Технологическая карта урока "Непроизносимые согласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Фроленкова Анна Георгиевна

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 3 классе, составленная в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_9_oktyabrya_2015.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок № 29(второй урок по теме)

 Раздел «Слово»

Непроизносимые согласные  в корне слова -10часов на эту тему

Тема:  

БУКВЫ НЕПРОИЗНОСИМЫХ

СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Тип урока: урок развития умений

Задачи:

развивать умения находить в словах орфограмму-букву непроизносимого согласного в корне слова

- писать слова с этой орфограммой и объяснять написание, опираясь на алгоритм.

Планируемые результаты

Предметные

  • - систематизировать знания об общих  закономерностях  написания непроизносимых согласных в корнях слова
  • - соблюдать в практике письма основные орфографические нормы правописания корней слов

- обнаруживать и исправлять орфографические ошибки

-объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме

Метапредметные

- самостоятельно планировать пути достижения целей,  осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 -развивать умения вычитывать информацию из текста правила

-составлять алгоритм действий, работать по алгоритму            

- овладеть основами самоконтроля, самооценки,

 -определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,

Личностные

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Межпредметные связи: окружающий мир, литература, музыка, технология

Ресурсы урока: учебник Р.Н.Бунеев «Русский язык»3 класс, аудиозапись выпуска «Радионяни», карточки со словарными словами, источники Интернет и ТСО (компьютер, приставка Mimio, проектор)

Технологии, используемые на уроке: проблемное обучение, исследовательские методы обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии)

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание  деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

-Ребята, ко мне сегодня утром второклассник обратился за помощью. Он подготовил письмо своей бабушке, которая живёт в Архангельске. Многие правила Алёша уже выучил. Но, к сожалению, сомневается  в написании нескольких слов. А вы можете помочь?

Титульный слайд-

Ребята мотивированы на изучение нового материала, так как это принесёт конкретную пользу

Актуализация необходимых знаний

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)      

 Вывести на экран линейки                                   2 мин

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

-Давайте спланируем нашу дальнейшую работу. Что будем делать дальше?

…….

-Иметь разборчивый почерк – первое правило вежливости. Почему так говорят?

- Кто постарается сегодня соблюдать это правило ?

-Минутка чистописания. Что будем прописывать, вам подскажут «заколдованные слова».

-Кто будет помощником? (карточки с пропущенными удвоенными согласными)

-А..уратный   а..ея  ма..а  ва..а

И я хочу добавить словечко

гри.. ? Разгадали?

-Как спастись от этой болезни?

-Какие ещё бывают удвоенные согласные в слове? Припишите это соединение в строчку. А теперь подчеркните самые удачные свои буковки зелёной ручкой.

-Что по плану урока следует дальше?

-Запишите 5 слов из словаря, который мы будем писать через неделю

-Кто помнит, на какой страничке учебника список словарных слов для  будущего словарного диктанта?

Сейчас откроем словарик и вы сможете себя проверить

-Составьте предложение с одним из этих словарных слов. Запишите его на следующей строке. Прочитайте вслух

-Чистописание

Словарь

Фонетический разбор

Слова с непроизносимыми согласными 

Ученик выходит и помогает учителю

Класс отгадывает, а вызванный ученик пишет на маркерной доске

кк лл  сс  нн

-самооценка

-прививка

--словарь

С.р.

-самопроверка

Организация познавательной деятельности. Выявление проблемы.

  • На доске записано слово весть.
    - Прочитайте слово. Каково значение этого слова? Где можно было бы найти толкование этого слова? А если нет под рукой словаря?
  • Подберите к нему однокоренные слова:
  • Вестник
  • Известный

Какой корень в словах? Что обозначает каждое слово? Запишем транскрипцию слов рядом в скобочках : сравним произношение

с написанием

Какое различие в произношении вы заметили?

Какой вопрос у вас возникает?
-Сформулируйте тему урока и его цель.        

-Для чего нам надо научиться писать правильно  слова с непроизносимыми согласными? Где это может нам пригодиться в жизни?                                                                                          3 мин.

-Новость

-Приносящий вести, известия.

(Вестник,[в,э?сн,ик].)

С.р.

(Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.) 

-Как проверить букву непроизносимого согласного?

-Тема: «Слова с непроизносимыми согласными в корне слова».)

Цель: учиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Организация закрепления учащимися нового знания

-1. Блицопрос по правилу написания слов с непроизносимым согласным в корне.

– Какие непроизносимые согласные вы знаете?

 – Где в слове можно обнаружить непроизносимые согласные?                           2 мин

2. Развивается умение писать слова с непроизносимым согласным в корне, объяснять и обозначать орфограмму

.–Работа по учебнику Упр. 79 Прочитайте                  задание про себя. Теперь вслух.                                               Стр.74

Расскажите, по какому плану вы будете работать.

Давайте придумаем разные уровни сложности в этом упражнении. Что можно сделать дополнительно, чтобы задание стало сложнее?

