Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка по теме " Имя числительное" в 4 классе по программе "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – изучение нового материала по теме: "Имя числительное как часть речи"
Учитель: Карельская Ирина Николаевна
ЦЕЛИ:
- Познакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);
- учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением; развивать умение работать со словарём;
- прививать уважение и внимательное отношение к родному языку.
Результаты освоения учебного материала урока
Предметные УУД:
- способствовать усвоению новых знаний об имени числительном как части речи и употреблению их в речи
Личностные УУД:
- испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка
- вызвать желание приобретать новые знания о частях речи
Регулятивные УУД:
- уметь планировать свою работу, корректировать и оценивать
- уметь работать по коллективно составленному плану
Познавательные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока
- самостоятельно находить и выделять необходимую информацию
Коммуникативные УУД:
- уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и целями урока
- владение монологической и диалогической речью
Тип урока: Урок усвоения нового материала.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы, какой, вы скажете мне позже сами, а пока спишите предложения и скажите, что между ними общего. (это загадки). Отгадайте их.
Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной большой крышей живут (стол). Сто одёжек и все без застёжек (капуста).
- Надпишите знакомые части речи.
- Какие части речи встречаются чаще? Что они обозначают? (два, четыре, сто; число).
- Как назвать такую часть речи? (числительное). Это и есть тема нашего урока.
3. Составление плана урока.
- Имя числительное – самостоятельная часть речи
- Разряды числительных
- Количественные и порядковые числительные
- Имя числительное как фразеологическая единица
- Имя числительное как лексическая единица
- Имя числительное как синтаксическая единица
4. Проблемная ситуация
- Сегодня на уроке мы должны, опираясь на знания о других частях речи, выявить признаки
имён числительных, научиться узнавать их в тексте, грамотно использовать в своей речи.
- Что такое имя числительное? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или их порядок при счёте и отвечает на вопросы: Сколько? Который?)
5. Объяснение нового материала.
- Исходя из определения имени числительного, назовите ключевые слова, находящиеся в нём. (КОЛИЧЕСТВО и ПОРЯДОК). Числительные подразделяются на количественные и порядковые.
- Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. При каких обстоятельствах вы встречаетесь с числительными?
- Сколько уроков у вас сегодня?
- За которой партой вы сидите?
- А на каких уроках вы встречаетесь с числительными?
Чаще всего это происходит на уроке математики.
6. Индивидуальная на карточках. Сейчас мы переместимся на урок математики и проведём устный счёт, но ответы вы будем записывать не цифрами, а словами.
Простые числительные | Сложные числительные | Составные числительные |
Четыре пять | Семьдесят пятьдесят | сорок восемь двести семнадцать |
7 умн. на 10
144 разд. на 3
60 разд. на 15
Из 235 – 18
К 27 + 23
1000 разд. на 200
7. Взаимная проверка.
- Давайте вспомним старинные меры длины, выраженные устаревшими числительными.
Сажень – 248 см
Пядь – 17 – 18 см
Ступня (фут) – 31 см
Дюйм – 25 мм
- Ещё на каких уроках мы встречаемся с числительными?
(Литература, русский язык, иностранные языки, окружающий мир, физкультура).
8. Работа в группах.
- Каким образом уроки литературы связаны с именами числительными? (Годы жизни писателей и поэтов, числа в сказках и пословицах, названия произведений, выраженные числительными). Поработаем в группах. Ваша задача вспомнить и записать:
1) Литературные произведения, в названиях которых присутствуют числительные;
2) Пословицы с употреблением числительных;
3) Загадки и считалки с употреблением числительных.
9. Работа со Словарём фразеологических оборотов.
- Как часто мы используем имена числительные на уроке русского языка? (Записываем число, номер упражнения, употребляем во фразеологических оборотах).
- Что такое фразеологический оборот?
- Используя словарь фразеологических оборотов (продолжаем работать в группах), найдите устойчивые выражения с употреблением числительных.
10. Физкультминутка.
- Я называю числительные. Если количественные, стоите на месте, если порядковые – хлопаете в ладоши!
- Как называют числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? и обозначают число или количество предметов?
- Как называют числительные, которые отвечают на вопросы КОТОРЫЙ? КАКОЙ? и обозначают порядок предметов при счёте?
11. Работа в парах постоянного состава.
- Вспомните, с каким предметом ещё связаны имена числительные? (Окружающий мир). В этом полугодии мы окунулись в волшебный мир Отечественной истории. Работая в парах, постарайтесь вспомнить даты, которые дороги сердцу каждого русского человека.
12. Работа в тетради.
- А теперь определите, какую синтаксическую функцию выполняют числительные в предложении:
Двое вышли из леса.
Я сегодня получил двойку.
Мы построили двухэтажный дом.
Я хочу удвоить свои результаты.
Он ведёт себя двойственно.
- Все ли слова с числом «два» являются числительными? (Это слова других частей речи с числовым значением).
- Как вы думаете, какими членами предложения могут быть имена числительные? (Подлежащими, определениями).
13.Работа в парах постоянного состава.
- Некоторые числительные прячутся внутри слов. Найдите их и разгадайте ребусы:
Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир!
14. Работа с учебником.
15. Рефлексия.
- Что изучали на уроке?
- С какой частью речи познакомились?
- Что такое имя числительное?
- Какова лексическая функция имени числительного?
- Какова фразеологическая функция имени числительного?
- Какова синтаксическая функция имени числительного?
16. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....