Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторяем фонетику, словообразование, морфологию».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторяем фонетику, словообразование, морфологию».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 40.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Дробина Зоя Алексеевна
Класс: 4 .
Дата: 05.09. 2016 г..
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Повторяем фонетику, словообразование, морфологию»
Тип урока: Урок закрепления
Цель урока:
Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Планируемые результаты
Предметные УУД:
Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, способы образования слов, частей речи.
Познавательные УУД:Обобщать и систематизировать знания о фонетике, словообразовании, морфологии Формулировать правило на основе нескольких высказываний. Группировать слова по заданному основанию.
Регулятивные УУД: Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать правильные и обосновывать сделанный выбор.
Коммуникативные УУД:Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах.
Личностные УУД:
Применять правила делового сотрудничества, проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику.
Межпредметные связи:
Литературное чтение
Окружающий мир;
Ресурсы
Информационный материал
Учебник «Русский язык» ч.1 С. В. Иванов
Демонстрационный материал
- Карточки с учебными заданиями.
- дидактическое сопровождение
- материалы для познавательной деятельности
Формы работы:
Фронтальная.
• индивидуальная
• парная
• групповая
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Развитие УУД |
1.Орг. момент Самоопределение к деятельности. Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Приветствие учащихся. - Ребята! Мы хороший дружный класс. Всё получится у нас! Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты фонетики, словообразования, морфологии . | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей | УДД:
установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
сотрудничества с учителем и сверстниками) |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. . Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного повторения материала | Саша и Маша решили принять участие в конкурсе "Русский медвежонок". При подготовке к конкурсу одно из заданий вызвало у ребят разногласие. В 1 задании необходимо было сделать фонетический разбор слова: скамья: вот, что получилось у Маши: (скам*а) Саша прочитал вариант Маши и не согласился.(скам*йа) Ребята, почему Саша считает вариант выполнения задания Маши ошибочным? 2 задание. Разобрать слово по составу. Вот, что получилось у Маши: Придорожный( ¬ ͡ □) А у Саши : Придорожный (¬ ͡ ˄ □) кто прав? Чем мы сейчас занимались? | Мотивирует учащихся к изучению темы. Стимулирует желание помочь ребятам. | Принимают учебную задачу Читают слова (Ребята высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.) | УДД:
выделение необходимой информации); Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание помочь ребятам подготовиться к конкурсу «Русский медвежонок». Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога |
3. Постановка учебной задачи. Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному закреплению знаний.
. | Это и будет тема нашего урока: (на доске запись). Цель нашего урока… (Повторяем фонетику, словообразование, морфологию.) Проведём мини- исследование. Сделаем небольшое открытие, За работу! Задание №1 Найдите на столах карточки белого цвета и выполните задания Прочитайте слова каждой группы и назовите признак, по которому объеденены эти слова. 1 группа Продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, жираф. 2 группа пень, деньки, деньги, касса. 3 группа ящик, юла, скамья, объезд __________________________________________ Какой можем сделать вывод ? Напишите фразу-конструкт: Мягкий знак не обозначает________________ буквы е,ё,ю,я обозначают______________________ ,когда находятся в позициях________________________________________________,в остальных случаях обозначают________ звук. Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №1 | Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока. Организует работу на карточках, поясняет задание Знакомит учащихся с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать (Ребята работают на карточках индивидуально, устно проговаривают вывод, а затем выполняют вторую и третью часть задания Делают вывод: Мягкий знак не Обозначает звука, буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука ,когда находятся в позициях: в начале слова, после ъ или ь знаков,в остальных случаях обозначают 1 звук. Оценивают свои достижения при выполнении задания №1 |
УДД:
установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
познавательные (постановка и формулирование проблемы; Познавательные умения: - закрепить фонетический разбор, словообразование, - производить морфологический разбор и обосновывать свое мнение Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - составлять фразу-конструкт; - делать фонетический разбор слов. |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: 1)Организовать уточнение и согласование темы урока. 2)Организовать с детьми повторение способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
| Какая тема нашего урока?: Цель нашего урока… Повторяем фонетику, словообразование, морфологию. Предлагает провести исследование. Для того чтобы провести следующее исследование нам необходимо вспомнить: -- известные вам признаки имён существительных (число, падеж,склонение и др). --падежи русского языка с вопросами. Назовите падежи, имеющие одинаковые вопросы. -- известные вам признаки имён прилагательных Сейчас вам предстоит работать в группах. Исследовать вы будете слова. Найдите карточки синего цвета Задание №2 (в группах, в 4-ах)
Проведите исследование со словами ребят и результаты оформите в таблице. Сделайте морфологический разбор каждого слова Выделите графически окончания в словах. Понаблюдайте, какие формы постоянных признаков совпадают у существительных и прилагательных. Что вы заметили? Как вы думаете ,почему? Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного с которым оно согласуется. Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №2
