Урок письма в 1 классе
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Создать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи; способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества; развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma_v_1_klasse_po_sisteme_razvivayushchego_obucheniya_l.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Зюзюкина Ирина
Урок письма в 1 классе по
системе развивающего обучения Л.В.Занкова
Тема урока: Правописание буквосочетаний жи-ши
Тип урока: урок первичного усвоения знаний
Цели: предметные: содействовать развитию графического навыка и каллиграфического почерка, а также безотрывного письма; способствовать развитию навыков правописания сочетаний жи-ши, оформления предложений;
личностные: создать условия для воспитания навыков культуры общения, ответственного отношения к качеству письменной речи;
регулятивные: способствовать развитию учения ставить цель, проводить самоконтроль и рефлексию;
коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности; формирование навыков сотрудничества;
познавательные: развивать умение выполнять анализ, обобщение, классификацию, исключение.
Оборудование: тетрадь по русскому языку №4, компьютер, экран, проектор, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(Дети вместе с учителем стоят в круге)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна.
- Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие в волшебный сказочный мир, в котором живут звуки и буквы.
Вы согласны?
- В пути вы должны быть очень внимательными, помогать и поддерживать друг друга. И раз мы с вами договорились отправиться в сказку, то начнём урок именно с неё.
Жили – были в одном далёком селении счастливые люди. Они умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто. Они протягивали друг другу руки. Их ладошки встречались, и между ними вспыхивала крошечная искорка, маленькое солнышко. Такое маленькое, что оно не обжигало, а согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах людей. Давайте протянем друг другу ладони, посмотрим в глаза друзей, улыбнёмся и почувствуем тепло наших рук. Сохраните его.
- Какое у вас стало настроение?
- Я очень рада!
- Потрите ладошки друг о друга, почувствуйте тепло, и удобной вам рукой закройте глаза и произнесите вслух: «Мои глаза внимательно смотрят»
- Дотроньтесь до ушка и скажите: «Мои уши внимательно слушают»
- А теперь коснитесь головы и произнесите: «Моя голова очень хорошо думает»
- Молодцы! Теперь я уверена, что вы справитесь с любым заданием!
II. Минутка чистописания.
- Ребята, а какие вы знаете сказки?
- А как начинается большинство сказок? (жили-были)
- С какого звука начинается это слово?
- Произнесите его. Расскажите о нём. Какой он? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким? Парный или непарный?
- Вы сказали, что звук ж парный, назовите мне его пару.
-А он какой? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? А он бывает мягким?
- Сейчас я предлагаю вам вспомнить как пишутся буквы Ж и Ш.
- А поскольку мы с вами в сказке, то я позову на помощь своего верного друга и помощника Весёлого Карандаша. Он напомнит о том, как правильно пишутся эти буквы.
Праворукие дети
- Внимательно посмотрите, как пишется заглавная и строчная Жж. А теперь возьмите ручку и ещё раз вместе с карандашом пропишите в воздухе. Теперь самостоятельно вы можете приступить к написанию.
Леворукие дети.
- Внимательно следите за движениями моей руки и слушайте мои пояснения. Теперь давайте вместе со мной. Молодцы! Приступайте к самостоятельному написанию.
(Аналогично буква Шш)
- А теперь выберите из каждой строчки ту букву, которая по вашему мнению наиболее удачно у вас получилась и подчеркните её.
III. Целеполагание
- Ребята, а если бы нам с вами предложили написать сказку?
- Как вы думаете, мы бы справились?
- Давайте попробуем.
- Сказку начнём со слов жили – были.
- Давайте немного поработаем со словом жили.
- Сколько в нём слогов?
- Назовите первый, второй.
- А что вы можете сказать о звуке и?
- А какой звук обозначает ж?
- Тогда почему же надо писать и?
- Какая перед нами стоит проблема?
-Когда я училась в школе, нам рассказывали сказку о сочетаниях жи-ши и я до сих пор её помню.
- Хотите послушать эту сказку?
Сказка о том, как поссорились буквы
Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я.Жили очень дружно.
И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут когда их найдут. Шипящие во все щели заглянули – многих нашли. Вот только не смогли найти гласные Ы, Ю, Я. Искали, с ног сбились, усталые и голодные поздно вечером возвращались они домой. Вдруг видят: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделись шипящие – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоят они больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружат только с И, А, У. Так в русском языке появились сочетания ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЖИ – ШИ.
- Интересная сказка?
- А что вы неё узнали? О каком орфографическом правиле я рассказала?
- Молодцы! Вы очень внимательны! Я действительно рассказала вам о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
IV. Актуализация знаний.
1.- Давайте вместе хором прочитаем это правило. А теперь по группам.
