Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей |
1.Самоопределение к деятельности (2 мин) | Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок, Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели, Пожелай успех глазами И вперед, вперед за знаниями. - Открыли тетради, записываем число, классная работа. Я тетрадь свою открою И как надо положу. Я друзья от вас не скрою: Ручку я вот так держу Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь | Проверяют готовность к уроку. Записывают число, классная работа. |
2.Актуализация знаний Проблемное действие. (5 мин) | У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие? - А есть ли в этом рассказе «родственники»? Родственники. -Вы кто такие? -Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. -А ты кто? -А я ваша тётка – Гусеница. Спасибо, ребята. Права ли Гусеница? Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов? -Какие же слова из сценки являются родственными? Почему? | Похожи по цвету глаз, волос, внешность… ( Инсценирование) Нет - гусь, гусыня, гусята. Сходны по смыслу (это птица), имеют общий корень, а гусеница относится к насекомым. |
3.Постановка учебной задачи. (2 мин) | Сегодня на уроке: Какова тема урока? Какова цель урока? На какие вопросы нам предстоит ответить? | Родственные слова. Корень слова. -Будем учиться находить и подбирать родственные слова, выделять корень. Какие слова называются родственными и что такое корень. |
4.Открытие нового знания. (6 мин) | Что нам поможет ответить на поставленные вопросы? Открываем учебник на странице ___, читаем задание к упражнению № ____ На доске: Ёжик-ёж, мышонок-мышь, котёнок-кот. Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные? Если слова одинаковые по смыслу, то они могут быть кем? А что у этих слов общего? Как её выделим? Значит, как можно назвать ещё по другому эти слова? Давайте, попробуем сделать вывод: Какие слова называются однокоренными (родственными)? | Учебник русского языка Коллективное выполнение (3 ученика у доски) Одинаковые. Родственниками Общая часть – корень Дугой. Однокоренными. Однокоренные слова: 1) сходны по смыслу; 2)имеют общую часть – корень. |
Физминутка (3 мин) | | Уселась кошка на окошко И стала лапкой ушки мыть. Понаблюдать за ней немножко, Её движенья можно повторить. 1,2,3 – ну-ка повтори,(2 раза) 3,4,5 – повтори опять,(2 раза) Просто молодцы! |
5.Первичное закрепление. (10 мин) | Корень слова - значимая часть. Над словами родственными Держит власть. Выясним умело линию родства- Однокоренные запишем мы слова Упр. №______ Что мы будем делать? Сад – садовник, лес – лесной – лесник, бег – бегуны – бегать. Какие слова называются родственными (однокоренными)? Как пишется корень в однокоренных словах? | Записывать родственные слова, выделять корень. 3 ученика записывают у доски, выделяя корень. - Слова, образованные от одного и того же корня, называются однокоренными. Одинаково. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. (6 мин) | -Так же, как и у кустов, Корень есть у разных слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам. -А сейчас делаем работу самостоятельно: У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Дорисуйте трубы одного цвета у домиков с однокоренными словами. 1. Смешной, смех, смешить. 2. Вода, наводнение, подводник. 3. Вылет, полёт, летать. Проверьте по образцу на доске. Если правильно выполнили – поставьте «+», если неверно – «-« | Каждый выполняет работу на листочке Каждый сверяет свою работу с доской. |
7.Включение нового знания в систему знаний повторения. (8 мин) | А теперь предлагаю вам поработать в парах. Найдите «лишнее» слово в каждой строке, докажите. запишите однокоренные слова. Гора, горный, горит. Вода, водит, водяной. Лестница, лес, лесник. Лёд, след, ледник. |
Проверка. | Ученики работают в паре Ученики читают, доказывают свой выбор. |
8.Итог урока. (2 мин) Рефлексия. | - Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? -Какие слова называются родственными? -Какие признаки имеют родственные слова? Что нужно знать о правописании корня в родственных словах? - Оцените свою работу на этом уроке. Встаньте и подойдите к доске, кто усвоил тему, может объяснить товарищу, маме. Встаньте около своего стола, кто понял, но не может пока объяснить. Останьтесь сидя на месте, у кого остались вопросы и сомнения. | Научиться находить родственные слова и определять у них корень. Да. Однокоренные слова: 1) сходны по смыслу; 2)имеют общую часть – корень. он пишется одинаково |