Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторяем фонетику, словообразование, морфологию».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дробина Зоя Алексеевна

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторяем фонетику, словообразование, морфологию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka_russkogo_yazyka_4_klass.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя:                   Дробина Зоя Алексеевна

Класс: 4 .

Дата:    05.09. 2016 г..

Предмет:   Русский язык

Тема урока: «Повторяем фонетику, словообразование, морфологию»

Тип урока: Урок закрепления

Цель урока: 

Сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных. 

Ввести правила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

                                                                                              Планируемые результаты

Предметные УУД:

Уметь анализировать и характеризовать звуки речи, способы образования слов, частей речи.

Познавательные УУД:Обобщать и систематизировать знания о фонетике, словообразовании, морфологии  Формулировать правило на основе нескольких высказываний. Группировать слова по заданному основанию.

Регулятивные УУД: Принимать участие в обсуждении предложенных высказываний, выбирать правильные и обосновывать сделанный выбор.

Коммуникативные УУД:Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, договариваться о последовательности действий и порядке работы в группах.

Личностные УУД:

Применять правила делового сотрудничества, проявлять терпение и доброжелательность, доверие  к собеседнику.

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Окружающий мир;

Ресурсы

                                                               

      Информационный материал

      Учебник «Русский язык» ч.1 С. В. Иванов 

     Демонстрационный материал

  • Карточки с учебными заданиями.
  • дидактическое сопровождение
  • материалы для познавательной деятельности

Формы работы:

 Фронтальная.

• индивидуальная

• парная  

• групповая

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Развитие УУД

1.Орг. момент Самоопределение к деятельности.

Цель: Создать условия для возникновения у ученика

 внутренней потребности включения в учебный

процесс

     Приветствие учащихся.

- Ребята!

Мы хороший дружный класс.

     Всё получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что  уже знаем и постарались открыть новые секреты фонетики, словообразования, морфологии  .

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

УДД:  

  • личностные  (действие смыслообразования,

установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом);

  • коммуникативные (планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

.

Цель: Организовать актуализацию изученных

 способов действий, достаточных для проблемного повторения

 материала

Саша  и Маша   решили принять участие в конкурсе "Русский медвежонок". При подготовке к конкурсу одно из заданий вызвало у ребят разногласие. В 1 задании необходимо было сделать фонетический разбор  слова:

скамья: вот, что получилось у Маши: 

(скам*а)

Саша   прочитал вариант Маши и не согласился.(скам*йа)

Ребята, почему Саша считает вариант выполнения задания Маши ошибочным?

2 задание. Разобрать слово по составу. Вот, что получилось у Маши: 

Придорожный(  ¬  ͡    □)

   А у  Саши :

Придорожный (¬ ͡   ˄ □)

кто прав?

Чем мы сейчас занимались?

Мотивирует учащихся к изучению темы.

Стимулирует желание помочь  ребятам.

Принимают учебную задачу

Читают слова

(Ребята  высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.)

УДД:  

  • регулятивные (целеполагание; планирование);
  • познавательные (общеучебные (поиск и

выделение необходимой информации);

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание помочь ребятам подготовиться

к конкурсу «Русский медвежонок».

Регулятивные умения: 

выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание, используя

 термины, в рамках учебного диалога

3. Постановка учебной задачи.

Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.

            2) Организовать подводящий или

побуждающий диалог по проблемному  

               закреплению  знаний.

             

.

Это и будет тема  нашего урока:  (на доске запись).

Цель нашего урока…

(Повторяем фонетику, словообразование, морфологию.)

Проведём мини- исследование.

 Сделаем  небольшое открытие,

За работу!

Задание №1        Найдите на столах карточки белого цвета и выполните задания

Прочитайте слова  каждой группы и назовите признак, по которому объеденены эти слова.

  1 группа        Продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, жираф.

 2 группа  пень, деньки, деньги, касса.

3 группа ящик, юла, скамья, объезд

__________________________________________

Какой можем сделать вывод ?

Напишите фразу-конструкт:

Мягкий знак не

обозначает________________ буквы е,ё,ю,я обозначают______________________ ,когда находятся в позициях________________________________________________,в остальных случаях обозначают________ звук.

Возьмите свой  лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №1

Уточняет тематические рамки. Организует

формулировку темы и постановку цели урока.

