урок русского языка в 3 классе " Имена существительные собственные и нарицательные " УМК " Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока: открытие новых знаний
Образовательная цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся для усвоения знаний по теме урока и их применения на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 600 КБ |
konspekt_uroka.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лес, крот, врач ,телефон, снег, ребята, сорока Р РР РРР
р бота а А
р бята е Б
М сква о
в робей о
прель а АПР
работа, ребята, Москва, воробей, апрель
1. Имена, фамилии, отчества 2. Имена сказочных героев 3. географические названия 4. Корней Иванович Чуковский Буратино Татищево берёза Иванов Андрей Незнайка Волга сирень
«Собственные называют такие предметы, которые единичны, неповторимы и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные называют предметы, которые не являются единичными и пишутся со строчной буквы».
Тбилиси пальто Миссисипи шоссе меню Осло Миссури кофе
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные
Тип урока: Урок открытия нового знания
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы ( фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.)
Образовательная цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся для усвоения знаний по теме урока и их применения на практике
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ФГОС «Начальная школа 21 века»
Конспект урока русского языка в 3 классе
Оборудование:
-компьютер, мультимедийный проектор, экран;
-презентация;
- раздаточный материал для:
- - групповой работы (таблицы),
- - индивидуальной (диагностическая карта)
- - сигнальные карточки - учебник «Русский язык», 3 класс, С.В. Иванов, А.О.Евдокимова, М.И Кузнецова .
Ход урока:
I. . Организационное начало урока. Мобилизующий этап
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
- На уроке мы будем писать, думать и сделаем в области русского языка открытие.
2.Совершенствование навыка каллиграфии.
- Если вы сгруппируете существительные по определённому признаку в 2 группы, то в словах одной группы заметите букву, которую будем писать на минутке каллиграфии:
Лес, крот, врач ,телефон, снег, ребята, сорока слайд 2
- По какому признаку группировали слова( одуш. и неодуш.) Внимательно посмотрите на существительные одушевлённые.
- Какую букву будем писать? ( Р) ( во всех словах встречается буква Р)
Р РР РРР продолжите ряд. Что вы заметили? (добавляется по букве) слайд 2
3.Словарно-орфографическая работа.
- Словарный диктант.
(Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 человек пишет на доске)
Записать одним словом:
- Синоним слова «дело»;
- Множественное слово от слова «ребёнок»;
- столица нашей страны (Москва);
- маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);
- сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);
Проверка. слайд 3 - 8
(работа, ребята, Москва, воробей, тетрадь)
- Что объединяет все эти слова? (имена сущ.)
- Сейчас проверим, что вы уже знаете об именах существительных Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «зел-ДА» и «крас.-НЕТ»):Я читаю предложение, вы показываете сигнальными карточками
1. Имя существительное относится к служебным частям речи.
2. Имя существительное - самостоятельная часть речи.
3. Имя существительное обозначает признак предмета.
4. Имя существительное обозначает предмет.
5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?
6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?.
7. Имя существительное изменяется по лицам и числам.
8. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду.
9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?
- Посмотрите на словарные слова. Какое слово лишнее ? Обоснуйте свой ответ.
4. Актуализация знаний
- А ещё в каких словах мы пишем заглавные буквы?
Ответы учащихся
Ещё с заглавной буквы пишутся:
- Имена, фамилии, отчества
- Имена сказочных героев
- Названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор…,
то есть географические названия
- Послушайте стихотворение Измайлова о большой букве (читает ученик)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему7 За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто.
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая-совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
-Вот какие важные дела у большой прописной буквы.
- Создание проблемной ситуации
а) Работа в группах с таблицей
- У вас лежат таблицы. Распределите слова по этим группам и придумать в каждую группу по 1 слову
1. Имена, фамилии, отчества | 2. Имена сказочных героев | 3. географические названия | 4. |
Слова для справок: Корней Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, берёза, Иванов Андрей, Волга, сирень, Татищево
б) Фронтальный опрос учащихся
- Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик. слайд 9
- Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика?
Ответы учащихся.( Написанием)
-А ещё можно найти отличия?
- Все имена существительные можно разделить на 2 большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы (прописной), другие - с маленькой (строчной). А как называются эти группы слов ?
6. «Открытие» новых знаний
- В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена существительные собственные и нарицательные. (Чтение детьми правила ) слайд 10
«Собственные называют такие предметы, которые единичны, неповторимы и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные называют предметы, которые не являются единичными и пишутся со строчной буквы».
