Урок русского языка во 3 классе по теме: «БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ознакомление учащихся 3 класса с понятием "будущее сложное время глагола".  Развитие умения изменять глаголы по временам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchee_vremya_glagola.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « Вейделевская средняя общеобразовательная школа   Вейделевского  района Белгородской области»

Урок  русского  языка

во  3  классе  по  теме:

«БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА».

                                                           

Учитель  начальных  классов:

Сиротенко  Ольга  Александровна

2014-2015  учебный год.

Цели: ознакомление учащихся с понятием «будущее сложное время глагола»; развитие умения изменять глаголы по временам.

Задачи: содействовать формированию УУД:

1.        Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формированию внутренней  позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

2.        Регулятивных: дать возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

3.        Познавательных:  формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка,  осуществлять синтез, проводить  сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку.

4.        Коммуникативных: учить  формулировать собственное мнение договариваться, приходить к общему решению, работать парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Минутка чистописания.

Н а   д  о с к е   р и с у н о к:

– Какая буква чаще всего встречается на рисунке?

– Сколько раз?

– Напишите эту букву, каждый раз соединяя ее со звонкими (сонорными) согласными, не имеющими пары (эти согласные есть на рисунке).

ма   ла   на   ра   ам   ал   ан   ар

III. Повторение пройденного и постановка цели урока.

З а п и с ь   н а   д о с к е:

                Поб..гут, п..так, б..жит, з..леный,

                зап..х, зак..чает, кр..сивая, буду с..дить.

– Какое задание можно предложить к этим словам?

(Вставить пропущенные буквы, разделить на группы.)

– Объясните написание слов.

– На какую орфограмму эти слова?

(Безударная гласная, проверяемая ударением.)

– На какие группы можно разделить эти слова?

 (1-я гр. – существительные, 2-я гр. – прилагательные, 3-я гр. – глаголы.) Запишите слова по группам.

– Дайте характеристику существительным.

– В каком роде могут употребляться существительные?

 (В женском роде и среднем.)

– Допишите в столбик с именами существительными слова женского и среднего рода с той же орфограммой.

– Что можете сказать о прилагательных?

–  Имени  прилагательного   какого рода здесь нет?

(Среднего.)

– Допишите в этот столбик прилагательное среднего рода с той же орфограммой.

– Что можете сказать о глаголах?

 (Они стоят в будущем времени.)

– На какой вопрос отвечает слово побегут?

 (Что сделают?)

– На какой вопрос отвечает слово: буду сидеть?

(Что буду делать?)

– Чем похожи слова?

 (Глаголы будущего времени.)

– Чем глаголы отличаются?

 (Отвечают на разные вопросы.)

– А еще чем отличаются?

(«Побегут» – состоит из одного слова; «буду сидеть» – из двух слов.)

– У какого глагола даже без помощи вопроса можно определить, что оно будущего времени?

 (У глагола «буду сидеть».)

– Что вам в этом помогло?

(Слово «буду».)

Вывод: Такие слова в русском языке образуют глаголы  в будущем сложном времени.

– Как вы думаете, почему?

– Назовите тему нашего урока.

IV. Работа над темой.

1. Прочитайте правило в учебнике  с. 98.

– Чем глаголы простого будущего времени отличаются от глаголов будущего сложного времени?

(С глаголами будущего сложного времени употребляются слова «буду», «будет», «будем» и др.)

Коллективная    работа: Упр. №  199, с. 98.

– Из чего состоят глаголы будущего (сложного) времени?
(Из форм будущего простого времени от глагола «быть» и инфинитива (глагола в неопределенной форме).)

Физкультминутка.

2. – В каком времени могут стоять глаголы?

 (В прошедшем, настоящем и будущем времени.)

– Сейчас я буду читать вам стихи, а вы записываете глаголы, которые услышите, в три столбика.

                С утра поет в столице медь

                Торжественного горна,

                Который завтра будет петь

                В тиши лесной, озерной.

                С. Маршак

                Мы встали ночью даже,

                Из окна смотрели в сад.

                Ну когда же, ну когда же

                Гости наши прилетят?

                А сегодня поглядели –

                На ольхе сидит скворец.

                Прилетели, прилетели!

                Прилетели наконец!

                        С. Погореловский

                Мы будем жить в палатке

                И жечь костер,

                Изучим мы украдкой

                Звериные повадки,

                Звериный разговор.

                        Е. Тараховская.

Можно карточки с представленными глаголами развесить в классе. Учитель читает стихи, а дети, услышав глагол, находят его и прикрепляют на доску в нужный столбик.

прошедшее время

настоящее время

будущее время

встали

смотрели

проглядели

прилетели

поет

сидит

будет петь

прилетят

будем жить

изучим

будем жечь

– Докажите, что в первом столбике глаголы прошедшего времени.

– Почему глаголы поет и сидит настоящего времени?

– Что можете сказать о глаголах будущего времени?

– Назовите глаголы в будущем простом времени.

– На какие вопросы они отвечают?

– Что можно сказать о глаголах в будущем сложном времени?

– Сравните вопрос и глагол. Что заметили?

 (В вопросе тоже есть слово «будем».)

3. Упр. №  200, с. 99 – самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

IV. Итог урока.

– О чем узнали сегодня на уроке?

– Что нового узнали о глаголах в будущем времени?

Домашнее задание: упражнение 201, с. 99.

Используемая литература:

1. Иванов. С.В. Русский язык [Текст]: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/  Евдокимова А.О., Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. -  4-е изд., перераб.   – М.: Вентана – Граф,  2014 г.– 192 [21-24] с.: ил.- 30000 экз. .- ISBN- 978-5-360-03828-3 (ч.1).

2.Методические рекомендации  к  курсу  «русский  язык»  3  класс, Н.В. Нечаева, Издательство «Учебная  литература» : издательский дом «Фёдоров», 2014 г.

3.Русский  язык,  3 класс,   Н.В. Нечаева, Издательство «Учебная  литература»:   издательский дом «Фёдоров», 2014 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Глагол. Времена глагола.

ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛА....

Глагол: "Будущее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация выполнена к уроку руского языка в 3 классе по УМК "Гармония" по теме "Будущее время глагола"...

Глагол: "Настоящее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация выполнена к уроку русского языка в 3 классе по теме "Настоящее время глагола", УМК "Гармония"....

Глагол: "Прошедшее время глагола". 3 класс. УМК "Гармония"

Презентация разработана к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония" по теме 2Прошедшее время глагола"....

Урок русского языка. 3 класс. "Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?"

На этом уроке я ставлю перед собой следующие задачи: развивать умение определять время глагола; помочь учащимся осмыслить особенности временных значений; выделить внешние приметы каждого из времён; пр...

Глагол. Времена глаголов. 3 класс

Материал включает в себя разработку урока обобщения и закрепления по теме "Изменение глаголов по временам", проверочную работу, тренировочную карточку "Изменение глаголов по временам", карточка "Мои д...

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...