Конспект урока «Буква Р, звуки [р ] [ р’]
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта проекта урока
Предмет: Комбинированный урок Русский язык и Литературное чтение (Обучения грамоте)
Класс: 1
Наименование учебно-методического комплекта (УМК):УМК «Школа России»
Тема урока: Конспект урока «Буква Р, звуки [р ] [ р’]
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Место урока в системе уроков 13-й урок в Букварном периоде.
Цель: | Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке. |
Задачи: Образовательные: | • создать условия для ознакомления с новыми согласными звуками [р], [р’] и буквами «Р, р»; • обучение чтению слов с новой буквой; • продолжение работы по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха; • развитие воображения, памяти, мышления, • обогащение словарного запаса; • расширение кругозора; • воспитывать патриотизм и гражданственность воспитание любознательности, культуры труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в парах и группах. |
УУД: Предметные УУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: | Предметные: -формировать умение выделять звуки [р ] [ р’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы «городе букв»; соотносить все изученные буквы со звуками. Регулятивные: -понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; - определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки; - отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; -действовать по образцу и заданному правилу; - организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели Рефлексия способов и условий действия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками. - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках -Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей. -Обосновывать и доказывать собственное мнение. Личностные: -проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству - Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ. - Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки. |
Планируемые результаты: Предметные результаты: Предметные результаты в области ИКТ: Метапредметные результаты: Личностные результаты: | Различать строчную и заглавную буквы; осуществлять сравнение печатной и письменной букв Р.р; выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком[р], [р'];подбирать слова со звуками [р], [р'];использовать заглавную букву в именах собственных, грамотно оформлять предложение на письме, письменно отвечать на вопросы. Продолжат учиться работать на ноутбуках и с интерактивной доской Принимать и сохранять учебную задачу, контролировать выполняемые действия, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своим действиям, формулировать учебную задачу; работать с информационными источниками; проводить анализ с выделением существенных признаков; делать умозаключения и выводы. выражение собственного мнения, овладение культурой общения и поведения. |
Основные понятия: | Звук, буква, слово, слоги. Печатная и письменная строчная и заглавная буквы Р.р; слого-звуковой анализ слов; звуки [р], [р']; предложение. |
Межпредметные связи: | На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, математикой, окружающим миром. |
Ресурсы:
дополнительные | учебник: «Азбука» В.Г. Горецкого, электронное приложение к учебнику, Рабочее место учителя (компьютер + мультимедийный проектор+ интерактивная доска) Рабочее место ученика :ноутбуки |
Структура и содержание проекта урока
Дидактическая (этапы урока) | Планируемые результаты | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность | Деятельность |
1.Организационный момент | Положительный настрой | -Долгожданный дан звонок, Начинается урок! -Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного - мальчики. Умницы! Молодцы! Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам! | (садятся девочки) (Садятся мальчики) | Приветственное слово учителя |
2.Актуализация знаний | Формирование умения ориентировать ся в своей системе знаний: отличать новое от уже известного | Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! А когда мы утром встречаем кого-то, что говорим? Я предлагаю Вам подарить нашим гостям частичку нашего доброго утра. У вас на партах есть ромашки. Приложение1. Предлагаю в её серединке написать эту фразу. Давайте почитаем ее хором. Что мы прочитали? Какой знак в конце предложения? Какая схема подойдет? Сколько слов в нем? Так как мы ещё не научились быстро писать, то слово, в котором больше букв я изобразила смайликом, а короткое слово предлагаю вам написать самим. Посмотрите внимательно на это слово. | Доброе утро! Предложение. Восклицательный знак. Выбирают подходящую схему к предложению из нескольких предложенных. Сравнение количества букв в словах Это слово ДОБРОЕ – 6 букв | Мотивирует. Направляет Создаёт условия для частично-поисковой деятельности |
