Памятка для 3-4 классов "Как работать над ошибками"
учебно-методическое пособие по русскому языку (3, 4 класс) на тему
Эффективным способом повышения грамотности является систематическая работа учащихся над допущенными ошибками. Памятка дает пошаговую инструкцию работы над орфограммами, изучаемыми в начальной школе, образец оформления в тетради*, а также содержит некоторые правила.
Материал в пособии скомбинирован так, что после печати, легко складывается в удобную книжечку (листы А-4 сложить пополам). Печать двусторонняя.
*Образец оформления в тетради выполнен шрифтом Прописи. В случае отсутствия данного шрифта на компьютере Памятку необходимо отредактировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_rabotatat_nad_oshibkami.docx | 40.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
______________________________________
______________________________________
______________________________________
№1. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения
Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак. Обозначь начало и конец предложения.
Например: Москва – столица нашей Родины.
№2. Ошибки на пропуски, искажения и замену букв
Выпиши слово правильно. Подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.
Например: Ма|лень|ка|я.
№3. Слог
Выпиши слово. Подчеркни гласные, раздели слово на слоги.
Например: О|си|на.
ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных букв, столько и слогов.
№4. Перенос слов
Выпиши слово. Подчеркни гласные, раздели слово на слоги. Запиши слово ещё раз, разделяя его для переноса.
Например: О|си|на, оси-на.
ЗАПОМНИ! Переносят слова по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
№42. Разбор предложения по членам
- Выпиши предложение. Найди и подчеркни главные члены предложения.
- Выпиши словосочетания с вопросами. По вопросу определи второстепенный член предложения, подчеркни его соответствующей линией в предложении.
кто? что сделали?
Например: Ребята во дворе сделали ледяную горку.
сделали (где?) во дворе
сделали (что?) горку
горку (какую?) ледяную
ЗАПОМНИ!
Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Определение выражается прилагательным.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чём?
Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда?
Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.
членов предложения к второстепенным и от второстепенных членов к другим второстепенным членам. Главное слово в словосочетании отмечай #.
Например: Задорные ребята быстро побежали в берёзовую рощу.
ребята (какие?) задорные
побежали (как?) быстро
побежали (куда?) в рощу
в рощу (какую?) берёзовую
ЗАПОМНИ! Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
№41. Однородные члены предложения
- Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания между однородными членами. Составь схему.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. ,
День был ясный и тёплый. и
ЗАПОМНИ! Однородными членами предложения называют слова, которые относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос.
№5. Ударение в слове
Выпиши его слово. Произнеси его так, как говорим в речи («позови» его). Определи ударный слог. Поставь знак ударения.
Например: Картина.
№6. Мягкий знак на конце слова
Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь.
Запиши ещё два слова на это правило.
Например: День, ель, пень.
№7. Мягкий знак в середине слова
Выпиши слово правильно. Подчеркни Ь.
Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Льдина, письмо, мальчик.
№8. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Ночной, хищник, почта.
ЗАПОМНИ! В сочетаниях чк, чн, чт, нч, нщ, рщ, щн буква Ь никогда не пишется.
№9. Гласные после шипящих
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Машина, малыши, лыжи.
ЗАПОМНИ! Слова с ЖИ, ШИ пишутся с буквой И.
Слова с ЧА, ЩА пишутся с буквой А.
Слова с ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У.
№10. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Выпиши слово. Поставь знак ударения, подчеркни безударную гласную. Безударную гласную в корне проверь ударением.
Например: Волна – волны, зима – зимний.
ЗАПОМНИ! Безударные гласные в корне слова пишутся также, как и ударные.
№11. Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением (словарные слова)
Пропиши слово целую строку, выдели орфограммы. Запомни, как оно пишется. Составь и запиши предложение с этим словом.
Например: Ребята, ребята, ребята, ребята.
Мы дружим с ребятами из 2 класса.
№12. Парные звонкие и глухие согласные
Выпиши слово. Подчеркни орфограмму. Проверь согласную.
Например: Мороз – морозы, в шапке – шапочка.
№38. Правописание наречий
Пропиши слово, в котором допущена ошибка целую строку. Обрати внимание на слитное написание слова и на гласную на конце слова.
Например: Справа, справа, справа, справа.
ЗАПОМНИ! Наречие пишется в одно слово. Перед наречием не бывает предлогов! Наречия часто оканчиваются на а, о.
