Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Карельская Ирина Николаевна

Урок русского языка по теме " Имя числительное" в 4 классе по программе "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – изучение нового материала по теме: "Имя числительное как часть речи"

Учитель: Карельская Ирина Николаевна

ЦЕЛИ:

  • Познакомить с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении);
  • учить различать количественные и порядковые числительные; отличать числительные от других частей речи с числовым значением; развивать умение работать со словарём;
  • прививать уважение и внимательное отношение к родному языку.

Результаты освоения учебного материала урока

Предметные УУД:

  • способствовать усвоению новых знаний об имени числительном как части речи и употреблению их в речи

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка
  • вызвать желание приобретать новые знания о частях речи

Регулятивные УУД:

  • уметь планировать свою работу, корректировать и оценивать
  • уметь работать по коллективно составленному плану

Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока
  • самостоятельно находить и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД:

  • уметь точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и целями урока
  • владение монологической и диалогической речью

Тип урока: Урок усвоения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

-  Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению новой темы, какой, вы скажете мне позже сами, а пока спишите предложения и скажите, что между ними общего. (это загадки). Отгадайте их.

Два конца, два кольца, посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной большой крышей живут (стол). Сто одёжек и все без застёжек (капуста).

- Надпишите знакомые части речи.

- Какие части речи встречаются чаще? Что они обозначают? (два, четыре, сто; число).

- Как назвать такую часть речи? (числительное). Это и есть тема нашего урока.

        3. Составление плана урока.

- Имя числительное – самостоятельная часть речи

- Разряды числительных

- Количественные и порядковые числительные

- Имя числительное как фразеологическая единица

- Имя числительное как лексическая единица

- Имя числительное как синтаксическая единица

       4. Проблемная ситуация

- Сегодня на уроке мы должны, опираясь на знания о других частях речи, выявить признаки

имён числительных, научиться узнавать их в тексте, грамотно использовать в своей речи.

- Что такое имя числительное? (Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или их порядок при счёте и отвечает на вопросы: Сколько? Который?)

        5. Объяснение нового материала.

- Исходя из определения имени числительного, назовите ключевые слова, находящиеся в нём. (КОЛИЧЕСТВО и ПОРЯДОК). Числительные подразделяются на количественные и порядковые.

 - Если вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что числительные окружают нас повсюду. При каких обстоятельствах вы встречаетесь с числительными?

- Сколько уроков у вас сегодня?

- За которой партой вы сидите?

А на каких уроках вы встречаетесь с числительными?

Чаще всего это происходит на уроке математики.

      6. Индивидуальная на карточках. Сейчас мы переместимся на урок математики и проведём устный счёт, но ответы вы будем записывать не цифрами, а словами.

Простые числительные

Сложные числительные

Составные числительные

Четыре

пять

Семьдесят

пятьдесят

сорок восемь

двести семнадцать

7 умн. на 10

144 разд. на 3

60 разд. на 15

Из 235 – 18

К 27 + 23

1000 разд. на 200

       7. Взаимная проверка.

- Давайте вспомним старинные меры длины, выраженные устаревшими числительными.

Сажень – 248 см

Пядь – 17 – 18 см

Ступня (фут) – 31 см

Дюйм – 25 мм

- Ещё на каких уроках мы встречаемся с числительными?

  (Литература, русский язык, иностранные языки, окружающий мир, физкультура).

        8. Работа в группах.  

 - Каким образом уроки литературы связаны с именами числительными? (Годы жизни писателей и поэтов, числа в сказках и пословицах, названия произведений, выраженные числительными). Поработаем в группах. Ваша задача вспомнить и записать:

1) Литературные произведения, в названиях которых присутствуют числительные;

2) Пословицы с употреблением числительных;

3) Загадки и считалки с употреблением числительных.

          9. Работа со Словарём фразеологических оборотов.

- Как часто мы используем имена числительные на уроке русского языка? (Записываем число, номер упражнения, употребляем во фразеологических оборотах).

- Что такое фразеологический оборот?

- Используя словарь фразеологических оборотов (продолжаем работать в группах), найдите устойчивые выражения с употреблением числительных.

          10. Физкультминутка.

- Я называю числительные. Если количественные, стоите на месте, если порядковые – хлопаете в ладоши!

- Как называют числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? и обозначают число или количество предметов?

- Как называют числительные, которые отвечают на вопросы КОТОРЫЙ? КАКОЙ? и обозначают порядок предметов при счёте?

          11. Работа в парах постоянного состава.

- Вспомните, с каким предметом ещё связаны имена числительные? (Окружающий мир). В этом полугодии мы окунулись в волшебный мир Отечественной истории. Работая в парах, постарайтесь вспомнить даты, которые дороги сердцу каждого русского человека.

          12. Работа в тетради.

- А теперь определите, какую синтаксическую функцию выполняют числительные в предложении:

Двое вышли из леса.

Я сегодня получил двойку.

Мы построили двухэтажный дом.

Я хочу удвоить свои результаты.

Он ведёт себя двойственно.

- Все ли слова с числом «два» являются числительными?  (Это слова других частей речи с числовым значением).

- Как вы думаете, какими членами предложения могут быть имена числительные? (Подлежащими, определениями).

           13.Работа в парах постоянного состава.

 - Некоторые числительные прячутся внутри слов. Найдите их и разгадайте ребусы:

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир!

          14. Работа с учебником.

          15. Рефлексия.

- Что изучали на уроке?

- С какой частью речи познакомились?

- Что такое имя числительное?

- Какова лексическая функция имени числительного?

- Какова фразеологическая функция имени числительного?

- Какова синтаксическая функция имени числительного?

         16. Домашнее задание.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....