3. Постановка учебной задачи. | Постановка и формулирование проблемы. Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя Формирование целевых установок учебной деятельности планировать решение учебной задачи | С какой проблемой мы столкнулись? Как ее решить? А что такое буква? Значит нам мало только научиться писать? Приложение 2 Кто готов решать задачу? | Не можем его написать, т. к. не умеем писать букву Р Научиться её писать. Это обозначение звука. Составляют план: 1.Учиться находить звук в словах 2.Определить характеристики звука 3. Учиться проводить фонетический разбор слов с буквой Р 4. Научиться писать букву, слоги и слова с ней. 5. Научится находить в тексте слова с Р. (СЛАЙД) | Направляет |
4.Физ. минутка | «Злая собака» Ребята, а какое животное лучше всех произносит звук, с которым мы сегодня знакомимся? Давайте вспомним, как рычит большая собака, а теперь как маленькая (присесть) Какой ряд сядет тише | Выполняют артикуляционное упражнение + смена положения тела | ||
5.Поиск решения проблемы-открытие нового знания. | Формирование умения удерживать учебную задачу, слушать и понимать речь других Предметные УУД: знания о буквах и звуках знаково-символическое моделирование Коммуникативные УУД: дети допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения; Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи. Личностные УУД: оценивание детьми своей деятельности и деятельности товарища. | Мы выполнили только 1 задачу…Что мы учились делать? У кого получилось? Понаблюдайте за язычком. Значит это согласный или гласный звук? Давайте найдем его на ленте звуков. Как вы думаете, нам понадобятся помощники на уроке? Они спрятались в загадках Рыбка приплыла из сказки, С золотистою окраской. Можешь ей желанье молвить Вдруг попробует исполнить? Бабка, старый дед и внучка, Мышка, кот, собака Жучка - Вместе все меня смогли Вытянуть из-под земли. Приложение 3 А кто знает авторов этих произведений? Приложение 4 А как вы понимаете А. С. Пушкин – русский писатель Русская народная сказка? Что общего у этих слов? Где встретилась буква? Давайте сами вспомним слова с буквой, обозначающей звуки [р ] [ р’] Но мы ещё не все выяснили про эти звуки. Давайте обратимся к нашим помощницам. Они предлагают нам собрать схему слов. Как вы думаете, чему мы будем учиться, выполняя это задание? Оформите схемы слов. Работа в парах. Необходимо договориться кто какую схему раскрашивает. Взаимопроверка. Как вы думаете, с чем мы сегодня будем работать? А вы помните, как следует себя вести во время работы за компьютером? Повторим правила ТБ на рабочем месте. СЛАЙД На рабочем столе находим папку «1 класс» В ней находим и двойным нажатием левой кнопки мыши запускаем программу «Обучение грамоте». Находим и щелчком открываем изучаемую букву. Заходим в раздел составление звуковых схем слов Путем перетягивания элементов схем составляем звуковую схему слова. Звуковой сигнал проконтролирует правильность выполнения работы.
- Сколько гласных в слове рыбка, репка? -А сколько согласных в слове рыбка, а в слове репка? -Сколько слогов? -Куда падает ударение? -Какой слог ударный? -Что вы заметили? - Ребята, а почему это у вас звуки, которые обозначены буквой Р на схемах получились разного цвета? -Какой вывод мы можем сделать? Оценивание работы соседа. Давайте попробуем составить слоги с мягкими, твердыми звуками. -Вы сказали, что этот звук согласный. Если он согласный, то, что еще мы можем узнать про него? Сегодня у меня для вас опять маленький секрет: Проверим, ребята. Прием «Наушники» - закрыть уши ладошками, произнести звук несколько раз. -Ребята, а есть у этого звука пара? Итак, давайте сделаем вывод, что мы узнали о звуке (работа по схеме) СЛАЙД Приложение 7 Наши гости рыбка и репка довольны тем, как вы выполнили их задание. Подскажите, а кто из наших героев является одушевленным. Где живут рыбы. На чем передвигаются по воде? (картинка) А как вы думаете, какая самая протяженная река в нашей стране? | Оценивают своё умение произносить звук. Язычок перекрывает выход воздуха Определяют характеристики звука Изображение на интерактивной доске А. С. Пушкин – русский писатель Русская народная сказка Россия Русь Учатся проводить фонетический разбор слов с буквой Р Вспоминают правила работы в паре. Приложение 5 Повторяют правила ТБ при работе за компьютером Приложение 6 Работают на ноутбуке: Рабочий стол – папка «1 класс»-«Обучение грамоте»-буква Р- схемы слов Щелчком открывают картинку. Путем перетягивания элементов схем составляют звуковую схему слова. (звуковые элементы, элемент ударения и деления на слоги) После успешного составления схемы переходят к следующей. После анализа возвращаются в раздел Буква Р Звук Р бывает мягким и твердым Ри ра ро ры ру Звонкий он или глухой. Определяют, какой звук – звонкий или глухой. Нет, этот звук непарный Дают характеристику звука по схеме Буква Р обозначает согласный звук Это звук звонкий, непарный. Может быть твердым [р ] и мягким [ р’] Рыбка. В реках, морях На паруснике Приложение 8 Волга | Направляет Мотивирует. Проводит инструктаж работы с компьютером. Консультирует. Помогает. Проводит параллель с ранее изученным материалом. |