№39. Главные члены предложения
Выпиши предложение. Найди сказуемое (вопросы что делает? что делают? что делали? и т.д.). Подумай, какой предмет совершает это действие. Поставь к подлежащему вопрос кто? или что? Подчеркни подлежащее одной чертой, сказуемое двумя чертами.
что? что делает?
Например: Ветер срывает листья с деревьев.
ЗАПОМНИ! Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Подлежащее указывает о ком или о чём говорится в предложении, сказуемое – что именно говорится о подлежащем.
Подлежащее и сказуемое взаимосвязаны. Они составляют основу предложения.
№40. Словосочетание
- Выпиши предложение. Найди и подчеркни главные члены предложения.
Запомни! Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения. Они НЕ являются словосочетанием!
- Выпиши словосочетания. Для этого ставь вопросы от главных
№35. Ь после шипящих в неопределённой форме глаголов
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на это правило.
Например: Беречь (что делать?) н.ф. Лечь, стеречь.
ЗАПОМНИ! В неопределённой форме глаголов после буквы ч пишется ь.
№36. Ь на конце глагола 2 лица ед. числа настоящего времени
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на это правило.
Например: Пишешь (что делаешь?) 2 л., ед.ч. Сидишь, учишься.
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2 лица единственного числа настоящего времени пишется ь.
№37. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
Выпиши глагол правильно. Поставь к нему вопрос. Определи по вопросу, нужно ли в этом глаголе перед -СЯ писать Ь. Запиши ещё два глагола на это правило.
Например: Давай (что делать?) учиться, смеяться, умываться.
Брат (что делает?) учится, смеётся, умывается.
ЗАПОМНИ! Согласные в слабой позиции пишутся также, как и в сильной позиции.
№13. Непроизносимые согласные
Выпиши слово. Подбери к нему такое родственное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. Выдели корень, обозначь орфограмму.
Например: Звёздный – звезда, опасный – опасен.
№14. Двойные согласные
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Раздели слова для переноса.
Например: Группа, аллея, рассказ.
Груп-па, ал-лея, рас-сказ.
ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.
№15. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Таня, Саша, А.С.Пушкин.
№16. Большая буква в кличках животных
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Мурка, Зорька, Рекс.
№17. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек и т.д.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Москва, Россия, Волга.
№18. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, фильмов, заводов, кораблей и т.д.
ЗАПОМНИ! Названия книг, газет, журналов, фильмов, заводов, кораблей и т.д. пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
Например: Сказка « Гуси-лебеди ».
№19. Разделительный мягкий знак
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Объясни написание Ь. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Листья, семья, вьётся.
ЗАПОМНИ! Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.
№20. Разделительный твёрдый знак
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Подъезд, съедобный, объём.
ЗАПОМНИ! Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами Е, Ё, Ю, Я.
Разделительный Ъ не входит в приставку!
№33. Правописание безударных окончаний имён прилагательных
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парные окончания. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному.
Например: В синем небе – в небе (каком?) синем – ср.р., ед.ч., П.п.
№34. Правописание безударных личных окончаний глаголов
Выпиши глагол правильно. Поставь к нему вопрос. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед.ч. и мн.ч. Запиши свой пример на это правило. (Не забывай о глаголах – исключениях!)
Например:
Пишет - (что делать?) писать – I спр. (е-ут-ют).
Ставит – (что делать?) ставить – II спр. (и-ат-ят).
ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ:
- Брить, стелить – I спр.
- Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть – II спр.
Зависит – (что делать?) зависеть – II спр., искл.
№31. Определение падежа имён существительных
Выпиши существительное вместе с тем словом, от которого оно зависит. От этого слова поставь к существительному вопрос. По вопросу и предлогу (если он есть) определи падеж имени существительного.
Например: Идём (куда? к чему?) к станции – Д.п.
№32. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
- Выпиши существительное вместе с тем словом, от которого оно зависит. От этого слова поставь к существительному вопрос. По вопросу определи падеж имени существительного.
- Определи склонение имени существительного. Для этого поставь его в начальную форму.
- Выдели окончание. Придумай и запиши свой пример на это правило.
Например: Иду (к кому?) к маме – мама - 1 скл., Д.п.
Был (у кого?) у Юлии–Юлия–сущ. на -ия, Р.п.
