1 | Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Беседа по девизу урока. - Ребята, пусть девизом нашего урока будет пословица: «Не мил и свет, если друга нет». Как вы понимаете её смысл? - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Ваши улыбки пусть будут пожеланием удачной работы на уроке. - Откройте тетради, запишите число и классная работа. На доске оформлена запись: Восемнадцатое марта. Классная работа. (Тема урока закрыта карточкой.)
| Ответы детей. | Личностные УУД: 1.формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 2. освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;
Коммуникативные: 1.формируем умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; Регулятивные: 1.волевая саморегуляция.
|
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | -Тему нашего урока я зашифровала с помощью словарных слов. Сейчас мы повторим правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Запишите словарные слова, обозначьте орфограммы. Человек, ракета, снегирь, футбол, билет, синица, однажды. Проверка. - Е, о 4. Т 7. О
- А 5.И, т
- Е 6. И
- Поднимите руку те, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы! Можете себе уже поставить + на полях. Итоги работы подведём в конце урока. Теперь расшифровываем тему нашего урока. - Буква, которая обозначает непарный мягкий согласный звук.
- Буква, которая обозначает безударный гласный.
- Буква, которая обозначает твёрдый согласный звук.
- Орфограмма в этом слове.
- Буква, которая обозначает безударный гласный.
- Буква, которая обозначает непарный твёрдый согласный звук.
- Последняя буква в слове.
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о частях речи?
| Учащиеся записывают словарные слова в тетрадь, пропустив строчку для темы урока.
Работа в паре, взаимопроверка по «ключу».
Тема: Частицы. Записывают на пропущенной строке.
Один ученик составляет таблицу. Части речи | Самостоятельные части речи | Служебные части речи | Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол, Имя числительное, Местоимение, Наречие.
| 1.Имеют лексическое значение 2. Отвечают на вопросы 3. Являются членами предложения 4. Имеют морфемы 5. Изменяются | Предлог, Союз, Частица. | 1.Не имеют лексического значения. 2. Не отвечают на вопросы 3. Предлог и союз не являются членами предложения. |
| Познавательные УУД: 1.формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 2. Формируем умение представлять информацию в виде таблицы; Коммуникативные УУД 1.формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные: 1.учатся осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Личностные : 1.самоопределение; 2. смыслообразование.
|
3 | Постановка учебной задачи. | - Как вы думаете, нам уже всё известно о частицах? - Есть что-то, чего мы ещё не знаем? - Подумайте, над какими вопросами мы должны задуматься?
Учитель кратко формулирует и записывает вопросы: - Что такое частица?
- Использование.
- Член предложения.
- Виды частиц.
| Дети предлагают свои цели. Учитель обобщает. 1. Понять, почему эта часть речи называется служебной. 2. Уточнить, для чего используется эта часть речи. 3. Узнать, являются ли они членами предложения. 4. Узнать новые частицы. 5. Как различать эти части речи.
| Регулятивные: 1.учатся планировать свою деятельность; 2. учатся выполнять действия в устной, письменной речи; 3. учатся исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет». Коммуникативные: 1. формируем умение признавать возможность существования различных точек зрения; 2. научить участвовать в коллективном обсуждении проблемы, 3.формируем умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: 1. освоение способов решения проблем поискового характера.
|
4
5
| Решение учебной задачи
Первичное закрепление | 4.1. -Сейчас вы будете работать в паре. Возьмите лист, на котором напечатаны пословицы. Прочитайте их. В.лков б.яться- в лес х.дить. Ссора до д.бра д.в.дёт.
-Обсудите в паре: правильно ли они написаны? -Почему изменился смысл пословицы?
-Какой смысл придаёт частица не глаголу? -Прочитайте правильно. -Объясните смысл пословиц.
-С какой частью речи пишется частица «не»? - Что вы знаете о правописании частицы не?
Задание: спишите пословицы правильно, вставьте пропущенные буквы и частицы, подчеркните орфограммы. 1-е предложение ученик записывает с комментированием у доски. 2-е предложение - после обсуждение в паре -самостоятельная работа.
4.2 - Кто помнит девиз нашего урока? Повторите и запишите пословицу по памяти. Определите части речи. У всех ли слов вы легко смогли определить части речи?
4.3 Знакомство с другими видами частиц. - Давайте познакомимся с новыми знаниями, которые нам предлагают авторы учебника. Откройте учебник на странице 84. Рассмотрим теоретический материал. Прочитайте сообщение о частице.
Работа в группах. Каждая группа получает задание: на листке записаны предложения. Найти частицы, определить какие оттенки привносят они в смысл предложения, и выписать их по группам.
Языком не спеши, а делом не ленись. Разве сегодня хорошая погода? Ни пуха, ни пера. Неужели сегодня опять пойдёт снег? Вряд ли сегодня будет гроза. Если бы я не устал, то сегодня прочитал бы книгу.
Теперь вы сможете определить часть речи у слова «если»? Проверка работы по группам. Возвращаемся к нашим задачам. На какой вопрос сможем ответить? Возвращаем к вопросу, который ставили в начале урока: для чего используется эта часть речи. 4.4 Одна из задач была, определить, чем в предложении являются служебные части речи и как они подчёркиваются. Чтобы ответить на поставленный вопрос вернёмся к нашему девизу. Разберите это предложение по членам предложения. -Какие слова вы не смогли никак подчеркнуть? Почему? - Являются ли служебные части речи членами предложения? - Раз они не являются членами предложения, договоримся выделять их определённым значком. ( Квадратом)
Физминутка. Я сейчас буду называть глаголы. Вы выполняете действия. Если я скажу глагол с частицей - действие не выполняете. Будьте внимательны! Встаньте, похлопайте, не прыгайте, присядьте, не вставайте, не садитесь, сядьте.
Упражнение 233на странице 85. Письмо по памяти. |
Обучающиеся выяснят, что пословицы записаны неправильно, т.к. отсутствует частица «не». Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению. Делают вывод: «не» с глаголами отрицает действие.
Вывод: частица не с глаголами пишется раздельно.
Подведём итог: не - орфограмма.
Не мил и свет, если друга нет. Трудность вызвало слово «если». Мы ещё не знаем, какой части речи это слово.
Обучающиеся знакомятся с теоретическим материалом о частице, перечисляют частицы, с которыми могут встретиться.
Обучающиеся заполняют таблицу: Отрицание | Вопрос | Неуверенность | Не, ни | Разве, неужели | Вряд ли, если бы, бы |
Ученик заполняет таблицу: виды частиц.
Без самостоятельных частей речи, мы не смогли бы выражать свои мысли. А частицы придают предложениям различные оттенки мыслей и эмоций.
| Познавательные УУД: 1.формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: 1.формируем умение слушать и понимать других; 2.формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4.формируем умение работать в паре. Личностные УУД: 1. формируем умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
Регулятивные УУД 1. формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 2. учатся отличать верно, выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД: 1.формируем умение извлекать информацию из схем, текстов;
Регулятивные УУД: 1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
|
6 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов
| -Составьте памятку в парах о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте подходящие по смыслу частицу и дополните своими советами. Девочек _дёргать за к.сички. _ драться на п.р.менах. На уроках _г.в.рить с с.сед.м. _ прих.дить вовремя на занятия. Проверка: обменяйтесь тетрадями. Давайте проверим по ключу. (Правильно оформленная работа ученика проецируется на экране). -Поднимите руки те, кто не сделал не единой ошибки? -Молодцы! Какие ещё советы вы могли бы предложить? | Обучающиеся вставляют частицу не в предложения. Списывают предложения в тетрадь. Вызванный ученик вставляет пропущенные буквы и частицы на компьютере. Выделяют частицу квадратом.
|
Личностные УУД: 1.формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: 1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: 1.формируем умение работать в паре.
|
7 | Итог урока. Рефлексия.
| - Итак, какова была основная деятельность на нашем уроке? -Возвращаемся к вопросам, которые ставили в начале урока. На все вопросы мы нашли ответ?
Работа с таблицей, которую оформляли в течение урока. - Где в жизни могут пригодиться знания о частицах?
Оценивание обучающихся.
-У вас на партах есть смайлики, но они без эмоций. Ваша задача поставить сейчас ту эмоцию, которой соответствует ваше настроение и уровень вашего понимания темы. Если вы разобрались в данной теме и можете помочь другому, то ставим улыбку.
Если вы понимаете, но еще остались вопросы, ставьте нейтральную. Если же у вас возникают трудности при нахождении частицы, ставите грустный смайл.
| Обучающиеся вспоминают вопросы и дают ответы на них.
| Регулятивные УУД: 1.формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД 1.формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД: 1.формируем умение слушать и понимать других; 2.формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |