Активизация словаря младших школьников
методическая разработка по русскому языку на тему

Вус Юлия Викторовна

Активизация словаря младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktivizatsiya_slovarya.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация словаря младших школьников

            Детство – важнейшая ступень в формировании языковой личности, в овладении речью. Одной из ее сторон является обогащение словарного запаса детей младшего школьного возраста.  Именно в младшем школьном возрасте усваивается основной словарный запас. Причем расширение словаря учащихся должно идти не столько за счет увеличения количества речевых единиц, сколько за счет уточнения значения каждого слова, углубления понимания значения известных и активно употребляемых слов, уяснения взаимосвязей между словами.

           Работа с синонимами и антонимами  – наиболее важная область словарной работы,  обогащающей активный словарь младших школьников. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, о действиях,  о   признаках   имеют   множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре детей синонимов, их обозначающих, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному.

             В данной статье представлен небольшой опыт работы с учащимися начальной школы в период педагогической практики.  С целью выявления уровня знаний о синонимах и антонимах  (на данный момент) обучения была проведена экспериментальная работа среди учащихся 1, 2, 3 классов. Данный эксперимент включал 2 этапа: констатирующий и обучающий.

Констатирующий этап.

На этом этапе был предложен тест  учащимся с 1-3 классы. Цель теста: Выявление уровня знаний о синонимах младших школьников на данный момент обучения. Задания в тесте были одинаковы для всех классов, для того чтобы проследить динамику увеличения словарного запаса младших школьников с каждым годом.

Содержание  теста:

  1.  Подчеркните синонимы.

Целью этого задания является выявление уровня знаний младших школьников в определении синонимов в ряду слов.

Большой, огромный, маленький, великий.

Народ, жители, человек, люди.

Беда, горе, счастье, несчастье.

  1.  Подберите синонимы к словам:

Целью этого задания выявить уровень словарного запаса слов.

Верный (друг) –

Верный (ответ) –

Смотреть –

  1.  Подчеркните из ряда слов наиболее точные слова.

Целью этого задания  является точность выбора слов в данном контексте.

После сильного дождя деревья в саду стояли (мокрыми, влажными, сырыми).

Чтобы сорвать гриб, надо (наклониться, нагнуться, накрениться).

Купили (липкую, клейкую, вязкую) бумагу для мух.

Если соль находится близко от воды, то она становится (мокрой, влажной, сырой).

Результаты получились такими:

1 класс

         Всего в классе 29 человек. В эксперименте участвовало 26 человек.  В первом классе начинается элементарная работа с синонимами, но не вводится понятие синонима. Перед тем как приступить к выполнению теста, на уроке литературного чтения, учащиеся познакомились с  рассказом  В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»? Дети дали характеристику щенку. Какой он? Глупый, смешной. Учитель: «А как по-другому можно сказать смешной»?  Дети: забавный, потешный. Учитель обратила внимание детей, что одного и того же щенка мы охарактеризовали разными словами, но по значению эти слова близкие. (Как нам представляется, вводить термин «синонимы» в первом классе не следует).

        Тестовые задания выполнялось под руководством  учителя.

Фрагмент занятия:

1 задание.

У: Прочитайте слова в первой строчке. (Большой, огромный, маленький, великий)

У: Покажите жестами, как вы понимаете слова  большой;  огромный; маленький; великий.

У: А теперь, ребята, я предлагаю вам выбрать из данных слов лишнее и обвести его в кружок, а те слова, которые у вас остались,  подчеркнуть.

Аналогично выполнялось задание в оставшихся двух строчках.

2 задание:

У: Как вы понимаете словосочетание верный друг?  (Друг, который никогда не оставит в беде, который всегда поможет, никогда не придаст).

У: А как по-другому можно сказать «верный»? (преданный, надежный)

У: Я предлагаю вам записать те слова, которые вы сейчас назвали.

Верный (друг)  - преданный, надежный.

Аналогично выполняется задание с оставшимися двумя строчками.

Верный (ответ)-

Смотреть-

3 задание:

После сильного дождя деревья в саду стали (мокрыми, влажными, сырыми).

У: Как вы думаете, есть ли различия между словами мокрый, влажный, сырой? (ответы детей)

Учитель на опытах показывает разницу этих слов:

Мокрый – в сосуд с водой учитель полностью опускает кусочек ткани и тут же вынимает. (Дети наблюдают, как с кусочка ткани стекает вода).

Влажный и сырой – учитель слегка намачивает кусочек ткани. (Дети сравнивают, что с первого кусочка текла вода, а со второго нет, второй кусок ткани немного влажный, в нем меньше воды).

У: А теперь, прочитайте первое предложение и из слов, которые даны в скобках. Выберите одно наиболее точное слово для данного предложения.

Аналогично проводилась работа с остальными предложениями.

Результаты выполнения тестовых заданий.

  1.  Правильно определили синонимы  - 26 % (7 чел.)

Неправильно определили синонимы – 26% (7 чел.)

Не поняли задание (всё подчеркнули сплошной линией) – 48% (12 чел.)

        Вывод: Как показал результат первого задания, большая часть детей не поняла задание. Хотя с синонимами дети знакомились на уроках чтения и русского языка, но специального, более глубокого  изучения данной темы  не было. Анализ задания 1 теста показал несформированность умения определять синонимы в ряду слов.

