Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.
статья (4 класс)

Наталия Вадимовна Танцурова

Активизация познавательной деятельности

младших школьников на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности

младших школьников на уроках русского языка.

Танцурова Н.В., ноябрь 2023г.

         Каждый учитель является частью огромной системы российского образования и должен осознавать и понимать свое место и предназначение в этой системе.

Основные принципы образовательной политики России определяются Национальной доктриной образования и Федеральной программой развития образования и находят свое воплощение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

       Модернизация общеобразовательной школы предполагает:

- ориентацию не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей;

-   формирование опыта самостоятельной деятельности;

Базовыми целями начального образования в условиях модернизации являются:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

-  формирование у младших школьников желания и умения учиться;

   Решить данные проблемы в комплексе может только создание новой модели начальной школы, в которой главным является педагогически организованный процесс развития личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Начальное общее образование - первая ступень общего образования.

Задача начальной ступени - развитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося.

     Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребёнка – главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего познавательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательную активность, познавательные интересы и способности. Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.

                      1.1. Педагогические условия и средства активизации познавательной

                                        деятельности младших школьников.

        Известно, что ведущим видом деятельности для младшего школьника является учение, которое может носить разный характер: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий. Каким же образом активизировать учение младших школьников?

        Среди средств активизации учения школьников дидакты выдвигают такие, как учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации учения. Рассмотрим, как реализовать каждое из названных средств в практике работы учителя.

Содержание учебного материала содействует обогащению и расширению знаний ребенка, приобретению опыта, развитию его кругозора. Однако не все в содержании учения привлекает младших школьников. Поэтому перед учителем встает задача — заинтересовать детей. Одним из средств повышения познавательной активности детей является показ значимости и ценности содержания учебного материала, что необходимо соблюдать на всех этапах урока, особенно при постановке перед детьми познавательных задач, создания стимулов учения. Так, например, при изучении темы «Ударение» важно показать детям, что знать этот материал необходимо для того, чтобы правильно произносить слова, безошибочно писать в них безударные и ударные орфограммы.

         Возрастными особенностями младших школьников диктуется соблюдение такого требования, как привлечение занимательности. На уроке целесообразно использовать ребусы, дидактические игры, викторины, загадки и другой материал, который может заинтересовать, увлечь учащихся.

      Установление межпредметной и внутрипредметной связи обогащает содержание учебного материала, позволяет детям убедиться в нужности ранее полученных знаний, активизирует процесс их учения. Реализуется это требование посредством таких приемов, как напоминание, указание, сравнение, решение познавательных задач с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Например, с целью активизации познания детей в процессе художественной деятельности на уроке изобразительного искусства в III классе по теме «Окно и пейзаж за окном» можно привлечь знания из природоведения (вспомнить из экскурсии вид деревьев, оттенки окраски листьев), из математики (сравнить форму листьев с геометрическими фигурами) и т. п.

    Наряду с содержанием учебного материала большую роль играют методы, при помощи которых организуется обучение и младшие школьники включаются в процесс познания. К  основным из них ученые относят методы проблемного обучения и самостоятельную работу.

    В проблемном обучении выделяются такие методы, как

1.  Проблемное изложение знаний. Учитель ставит проблему, показывает процесс ее решения, т. е. «рассуждает вслух»,

2.  Эвристическая беседа, в ходе которой учащиеся привлекаются к поиску на отдельных этапах изложения материала. Учитель ставит проблему, излагает учебный материал, но с помощью отдельных вопросов, выполнения  практических заданий включает детей в процесс поиска.

3. Исследовательский метод обучения. Применение этого метода возможно при условии, если дети в состоянии осуществить все этапы поисковой деятельности.

На начальной ступени обучения наиболее распространены первые два метода. проблемного обучения: проблемное изложение знаний учителем, привлечение учеников к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

Сутью проблемного обучения является проблема, т. е. такая познавательная задача, результат и способы решения которой ученикам не известны, но у них имеются необходимые знания для того, чтобы решить ее.

Познавательные задачи целесообразно ставить на всех уроках. Для этого учителю следует шире использовать методический аппарат учебников, не упускать из виду вопросы, направленные на выработку умения рассуждать, сравнивать, оценивать, сопоставлять.

 Тем не менее, как отмечает один из ведущих исследователей в данной области И. Я- Лернер, проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения..

     Существенную роль в активизации познавательной деятельности школьников играет и самостоятельная работа как метод обучения. В процессе самостоятельного поиска активно работает мышление, поэтому усвоенные знания осмысленны, прочны.