1 уровень-Кто хочет только списать словосочет. и выделить орфогр.?

2 уровень-Кто будет составлять предложения с этими словосоч.? 

3 уровень -Кто выполнит ещё и фонетич. разбор?

-К доске приглашаю выполнить  фонетич.разбор слова устный.                                                           7 мин.

После выполнения обсуждение:

-Как вы обнаружили непроизносимые согласные звуки?

-В какой части слова находятся непроизн. Согл. Звуки?

Как графически обозначили орфограмму?

Сравните ваши действия с инструкцией «Как пользоваться правилом.»? Стр.74

Прочитайте про себя. Кто сможет рассказать алгоритм применения правила?

Откройте памятку самооценки.  Пользуясь алгоритмом, оцените свою работу в этом задании

-Проверка фонетич. Разбора

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД№1)                                2 мин

Если надо писать непроизносимый согласный-хлопай, если не надо-топай.

Продолжаем: (слайд №2)

-Проверочное?!

 После этой работы выключить временно экран! 

Слайд 3 -радионяня   «Радионяня"

-Что обозначает это слово?

--Почему одно и тоже слово написано по-разному?

Радионяня-техническое устройство кладётся в колыбельку малыша для наблюдения за ним

«Радионяня»-музыкальная образовательная программа для детей 70-80х годов прошлого века. Придумал её Эдуард Успенский. В занимательной форме ребята с помощью этой передачи учили правила правописания. Хотите услышать фрагмент урока про непроизносимые согласные?

-Какое задание хотите выполнить?

-Взаимопроверка

Проверим всем классом    слайд 4

Обратите внимание на правый столбик. Как вы думаете, почему эти слова расположены под командой «запомни»?

РАБОТА С ТЕКСТОМ (слайда№5) Придумаем задания вместе?!

МАШИНА СТРЯПНЯ

-Что такое стряпня? Подойдите и выберете книгу, которая поможет вам найти ответ на этот вопрос

Маша исп.кл а пирог капус?ный.
Только ви.  у мамы 
грус?ный:
После Машиной стр.? пни
Столько матери в.зни!
В тесте все ножи и ло.ки,
У ст.ла четыре но.ки,
Кру.ки, блю?ца, ми.ки,
Даже хвост у бедной киски!

-Выполняйте задания того уровня Давайте придумаем вместе задания разной степени сложности и каждый выберет то, что ему по силам.

-Когда вы выделяли орфограмму, обратили внимание на то, что объединяет эти слова?

 – Чем правило правописания слов с непроизносимыми согласными похоже на правило правописания проверяемых букв согласных в корне слова?

– Чем они различаются?                  5 мин

- д т в л

В сочетании со звуками [сн] и [зн

-Там, где слышится несколько согласных звуков рядом

-Составить предложения с одним из этих словосочетаний.

-Осуществляют выбор уровня сложности Самостоятельная работа учащихся .

-Фонетический разбор

.

Коллективная проверка

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

-  Ты доволен своей работой?

-Какую отметку ты себе поставил бы?

 

Работа в сотрудничестве, фронтально, с азартом, быстрый темп

Дети предлагают:

- списать и подчеркнуть вставленные  орфограммы

- выписать слова с пропущ. буквами  и подчеркнуть орфограммы

-Выписать слова с орфограммой непроизнос. Согл, приписать проверочное

Слушают аудиозапись, анализируют лексический материал, выписывают слова вместе с проверочными

-Орфограммы в корне

Работа с толковым словарём

-Выписать слова по группам

-

(Нужно подбирать проверочные слова, чтобы правильно написать букву согласного.)

(В 1-м звук не произносится, а во 2-м – произносится.)

                                                            Подведение итогов. Рефлексия 

Как вы считаете, что у вас сегодня на уроке получилось лучше всего?

Урок понравился?

-Кто расскажет нам, как пользоваться правилом проверки непроизносимых согласных в корне слова?

-Урок стал таким, каким вы хотели его видеть вначале?

-Подойдите, пожалуйста, к доске и прикрепите  свою самооценку работы на уроке:

Зелёный-тему усвоил

Жёлтый –остались отдельные вопросы, в которых нужно разобраться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения материала "Перенос слов"

Технологическая карта изучения материала "Перенос слов". 1 класс УМК "Школа России"...

Урок -презентация "Непроизносимые согласныев корне слова"

Презентация "Непроизносимые согласные  в корне слова"...

Технологическая карта урока «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

Тема - «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»Тип урока -  Урок открытия нового знанияЦель: развитие умений наблюдать за орфограммами - буквами непроизносимых согласных ...

Технологическая карта изучения темы «Правописание слов с парными согласными в корне»

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с парными согласными в корне"...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...

Технологическая карта русского языка "Учим слова с удвоенными согласными в корне" (УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс)

Цель урока: формирование понятие о правописании слов с удвоенными согласными в корне, умения обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.Задач...