ЗАПОМНИ!
Окончание -е пишется:
- у сущ. 1 скл. в Д.п. и П.п. кроме существительных
- у сущ. 2 скл. в П.п. на -ия, -ий, -ие
Окончание -и пишется:
- у сущ. 1 скл. в Р.п.
- у сущ. 3 скл. в Р.п., Д.п. и П.п.
- у сущ. на -ия, -ий, -ие
№21. Корень слова
Выпиши слово. Подбери и запиши 2-3 родственных слова. Выдели корень.
Например: Звёздочка - звёздный, звезда.
ЗАПОМНИ! Корень – это общая часть родственных слов. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.
№22. Разбор слова по составу
Выпиши слово.
- Выдели окончание. Для этого изменяй слово по вопросам (устно). Окончание – это изменяемая часть слова.
- Часть слова без окончания называется основой слова. Выдели основу слова.
- Подбери и запиши 2-3 однокоренных слова, чтобы не ошибиться в выделении корня. Корень – это общая часть однокоренных слов. Выдели корень в однокоренных словах.
- Выдели приставку и суффикс (если есть).
Например: Перелесок – лес, лесной.
№23. Гласные и согласные в приставках
Выпиши слово правильно. Выдели в нём корень, а затем приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.
Например: Полетел, побежал, поездка.
ЗАПОМНИ! Приставки всегда пишутся одинаково независимо от произношения. (Исключение: приставки на -з, -с.)
№24. Буквы З и С на конце приставок
Выпиши слово правильно. Выдели в нём корень, а затем приставку. Объясни выбор буквы з или с в приставке. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Разбудить, развести, расписание.
ЗАПОМНИ! В приставках на -з, -с перед звонким согласным пишется з, а перед глухим –с.
№25. Правописание приставки со словом
Выпиши слово. Выдели в нём корень и приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
Например: Заехал, уехал, переехал.
ЗАПОМНИ! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
№26. Правописание предлога со словом
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Между предлогом и словом вставь вопрос и ещё одно слово. Выдели предлог.
Например: В лесу - в (каком?) лесу, в зимнем лесу.
ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово. Он пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить вопрос и ещё одно слово.
№27. Предлог перед местоимением
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё два местоимения с предлогом на это правило.
Например: Ко мне, у нас, с ним.
ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.
№28. Ь на конце существительных после шипящих
Выпиши слово правильно. Определи род, склонение. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Рожь (ж.р., 3 скл.), мышь, глушь.
Грач (м.р.), шалаш (м.р.), без туч (ж.р., 1 скл.)
№29. Частица НЕ с глаголами
Выпиши глагол с частицей не. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: Не был, не выучил, не думал.
ЗАПОМНИ! Частица НЕ с глаголами пишется отдельно.
№30. Части речи
Выпиши слово. Поставь его в начальную форму. Поставь к слову вопрос. Определи часть речи.
Например: В лесу – (что?) лес – имя сущ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для учащихся "Как выполнить работу над ошибками"
Памятка как работать над ошибками по русскому языку 2-4 класс....
Памятка по русскому языку "Как работать над ошибками" для учащихся начальной школы.
Памятка "Как работать над ошибками" предназначена для формирования умения работать над допущенными ошибками в раличных видах работ по русскому языку. Памятка будет полезна педагогам, учащи...
Памятка по русскому языку "Как работать над ошибками" 1-2 класс
Памятка поможет ребятам самостоятельно выполнить работу над ошибками по алгоритму.Здесь указана орфограмма, план действий, пример....
Памятка для родителей "Как выполнять работу над ошибками"
Уважаемые родители! Эта памятка поможет вам и вашим детям при выполнении работы над ошибками, допущенными в классной и домашней работах. А также научит детей выполнять работу над ошибками к изложениям...
Памятка по русскому языку при работе над ошибками в 1 классе ( УМК "Школа России")
1.Большая буква, точка в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Делай так: Выпал пушистый снег. 2.Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: оси-на. 3. Мягкий знак (ь) на...
Памятка для 2 класса "Как работать над ошибками"
Эффективным способом повышения грамотности является систематическая работа учащихся над допущенными ошибками. Памятка дает пошаговую инструкцию работы над орфограммами, изучаемыми во 2 классе, образец...
Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"
Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах....