урок русского языка в 1 классе "В гости к дедушке Корнею"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок с презентацией к изучению темы "Родственные слова. Корень слова" УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_k_pedsovetu.doc | 47 КБ |
moy_urok_k_pedsovetu.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС на уроках русского языка в 1 классе Автор: Сулейманова Лиза Ильгамовна, учитель начальных классов, г. Нижневартовск
Тема: Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах
Тип урока: Закрепление знания;
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология
Учебник «Русский язык», 1 класс, Иванов С.В, Евдокимова А.О, Кузнецова М.И
Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
Цель: закрепить понятие корня, однокоренных или родственных слов; развивать умение сравнивать слова, подбирать и распознавать однокоренные, выделять общую часть родственных слов; на основе наблюдений подвести учащихся к выводу, что главное в слове - это его значение; воспитывать интерес к языкознанию, воспитание вежливости.
Задачи: формировать понятие однокоренные (родственные) слова; закрепить знание понятия "корень слова"; провести осмысление этого понятия; развивать универсальные учебные действия.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.
Планируемые результаты
предметные: обучающиеся убеждаются, что слов без корня не бывает, учатся выделять общую часть родственных слов
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Приветствие.
Посмотрите все на нас
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться
И не будем ни лениться
Ни болтать, ни отвлекаться
А стараться и стараться!
У: Сегодня, ребята, мы отправимся в гости. В гости к Дедушке Корнею. Догадались почему?
Слайд №1
Д: Мы повторим, что такое корень и однокоренные слова.
У: Мы идём за новыми знаниями?
Д: Мы будем учится применять знания которые получили на прошлом уроке
У: Во время путешествия по владениям деда Корнея нас ждут занимательные задания.
Работа в тетради.
- Чистописание.
- Работа с рядом слов:
Расшифруйте запись, чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания:
Слайд 2
Октябрь - о
Январь - з
Март -
Август - л
Д: Это буква в
Слайд 3
У: Определите, какой будет последовательность букв в данном ряду:
ев , ёв, юв, ...
Д: Первыми поставлены "хитрые буквы", за ними следует в.
У: Подчеркните самые красивые соединения букв зелёным карандашом
Слайд 4
Работа с пословицей
У: Объясните, как вы понимаете: Вежливые слова любые двери открывают.
- Почему так говорят? Почему вежливые слова еще называют волшебными?
Словарная работа
Слайд №5
В замок в к дедушке можно пройти, только написав словарные вежливые, волшебные слова. Вспомните, какие вежливые слова мы изучили?
Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, извините.
- Вставьте пропущенные буквы.
- Как убедится в том, что мы вставили правильно буквы? (Проверить написание этих слов по словарю.) - Проверим (по щелчку мыши вставка).
Слайд №6
Пальчиковая гимнастика "Замок"
Слайд №7
Незнайка: Я извиняюсь, очень спешу, можно мне пройти первым? С Незнайкой постоянно происходят неприятности, он многого не знает и попадает в досадные ситуации. Но сегодня он, кажется, молодец- и волшебное слово не забыл, и интонация вежливая. Вы согласны?
Вот мы и пришли к дедушке Корнею
В чудесной стране дедушки Корнея всякое случается. Посмотрите, что однажды произошло:
(Разыгрывание сценки)
У: Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуй, я корень, а ты кто?
- Я тоже корень.
- Я в земле живу. А ты где живёшь?
- А я в словах живу.
- Ну как корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или земляники, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
- Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.
У: О каких корнях шла речь в сказке?
- Какой корень из них нужнее людям?
- Какие слова мы называем родственными?
- Что есть у всех родственных слов?
- Сделаем вывод: Родственные слова имеют общую часть и близкие по значению Общая часть родственных слов называется корнем.
Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.
Физминутка. Упражнения под музыку
-В саду у дедушки Корнея выросли словообразовательные деревья. Корни этих деревьев очень похожи- у первого -вод- и у второго -вод-. Но дед Корней уверяет, что слова, которые на них выросли, имеют разное значение и не должны смешиваться. Давайте вместе соберем необычные слова и выясним, на каком дереве они выросли.
Работа в парах: Определить значение слова и найти родственные слова.
Проблемная ситуация: С какого дерева упал листок со словом водопровод?