Организует работу на карточках, поясняет задание

Знакомит учащихся с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать

(Ребята работают на карточках индивидуально, устно проговаривают вывод, а затем выполняют вторую и третью часть задания

Делают вывод:

Мягкий знак не

Обозначает звука, буквы е,ё,ю,я обозначают 2 звука ,когда находятся в позициях: в начале слова, после ъ или ь знаков,в остальных случаях обозначают 1 звук.

Оценивают свои достижения при выполнении задания №1

           

УДД:  

  • личностные  (действие смыслообразования,

 установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом);

  • регулятивные (целеполагание, планирование);

познавательные (постановка и формулирование

 проблемы;

Познавательные умения:

- закрепить фонетический разбор, словообразование,

- производить морфологический разбор и обосновывать

 свое мнение

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку учебного задания

 и вносить корректировку;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины,

в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- составлять фразу-конструкт;

- делать фонетический  разбор  слов.

4. Построение проекта выхода из затруднения

     Цель:

1)Организовать уточнение и согласование

темы урока.

2)Организовать  с детьми повторение

 способа действий при решении данного класса

задач с их проговариванием во внешней речи.

       

Какая  тема  нашего урока?:  

Цель нашего урока…

Повторяем фонетику, словообразование, морфологию.

 Предлагает провести исследование.

Для того чтобы провести следующее исследование нам необходимо вспомнить:

-- известные вам признаки имён существительных     (число, падеж,склонение и др).

--падежи русского языка с вопросами.

Назовите падежи, имеющие одинаковые вопросы.

-- известные вам признаки имён прилагательных     

Сейчас вам предстоит работать в группах. Исследовать вы будете слова.

Найдите карточки синего цвета

Задание №2

    (в группах, в 4-ах) 

              

Проведите исследование со словами ребят и результаты оформите в таблице.

Сделайте морфологический разбор каждого слова

Выделите  графически окончания в словах.

Понаблюдайте, какие  формы постоянных признаков совпадают у существительных и прилагательных. Что вы заметили?

Как вы думаете ,почему?

Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного с которым оно согласуется.

   Возьмите свой  лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №2

   

            ФИЗМИНУТКА

Уточняет тематические рамки. Организует

формулировку темы и постановку цели урока.

Организует работу на карточках в четвёрках, поясняет задание

Вешает на доску плакат

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать

Рассказывают об имени существительном.прилагательном

Вспоминают падежи русского языка с вопросами

Работают в четвёрках

Проводят исследование со словами ребят и результаты оформляют  в таблице.

Старшие в группе делают вывод.

Оценивают свои достижения при выполнении задания №2

Выполняют движения

УДД:

  •  логические (анализ; построение логической

цепи рассуждений));

  • коммуникативные (планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками);

Познавательные умения:

- производить разбор имен существительных

 и прилагательных обосновывать свое мнение;

- определять необходимость использования имен

 Существительных и прилагательных;

определять различие в окончании существительных

и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения

проверять учебное задание и вносить корректировку;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

 -  оформлять речевое высказывание,

используя термины, представляя свою позицию.

Предметные умения:

рассказывать о признаках имени существительного;

- рассказывать о падежах и вопросах;

- рассказывать о признаках имени прилагательного;

- проводить исследование имен существительных и

 прилагательных

 оформлять результаты в таблице;

 

5. закрепление во внешней речи.

Цель: Организовать закреплние детьми  способов

 действий при решении данного класса задач

с их проговариванием во внешней речи:

Сообщение учителя

 

  А теперь вернёмся к словам.

 Какой вывод сделайте вы?

Для этого вам предстоит выполнить следующее задание

Задание  №3    (в парах)               

 Найдите карточки зелёного цвета.

  Какой вывод вы можете сделать?

Сравним результаты ваших исследований.

Возьмите свой  лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №3

Сообщение учителя

 

      Вот такие есть секреты  в русском языке.

Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания

Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания

Работают на карточках в парах

Сравнивают результаты  исследований.

Делают вывод

Оценивают свои достижения при выполнении задания №3

Петрушка,неваляшка,матрёшка

УДД:

  • регулятивные (волевая саморегуляция);
  • познавательные (общеучебные
  •  логические (анализ; построение логической

цепи рассуждений));

  • коммуникативные (планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками);

Познавательные умения:

- определять необходимость использования имен

 существительных одушевленных и неодушевленных;

определять различие в окончании существительных 

Р.п., В.п. и  И.п  и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения

проверять учебное задание и вносить корректировку;

- выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

 -  оформлять речевое высказывание, используя

термины, представляя свою позицию.

