную гласную, скажите правило?

б) голова – чередование; частица не пишется раздельно.

- Давайте заучим пословицу.

- Прочитаем все вместе вслух; глазки закрыли, по памяти. Прочитайте самостоятельно.

(Учитель закрывает записанную пословицу). Теперь запишите.

- Посчитайте, пожалуйста, сколько букв «а» и сколько букв «о» в словах этой пословицы.

(Запишите на полях простым карандашом)

  1.   Словарно – орфографическая работа.

- Угадайте, о ком я говорю?

Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами. (Заяц)

Учитель показывает карточку с изображением зайца.

- Составьте предложение со словом – заяц. Я придумала такое предложение, давайте запишем его.

                                                                                                  по чему?            какой?

        

Заяц        бежит       по      лесной      тропинке.

- Найдите грамматическую основу, выделите словосочетания.

       

                  бежит (по чему?) по тропинке

                  тропинке (какой?) лесной

V. Физическая минутка.

Учитель показывает иллюстрацию ежика.

Бедный ёжик ёжится,

Всё ему неможется.

Ёжик головой качает,

Свои лапки растирает.

VI. Ознакомление с темой урока.

- Прочитайте тему нашего урока.

- Я, ребята, буду Вас учить правильно писать слова с приставками на-, за-, над-. А какую цель поставит каждый из Вас на нашем уроке? (Научиться записывать слова с этими приставками).

- Откройте учебник на стр. 55 упр. 89. Прочитайте задание.

- Подумайте, как образовались данные слова. (слова образовались при помощи приставок под-, с-, от-.)

Первое слово у доски выполняет учитель.

Поддержать        

Выделяю корень – держава, держать. Корень – держ, приставка  –  под

Следующее слово комментирует ученик с места.

- Допишите слово и поставьте точку.

-  Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания слов, которые обогащают русский язык).

- Посмотрите на карточку в учебнике и отгадайте фразеологизм.

Из                    рук               вон

- Составьте предложение.

Упражнение с фразеологизмами.

На доске в два столбика записаны фразеологизмы. К фразеологизмы из левого столбика подберите близкий ему по смыслу фразеологизм из правого столбика.

        один на один        во весь дух

        сломя голову        откуда ни возьмись

        как снег на голову        с глазу на глаз

- На этом уроке у меня есть два помощника. Они своими действиями, своим поведением расскажут вам о фразеологизмах, которые я им предложила.

Учитель показывает карточки.

Молодцы! Получилось у ребят?        

Самостоятельная работа.

- Ребята, а сейчас выполните  упр. 90 самостоятельно.

- Допишите слово и поставьте точку.

- Сделайте вывод: Какая буква пишется в приставках, которые Вы сейчас выделяли?

- Прочитайте правило. Кто сможет воспроизвести правило вслух для всех ребят?

Игра «Путь колобка».

        зашёл

                                                                                                  перешёл

                                                                                                  нашёл

                                                                                                  вошёл

                 пошёл

                 вышел

- Составьте небольшой  рассказ, используя глаголы.

Подведение итогов.

-О каких приставках мы сегодня говорили? (на-, за-, над-)

- Какая гласная буква всегда пишется в этих приставках? ()

- Что Вам понравилось на уроке?

Домашнее задание: учебник, упр. 91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-

конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме Правописание суффиксов -ик- -ек-...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему"Правописание частицы не с глаголами"

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему"Правописание частицы не с глаголами"...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Правописание окончаний имен существительных в форме дательного падежа"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс на тему «Правописание –ться и -тся в глаголах»

Конспект урока по русскому языкуУМК «Начальная школа XXI века» С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.ЕвдокимоваТема урока: «Правописание –ться и -тся в глаголах»....