Конспект урока обучение грамоте в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Письмо букв Хх
Цель: формирование умения употреблять буквы Хх в письменной речи, соотносить их с соответствующими звуками в устной речи.
Планируемые результаты:
умение писать буквы Хх, правильно соединять их с другими буквами в словах;
знание признаков гласных и согласных звуков;
развитие наблюдательности на основе языкового материала, умения анализировать, сравнивать, делать вывод, оценивать свою работу;
умение слушать друг друга, отвечать на вопрос;
развитие речи и читательских интересов.
Ресурсы:
Толковый словарь Ожегова
«Словарь русских пословиц и поговорок»
Сборник стихов Д.Хармса (стихотворение «Веселый старичок»)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу. | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам. - И пусть на протяжении всего нашего урока лица ваши останутся добрыми и улыбчивыми. | Проверяют готовность к уроку. Слушают стихотворение, которое читает учитель. |
Постановка цели и задач урока | На доске написаны слова: потеха, горох, хлеб. - Прочитайте. Все ли слова понятны? (в случае затруднения с помощью Толкового словаря определяется значение слова потеха – забава, развлечение) - Определите признак, по которому эти слова объединены в одну группу. - Найдите в алфавите буквы Хх. Что вы можете о них сказать? - Можете ли сейчас записать эти слова к себе в тетрадь? Почему? - Кто может сформулировать цель нашего урока? Какие будем решать задачи? | Смотрят на доску, читают написанные там слова. Если возникает необходимость, обращаются к Толковому словарю, уточняют значение слова «потеха». Определяют признак: наличие в каждом слове буквы х. Показывают на плакате буквы Хх, рассказывают все, что знают о них. Сталкиваются с проблемой: пока еще не умеют писать буквы Хх. Выясняют, что недостаточно просто научиться писать буквы Хх, надо научиться соединять их с другими буквами, писать слова. |
Знакомство с новым материалом 1.Ориентировка в тетради 2. Письмо строчной буквы х. 3. Письмо заглавной буквы Х | - Откройте тетради, найдите страничку, где будем работать. - Рассмотрите, что написано на первой рабочей строке. Почему? Показ с объяснением на доске написания буквы х. Письмо буквы в воздухе под счет. - Возьмите зелёный карандаш и подчеркните самый точный элемент, сравнивая каждый с образцом. Работа по анализу и написанию заглавной буквы Х проводится аналогично. - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите зелёный карандаш и подчеркните самый красивый элемент, который ближе всего к образцу. | Называют номер страницы, объясняют, почему именно здесь, ориентируясь на поставленные задачи. (ж х – сравнивают строчные письменные буквы) Определяют, что буква х состоит из 2 элементов. Слушая объяснение, «пишут глазами», пишут в воздухе, обводят под счет по пунктирной линии. Самостоятельно пишут до середины строки. Сравнивают с образцом. Пишут до конца строки. Проверяют и оценивают свою работу. Проверяют и оценивают работу своего одноклассника. |
4. Письмо соединений с буквой х 5.Обозначение твердости и мягкости букв согласных | - Мы начали наш урок улыбкой, а в стихотворении Д.Хармса один веселый старичок не просто улыбался. Он смеялся. Да еще как… Хотите узнать, как он это делал? Смотрим следующее задание. - Кто догадался, как смеялся старичок? Прочитайте друг другу в парах. - У кого возникли затруднения? - Кто может прочитать вслух? - Прочитаем все вместе. - А теперь допишем каждую строчку, обращая внимание на соединения буквы х с другими буквами. - Допишите сами веселое стихотворение. - Подчеркнуть синим карандашом букву х, обозначающую твердый согласный звук (1 вариант), красным карандашом – мягкий согласный звук (2 вариант). Проекция отрывка из стихотворения на интерактивную доску с помощью Документ-камеры. - Проверим. В каких словах подчеркнули синим? Красным? - Поднимите руку, кто не ошибся. -Оцените свою работу восклицательным знаком. - Поднимите руку, кто исправил свои ошибки. -Все молодцы. | Читают в следующем задании отрывок из стихотворения Д.Хармса с недописанными строчками. Читают друг другу в парах. Поднимают руку, кто не смог выполнить задание. Один читает, остальные слушают и следят по тексту. Чтение хором. Анализируют соединения, показывают на доске. Пишут в тетради. Проверяют по образцу, подчеркивают самые точные и аккуратные соединения. Работают самостоятельно. 2 ученика, которые выполнили задания первыми, подчеркивают на доске буквы х по заданию фломастером соответствующего цвета. Называют слова, остальные проверяют в тетради. Ставят восклицательный знак на полях напротив стихотворения. |
Чтение стихотворения Д.Хармса «Веселый старичок» Физминутка | - Хотите послушать все стихотворение Д.Хармса «Веселый старичок»? Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: «Ха-ха-ха Да хе-хе-хе, Хи-хи-хи Да бух-бух! Бу-бу-бу Да бе-бе-бе, Динь-динь-динь Да трюх-трюх!» Раз, увидя паука, Страшно испугался, Но, схватившись за бока, Громко рассмеялся: «Хи-хи-хи Да ха-ха-ха, Хо-хо-хо Да гуль-гуль! Ги-ги-ги Да га-га-га, Го-го-го Да буль-буль!» А увидя стрекозу, Страшно рассердился, Но от смеха на траву Так и повалился: «Гы-гы-гы Да гу-гу-гу, Го-го-го Да бах-бах! Ой, ребята, Не могу! Ой, ребята, Ах, ах!» | Выражают свое желание услышать стихотворение. Встают около парт, движениями сопровождают чтение стихотворения. Читают строчки про смех старичка хором вместе с учителем. |
Применение полученных знаний 1.Дописывание пословиц | - Вернемся к словам, за которыми наблюдали в начале урока. - Теперь вы сможете написать их сами? - Оказывается, что некоторые из этих слов выпали из пословиц. Надо вернуть их обратно. Читаем пословицы в тетради, выбираем подходящие по смыслу слова из данных. - Как вы понимаете смысл пословиц? - Есть целая книга, которая называется «Словарь русских пословиц и поговорок» (показ). Прочитаем, что написано там. Сравним с нашим толкованием. -Допишите пословицы. | Читают еще раз слова на доске: потеха, горох, хлеб. Говорят о том, что научились писать буквы Хх и соединения с другими буквами. Можно писать слова. Читают незаконченные пословицы: Делу время, _____ - час. ______ - всему голова. Устно вставляют пропущенные слова. Высказывают свое понимание пословиц. Слушают толкование двух пословиц. Оценивают свои предположения. Пишут самостоятельно. Проверяют, сравнивая в парах правильность выбора и написания слов. |
Списывание стихотворения | -Стихотворение, которое завершает задания на нашей сегодняшней страничке, тоже объясняет, почему хлеб – всему голова. Прочитайте стихотворение про себя. - Кто готов прочитать вслух для всех? - Как же объясняет пословицу это стихотворение? - Спишите красиво и аккуратно две последние строки. | Читают самостоятельно про себя. Один читает вслух, остальные следят по тексту. Выборочное чтение (две последние строки) |
Рефлексия | -Кому до конца урока удалось сохранить хорошее деловое настроение? - Поднимите руку, кто сегодня был самым активным. - Поднимите руку, кто сегодня был самым аккуратным. - Поднимите руку, кто сегодня был самым внимательным. - Кто помнит, какие задачи мы поставили с вами в начале урока? Как нам удалось их решить? - Кто считает, что достиг поставленной цели? - Оцените сегодня в своей работе в тетради то, что каждый посчитает важным для себя. | Оценивают собственную деятельность на уроке. Вспоминают вместе поставленные задачи и цель, на которую они были ориентированы. Каждый выбирает и на линеечке отмечает критерий, по которому оценивает свою работу (правильность, аккуратность, старательность) |
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте 1 класс
На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....
Конспект урока обучения грамоте, 1 класс
Конспект урока с применением ЭОР...
Конспект урока обучения грамоте, 1 класс
Конспект с применением ЭОР...
Конспект урока обучения грамоте. 1 класс.
Тема: Слова, слова…Практическое пользование изученными буквами. Цель урока: Развитие навыка чтения и формирование представления о словах....
Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.
Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...
Конспект урока обучения грамоте 1 класс
Конспект с технологической картой урока обучения грамоте. Тема "Согласная буква Ч". Программа "Школа России" , авторы учебника Горецкий и др....
Конспект урока обучение грамоте 1 класс по теме: «Звуки [г] и [г’], буква Гг» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование понятия о звуках [г], [г’], графического облика печатных букв Гг; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые ре...