Слайд 8
Дед Корней хочет проверить, как вы умеете самостоятельно распознавать
однокоренные слова и выделять в них корень.
Алгоритм : как найти корень слова
1 шаг: смотрю значение слова
2 шаг: подбираю «родственников»
3 шаг: выделяю общую часть
Дифференцированные задания:
1 уровень- Подбери к данным словам однокоренные слова по вопросам
кто? какой? что делать? к словам
2 уровень- Из каждой строчки выпишите однокоренные слова, выделите корень.
1) Нос, носильщик, носик, носовой (платок)
2) Лёд, ледяной, следы, ледянка
3) Мороз, морозный, холодный, заморозить
3 уровень
Спиши слова, выдели корень
Летать, улетел, полёт, лётчик
Рыбак, рыбка, рыбачить, рыбный.
Домик, домашний , дом
(Обучающиеся выполняют работу)
Проверка по записи-образцу на экране.
Самооценка по шкале.
1. Какова была цель задания?
2. Удалось получить результат?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Игра от деда Корнея (резерв)
Поиграем в загадки: Одну меня не едят
А без меня есть не хотят
Сама по себе не вкусна
Но в пище каждому нужна.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы
Ножка есть, но нет сапожка
Шляпка есть, нет головы
Запишите в тетрадь два этих слова. Подумайте и встаньте те, кто увидел связь между этими отгадками. Найдется ли между ними что-то общее?
Д: отвечают на вопрос что?
состоят из 1слога
состоят из 4 букв
Имеют по одной гласной
Имеют по 1 мягкой согласной
- Дедушка Корней во всем любит порядок, особенно в мыслях
. Используется рефлексивный экран
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось…
- У меня получилось…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Октябрь - о Январь - з Март - Август - л в
ев , ёв, юв, ...
сп..сиб.. п..жалу..ста здра..ствуйт.. д.. св..дани.. изв..нит.. а о в и и о й е е о я
Извиняюсь, я очень спешу, можно я войду первым?
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ(ходьба на месте) Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши) Качаем головой (наклоны головы влево, вправо). Мы руки поднимаем (руки вверх). Мы руки опускаем (руки вниз). Мы руки разведем (руки в стороны) И побежим кругом (бег на месте).
Алгоритм : как найти корень слова 1 шаг: смотрю значение слова 2 шаг: подбираю «родственников» 3 шаг: выделяю общую часть
Подбери родственные слова по вопросам. Найди корень в словах (что?) зима , ночь, зелень, сад (какой?) зимний, ночной, зелёный, садовый (что делать?) зимовать, ночевать, зеленеть, садить Спиши слова, выдели корень Летать, улетел, полёт, лётчик Рыбак, рыбка, рыбачить, рыбный. Домик, домашний , дом
Дерево гордится плодами, а человек делами. 1. Какова была цель задания? 2. Удалось получить результат? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? Оцени себя!
http://smiles.rc-mir.com/smile.67670.html http :// miranimashek.com http :// www.smaili.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 2 класс "Непроизносимые согласные в корне".
Урок составлен в соответствии с ФГОС, определены УУД, используется работа в парах и в группе. Программа Л.В. Занкова, учебник Н.Нечаевой....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 2 КЛАСС "Безударные гласные в корне, проверяемые ударением"
Цели:1.Формировать навыки проверки безударных гласных в корне слова изменением числа и при помощи подбора однокоренных слов.2.Развивать умение распознавать предложение в структуре текста, ...
Урок русского языка 3 класс «Чередование звуков в корнях слов при их образовании»
Урок открытия новых знаний. Система РО Л.Занкова. УМК Поляковой А.В. Соответствует ФГОС. Групповая работа, здоровьесберегающие технологии....
Конспект урока русского языка 4 класс_Непроизносимые согласные в корне слова
Конспект урока в 4 классе по УМК Школа России с применением здоровьесберегающих технологий Базарного. В приложении - музыкальный звуковой диктант....
Урок русского языка 2 класс "Непроизносимые согласные в корне слова"
Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы. Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случ...
Урок русского языка 4 класс ПНШ Орфограммы в корне. Парные согласные
закрепление изученного в 1-4 классах. февраль 2014...
Урок русского языка 2 класс "Безударная гласная в корне слова"
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: " Безударная гласная в корне слова". Урок проводится во 2 классе по системе развивающего обучения Занкова....