Урок русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» .
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._pravopisanie_chastitsy_ne_s_glagolami.docx | 48.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание частицы НЕ с глаголами» в 3 - д классе.
Учитель начальных классов МБОУ НШ-ДС №43 г. Сургута Новосад Виктория Онуфриевна.
Стаж общий 24 лет, стаж работы в данной должности 24 лет, I квалификационная категория.
Образовательная система «Школа 2100».
Предмет: русский язык.
Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Цели урока:
- создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации;
- развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму;
- осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц.
Задачи урока:
Образовательные:
- углубить знания учащихся о глаголе как части речи (положительный и отрицательный смысл глаголов);
- расширить знания о служебных частях речи;
- познакомить с ролью частицы НЕ и её раздельным написанием с глаголами.
Развивающие:
- развивать умение употреблять и правильно писать НЕ с глаголами;
- развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;
- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Воспитательные:
- воспитывать культуру учебного труда;
- создать творческий и благоприятный микроклимат в коллективе;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
проявление интереса к изучению языка; воспитание любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные (общеучебные):
извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; слушать и слышать других.
Структура урока:
- Самоопределение к учебной деятельности. (2 мин)
- Актуализация знаний. (5 мин)
- Постановка учебной задачи. (5 мин)
- «Открытие» новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения. ( 6 мин)
- Физкультминутка. (1 мин)
- Применение нового знания. (8 мин)
- Закрепление новых знаний. Самостоятельная работа. (7 мин)
- Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. (5 мин)
- Домашнее задание. (1 мин)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Формируемые УУД | |
Задача: подготовить обучающихся к работе на уроке, создать необходимые условия для их включения в учебную деятельность. | ||||
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. Сегодня урок я хотела бы начать с пословицы. -Прочитайте: Не стыдно не знать, стыдно не учиться. - Объясните смысл этой пословицы. - Сегодня на уроке мы и будем учиться, будем открывать новые знания. Откройте тетради и запишите число, «Классная работа». (Учитель напоминает о правильной осанке и аккуратном каллиграфическом письме). | Учащиеся объясняют смысл пословицы, выражая готовность начать урок. Дети пишут в тетради. | Настрой на позитивное восприятие урока. УУД Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | ||
Задача: подготовить к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о глаголе, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока. | ||||
- Послушайте стихотворение: «Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят здание. Цветут сады, и хлеб в садах растёт». – О какой части речи говорится в этом стихотворении? – Докажите. – Найдите глаголы в стихотворении и выпишите их в тетрадь. – Проверим. - Оцениваем на полях тетради свою работу. - Кто оценит себя по алгоритму. - Обсудите в паре, что вы знаете о глаголе и допишите на карточках незаконченные предложения. Карточка. (раздаётся одна на парту) Глагол –
- Получилось у вас прийти к согласию, принять единое решение? Что вам в этом помогало или мешало? - Я очень рада! -Давайте проверим удалось ли вам выполнить это задание. - Все ли согласны с этим мнением? Есть, что добавить? Давайте по алгоритму оценим ответ одноклассника. - Оцениваем на полях тетради свою работу. - Что, ребята, мы сейчас повторили? |
- О глаголе. - Глаголы обозначают действие предметов. Приду, придёт, летит, строят, цветут, растёт. Дети оценивают свою работу, если всё верно – ставят плюсик, если есть 1-2 ошибки – «полуплюс», больше 2 ошибок – минус. Ученик, пользуясь алгоритмом, выполняет самооценку. Учащиеся вспоминают то, что они знают о глаголе, совещаются друг с другом и заполняют пропуски. Ответы учащихся. Помогало прийти к согласию: умение слушать и слышать, дружелюбие. Один ученик зачитывает. Один ученик выполняет оценку деятельности одноклассника. -Повторили изученный материал о глаголе. | Актуализация знаний по теме «Глагол». УУД Регулятивные: вырабатывать критерии оценки; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: развивать умение извлекать информацию их текста; устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | ||