6.Физкультминутка. | Мы отправляемся в виртуальное путешествие по Волге. Мимо больших старинных городов. Но есть условие: Это города нашей Родины. А какой город нам ближе всех Как мы называли в нашем проекте на уроке Окружающего мира? Как вы думаете, почему я вспомнила о нашем городе? Если бы мы с вами были учеными, которые составляют карты, то нам было бы необходимо уметь записать эти слова | Выполняют упражнение в соответствии с заданными условиями Череповец. Малая Родина В его названии тоже есть буква Р | ||
7.Знакомство с написанием буквы. | планирование, прогнозирование. Формирование умения ориентироваться в прописи. Выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Знакомство с алгоритмом написания строчной буквы р Формирование умения удерживать учебную задачу | Знакомство с буквой. - А какой значок нам поможет увидеть звук [р]? Кто сможет найти ее на клавиатуре ноутбука? - Печатная Р это или письменная? -А кто умеет писать печатными буквами? Письмо в воздухе -Молодцы! Откройте прописи Анализ написания элементов строчной буквы Р -Наша задача сегодня научиться писать строчную Р - Обратите внимание, на рамочку в правом вернем углу этой же страницы. -Из каких элементов состоит буква р? (показываю на доске) -Запишите элементы этой буквы. Анализ написания строчной буквы р -Далее эти элементы нужно соединить. - Посмотрите на экран. Найдите раздел «Написание букв» Выберите «Письменная буква», Установите курсор на луче этапов написания на цифре 3 и щелчком по кнопке пуск запустите Ручки. Понаблюдайте за ручкой. - А теперь напишите пальчиком на ладошке. -Обведите по светлым линиям две буквы р. -Получилось? Чтобы все хорошо запомнили, напишем букву р со мной : я на доске, а вы в воздухе, на лодошке -Я напишу на доске под счет: раз-и, два-и. _ С помощью сигнальных карточек покажите, кто готов самостоятельно работать, а кому нужна помощь. | Ответы детей Самостоятельно запускают и просматривают демонстрацию написания строчной буквы Рабочий стол – папка «1 класс»-«Обучение грамоте»-буква Р- «Написание букв» - «Письменная буква» Следуя инструкции просматривают образец написания строчной буквы. При индивидуальной необходимости есть возможность просмотреть образец написания несколько раз. Прописывают букву в прописи. | Мотивирует. Направляет |
8.Применение новых знаний | учатся записывать слоги и сочетания, используя эталон в прописи | Чтение слогов и письмо слогов с изученной буквой приглашают вас прочитать слоги (слоги на доске) Но с твердым звуком[р]-громко, а с мягким [р’]тихо РА РО РИ РУ РЫ Сможем ли мы сейчас написать в ромашке слово – утро? | Записывают слоги. Сильные дети – слова второго столбика. Да! Записывают слово в ромашке. | Направляет, помогает. |
9.Организация работы по чтению и анализу текста | Формируем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. Формируем умение выделять звук в слове, находить слова с заданным звуком, ориентироваться в учебнике. Формируем умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции. | Работа по учебнику. Откройте учебники на страницу 64. Как называется рисунок к сказке? Что заметили в тексте? В каких частях слова находится эта буква? Чтение слов с выделенной буквой, работа с сигнальными карточками – ТВ. и Мяг. Понравилось, как прочитали текст, а кто тоже хочет научиться так хорошо читать? Найдите текст на следующей странице. Какая новая буква встретилась словах. Выполнили задачу? С каких слов мы начинали урок? | Хорошо читающий ученик читает отрывок из сказки. Иллюстрация. Остальные следят. Буква Р выделена жирным шрифтом. Начале и середине. Чтение текста КАКТУС хором Анализ текста. Россия, Русь | Направляет, помогает. |
10.Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ. | Формирование умения структурировать знания, умения выражать свои мысли. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование Формирование умения удерживать цель деятельности до получения её результата Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? - Что вы о ней узнали?(по ленте) - Что особенно запомнилось на уроке? Я запомнил …… Я научился… Мне было легко…. Мне было сложно… Какие слова написаны с заглавной буквы, почему? -Чему должны научится завтра? | Ответы детей Самооценка Ответы детей Россия, Русь Писать заглавную букву Р. | Благодарит детей за работу, отмечает тех, кто активно работал на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Буква Ш, звук [ш] по ФГОС.1 класс
Конспект урока "Буква Ш" по ФГОС, литературное чтение 1 класс....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Согласные звуки [с] , [с\']. Буква с. Написание букв и слогов с буквой с»
Шкатова Виктория Николаевна2МБОУ «СОШ №20»3Учитель начальных классов4Русский язык. Литературное чтение (Обучение грамоте)5класс6Тема и номер урока в теме: 33 урок. «Согласные звуки [...
Конспект урока "Буква Вв, звуки [в], [в`]"
Методическая разработка урока по Обучению грамоте в 1 классе, программа "Школа России"...
Конспект урока "Буквы и звуки"
Данный урок направлен на обощение понятий "Звуки" и "Буквы" у обучающихся 2 класса....
Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....
Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...
конспект урока "Буква Б, звук [б]
Тема «Буква Б, звук [ б] твердый и мягкий.Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [б], [б’] и буквами Б, б, обознача...