Рабочая программа по русскому языку для 4 класса ("Школа России")
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Светлана Валерьевна Чернакова Татьяна Валерьевна Чернакова

Программма разработана на основе ФГОС НОО. Содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, планируемые образовательные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, рабочей программы по русскому языку Канакиной В.П.  

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
         
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности
           

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области  «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
        

Основные цели изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Используемая литература:

Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы.

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник.4 класс.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь.4 класс.
Канакина В. П., Горецкий В. Г. и др. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс.

Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы.

Место курса «русский язык» в учебном плане

В 4 классе — 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели):

Общая характеристика курса

 Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
        Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений;   овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку. Это создаёт действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение); собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение); жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения; соблюдению норм построения текста (логичность последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.); развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств, в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделируюших) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Способы проверки и оценки результатов обучения учащихся по данной программе

Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.

 Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

 Контрольное списывание, как и диктат, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

 Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

 Текстовые задания  - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Логика изложения и содержание  рабочей программы полностью соответствуют   авторской программе и требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Содержание курса

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
         Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
         Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информаии, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
         Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
         Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
         Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова, однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

         Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

            Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных м.р., ж.р., ср.р. Изменение имён существительных по числам. Начальная форма имени существительного.  Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение смысловых (синтаксических) и падежных вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.  Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица ед.ч и мн.ч. Значение и употребление в речи. Склонение личных местоимений.

         Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов пр.вр. по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.
        
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
        
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

 Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
        
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
        Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания
жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
- сочетания
чк — чн, чт, нч, щн и др.;
-перенос слов.
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроизносимые согласные;                        
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;

- ь после шипящих на конце имён существительных и глаголов во 2-м лице ед.ч.;

- соединительные о и е  в сложных словах;

- е и и в суффиксах имён существительных (ключик-ключика, замочек-замочка);

- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий,

-ье, -ия, -ов, -ин) и имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными, с личными местоимениями и др;

- раздельное написание частицы не с глаголами;

- ь в глаголах в сочетании -ться;

-безударные личные окончания глаголов;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

-знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

- запятая при обращении в предложениях;

- запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
        Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
        Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

         Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

 План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

         Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.  

         Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Повторение.

11ч

Наша речь и наш язык.

Текст.

Предложение.

Обращение.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Словосочетание.

Проверочная работа.

Предложение.

Однородные члены предложения.

Простые и сложные предложения.

Проверочная работа.

Слово в языке и речи.

21ч

Лексическое значение слова.

Состав слова.

   Значимые части слова.

   Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

   Правописание ъ и ь разделительных знаков.

   Контрольный диктант.

Части речи.

   Повторение и углубление представлений о частях речи.

   Наречие.

   Проверочная работа.

10ч

   4ч

   4ч

   2ч

   3ч

   4ч

Имя существительное.

43ч

Изменение по падежам.

Три склонения имён существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

   Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

   Именительный и винительный падежи.

   Родительный падеж.

   И.п., Р.п. и В.п. одушевлённых имён существительных.

   Дательный падеж.

   Творительный падеж.

   Предложный падеж.

   Правописание безударных окончаний им. сущ. во всех падежах.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

   Общее представление о склонении им. сущ. во мн. ч.

  Именительный падеж.

   Родительный падеж.

   Винительный падеж одушевлённых имён существительных.

   Д. п., Т. п., П. п.

   Контрольный диктант.

Обобщение знаний об имени существительном.

Проект «Говорите правильно!»

20ч

   

   1ч

   2ч

   2ч

   3ч

   2ч

   2ч

   7ч

   

   1ч

   2ч

   1ч

   3ч

Имя прилагательное.

30 ч

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном.

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина».

Изменение по падежам имён прилагательных.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных м. р. и ср. р.  в ед. ч.

Склонение им. прил.  ж. р. в ед. ч.

Склонение им. прил.  во  мн. ч.

 Обобщение знаний об имени прилагательном.

 Контрольный диктант.

      

10ч

Личные местоимения.

7 ч

Местоимение.

Изменение по падежам личных местоимений.

Правописание местоимений.

Проверочная работа.

Глагол.

34ч

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи.

Неопределённая форма глагола.

Спряжение глагола.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

I и II спряжение глаголов.

Правописание глаголов.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Правописание возвратных глаголов.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Обобщение по теме «Глагол».

Контрольный диктант.

Повторение.

15ч


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

П/П

ДАТА

ТЕМА УРОКА

ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА С УКАЗАНИЕМ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Повторение (11 ч)

1

01.09.

Наша речь и наш язык.

Наша речь и наш язык (1 ч)

Диалогическая и монологическая речь.

 «Волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.

Нормы речевого этикета.

Развитие мотива к созданию дневника с  записью мудрых мыслей о русском языке.

Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

*Слова с непроверяемым написанием: человек, пожалуйста.

Текст (3 ч)

(Работа над текстом продолжается при изучении всех тем русского языка.)

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Воспитание чувства любви к своей большой и малой родине.