ФИЗМИНУТКА | Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока. Организует работу на карточках в четвёрках, поясняет задание Вешает на доску плакат | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать Рассказывают об имени существительном.прилагательном Вспоминают падежи русского языка с вопросами Работают в четвёрках Проводят исследование со словами ребят и результаты оформляют в таблице. Старшие в группе делают вывод. Оценивают свои достижения при выполнении задания №2 Выполняют движения | УДД:
цепи рассуждений));
сотрудничества с учителем и сверстниками); Познавательные умения: - производить разбор имен существительных и прилагательных обосновывать свое мнение; - определять необходимость использования имен Существительных и прилагательных; - определять различие в окончании существительных и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, представляя свою позицию. Предметные умения: - рассказывать о признаках имени существительного; - рассказывать о падежах и вопросах; - рассказывать о признаках имени прилагательного; - проводить исследование имен существительных и прилагательных оформлять результаты в таблице;
|
5. закрепление во внешней речи. Цель: Организовать закреплние детьми способов действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: | Сообщение учителя
А теперь вернёмся к словам. Какой вывод сделайте вы? Для этого вам предстоит выполнить следующее задание Задание №3 (в парах) Найдите карточки зелёного цвета. Какой вывод вы можете сделать? Сравним результаты ваших исследований. Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №3 Сообщение учителя
Вот такие есть секреты в русском языке. | Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания | Работают на карточках в парах Сравнивают результаты исследований. Делают вывод Оценивают свои достижения при выполнении задания №3 Петрушка,неваляшка,матрёшка | УДД:
цепи рассуждений));
сотрудничества с учителем и сверстниками); Познавательные умения: - определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных; - определять различие в окончании существительных Р.п., В.п. и И.п и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, представляя свою позицию. Предметные умения: - проводить исследование имен существительных и оформлять результаты в таблице; |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. | Сообщение учителя Задание №4 (в парах) Найдите карточки зелёного цвета. Сравни склонение слов «народ» «стая» . Выдели окончания. Какой вывод вы можете сделать? Народ обозначает совокупность живых существ. Назовите еще подобные слова .
Какое открытие вы сделали? Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №4
Задание № 5 с взаимооценкой Поменялись карточками,оценили работу соседа) Допишите каждое предложение, используя слова для справок: Летит стая…. Пасется стадо…. Мчится табун…. Слова для справок: гуси, овцы, лошади. Определите вид каждого имени существительного. Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании № 5 - Сейчас мы сделаем ещё одно открытие. Задание № 6 (в парах) Диагностическое задание: Напишите в каждом словосочетании вопрос. Норка (______?) вылезла из норки (_______?) и пошла к знакомой норке(____?). В норку (______?) норкину вошла, норку (_______?) в норке (______?) не нашла. Если в норке нету норки (_______?), может, норка (_____?) возле норки? (______?) Нет нигде. Пропал и след. Норка (______?) – здесь, а норки (______?) – нет. |
Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Проводит индивидуальный контроль Вывод: В русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения, называют омонимы. Среди омонимов есть слова, которые бывают одушевленными и неодушевленными, поэтому меняют свое лексическое значение в зависимости от смысла, в котором употребляются. | Работают на карточках в парах Делают вывод Эти существительные склоняются как, неодушевлённые имена существительные. У них совпадают Неодушевлённые: В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. Вывод. Существительные,обозначающие совокупность живых существ – неодушевленные Оценивают свои достижения при выполнении задания №4 Работают на карточках индивидуально Выполняют взаимооценку учебного задания Оценивают свои достижения при выполнении задания №5 Одна пара зачитывает поставленные вопросы, другие сверяют
| Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. УДД:
контроль и оценка); личностные (действие смыслообразования,
учебной деятельностью и ее мотивом); Познавательные умения: - закрепить умения производить словообразовательный, морфологический разбор в определенном контексте и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - соотносить учебные действия с известным правилом. Коммуникативные умения: - согласовывать позиции и находить общее решение. Предметные умения: - формулировать вопрос к существительному прилагательному ; - изменять по падежам имена существительные И прилагательные; |
7. Рефлексия учебной деятельности (итог ) Цель: Организовать фиксацию нового содержания, повторенного на уроке | Обобщение полученных на уроке сведений Определите, кто оказался прав: Галя или Серёжа , когда выполняли задание при подготовке к конкурсу «Русский медвежонок». Помогли мы ребятам в задании? Оцените последнее задание и поставьте себе оценку за урок. Достигли мы цели урока? Над каким умением работали на уроке? Что учились делать? Какие необычные открытия мы сделали? Какую оценку поставил себе … Почему?
Задание на самоанализ. Допишите предложение. Мне важно уметь производить различные виды разборов, потому что…………………. 2. . Задание на самооценку. Своей работой на уроке я …………………………… . (доволен, очень доволен, не очень доволен), потому что……………… Домашнее задание: Спасибо за урок! |
Организует работу по обсуждению материала Конкретизирует домашнее задание
| Отвечают на итоговые вопросы урока Анализируют свою работу на уроке Отвечают на итоговые вопросы урока Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание | УДД: Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Сравнительная характеристика словооизменения и словообразования" 3 класс.
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС НОО и ориентирована для работы по учебнику "Русский язык" А. В. Поляковой....
технологическая карта урока русского языка по теме " Повторяем правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения"
Урок проводился в 3 классе по программе " Начальная школа 21 века"....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании безударных окончаний имен существительных.Задачи урока Дидактические:1. Закрепить знан...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...