Задача: формировать умения определять тему и задачи урока, планировать собственную деятельность. | ||||
а) - Прочитайте пословицы. Волков бояться - в лес ходить. Ссора до добра доведёт. - После прочтения у вас возникли какие-либо вопросы? - Предлагаю вам поработать в группах, посовещаться и записать все вопросы которые у вас возникли. - Прочитайте составленные вопросы. - Ребята, посмотрите на вопросы и попробуйте сформулировать тему урока. - Определите задачи нашего урока. - У нас с вами получился вопросный план урока. Молодцы! |
- Да. Работают в группах. Записывают вопросы на листок. Дети слушают, сверяют со своими вопросами, если необходимо, дополняют. (Вопросы: - Почему не написано перед глаголом слово НЕ? – Для чего пишется слово НЕ перед глаголом? Что оно обозначает?– Чем оно является? – Как пишется слово НЕ с глаголами? – Какой смысл этих пословиц?) Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами». - Узнать какой частью речи является слово НЕ? Что оно обозначает? Определить как пишется не с глаголами? | Создание проблемной ситуации.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и задачи урока; составлять план учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: развивать умение извлекать информацию их текста; устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; задавать вопросы; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | ||
Задача: вызвать устойчивый интерес к теме урока, развивать коммуникативные навыки. | ||||
1. Вернёмся к нашим пословицам. - Прочитайте их правильно. - Когда вы добавили слово НЕ, изменился ли смысл глагола. -Для чего же служит частица НЕ? - Объясните смысл этих пословиц. - На какой вопрос плана урока мы дали ответ? Отметим его. 2. -Теперь выясним, какой частью речи является слово НЕ. Что такое НЕ? - На какие две группы делятся все части речи? -В какой группе частей речи следует искать слово НЕ? Докажите свою точку зрения. - Кто знает, как называется эта служебная часть речи? - Сейчас на какой вопрос ответили? Отмечаем. - Как хорошо вы работаете! Продолжим наши открытия! 3. Глаголы не любят частицу НЕ. Она такая маленькая, а «перечёркивает» то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. - Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице НЕ: Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица НЕ – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! - Что вы узнали из стихотворения о глаголах и частице НЕ? - Какое открытие вы сделали? - Запишите его в свой блокнот открытий! Таким образом мы ответили на все вопросы нашего плана. | Читают пословицы. - Да, изменился. - Частица НЕ служит для отрицания действия. Ответы детей. - На самостоятельные и служебные. - В служебных частях речи. НЕ – служебная часть речи, так как к ней нельзя поставить вопрос, это слово ничего не обозначает. - Частица. (Если никто не знает, говорит учитель) Слушают стихотворение. Ответы учащихся. - Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Дети записывают новую орфограмму в блокнот открытий. |
УУД Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; строить логическую цепь рассуждений, доказательств. Познавательные: развивать умение извлекать информацию их текста; устанавливать причинно-следственные связи; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; строить рассуждения. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | ||
Задача: восстановить физические и духовные силы ученика. | ||||
Учитель называет слова: встаньте, потанцуйте, не прыгайте, присядьте, не вставайте, встаньте, попрыгайте, не прыгайте, не садитесь, сядьте и др. | Дети выполнят действия. Если произносится глагол с частицей НЕ – действие не выполняется, но дети хлопают в ладоши. | |||
Задача: отрабатывать умение правильно писать НЕ с глаголами . | ||||
1.Работа с правилом. - Давайте вспомним, что мы узнали сегодня о частице НЕ. - Вы самостоятельно вывели правило о правописании НЕ с глаголами. - Где можно проверить наши утверждения? - Откройте стр. 112 учебника и прочитайте правило. Правильный ли вывод мы сделали? - Сейчас вы сможете записать пословицы, в написании которых вы испытывали затруднение? Запишите их в тетрадь и выделите новую орфограмму. - Обмениваемся тетрадями с соседом по парте, сверяем написанное с образцом. - Оцениваем работу соседа. 2. Работа в учебнике. - Я сейчас предлагаю выполнить упр. 362. Сначала в группах составьте правильные пословицы, объясните их смысл. - Следующее задание с этим упражнением – запишите по 2 пословицы (1 вариант 1 и 3; 2 вариант 2 и 4). Выделите новую орфограмму. Сверим с образцом. Оценим свою работу. | Частица НЕ – это служебная часть речи. Она пишется раздельно с глаголами и обозначает отрицание действия.
