Урок русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» .
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Новосад Виктория Онуфриевна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание частицы  НЕ с глаголами» в 3 - д классе.

Учитель начальных классов  МБОУ НШ-ДС  №43 г. Сургута  Новосад Виктория Онуфриевна.

Стаж общий 24 лет, стаж работы в данной должности  24 лет, I квалификационная категория.

Образовательная система «Школа 2100».

Предмет: русский язык.

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.

Цели  урока:
- создание условий  для осознания и осмысления обучающимися новой информации;

- развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму;

- осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц.

Задачи урока:
Образовательные:

- углубить знания учащихся о глаголе как части речи (положительный  и отрицательный смысл глаголов);

- расширить знания о служебных частях речи;

- познакомить с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами.

Развивающие:

- развивать умение употреблять и правильно писать НЕ с глаголами;

- развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;

- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Воспитательные:

- воспитывать культуру учебного труда;

- создать творческий и благоприятный микроклимат в коллективе;

- воспитывать интерес к русскому языку.


Планируемые результаты:

Личностные результаты:

проявление интереса к изучению языка; воспитание любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: 

самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные (общеучебные):

извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; слушать и слышать других.

 

Структура урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности. (2 мин)
  2. Актуализация знаний. (5 мин)
  3. Постановка учебной задачи. (5 мин)
  4. «Открытие» новых  знаний. Построение проекта выхода из затруднения. ( 6 мин)
  5. Физкультминутка. (1 мин)
  6. Применение нового знания. (8 мин)
  7. Закрепление новых знаний. Самостоятельная работа. (7 мин)
  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. (5 мин)
  9. Домашнее задание. (1 мин)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

  1. Самоопределение к  учебной деятельности. (2 мин)

Задача: подготовить обучающихся к работе на уроке, создать необходимые условия для их включения в учебную деятельность.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Сегодня урок я хотела бы начать с пословицы.

-Прочитайте:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. 

- Объясните смысл этой пословицы.

-  Сегодня на уроке мы и будем учиться, будем открывать новые знания.

Откройте тетради и запишите число, «Классная работа». (Учитель напоминает о правильной осанке и аккуратном каллиграфическом  письме).

Учащиеся объясняют смысл пословицы, выражая готовность начать урок.

Дети пишут в тетради.

Настрой  на позитивное восприятие урока.

УУД

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний. (5 мин)

Задача: подготовить к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о глаголе, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

- Послушайте стихотворение:

«Что без меня предметы? Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета. Люди строят здание.

Цветут сады, и хлеб в садах растёт».

– О какой части речи говорится в этом стихотворении?

– Докажите.

– Найдите глаголы в стихотворении и выпишите их в тетрадь.

– Проверим.

- Оцениваем на полях тетради свою работу.

- Кто оценит себя по алгоритму.

- Обсудите в паре, что вы знаете о глаголе и допишите на карточках незаконченные предложения.

Карточка. (раздаётся одна на парту)

Глагол –

  1. Это … часть речи.
  2. Обозначает…
  3. Отвечает…
  4. Изменяется…
  5. В предложении является…

- Получилось у вас прийти к согласию, принять единое решение? Что вам в этом помогало или мешало?

- Я очень рада!

-Давайте проверим удалось ли вам выполнить это задание.

- Все ли согласны с этим мнением? Есть, что добавить?

Давайте по алгоритму оценим ответ одноклассника.

- Оцениваем на полях тетради свою работу.

- Что, ребята,  мы  сейчас повторили?

  • Слушают стихотворение.

- О глаголе.

-  Глаголы обозначают действие предметов.

Приду, придёт, летит, строят, цветут, растёт.

Дети оценивают свою работу, если всё верно – ставят плюсик, если есть 1-2 ошибки – «полуплюс», больше 2 ошибок – минус.

Ученик, пользуясь алгоритмом, выполняет самооценку.

Учащиеся вспоминают то, что они знают о глаголе, совещаются друг с другом и заполняют пропуски.

Ответы учащихся. Помогало прийти к согласию: умение слушать и слышать, дружелюбие.

Один ученик зачитывает.

Один ученик выполняет оценку деятельности  одноклассника.

-Повторили изученный материал о глаголе.

Актуализация знаний по теме «Глагол».

УУД

Регулятивные:

вырабатывать критерии оценки; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

развивать умение извлекать информацию  их текста; устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  1. Постановка учебной задачи. (5 мин)

Задача: формировать умения определять тему и задачи урока, планировать собственную деятельность.

а) - Прочитайте пословицы.

Волков бояться - в лес ходить.

Ссора до добра  доведёт.  

- После прочтения у вас возникли какие-либо вопросы?

- Предлагаю вам поработать в группах, посовещаться  и записать все вопросы которые у вас возникли.