     Самостоятельная работа в учебном процессе развивает познавательные способности учащихся, содействует выработке практических умений и навыков, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания осмысленными и глубокими.Это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий.

     Самостоятельные работы различаются по дидактическим целям (направлены на подготовку учащихся к восприятию нового материала, на закрепление усвоенных знаний и т. п.), по материалу, над которым работает ученик (учащиеся считают, измеряют и др.), по способу организации (фронтальная, индивидуальная, групповая). Независимо от вида самостоятельная работа является действенным методом активизации учения детей при условии, если  она соответствует  дидактическим  целям урока, если задания посильны учащимся и даются в определенной системе, с постепенным нарастанием трудности.                Содержание самостоятельной работы должно носить творческий характер, предусматривать задания индивидуального характера.

       Результаты самостоятельной работы во многом зависят от того, насколько учащиеся осознают ее цель и стремятся к достижению цели, обладают необходимыми знаниями, умениями и навыками для ее выполнения. Важно также, чтобы учитель подводил итоги самостоятельной деятельности учащихся, отмечая успехи и слабые стороны в ней.

      Одним из ведущих методов обучения у детей младшего школьного возраста является игра. Дидактическая игра оказывает большое влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, делает учебный процесс интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливают интерес детей к предмету, к познанию им окружающего мира. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, решать различные задачи.

   Интересно, что многие игры и упражнения можно строить на материале различной трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечивает участие в игре учащихся с различным уровнем знаний.

 Мы часто слышим о перегрузках в школе у малышей – первоклассников. На самом деле перегрузка прячется не в программном материале, а в нас самих, в нашем неумении найти правильные методы, приемы обучения на уроках. Важно, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной.

   На уроках можно использовать игры: «Путешествия в лес», «Поездки за город», «Космические путешествия». В пути делаются остановки, на которых детей ожидают герои любимых сказок. Они дают задания и чтобы попасть на следующую станцию, малышам нужно их выполнить.

   Во время путешествий ставятся, прежде всего, учебные и развивающие цели: развитие логического мышления, творческого воображения и смекалки.

   Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса.

   В первом классе практически каждый день происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Чебурашка и Буратино, весёлые человечки и диковинные звери. Они часто просят помощи, совета у ребят. Звучит песенка с давно знакомыми словами, а ребятам надо найти в них названия предметов.

   В процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники не могут продолжительное время заниматься одним видом деятельности, как правило,  в середине урока у них падает активность, угасают интерес к уроку, ребята быстро утомляются, начинают отвлекаться, поэтому стараюсь  организовать работу так, чтобы процесс обучения проходил интересно, в доступной форме и без перегрузок.

В своей работе использую занимательный материал, игровые моменты. При работе по изучению слов с непроверяемыми написаниями на тренировочно-закрепительном этапе используют различные игровые моменты типа «Подскажи словечко», например:

На жарком солнышке подсох,

И рвётся из стручков…(горох)

Прошу вас все слова назвать,

Где –оро- надо написать.

Также шуточные вопросы и загадки.

В каких словах спрятались ноты?

Помидор, ребята, дорога и др.

В каких словах ель «растет»?

Понедельник, учитель и др.

При закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру «Иду в гости». Эту игру можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Игра даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

   В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», «желтые» - это «хозяева».

   «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят отметку. Затем приглашают нового «гостя».

Карточка с заданием.

 

 

   Детям такая игра очень нравится, т.к. кроме всего  прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях.

   Эту игру можно провести по любым темам: «Безударные гласные, проверяемые ударением, «Непроизносимые согласные», «Склонение имен существительных» и т.д.

   С большим интересом на уроках русского языка ученики играют в дидактическую игру «Подбери рифму». Эта игра занимает 5-6 минут.

Цель игры: развивать творческое воображение, речь учащихся, расширять их кругозор. Для игры нами были приготовлены карточки со словами, чтобы каждые 3-4 слова рифмовались. На начальном этапе дети подбирали по одному слову в рифму: клинок-рожок. Когда ребята уже хорошо умеют справляться с этим заданием, можно перейти ко второму этапу. Дети должны  составить стишок на заданную тему. В процессе работы появились такие стишки:

                                       ***

                             Вот они какие –

                             Тюльпаны озорные!

                             Им весело живётся,

                             А мне уж как придётся.

                                                (Данил К.)

                                       ***

                             На санках и на лыжах

                             Люблю кататься я.

                             И всё это придумала

                             Красавица зима.