Развитие чувства ответственности за порученное дело.

*Слово с непроверяемым написанием: каникулы.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи.

Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему.

Предложение (3 ч)

(Работа над предложением продолжается при изучении всех разделов курса.)

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Знаки препинания в конце предложений.

*Слова с непроверяемым написанием: хозяин, хозяйство.

Обращение (1 ч)

Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце.

Знаки препинания в предложениях с обращением.

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения (2 ч)

Связи между словами в предложении.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения.

Предложения распространённые и нерапространённые.

Моделирование предложений.

Разбор предложения по членам.

Словосочетание (1 ч)

Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

*Слово с непроверяемым написанием: горизонт.

Развитие речи. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформированного текста; письменное выборочное изложение по вопросам.

Проверочная работа.

Анализировать высказывания о русском языке.

Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.

Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.

Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога.

Определять тему и главную мысль текста.

Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Составлять план текста.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».

Работать со страничкой для любознательных:

знакомство с происхождением слова каникулы.

Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.

Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».

Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой.

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.

Находить обращение в предложении.

Составлять предложения с обращением.

Выделять обращения на письме.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.

Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.

Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения.

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение.

Моделировать предложения.

Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».

Разбирать предложение по членам.

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.

Выделять в предложении словосочетания.

Разбирать предложение по членам предложения.

Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания.

Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

2

02.09.

Текст и его план. Типы текстов.

3

03.09.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

4

05.09.

Виды предложений по цели высказывания.

5

07.09.

Виды предложений по интонации.

6

08.09.

Знаки препинания в конце предложений.

7

09.09.

Обращение.

8

10.09.

Главные и второстепенные члены предложения.

9

12.09.

Предложения распространённые и нераспространённые.

10

14.09.

Словосочетание.

Развитие речи. Письменное выборочное изложение по вопросам.

11

15.09.

Проверочная работа по теме «Повторение».

 Предложение (9ч)

12

16.09.

Что такое однородные члены предложения.

Однородные члены предложения (5 ч)

Представление о предложениях с однородными членами.

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но).

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

Сведения о трудовой деятельности людей, работающих в сельской местности. Формирование уважительного отношения к труду и людям труда.

*Слова с непроверяемым написанием: комбайн, комбайнёр, багаж, календарь.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.

Простые и сложные предложения (4 ч)

Различение простых и сложных предложений.

Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами.

Союзы в сложном предложении.

Знаки препинания в сложных предложениях.

Ставить запятые между простыми  предложениями, входящими в состав сложного.

*Слово с непроверяемым написанием: прекрасный.

Проверочная работа. 

Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены.

Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.

Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения.

Выделять в сложном предложении его основы.

Составлять сложные предложения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

13

17.09.

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

14

19.09.

Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.

15

21.09.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.

16

22.09.

Как отличить сложное предложение от простого предложения.

17

23.09.

Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

18

24.09.

Знаки препинания в сложных предложениях.

19

26.09.

Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

20

28.09.

Проверочная работа по теме «Предложение». 

Слово в языке и речи (21 ч)

29.09.

Слово и его значение.

Лексическое значение слова (4 ч)

(Работа над словом продолжается при изучении всех разделов курса.)

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Углубление представлений об однозначных

и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием слов в тексте.

Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов,

фразеологизмов).

*Слова с непроверяемым написанием: библиотека, библиотекарь, шофёр, ещё.

Высказывания о русском языке русских писателей; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку.

Сведения об источниках пополнения русского языка словами.

Значение изобразительно-выразительных

средств языка.

Развитие речи. Наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеологизму.

Состав слова (10 ч)

(Работа над составом слова продолжается при изучении всех разделов курса.)

Значимые части слова (4 ч).

Корень, приставка, суффикс, окончание.

Значение суффиксов и приставок.

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся),основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Моделирование состава слова по определён-

ной схеме.

*Слова с непроверяемым написанием: ко-

рабль, костюм.

Правописание гласных и согласных в

значимых частях слова (4 ч).

Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах.

Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов -ик и -ек.

Правописание слов с разделительными

твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками (2 ч)

Работа с орфографическим словарём.

*Слова с непроверяемым написанием: железо, вокзал, пассажир, пассажирский, билет.

Контрольный диктант.

Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления.

Части речи (7 ч)

Повторение и углубление представлений о частях речи (3 ч).

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное, имя прилагательное,

имя числительное, местоимение, глагол.

*Слова с непроверяемым написанием: двенадцать, одиннадцать, шестнадцать, двадцать.

Формирование представлений о национальных ценностях России и бережном к ним отношении.

Наречие (общее представление) (4 ч).

Значение и употребление в речи.

*Слова с непроверяемым написанием: впереди, медленно, здесь, вчера, теперь, завтра.

Проверочная работа. 

Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Анализировать высказывания о русском  языке.

Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать с лингвистическими словарями  учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: знакомиться с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков.

Работать со словарём иностранных слов.

Наблюдать за изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значении фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок.

Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова

по составу.

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Моделировать слова.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Работать с орфографическим словарём.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.