- Прочитайте составленные вопросы.
Учитель фиксирует вопросы на доске.

- Ребята, посмотрите  на вопросы и попробуйте  сформулировать тему урока.

- Определите задачи нашего урока.

- У нас с вами получился вопросный план урока. Молодцы!

  • Дети читают пословицы.

- Да.

Работают в группах. Записывают вопросы на листок.

Дети слушают, сверяют со своими вопросами, если необходимо, дополняют. (Вопросы: - Почему не написано перед глаголом слово НЕ? – Для чего пишется слово НЕ перед глаголом? Что оно обозначает?– Чем оно является? – Как пишется слово НЕ с глаголами? – Какой смысл этих пословиц?)

Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами».

- Узнать какой частью речи является слово НЕ? Что оно обозначает? Определить как пишется не с глаголами?

Создание проблемной ситуации.

  • УУД:

Регулятивные:

самостоятельно формулировать тему и задачи урока;

составлять план учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные:

развивать умение извлекать информацию  их текста; устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

задавать вопросы;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  1.  «Открытие» новых  знаний. Построение проекта выхода из затруднения.(5 мин)

Задача: вызвать устойчивый  интерес к теме урока, развивать  коммуникативные навыки.

1. Вернёмся к нашим пословицам.

- Прочитайте их правильно.

- Когда вы добавили слово  НЕ, изменился ли смысл глагола.

-Для чего же служит частица НЕ?

- Объясните смысл этих пословиц.

- На какой вопрос плана урока мы дали ответ? Отметим его.

2. -Теперь выясним, какой частью речи является слово НЕ. Что такое НЕ?

 - На какие две группы делятся все части речи?

-В какой группе частей речи следует искать  слово НЕ?  Докажите свою точку зрения.

- Кто знает, как называется эта служебная часть речи?

- Сейчас на какой вопрос ответили? Отмечаем.

- Как хорошо вы работаете! Продолжим наши открытия!

3. Глаголы  не любят частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя.

- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице НЕ:

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица НЕ – красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголах и частице НЕ?

- Какое открытие вы сделали?

- Запишите его в свой блокнот открытий!

Таким образом мы ответили на все вопросы нашего плана.

Читают пословицы.

- Да, изменился.

- Частица НЕ служит для отрицания действия.

Ответы детей.

- На самостоятельные и служебные.

- В служебных частях речи. НЕ – служебная часть речи, так как к ней нельзя поставить вопрос, это слово ничего не обозначает.

- Частица. (Если никто не знает, говорит учитель)

Слушают стихотворение.

Ответы учащихся.

- Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Дети записывают новую орфограмму в блокнот открытий.

  • Формирование и развитие  совместной познавательной деятельности.

УУД

Регулятивные:

работать по плану, сверяя свои действия с целью;

строить логическую цепь рассуждений, доказательств.

Познавательные:

развивать умение извлекать информацию  их текста; устанавливать причинно-следственные связи;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

строить рассуждения.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения.

  1. Физкультминутка (1 мин)

Задача: восстановить физические и духовные силы ученика.

Учитель называет слова: встаньте, потанцуйте, не прыгайте, присядьте, не вставайте, встаньте, попрыгайте, не прыгайте, не садитесь, сядьте и др.

Дети выполнят действия. Если произносится глагол с частицей НЕ – действие не выполняется, но дети хлопают в ладоши.

  1. Применение нового знания. (8 мин)

   Задача: отрабатывать умение правильно писать НЕ с глаголами .

1.Работа с правилом.

- Давайте вспомним, что мы узнали сегодня о частице НЕ.

- Вы самостоятельно вывели правило о правописании НЕ с глаголами.

- Где можно проверить наши утверждения?

- Откройте стр. 112  учебника и прочитайте правило.

Правильный ли вывод мы сделали?

- Сейчас вы сможете записать пословицы, в написании которых вы испытывали затруднение? Запишите их в тетрадь и выделите новую орфограмму.

- Обмениваемся тетрадями с соседом по парте, сверяем написанное с образцом.

- Оцениваем работу соседа.

2. Работа в учебнике.

- Я сейчас предлагаю выполнить упр. 362. Сначала в группах составьте правильные пословицы, объясните их смысл.

- Следующее задание с этим упражнением – запишите по 2 пословицы (1 вариант 1 и 3;  2 вариант 2 и 4). Выделите новую орфограмму.

Сверим с образцом. Оценим свою работу.

Частица НЕ – это служебная часть речи. Она пишется раздельно с глаголами и  обозначает отрицание действия.

  • В учебнике.
  • Учащиеся читают правило в учебнике, соотносят вывод, находят новое.

-Да.

Учащиеся записывают пословицы, выделяют орфограмму.

Сверяют с образцом на слайде.

Дети выполняют взаимопроверку.

Дети в группах совещаются, затем по одному представителю отвечают.