  1.  Правильно определили: Верный (друг) – 93%

                                                    Верный (ответ) – 90%

                                                     Смотреть – 83%

Выделили антонимы – 26%

Не справились с заданием – 3%

        Вывод: Учащиеся легко и быстро подобрали синонимы к словам, как показал результат выполнения 2-го  тестового задания, дети пытались дать качественную характеристику человека.

  1.  Верно, выделили слова – 38% (10 чел.)

Неверно выделили слова – 62% (16 чел.)

Вывод: неумение детей подбирать точные слова в контексте говорит о том, что уровень связной речи недостаточно высок. Это связано с тем, что дети не часто  сталкивались с такой работой.

2 класс

        Во 2 классе уже идет непосредственная работа с синонимами и вводится понятия «синоним», «антоним». Поэтому перед тем как приступить к выполнению теста, учитель-экспериментатор  напомнил детям, какие слова называются синонимами (это слова близкие по значению). Приводились  примеры синонимов: смешнойзабавный, потешный; работать трудиться; метель вьюга,  буран, пурга.

         Всего в классе 26 человек. Присутствовало 21 человек.

1 задание.

Правильно определили синонимы – 38% (8 чел.)

Неправильно определили синонимы – 57% (12 чел.)

Непонятно задание (всё подчеркнуто сплошной линией) – 1 человек

2 задание.

Правильно определили:  Верный (друг) – 5%. Верный (ответ) – 86%. Смотреть – 82%.

Неверно определили – 50%.

3 задание.

Правильно выбрали слова из ряда слов – 38% (8 чел.). Неверно выбрали слова из ряда слов – 62% (13 чел.).

      Вывод: Результаты теста показали, что у детей недостаточно  сформировано представление о синонимах. Детям второго класса недостаточно запаса слов для выполнения этой работы. Нет конкретного разграничения, отличия синонимов от антонимов. Возможно, это связано с тем, что изучению данных тем не уделялось должного внимания.

3 класс

        В 3 классе учащиеся уже хорошо  знакомы с терминами «синоним», «антоним». На уроках неоднократно выполняли задания по этой теме. Перед выполнением теста учащиеся повторили,  какие слова называются синонимами, антонимами и преступили к выполнению теста.

       В 3 классе всего 23 человека. В эксперименте участвовало 18 человек.

1  задание.

Правильно определили синонимы – 38% (7 чел.). Выделили антонимы – 17% (3 чел.). Непонятно задание – 1 человек. Не справились с заданием – 38% (7 чел.)

2  задание.

Правильно определили: Верный (друг) – 10%.

Верный (ответ) – 80%.

Смотреть – 8%.

 Выделили антонимы – 20%.  Неверно определили – 1 чел.

3 задание.

Правильно выделили слова из ряда синонимов – 38% (7 чел.)

Неверно выделили слова из ряда синонимов – 62% (11 чел.)

      Вывод: Результаты показали, что у учащихся 3 класса низкий уровень знаний о синонимах, антонимах. Возможно, эти ошибки допускались из-за непонимания отличия синонимов от антонимов, из-за ограниченного словарного запаса слов и из-за незнания значения слов.

        Итак, исследование показало, что у младших школьников, с которыми мы проводили экспериментальную работу, беден словарный запас. Оптимизация словарно-семантической работы в начальной школе возможна в условиях целенаправленной учебной деятельности, способствующей восприятию и пониманию содержания изучаемых слов, их сочетаний и устойчивых оборотов, осознанию смысловой связи однокоренных слов, антонимов и синонимов, и вместе с тем, формированию умения объяснять значение слов и словосочетаний. Такая работа, на наш взгляд, будет способствовать активизации словаря младших школьников.

Использованная литература:

  1. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа - 2002-№:6.- С.76- 80
  2. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная школа - 2003- № 4- С.47- 52.
  3. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - М.: Вентана - Граф, 1997.- 201с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографический словарь младшего школьника. 2 класс. Русский язык "Начальная школа XXI века"

Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 2 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...

Орфографический словарь младшего школьника 1 класс Русский язык «Начальная школа XXI века»

Рабочая тетрадь на печатной основе для работ над словарными словами по русскому языку для 1 класса по учебнику С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой и др. "Начальная школа XXI века".Материал си...

Работа с лексическими множествами на уроках иностранного языка как фактор обогащения словаря младших школьников (на примере тематических групп слов)

Обучение лексической стороне речи не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Нами рассмотрены этапы работы над лексикой...

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных.

Обогащения словаря младших школьников посредством прилагательных....

Орфографический словарь младшего школьника 1 класс

Позаимствовано с сайта учителя начальных классов Щербаковой Светланы  Владимировны.http://nsportal.ru/svetlanka17Работа со словарными словами...

Орфографический словарь младшего школьника 2 класс

Позаимствовано с сайта учителя начальных классов Щербаковой Светланы Владимировныhttp://nsportal.ru/svetlanka17...

Активизация словаря младших школьников

В статье рассказывается об одном из важнейших этапов словарной работы на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе - активизации словаря учащихся. Подробно описываются следующие н...