                                                (Ира З.)

Играют в эту игру ученики с увлечением, ощущая себя маленькими поэтами. У ребят появляется гордость за свои маленькие победы, за своё мастерство. Не говоря уже о том, что у большинства учащихся появляется желание узнать как можно больше слов, выражений, которые помогут им высказать мысли о любви к природе, Родине, близкому человеку.

На уроке русского языка в 3 классе по теме «Глагол» можно провести деловую игру. Каждому ученику раздаются визитки:

На столах стоят таблички с названием отделов, плакаты-рубрики для газеты «Глагол»:

 

Ребята работают по рубрикам. Использую разные виды заданий:

-заменить фразеологизмы глаголами (совать нос, распускать руки и др.);

-употребите глаголы правильно (Мороз щипать щёки);

-подчеркните правильный ответ. В этом задании используется тест.

Сколько спряжений у глагола?

а) Одно.

б) Три.

в) Два.

Отдел новостей знакомит с новым понятием спряжение.

Отдел писем предлагает ответить на письма читателей. Читатели задают вопросы о глаголе. Ребята отвечают, используя пословицы, поговорки.

Отдел информации предлагает  делать выводы, сравнивать, анализировать.

Задание: что общего в глаголах?

Р-совал, г-стил, св-рил, и т.д.

Распределите глаголы по орфограммам в корне.

В конце деловой игры подводятся итоги.

  Такие уроки позволяют развивать познавательные способности у учащихся, формировать интерес к учебным предметам. У школьников появляется желание быть участниками такой деловой игры.

1.2. Занимательный материал как средство активизации               познавательной деятельности младших школьников.

      Одним из важных педагогических условий активизации познавательной деятельности младших школьников является использование в процессе обучения разнообразного занимательного материала. Опишем некоторые из них.

    Создание игровых ситуаций способствует формированию познавательных интересов в процессе обучения. Такие ситуации могут быть созданы путём внедрения в учебный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление. Загадка необходима ребёнку, т.к. учит его познанию окружающего мира.

   На уроках русского языка при изучении различных орфограмм загадки помогают разнообразить работу, «сухой» материал преподнести в занимательной форме.

   Изучая тему «Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч.»  на различных этапах урока можно использовать такие загадки:

Сами крошки,

Боятся кошки;

Под полом живут,

Туда всё несут.

(Мыши)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка) и т. д.

При разгадывании загадок:

1.)формируется любовь к народному творчеству, родному языку;

2.)мобилизуются умственные силы;

3.)развивается находчивость, сообразительность, быстрота  реакции;

4.)оттачивается и дисциплинируется ум;

5.)дети приучаются к чёткой логике, рассуждению, доказательству.

   Из загадок легко составить кроссворды, сканворды, чайнворды которые являются также средством повышения познавательных интересов.

   Кроссворд – это игра-задача, требующая заполнения словами пересекающихся рядов клеток. Особенность кроссворда в том, что слова пересекаются в одной и той же букве.

   Чайнворд – имеет много общего с кроссвордом. Разница в том, что в чайнворде слова не пересекаются, а следуют одно за другим.

   В «криптограмме» каждая буква зашифрованного текста соответствует определённой цифре. Буквы каждого ключевого слова надо вписать в клеточки рисунка соответственно с цифрами, затем из отгаданных слов составить слова или предложения.

   Ребус требует соблюдения определённых правил и приёмов решения, с  которыми ознакомили ребят.

   Шарады – слова-загадки, в которых, несколько букв, слогов или частей слова выделено и описано самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово. Например:

Мой первый слог – предлог,

И во втором мы проживём всё лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.

(За-дача)

     Младшие школьники с большим интересом и удовольствием разгадывают предложенные нами на уроках кроссворды, ребусы, шарады, чайнворды. Урок оживляется, расширяется кругозор детей, обогащается их речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности младших школьников на уроках русского языка и математики средствами дидактических игр по УМК «Планета знаний»

В результате изучения методической литературы по УМК «Планета знаний» становится понятно, что воспитать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если хорошо знать лингвист...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка.

   Развитие лучших личностных качеств, формирование разносторонней и полноценной личности ребёнка – главная задача школы. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового ...

Педагогическое исследование на тему: «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету»

В данной работе определены цели , задачи, методы педагогического исследования.Выдвинута гипотеза исследования активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка....

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами» 26.12.2013г.

"Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами"...

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка как средство повышения качества знаний учащихся и развития интереса к предмету

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьн...

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...