Дети записывают пословицы, выполняют самопроверку и самооценку.

УУД

Регулятивные:

вырабатывать критерии оценки; определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями;

развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:

структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез;

развитие речевых умения (правильное употребление пословиц в речи).

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

  1. Самостоятельная работа. (7 мин)

Задача:  развивать умения письменной речи – написания слов с изученными орфограммами и их графического обозначения.

  1. Самостоятельная работа.

Следующее задание выполните по карточкам. У каждого карточка на столе. Выберете себе задание по силам. Выполните его в тетради.

 Карточка .

Уровень 1.

Запишите глаголы, раскрывая скобки.

(Не)мог, (не)сверкает, (не)белеют, (не)хотел,(не)любила,  (не)искали, (не)подходите, (не)верь.  

Уровень 2.

Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей НЕ.

Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах).

Как ты относишься к малышам?(обижаю)

Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»?(любила)

Уровень 3.

Допиши к выражениям глаголы  с частицей НЕ.

Водой (…). – крепкая дружба.

Зуб на зуб (…).  – сильно замёрзнуть.

В рот (…).  – еда приготовлена невкусно.

(…) броду – (…) в воду – предупреждение о принятии поспешных решений.

  1. Проверка самостоятельной работы.

Сверка с эталоном. 2, 3 уровень –могут зачитать свои работы.

- Оцените себя.

Выводы :

- Чему учились в задании?

  • Учащиеся выбирают задание по силам.
  • Самостоятельно его выполняют.

Уровень 1.

Не мог, не сверкает, не белеют, не хотел, не любила, не искали, не подходите, не верь.

Уровень 2.

Школьники не рисуют на страницах книг.

Я не обижаю малышей.

В сказке «Двенадцать месяцев» мачеха не любила падчерицу.

Уровень 3.

Водой не разольёшь.

В рот не лезет.

Не зная броду – не лезь в воду.

Дети сверяют с эталоном.

Желающие зачитывают свои работы. Остальные сверяют. Оценивают свою работу.

- Писать не с глаголами, работать самостоятельно, оценивать себя.

Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать,  применяя новые правила.

УУД

Регулятивные:

вырабатывать критерии оценки;

определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями;

формировать умения соотносить работу с эталоном, выявлять места ошибок, затруднений.

Познавательные:

использовать полученные знания на практике;

устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. (5 мин)

Задача: осмыслить полученные знания, формулировать трудности, возникшие  на уроке и пути  их решения.

- Вернёмся к плану урока.

- Какие задачи ставили? Все ли выполнили?

- Какие открытия сделали?

- Какие действия выполняли для этого?

- Какие оценки получили?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- Часто ли вы произносите пожелания своим близким и друзьям?

Давайте сейчас сделаем такое  «Дерево пожеланий»,  мы на листиках  напишем друг  другу пожелания из глаголов с частицей НЕ и прикрепим на дерево. (нарисовано на плакате) Пусть ваши пожелания сбудутся, а полученные знания будут применяться.

- Я вам желаю не забывать новую орфограмму (прикрепляет свой листочек).

Дети отвечают на вопросы.

Учащиеся подсчитывают количество плюсиков, если их 5 – ставят «5», 4 –«4», 3 –«3», «2» не выставляются. (2 «полуплюса» считают за один плюс).

Учащиеся пишут пожелания с глаголом и с частицей  НЕ, вывешивают листики на «Дерево пожеланий».

Обобщение материала, выводы, самооценка.

УУД

Регулятивные:

вырабатывать критерии оценки;

определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями;

Познавательные:

обобщать  изученный материал,

делать выводы.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

  1. Домашнее задание. (1 мин)

Задача: формировать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности.

- Ребята, дома вы можете выполнить одно из трёх заданий:

1. упражнение № 363;

2. составить и записать правила поведения в лесу, используя глаголы с частицей НЕ (не меньше 4);

3. найти и записать пословицы по теме урока ( не меньше 4).

Дети записывают домашнее задание по выбору.

Производить выбор задания, руководствуясь собственными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....

Урок русского языка "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ"

Урок для 4 класса по системе Занкова.  Тип урока: урок рефлексии.Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных о...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"

Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"...

Урок русского языка Правописание безударных окончаний глаголов

Предлагаю вашему вниманию урок русского языка в 4 классе , где присутствуют элементы  методики обучение средствами субъективизации( автор Г.А. Бакулина) . В соответствии с данной методикой дети ...

урок русского языка "ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ"

Обучающиеся научатся распознавать глаголы среди слов других частей речи; узнавать неопределенную форму глагола; определять число, время, род (в прошедшем времени) глаголов и изменять их по числам, вре...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание личных окончаний глагола в слове "гнать" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)

Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».Задачи урокаДидактические:формирование умения определять спряжение глаголов., в том числе у глаголов...