Предметные умения:

- проводить исследование имен существительных

и оформлять результаты в таблице;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: Организовать выполнение учащимися

 типовых заданий на новый способ действий.

Сообщение учителя

Задание  №4    (в парах)               

Найдите карточки зелёного цвета.

Сравни склонение слов «народ»  «стая»  .  Выдели окончания.      Какой вывод вы можете сделать?

Народ обозначает совокупность живых существ. Назовите еще подобные слова .

 

 Какое открытие вы сделали?  

Возьмите свой  лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №4

           

Задание № 5                с взаимооценкой

Поменялись карточками,оценили работу

соседа)

Допишите каждое предложение, используя слова для справок:

Летит стая….

Пасется стадо….

Мчится табун….

Слова для справок: гуси, овцы, лошади.

Определите вид каждого имени существительного.

Возьмите свой  лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании № 5

- Сейчас мы сделаем ещё одно открытие.

Задание № 6   (в парах)             

Диагностическое  задание:

Напишите в каждом словосочетании вопрос.

Норка (______?) вылезла из норки (_______?) и пошла к знакомой  норке(____?).

В норку (______?) норкину  вошла, норку (_______?) в норке (______?) не нашла. Если в норке нету норки (_______?), может, норка (_____?) возле норки? (______?) 

Нет нигде. Пропал и след. Норка (______?) – здесь, а норки (______?) – нет.

         

Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания

Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания

Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания

Проводит индивидуальный контроль

Вывод:  

 В русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения, называют омонимы. Среди омонимов есть слова, которые бывают одушевленными и неодушевленными, поэтому меняют свое лексическое значение в зависимости от смысла, в котором употребляются.

Работают на карточках в парах

Делают вывод

Эти существительные склоняются как, неодушевлённые имена существительные. У них совпадают

Неодушевлённые:

     В.п.  мн.ч. =  И.п. мн.ч.      

Вывод.     Существительные,обозначающие совокупность живых существ – неодушевленные

Оценивают свои достижения при выполнении задания №4

Работают на карточках индивидуально

Выполняют взаимооценку учебного задания

Оценивают свои достижения при выполнении задания №5

Одна пара зачитывает поставленные вопросы, другие сверяют

 

  

Цель: Организовать выполнение учащимися

 типовых заданий на новый способ действий.

УДД:

  • познавательные (моделирование; рефлексия,

контроль и оценка);

          личностные  (действие смыслообразования,

  • установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом);

Познавательные умения:

- закрепить умения производить

 словообразовательный, морфологический разбор в

 определенном контексте и

 обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- соотносить учебные действия с известным правилом.

Коммуникативные умения:

- согласовывать позиции и находить общее решение.

Предметные умения:

- формулировать вопрос к существительному

прилагательному  

;

 - изменять по падежам имена существительные

И прилагательные;

7. Рефлексия учебной деятельности

(итог )

Цель:

Организовать фиксацию нового содержания,

 повторенного на уроке

Обобщение полученных на уроке сведений

Определите, кто оказался прав: Галя  или Серёжа , когда выполняли задание при подготовке к конкурсу «Русский медвежонок».

Помогли мы ребятам в задании?

Оцените последнее задание и поставьте себе оценку за урок.

Достигли мы цели урока?

Над каким умением работали на уроке?

 Что учились делать?

Какие необычные открытия мы сделали?

Какую оценку поставил себе …

 Почему?

 

 Задание на самоанализ.

Допишите предложение.

Мне важно уметь производить различные виды разборов, потому что………………….

2. . Задание на самооценку. 

Своей работой на уроке я …………………………… . (доволен, очень доволен, не очень доволен), потому что………………

Домашнее задание:

Спасибо за урок!

 

Организует работу по обсуждению материала

Конкретизирует домашнее задание

 

Отвечают на итоговые вопросы урока

Анализируют свою работу на уроке

Отвечают на итоговые вопросы урока

Оценивают свою работу на уроке

Записывают домашнее задание

УДД:

Личностные умения:

 - оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный

результат  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Сравнительная характеристика словооизменения и словообразования" 3 класс.

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС НОО и ориентирована для работы по учебнику "Русский язык" А. В. Поляковой....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: рефлексииЦель урока: создание условий для обобщения и закрепления имеющихся знаний о правописании безударных окончаний имен существительных.Задачи урока Дидактические:1. Закрепить знан...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...