Сценарий урока I. Мотивирование к учебной деятельности. Орг. момент -Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Поприветствуйте их. -Начинаем урок русского языка. Слайд1 Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский ) -Как вы понимаете слова Константина Григорьевича Паустовского? -Мы будем продолжать углублять сегодня знания в этой науки. - Ребята, посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас в классе была хорошая погода. У вас на партах две карточки солнышко и облачко, поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. -Всё наше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, не очень хорошее ─ тучкой. У кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. -Девизом нашего урока будут следующие предложения. -Прочитайте его. -Прочитаем хором. Ум и сердце в работу вложи. Каждой минутой своей дорожи! Слайд2 -Какие качества мы должны взять на урок, чтобы урок был успешным? (Трудолюбие, внимание, старание, усидчивость, взаимовыручку, любознательность, уважение) -Запишите число, классная работа.
II. Постановка учебной задачи. Слайд3 Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. (С. Есенин.Пороша)
-Прочитайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Пороша». -Какую картину вы себе представили? -Назовите слово в котором 5 букв и 5 звуков. -Составим транскрипцию этого слова. (На доске и в тетрадях) [с а с н а]. -Какая орфограмма встретилась в этом слове? -Ка проверить безударную гласную в корне слова? -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по зимнему лесу. -Первое задание в зимнем лесу вам приготовила белка. -Разгадайте ребусы.
Сосулька
Зорька
Рыцарь
Капель
- Кто разгадал ребус? Назовите слова. Слайд4 Что объединяет эти слова? Назовите тему урока. (Мягкий знак- показатель мягкости согласного звука )Слайд5 -Вторым нам встретился соболь, который спрашивает: чему вы хотите научиться на уроке, какую цель поставим на уроке? (Правильно писать слова с мягким знаком. Научиться правильно употреблять на письме ь знак). Слайд (Ознакомиться со свойством обозначения мягкости согласного звука на письме мягким знаком.) -Давайте выясним к чему вы уже готовы, а к чему нет. Что вы уже знаете о ь знаке? -В первом классе мы его назвали и хитрой и талантливой буквой. Почему? Слайд
Не обозначает звука Стоит на конце и в середине слова.
30 буква в алфавите Ь При переносе ь знак Не может стоять в начале слова, остается на 1 строке не имеет заглавной буквы.
-Сегодня на уроке мы постараемся узнать больше об этой хитрой талантливой букве. - Подумайте, как приобретенные знания, помогут вам в жизни. (Грамотно писать). III.Физкультминутка для глаз IV. Чистописание -Отправляемся дальше в путешествие по зимнему лесу. Нас встречает красавец леса лось. Он приготовил следующее задание. -Повторим написания мягкого знака в соединении с другими буквами. -Какие соединения встретились. сььм -Пропишите одну строчку чередуя. V. Погружение в тему. Двигаемся дальше по зимнему лесу. Следующее задание приготовила рысь. (Учитель показывает мел, учащиеся записывают это слово на доске и втетради.) -Рядом запишите транскрипцию этого слова. - Измените слово так, чтобы все согласные стали мягкими. Мел– мель – [м, эл'] - Сравните эти слова. Какими звуками они различаются? (В слове мел твердый звук (Л), а в слове мель мягкий звук (Л,).) - Как обозначили мягкость согласного звука (Л,)? (Буквой Ь) - Одинаково ли значение этих слов? (Мел – мягкий белый известняк. Мель – мелководное место в реке, водоеме.) -Какую роль выполняет мягкий знак в слове мель? -Сравним наши ответы с правилом в книге. -Прочитай правило на с. 124 -Сколько частей в правиле? -Поставьте вопросы. Упр. 203 -Зачеркните ь знак в словах. Что вы заметили? (Изменилось значение слова) -Чем является мягкий знак в словах? (Орфограммой.) -И так давайте ещё раз проговорим, что мы нового узнали о мягком знаке.
Согласный звук перед ним читается мягко |
Не обозначает звука Даёт слову новое значение |
30 буква в Стоит на конце и в середине слова |
алфавитеЬ При переносе ь знак Не может стоять в начале слова, остается на 1 строке не имеет заглавной буквы.