2. Работа в группах.
- Ребята, сейчас я предлагаю поработать в группах. Кто хочет сегодня быть моим помощником? (Назначить самой)
Группа 1. Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Группа 2. Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Группа 3.
Вставьте пропущенные сочетания жи-ши.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,
Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.
Проверка.
Пальчиковая гимнастика.
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
- Молодцы! Наши ручки отдохнули. Продолжаем работать.
3. Работа с рисунками.
- Ребята, посмотрите вокруг. В классе размещены рисунки. Найдите и прикрепите на доску только те, которые помогут нам запомнить новое правило.
- Давайте ещё раз повторим это правило.
(лиса, жираф, шишка, машина, волк, лыжи, снежинка, пружина, шиповник, карандаши, моржи)
- Хорошо, молодцы!
- На какие две группы мы можем разделить эти слова. Запишите в два столбика.
Проверка.
Гимнастика для глаз
- Мой верный помощник Весёлый Карандаш предлагает вашим глазкам отдохнуть. Следите глазками за появляющимися предметами на экране.
V. Закрепление изученного.
- Вы такие молодцы, все задания выполнили верно. В начале урока мы с вами договорились написать сказку. И теперь, когда вы познакомились ещё с одним правилом русского языка, вы смело можете приступать к работе.
Проверка.
- На предметном столе лежат слова, из которых каждая группа составит предложение. После того, как группа составит предложение, выходите к доске и размещаете своё предложение.
(Обязательно группа хором должна прочесть предложение)
- Ребята, а я тоже придумала несколько предложений. Посмотрите, что у нас получилось.
Жила-была ёлочка.
Она росла в лесной глуши.
Ёлочке очень хотелось дружить.
Однажды пошёл пушистый снег.
На ёлочку упала красивая снежинка.
Ёлочка предложила ей дружбу.
Так лесная красавица нашла подругу.
- Молодцы! Мы справились с заданием? Решили проблему, которую мы обозначили в начале урока? С каким сочетанием мы сегодня познакомились?
- Ребята, а кто считает, что он справился со всеми заданиями сегодняшнего урока отлично, поднимите ручки, а кто считает, что ещё необходимо немного поработать над этим правилом?
- А теперь давайте снова станем в круг. Если у вас сохранилось хорошее настроение, то протяните ко мне ладошки и улыбнитесь, если ваше настроение испортилось, сомкните руки в замок.
- Я очень рада, что у вас хорошее настроение и вы уходите с урока довольные собой и своей работой!
Группа 1
Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Группа 1
Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Группа 1
Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Группа 1
Задание. Подчеркните слова с сочетанием жи.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Группа 2
Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Группа 2
Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Группа 2
Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Группа 2
Задание. Подчеркните слова с сочетанием ши.
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,
Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.
Группа 3
Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,
Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.
Группа 3
Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,
Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.
Группа 3
Задание.Вставьте пропущенные буквосочетания
Жирафы, шины и моржи,
Шиповник и карандаши,
Жи - Кру…ть, слу…ть, дру…ть и …ть,
Ши - Спе…ть, сме…ть, …петь и …ть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма 1 класс "Письмо изученных букв".
В начале урока дети выразили свое настроение, мотивацию учебной деятельности при помощи знаков «настроения», обосновали свой выбор. Перед детьми была поставлена проблема: нужны ли школы ...
Открытый урок письма 1 класс "Письмо заглавной буквы Р"
Письмо заглавной буквы Р...
Конспект урока письма 1 класс "Письмо заглавной буквы К" УМК "Перспектива"
Материал содержит конспект урока письма для учащихся 1 класса (УМК "Перспектива")...
Конспект урока. Письмо. 1 класс.Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова»
Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: формировать у учащихся умение проверять написание согласных на конце слова.Планируемые результа...
Урок письма 1 класс В гостях на улице Сезам. Письмо заглавной буквы П
Ознакомление с алгоритмом письма заглавной буквы «П»;отрабатывать умение находить сходные элементы с элементами новой буквы; формировать навыки каллиграфического письма;развивать познавательный интере...
Конспект урока письма 1 класс "ПИСЬМО ЭЛЕМЕНТА "КОРОТКАЯ НАКЛОННАЯ ПРЯМАЯ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ ВВЕРХУ"
Цель деятельности учителя: учить детей правильно писать элементы букв;Планируемые результаты: предметные: развивать навык правильного письма, развитие мелкой моторики, развивать у учащихся навыки звук...
конспект урока письма 1 класс, тема "Письмо ь и ъ знаков"
Цель: Организовать деятельность детей по овладению начертанием Ь и Ъ знакаЗадачи:Образовательная:1. Учить каллиграфически правильному написанию буквы и ее соединений.Развивающа...