"Мягкий знак - показатель мягкости согласных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кулик Валентина Фёдоровна

Тема: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме.  

Формирование универсальных учебных действий (УУД) –

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- развивать умение слушать и понимать других;

- уметь работать в паре;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные:

- развивать умение высказывать свое предположение;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы.

 

 

Оборудование урока:

  1. Персональный компьютер, презентация.
  2. Условные знаки для рефлексии.

3.Учебник русского языка .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx178.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.

Цель: Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме.  

Формирование универсальных учебных действий (УУД) –

Личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- развивать умение слушать и понимать других;

- уметь работать в паре;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные:

- развивать умение высказывать свое предположение;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы.

Оборудование урока:

  1. Персональный компьютер, презентация.
  2. Условные знаки для рефлексии.

3.Учебник русского языка .

Сценарий урока

I.   Мотивирование к учебной деятельности. Орг. момент

 -Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Поприветствуйте их.

-Начинаем урок русского языка.

Слайд1

 Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский ) 

-Как вы понимаете слова Константина Григорьевича Паустовского?

-Мы  будем продолжать углублять сегодня знания в этой науки.

- Ребята, посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас в классе была хорошая погода. У вас на партах две карточки солнышко и облачко, поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

-Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, не очень хорошее ─ тучкой. У кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

-Девизом нашего урока будут следующие предложения.

-Прочитайте его.

-Прочитаем хором.

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи!

Слайд2

-Какие качества мы должны взять на урок, чтобы урок был успешным?

(Трудолюбие, внимание, старание, усидчивость, взаимовыручку, любознательность, уважение)

-Запишите число, классная работа.

II. Постановка учебной задачи.

Слайд3

Заколдован  невидимкой,

Дремлет  лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.  (С. Есенин.Пороша)

-Прочитайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Пороша».

-Какую картину вы себе представили?

-Назовите слово в котором 5 букв и 5 звуков.

-Составим транскрипцию этого слова. (На доске и в тетрадях) [с а с н а].

-Какая орфограмма встретилась в этом слове?

-Ка проверить безударную гласную в корне слова?

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу.

-Первое задание в зимнем лесу вам приготовила белка.

-Разгадайте ребусы.

Легкие ребусы для детей

http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/32a2170bfad85c4a9830cccbcd834652.jpg     Сосулька

http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/7cb0d9552abe32f329d567ee86a4e612.jpg        Зорька

http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/29b0ce90c866a9b07232bee1535a7b21.jpg       Рыцарь

Пример ребуса КАПЕЛЬ

Капель

- Кто разгадал ребус?  Назовите слова. Слайд4

 Что объединяет эти слова? Назовите тему урока.  (Мягкий знак- показатель мягкости согласного звука )Слайд5

 -Вторым нам встретился соболь, который  спрашивает: чему вы хотите научиться на уроке, какую цель поставим на уроке? (Правильно писать слова с  мягким знаком. Научиться правильно употреблять на письме ь знак).

Слайд  (Ознакомиться со свойством обозначения мягкости согласного звука на письме мягким знаком.)

 -Давайте выясним к чему вы уже готовы, а к чему нет. Что вы уже знаете о ь знаке?

-В первом классе мы его назвали и хитрой и талантливой буквой. Почему? Слайд

Не обозначает звука                                                         Стоит на конце и

                                                                                                в середине слова.

30 буква в

алфавите

 Ь

       При переносе ь знак                                        Не может стоять в начале слова,

       остается на 1 строке                                         не имеет заглавной буквы.

-Сегодня на уроке мы постараемся узнать больше об этой хитрой талантливой букве.

 - Подумайте, как приобретенные знания, помогут вам в жизни. (Грамотно писать).

III.Физкультминутка для глаз

IV. Чистописание

-Отправляемся дальше в путешествие по зимнему лесу. Нас встречает красавец леса лось. Он приготовил следующее задание.

-Повторим написания мягкого знака в соединении с другими буквами.

-Какие соединения встретились.

сььм

-Пропишите одну строчку чередуя.

 V. Погружение в тему.  

Двигаемся дальше по зимнему лесу. Следующее задание приготовила рысь.

(Учитель показывает мел, учащиеся записывают это слово на доске и втетради.)

-Рядом запишите транскрипцию этого слова.

- Измените слово так, чтобы все согласные стали мягкими.

Мел– мель – [м, эл']

- Сравните эти слова. Какими звуками они различаются?

(В слове мел твердый звук (Л), а в слове мель мягкий звук (Л,).)

- Как обозначили мягкость согласного звука (Л,)? (Буквой Ь)

- Одинаково ли значение этих слов?

(Мел – мягкий белый известняк. Мель – мелководное место в реке, водоеме.)

-Какую роль выполняет мягкий знак в слове мель?

-Сравним наши ответы с правилом в книге.

-Прочитай правило на с. 124

-Сколько частей в правиле?

-Поставьте вопросы.

Упр. 203

-Зачеркните ь знак в словах. Что вы заметили? (Изменилось значение слова)

-Чем является мягкий знак в словах? (Орфограммой.)

-И так давайте ещё раз проговорим, что мы нового узнали о мягком знаке.

Согласный звук перед ним читается мягко

Не обозначает звука            

Даёт слову новое значение

Является орфограммой

30 буква в

Стоит на конце и в середине слова

алфавитеЬ

       При переносе ь знак                                        Не может стоять в начале слова,

       остается на 1 строке                                         не имеет заглавной буквы.

VI.Физкультминутка 

VII.Чистописание

-Двигаясь по зимнему лесу нас встречает…

-Вы узнаете, если отгадаете загадку:

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса.

Этот зверь лесной - …

-Лиса предлагает следующее задание.

-Работа в паре.  Всловах поставьте ударение, вставьте пропущенные буквы подбирая ключи к каждому слову.

Рыжаялисон..ка с пуш..стымхв..стом  с..дела на пне.

Проверка

-Ребята, так какая орфограмма встретилась в слове лисонька?

-Подберите к этому слову однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными?

-Слово лисица является словарным. (таблица ЛИСИЦА)

- Расскажите о лексическом значении этого слова.

- Что означает это слово?

(Заранее подготовленные ученики читают или рассказывают о значении слова).

Даша:

а) Хищное млекопитающее семейства псовых с острой мордой и длинным пушистым хвостом. б)  О хитром, льстивом человеке (перен.).

- Где Даша узнала о значении слова? (В толковом словаре, энциклопедии,  в Интернете).Таблички

- А вот почему говорят: Лиса-Патрикеевна? Откуда странное отчество Патрикеевна?

Ваня:

- Патрикей – имя старинное, происходит от латинского слова патриций, то есть аристократ. Но в старину звук ц на Руси произносился как к. Вот и получилось – Патрикей. Это имя давали только детям княжеского рода.

Даша:

-Ну а лиса-то здесь при чем, ведь ей до аристократических манер далеко?

-Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей, и так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса, как верная «наследница» хитрого князя, получила отчество Патрикеевна.

-Сколько Слогов в этом слове?

-Какой ударный?

-Есть ли разница в произношении и написании этого слова?

-Запишите это слово в словарик.

-Измените форму этого слова. Запишите.

  -Назовите однокоренные слова (Лисенок, лисята, лис, лисий (хвост), лисонька, лисичка, лисица).(Карточки на доске)

-Выделите корень -

  - Синонимы? (Рыжая плутовка).

-Составьте предложение со словом «Лисица». Чье предложение вам понравилось больше? (2 мин)

-Почему?

-Запишем это предложение с комментированием ( на доске и в тетради)

-Найдём и подчеркнём основу предложения.

-Составьте схему предложения.

-Расскажите всё что вы знаете об этом предложении.

VIII.Включение нового знания в систему знаний.

  -Ребята, перечислите жителей зимнего леса с которыми мы сегодня встретились.

Слайд (белка, соболь, лось, рысь, лиса) в картинках

Задания по карточкам:

  1. Записать названия животных в которых встретился ь-знак показатель мягкости.
  2. Записать названия животных в которых встретился ь-знак показатель мягкости и

посчитать звуки и буквы.

  1. Записать названия животных в которых встретился ь-знак показатель мягкости .

Составить и записать с одним из слов предложение.

ПРОВЕРКА

- В начале урока, мы поставили перед собой цель. Какую?

Слайд.

-Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей?

-Путешествие по зимнему лесу подошло к концу. Мы вышли с вами на полянку, чтобы отдохнуть. Нас встречает дерево, которое скоро придёт на праздник в каждый дом.

-Что за праздник к нам спешит?

- Какое дерево нас встретило?

-А почему именно ель решило нас встретить?

-Ребята, но ель ни одна нас встречает, а со своими друзьями которых в зимнем лесу очень трудно встретить? (На дереве зимующие птицы)

-Каких птиц вы видите на еле?

-Ребята, а почему в зимнем лесу очень трудно встретить птиц?

-Почему им нужно помогать?

-А вы помогаете птицам зимой?

Чтения стихотворения

Покормите птиц 

Покормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Небогаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — и не страшна 
Будет им зима. 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну!  (А. Яшин)

IX.    Рефлексия.    Цель: выяснить впечатления обучающихся от урока, подведение итогов. Метод «Солнце и туча»  (2 мин)

- Сегодня на уроке я узнал …

- Сегодня на уроке мне понравилось …

- Сегодня на уроке мне было трудно…

Самооценка учащимися. (Фишки)

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

http://festival.1september.ru/articles/642373/img1.jpg

Я справился

http://festival.1september.ru/articles/642373/img2.jpg

Были сложности

Оценивание учителем.

─ Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

─ Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

       ─ Спасибо всем. Урок закончен.

Х. Домашнее задание.

1. Уровень 1(упр.204)

2. Уровень 2(упр. 204, транскрипцию слова ТЮЛЕНЬ)

3. Уровень 3(упр. 204, транскрипцию слова ТЮЛЕНЬ,

Раздели слова для переноса.

1 вариант.                                                2 вариант.

Воскресенье, горько,                              Зорька, варенье,

читать, льёт.олень, братья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак- показатель мягкости согласного на письме"

Цели: Формировать умения писать слова с мягким знаком.                 Формировать умения сравнивать количество звуков ...

Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука

формирование  умения  вычленять  из  речи  и записывать  слова  с  мягким  знаком ; формирование  у  учащихся    мыслительн...

урок обучения грамоте по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука" второй в теме. Разработан на основе учебника В. Горецкого " Азбука" УМК "Школа России". В уроке использована презента...

Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Разделительный ь

Презентация состоит из набора упражнений, ребусов, загадок и теста для проверки знаний по теме. Может использоваться как во втором, так и в третьем классе...

Сопоставление мягкого знака - показателя мягкости согласного и разделительного мягкого знака

Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости  согласных и  разделительного мягкого знака  проводился во 2 классе в форме ситуативной игры  как один из уроков, показывающих диф...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"

Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...