VI.Физкультминутка VII.Чистописание -Двигаясь по зимнему лесу нас встречает… -Вы узнаете, если отгадаете загадку: Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост – её краса. Этот зверь лесной - … -Лиса предлагает следующее задание. -Работа в паре. Всловах поставьте ударение, вставьте пропущенные буквы подбирая ключи к каждому слову. Рыжаялисон..ка с пуш..стымхв..стом с..дела на пне. Проверка -Ребята, так какая орфограмма встретилась в слове лисонька? -Подберите к этому слову однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными? -Слово лисица является словарным. (таблица ЛИСИЦА) - Расскажите о лексическом значении этого слова. - Что означает это слово? (Заранее подготовленные ученики читают или рассказывают о значении слова). Даша: а) Хищное млекопитающее семейства псовых с острой мордой и длинным пушистым хвостом. б) О хитром, льстивом человеке (перен.). - Где Даша узнала о значении слова? (В толковом словаре, энциклопедии, в Интернете).Таблички - А вот почему говорят: Лиса-Патрикеевна? Откуда странное отчество Патрикеевна? Ваня: - Патрикей – имя старинное, происходит от латинского слова патриций, то есть аристократ. Но в старину звук ц на Руси произносился как к. Вот и получилось – Патрикей. Это имя давали только детям княжеского рода. Даша: -Ну а лиса-то здесь при чем, ведь ей до аристократических манер далеко? -Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей, и так он прославился своей изворотливостью, хитростью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу. И хитрая, умная лиса, как верная «наследница» хитрого князя, получила отчество Патрикеевна. -Сколько Слогов в этом слове? -Какой ударный? -Есть ли разница в произношении и написании этого слова? -Запишите это слово в словарик. -Измените форму этого слова. Запишите. -Назовите однокоренные слова (Лисенок, лисята, лис, лисий (хвост), лисонька, лисичка, лисица).(Карточки на доске) -Выделите корень - - Синонимы? (Рыжая плутовка). -Составьте предложение со словом «Лисица». Чье предложение вам понравилось больше? (2 мин) -Почему? -Запишем это предложение с комментированием ( на доске и в тетради) -Найдём и подчеркнём основу предложения. -Составьте схему предложения. -Расскажите всё что вы знаете об этом предложении.
VIII.Включение нового знания в систему знаний. -Ребята, перечислите жителей зимнего леса с которыми мы сегодня встретились. Слайд (белка, соболь, лось, рысь, лиса) в картинках Задания по карточкам: - Записать названия животных в которых встретился ь-знак показатель мягкости.
- Записать названия животных в которых встретился ь-знак показатель мягкости и
посчитать звуки и буквы. - Записать названия животных в которых встретился ь-знак показатель мягкости .
Составить и записать с одним из слов предложение. ПРОВЕРКА - В начале урока, мы поставили перед собой цель. Какую? Слайд. -Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей?
-Путешествие по зимнему лесу подошло к концу. Мы вышли с вами на полянку, чтобы отдохнуть. Нас встречает дерево, которое скоро придёт на праздник в каждый дом. -Что за праздник к нам спешит? - Какое дерево нас встретило? -А почему именно ель решило нас встретить? -Ребята, но ель ни одна нас встречает, а со своими друзьями которых в зимнем лесу очень трудно встретить? (На дереве зимующие птицы) -Каких птиц вы видите на еле? -Ребята, а почему в зимнем лесу очень трудно встретить птиц? -Почему им нужно помогать? -А вы помогаете птицам зимой? Чтения стихотворения
Покормите птиц Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну! (А. Яшин)
IX. Рефлексия. Цель: выяснить впечатления обучающихся от урока, подведение итогов. Метод «Солнце и туча» (2 мин) - Сегодня на уроке я узнал … - Сегодня на уроке мне понравилось … - Сегодня на уроке мне было трудно…
Самооценка учащимися. (Фишки) - Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Я справился
Были сложности Оценивание учителем.
─ Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению. ─ Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком. ─ Спасибо всем. Урок закончен. Х. Домашнее задание. 1. Уровень 1(упр.204) 2. Уровень 2(упр. 204, транскрипцию слова ТЮЛЕНЬ) 3. Уровень 3(упр. 204, транскрипцию слова ТЮЛЕНЬ,
Раздели слова для переноса. 1 вариант. 2 вариант. Воскресенье, горько, Зорька, варенье, читать, льёт.олень, братья
|