Диктанты
методическая разработка по русскому языку на тему

Муртазина Лайсан Габбасовна

диктанты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktanty_po_russkomu_yazyku.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Диктант №1

У учительницы.

   За дверью Маруся и Верочка с красивыми листьями. Девочки пришли навестить больную учительницу. Она лежит в постели третью неделю. Рада гостям!

Задания:

  1. Спиши слова:

1 вариант                                   2 вариант

Тюлень, клюёт, ястреб            мебель, съёмка, юг

Под каждым словом указать количество букв и звуков;

Над последней буквой последнего слова надписать значок звука, который она обозначает.

  1. Записать буквы алфавита, которые находятся между буквами:         о……т                        ё…….к

  1. Выписать слово, в котором ударение на втором слоге:

1 вариант                                      2 вариант

карандаш, книжка, обложка;   написали, ручка, тетрадка

Диктант №2

   Ребята работали. А Петя сел на ступеньку и сидит. Потом поймал кошку. Стал ей песню петь. Но тут он услышал ребячьи крики. Выпустил Петя кошку и помчался к друзьям. Давно пора. (31слово)

Задания:

1.В указанном предложении подчеркнуть буквы парных по глухости-звонкости согласных, которые не являются орфограммами.

2.Над выделенной буквой обозначить её звук

3.Поставить галочку над Ь, если он разделительный

Диктант №3

- Какой шум!

- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

- Что ты такой шум поднял?

- Да разве я виноват? Это листья под лапами шуршат. (22 слова)

Задания:

1.Поставить «галочку» перед началом побудительного предложения.

2.Над двумя последними предложениями указать, какие они по цели и интонации.

3.Решить, о чём говорится в последнем предложении, найти нужное слово и подчеркнуть его.

Диктант №4

   У старой ели  на концах ветвей теперь висели шишки. В этом году их большой урожай. А в шишках зреют семена. Хорошо кормить ими жителей леса! Пусть птицы, белки зимой будут частыми гостями! Еды всем хватит! А ветви укроют от вьюги. (40 слов)

Задания:

  1. Определить, о чём говорится в тексте, выбрать и вписать более точное название: Старая ель  или Птицы;
  2. Поставить галочку перед предложением, в котором передана главная мысль текста. (Правильным ответом будет указание на любое из двух последних предложений).
  3. Указать цифрами, сколько звуков в слове теперь.
  4. В первом предложении обвести кружком буквы, за которыми скрывается звук й.

Диктант  (за 1полугодие)

   По вечерам дома тихо, уютно. Мама правит школьные тетради. Она учительница. Тётя Даша шьёт. Папа работает с книгами. Я играю в куклы или рисую. Каждый занят своим делом. Но потом мы часто садимся рядом и вместе  читаем. (37 слов)

Задания:

  1. По теме озаглавить текст.
  2. Отметить предложение с основной мыслью.
  3. В выделенном предложении найти все звуки й и поставить галочку над буквами, за которыми он скрывается.
  4. Указать цифрой, сколько звуков в слове учительница.

Проверочная работа №1

  1. В столбик записать слова, делая «окошки» на месте орфограмм в корнях слов.

Слова: круг, град, парус, пляж, шарф, рукав, утюг, ведро, ряды, пятно,  весна, гнездо, свисток, смельчак, крольчата, больница, будка, дудка, клюшка, пряжка, плюшка, маска, указка, соринка, вершина, сладкий, жидкий, меткий, унёс, увёз, взяла, светить,  хвалить.

  1. Перед вами несколько проверок, которые предложили ребята в одном из вторых классов. Если вы согласны с проверкой, воспользуйтесь ею, решите орфографическую задачу и запишите слово полностью; если нет – дайте свою проверку и запишите её перед словом. Выбор буквы докажите, используйте условные обозначения. (слова записаны на доске)

Сл.зает (с дерева) – слёзы

Обл.зать (ложку) – лезет

Нат.нул (лук) – тянет

Т.щить (сумку) – тощий

       3.  В столбик запишите под диктовку слова, после каждого доказывайте выбор буквы в корне.

Ногти, влез, крышка, кружка, матрёшка, накидка, крепкая, два  часа, одно яйцо, тянул, на стекле, на краю, пилой.

Проверочная работа №2

  1. Списать предложения, отмечая вес орфограммы.

     Следом за нами по дорожке бежал Барсик. Он ужасно спешил. Какой он был смешной!

  1. В столбик списать слова, сохраняя «окошки». Рядом записать по два проверочных слова. Затем вставить буквы ручкой другого цвета.

1 вариант                                       2 вариант

рома.ка                                          ча.ка

нап.лить                                        зацв.тать

кра.кий                                          коро.кий

  1. Диктант

(Следы)  (Утро в саду)

Чудесное утро. Лёгкий мороз. Сад ещё весь в снегу. Я смотрю кругом. Вот на снегу цепочка свежих следов. Какой зверь проходил тут? Неужели это наш старый кот Иваныч? (28 слов)

Задания:

  1. Выбрать и записать на оставленной строке тот заголовок, который полнее, точнее передаёт, о чём говорится в тексте (тему).
  2.  Над последней буквой в слове вдруг указать звук, который этой буквой обозначен.

Диктант №5

(Вкусные семена)  (В зимнем лесу)

     Спит снежный лес. Вдруг птичья стайка пролетела над поляной. Неужели это клесты? Вот они облепили  вершины елей  и ухватились за шишки цепкими когтями. Там много вкусных семян. (27 слов)

 Задания:

  1. Выбрать и записать на оставленной строке тот заголовок,     который полнее, точнее передаёт, о чём говорится в

         тексте (тему).

  1. Выписать по одному примеру: а) название признака вместе с названием предмета; б) название действия.
  2. Над последней буквой в слове сад указать звук, который этой буквой обозначен.

Итоговый диктант.

       Один раз я шёл вдоль ручья. Под кустом заметил ежа. Я дотронулся до зверька сапогом. Ёж фыркнул и поддал иголками в сапог. Я скатил колючий клубок в шляпу. Понёс домой.

        Стал ёж жить. Налью ему молока – он выпьет. Дам вкусную булочку – съест. (42 слова)

Задания:

  1. Над последней буквой второго слова указать звук, который она обозначает.
  2. Найти в словах Ь. если он указывает на мягкость согласного звука, обвести кружочком. Если он разделительный, подчеркнуть.
  3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова налью.
  4. В слове понёс показать строение слова.

(Факультативно) Озаглавить текст, передав его тему (о чём?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Обучающий диктант с элементами свободного диктанта по разделу "Словообразование имен существительных"

Главная цель урока - развитие умения пользоваться ориентировочной основой действий при написании слухового диктанта и проверке написанного, что позволяет снизить нервно-эмоциональное напряжение в усло...

"Учимся писать диктанты" Рекомендации для родителей и учителей (образцы мини-диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов)

Интересные рекомендации для родителей и учителей;  образцы диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов. Подходят для всех УМК....

Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».

Варианты диктантов для конкурса «Можем мы диктант писать на «4» и на «5»....

Методика зрительных диктантов в процессе коррекционой работы на логопедических диктантов.

Зрительный диктант как один из приёов психологической коррекции на логопедических занятиях в начальной школе....

Арифметический диктант диктанты

Арифметические  диктанты для начальной школы...

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов

Методические рекомендации к проведению зрительных диктантов по методике Федоренко и тексты диктантов для учащихся 4 класса (2-4 четверти). зрительные диктанты выполняются регулярно на каждом урок...

Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России

Словарные диктанты, диктанты 2 класс Школа России...