Значит, ФИО, имена сказочных героев, и названия областей, городов, рек, морей, океанов, гор, а ещё клички животных - это собственные имена существительные. Они пишутся с заглавной буквы, а названия одинаковых или однородных предметов- это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.
- Постановка темы урока
Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена существительные собственные и нарицательные) слайд 6
- Первичное закрепление новой темы.
Упражнение в распознавании и правописании имён существительных собственных и нарицательных
Найдите в упр.1 на с.54 все имена собственные.
Физкультминутка.
Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять.
Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь.
(Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.)
9. Систематизация знаний
- Называю собственные имена существительные - хлопаете в ладоши над головой, нарицательные - поворачиваете голову в сторону
Тбилиси, пальто, Миссисипи, шоссе, меню, Осло, Миссури, кофе
- Чем похожи слова? ( несклоняемые)
Тбилиси, пальто, Миссисипи, шоссе,меню,Осло,Миссури,кофе слайд 7
Разделите на 2 группы ( собственные и нарицательные) устно
- Определите род собственных имён существительных? (проблемная ситуация)
-Где найдём информацию? (в учебнике) с 55 правило
Чтение правила
10. Закрепление нового знания упр 2 с.55
Прочитайте стихотворение. Какое задание нужно сделать? ( самостоят. работа учащихся)
- Прочитайте. Какие слова выписали. Назовите род выделенных слов. (Эри-ср.р, Ориноко-ж.р., Ориноко-м.р.)
Поставьте их во множественное число. Какой вывод можно сделать? ( не изменяются по числам)
Чтение правила. Прочитайте правило .с 56
11. Работа в парах.
-Придумайте со словами в упр. 3 с. 56 словосочетание одно с именем сущ.собственным , а другое с именем сущ.нарицательным.
Черное - чёрное
Орёл – орёл
Белое -белое
12. Диагностика
-Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал.
Возьмите листочки и выполните те задания, которые вам интересны.
Первое задание – самое лёгкое, второе – посложнее, третье – творческое.
13. Итог урока. Рефлексия.
- Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
Оцените свою работу на уроке – на листках диагностики нарисуйте:
Солнышко (легко, интересно),
Облако с солнышком (немного трудно, но интересно),
Тучку (трудно и непонятно).
14. Домашнее задание (творческое, дифференцированное) ( слайд № 11)
Задание по выбору:
- Записать названия 7 улиц нашего посёлка. (с одним названием придумать предложение)
- Найти 7 несклоняемых собственных существительных и определить их род
- с.55-56 правило наизусть
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Фамилия ____________________________ рисунок
Выбери и выполни любое понравившееся задание
1 задание:
Прочитай текст. Подчеркни имена собственные.
Москва.
Ранним утром встаёт солнце. Открывается красивый вид на Москву.
Город лежит на холмах. В центре Москвы находится Кремль. Днём на его башнях блестят орлы и звёзды. Ночью на синем небе звёзды горят алым светом. В Кремле работает Президент России Владимир Владимирович Путин. Правительство работает в Белом доме.
2 задание:
Прочитай предложения. Определи с заглавной или строчной буквы пишутся выделенные слова. Подчеркни нужную букву.
Я живу в (П, п) осёлке (Т, т) атищево. Мой дом находится на (У, у)лице (С, с) еверной. Вместе со мной живут (К, к) ошка (М, м) урка и (П, п) ес (Д, д) ружок.
3 задание:
Придумай и запиши своё предложение, чтобы в нём было имя собственное.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные» УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....
Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»
Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык.. УМК «Начальная школа 21 века»....
Презентация к уроку русского языка - 2 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Развитие речи» и по теме «Составляем текст по плану».
Работа на уроке будет проходить по блоку «Развитие речи» и по теме «Составляем текст по плану».На уроке будут отрабатываться умения продолжать текст по заданному плану при наличии пе...
Презентация к уроку русского языка - 3 класс по учебнику С.В.Иванова. УМК « Начальная школа XXI века » по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение».
Работа на уроке будет проходить по блоку «Как устроен наш язык» и по теме «Дополнение». На этом уроке русского языка для 3 класса следующие задачи:•...
"Имена существительные собственные и нарицательные" (УМК "Начальная школа XXI века")
Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательныеЦели урока:- учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова.Планируемые результаты:Предметные:- ...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные" (УМК "Начальная школа ХХI века")
Для 3 класса....
Конспект урока русского языка по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок "открытия" новых знаний....