-Да. Учащиеся записывают пословицы, выделяют орфограмму. Сверяют с образцом на слайде. Дети выполняют взаимопроверку. Дети в группах совещаются, затем по одному представителю отвечают. Дети записывают пословицы, выполняют самопроверку и самооценку. | УУД Регулятивные: вырабатывать критерии оценки; определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями; развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные: структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; развитие речевых умения (правильное употребление пословиц в речи). Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | ||
Задача: развивать умения письменной речи – написания слов с изученными орфограммами и их графического обозначения. | ||||
Следующее задание выполните по карточкам. У каждого карточка на столе. Выберете себе задание по силам. Выполните его в тетради. Карточка . Уровень 1. Запишите глаголы, раскрывая скобки. (Не)мог, (не)сверкает, (не)белеют, (не)хотел,(не)любила, (не)искали, (не)подходите, (не)верь. Уровень 2. Ответьте на вопросы, используя данные в скобках глаголы с частицей НЕ. Как школьники относятся к книге? (рисуют на страницах). Как ты относишься к малышам?(обижаю) Как относилась мачеха к падчерице в сказке «Двенадцать месяцев»?(любила) Уровень 3. Допиши к выражениям глаголы с частицей НЕ. Водой (…). – крепкая дружба. Зуб на зуб (…). – сильно замёрзнуть. В рот (…). – еда приготовлена невкусно. (…) броду – (…) в воду – предупреждение о принятии поспешных решений.
Сверка с эталоном. 2, 3 уровень –могут зачитать свои работы. - Оцените себя. Выводы : - Чему учились в задании? |
Уровень 1. Не мог, не сверкает, не белеют, не хотел, не любила, не искали, не подходите, не верь. Уровень 2. Школьники не рисуют на страницах книг. Я не обижаю малышей. В сказке «Двенадцать месяцев» мачеха не любила падчерицу. Уровень 3. Водой не разольёшь. В рот не лезет. Не зная броду – не лезь в воду. Дети сверяют с эталоном. Желающие зачитывают свои работы. Остальные сверяют. Оценивают свою работу. - Писать не с глаголами, работать самостоятельно, оценивать себя. | Умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые правила. УУД Регулятивные: вырабатывать критерии оценки; определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями; формировать умения соотносить работу с эталоном, выявлять места ошибок, затруднений. Познавательные: использовать полученные знания на практике; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | ||
Задача: осмыслить полученные знания, формулировать трудности, возникшие на уроке и пути их решения. | ||||
- Вернёмся к плану урока. - Какие задачи ставили? Все ли выполнили? - Какие открытия сделали? - Какие действия выполняли для этого? - Какие оценки получили? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? - Часто ли вы произносите пожелания своим близким и друзьям? Давайте сейчас сделаем такое «Дерево пожеланий», мы на листиках напишем друг другу пожелания из глаголов с частицей НЕ и прикрепим на дерево. (нарисовано на плакате) Пусть ваши пожелания сбудутся, а полученные знания будут применяться. - Я вам желаю не забывать новую орфограмму (прикрепляет свой листочек). | Дети отвечают на вопросы. Учащиеся подсчитывают количество плюсиков, если их 5 – ставят «5», 4 –«4», 3 –«3», «2» не выставляются. (2 «полуплюса» считают за один плюс). Учащиеся пишут пожелания с глаголом и с частицей НЕ, вывешивают листики на «Дерево пожеланий». | Обобщение материала, выводы, самооценка. УУД Регулятивные: вырабатывать критерии оценки; определять степень успешности своей работы в соответствии с этими критериями; Познавательные: обобщать изученный материал, делать выводы. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. | ||
Задача: формировать самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. | ||||
- Ребята, дома вы можете выполнить одно из трёх заданий: 1. упражнение № 363; 2. составить и записать правила поведения в лесу, используя глаголы с частицей НЕ (не меньше 4); 3. найти и записать пословицы по теме урока ( не меньше 4). | Дети записывают домашнее задание по выбору. | Производить выбор задания, руководствуясь собственными возможностями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"
Урок русского языка в 4 классе "Правописание личных безударных окончаний глаголо". К уроку подготовлена презентация....
Урок русского языка "ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ"
Урок для 4 класса по системе Занкова. Тип урока: урок рефлексии.Содержательная цель урока: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных о...
Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"
Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...
Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"
Урок русского языка "Правописание личных окончаний глаголов"...
Урок русского языка Правописание безударных окончаний глаголов
Предлагаю вашему вниманию урок русского языка в 4 классе , где присутствуют элементы методики обучение средствами субъективизации( автор Г.А. Бакулина) . В соответствии с данной методикой дети ...
урок русского языка "ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ"
Обучающиеся научатся распознавать глаголы среди слов других частей речи; узнавать неопределенную форму глагола; определять число, время, род (в прошедшем времени) глаголов и изменять их по числам, вре...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание личных окончаний глагола в слове "гнать" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)
Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».Задачи урокаДидактические:формирование умения определять спряжение глаголов., в том числе у глаголов...