Сочинять объявление.

Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки  частей речи» и составлять по ним сообщения.

Подбирать примеры изученных частей речи.

Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам.

Образовывать наречия от имён прилагательных.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Обсуждать представленный отзыв С. И. Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника.

30.09.

Синонимы, антонимы и омонимы.

01.10.

Фразеологизмы.

03.10.

Развитие речи. Составление текста по рисунку и фразеологизму.

05.10.

Значимые части слова.

06.10.

Значение суффиксов и приставок.

07.10.

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

08.10.

Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста.

10.10.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

12.10.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

13.10.

Правописание приставок и суффиксов.

14.10.

Правописание приставок и суффиксов.

15.10.

Правописание слов с буквами Ь и Ъ.

17.10.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

19.10.

Что такое части речи?

20.10.

Самостоятельные и служебные части речи.

21.10.

Грамматические признаки частей речи.

22.10.

Наречие.

24.10.

Значение и употребление в речи.

26.10.

Проверочная работа по теме «Слово в языке и речи». 

27.10.

Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

Имя существительное (43 ч)

28.10.

Как определить падеж имени существительного?

Изменение по падежам (5 ч)

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе).

*Слова с непроверяемым написанием: телефон, телепередача, аллея.

Три склонения имён существительных

(8 ч)

1-е склонение имён существительных.

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

*Слова с непроверяемым написанием: беседа, беседовать.

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

2-е склонение имён существительных.

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

*Слово с непроверяемым написанием: агроном.

3-е склонение имён существительных.

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

*Слова с непроверяемым написанием: пейзаж, портрет.

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв).

Правописание безударных падежных

окончаний имён существительных в един-

ственном числе (20 ч).

Способы проверки безударных падежных

окончаний имён существительных (1 ч).

Именительный и винительный падежи (1 ч).

Родительный падеж (2 ч).

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных (2 ч).

Дательный падеж (3 ч).

Творительный падеж (2 ч).

Правописание имён существительных в

творительном падеже, оканчивающихся

на шипящий и ц.

Предложный падеж (2 ч).

Правописание безударных окончаний имён

существительных во всех падежах (7 ч).

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленому плану.

*Слова с непроверяемым написанием: пор-

трет, инженер, хлебороб, овца, адрес,

вчера, сегодня, костёр.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе (8 ч).

Общее представление о склонении имён

существительных во множественном числе

(1 ч).

Именительный падеж (1 ч).

Родительный падеж (2 ч).

Винительный падеж одушевлённых имён

существительных (1 ч).

Дательный, творительный, предложный па-

дежи (3 ч).

Лексические и грамматические нормы упо-

требления имён существительных.

Обсуждение вопросов экологической этики

и правил поведения в лесу на основе содержания текстов учебника.

Морфологический разбор имён существительных.

*Слова с непроверяемым написанием: путешествие, путешественник, директор, килограмм, грамм, газета.

Контрольный диктант. 

Обобщение знаний об имени существительном (2 ч).

Развитие речи. Подробное изложение по-

вествовательного текста по самостоятельно

составленному плану.

Сочинение сказки на основе творческого

воображения по данному началу.

Формирование мотивации к проведению

исследовательской работы.

Проект «Говорите правильно!» 

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи.

Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения.

Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя).

Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, поОпределять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения.

Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница».

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании  слова.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом— задачей).

Подробно излагать содержание повествовательного текста.

Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.

Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.)

в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.).

Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста.

Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу.

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже.

29.10.

Как определить падеж имени существительного?

09.11.

Как определить падеж имени существительного?

10.11.

Различение падежных и смысловых вопросов.

11.11.

Имена существительные, которые употребляются в одной форме.

12.11.

1-е склонение имён существительных.

14.11.

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

16.11.

Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег»

17.11.

2-е склонение имён существительных.

18.11.

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

19.11.

3-е склонение имён существительных.

21.11.

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

23.11.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленому плану.

24.11.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

25.11.

Именительный и винительный падежи.

26.11.

Родительный падеж.

28.11.

Родительный падеж.

30.11.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

01.12.

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

02.12.

Дательный падеж.    

03.12.

Дательный падеж.

05.12.

Дательный падеж.

07.12.

Творительный падеж.

08.12.

Творительный падеж.

09.12.

Предложный падеж.

10.12.

Предложный падеж.

12.12.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

14.12.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

15.12.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

16.12.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

17.12.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

19.12.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

21.12.

Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница»

22.12.

Склонение имён

существительных во множественном числе.

23.12.

Именительный падеж.

24.12.

Родительный падеж.

26.12.

Родительный падеж.

28.12.

Винительный падеж одушевлённых имён

существительных.

11.01.

Дательный, творительный, предложный падежи.

12.01.

Дательный, творительный, предложный падежи.

13.01.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное». 

14.01.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

16.01.

Проект «Говорите правильно!».

Имя прилагательное. (30 ч)

18.01.

Что обозначают и как образуются имена прилагательные?

Повторение и углубление представлений

об имени прилагательном (4 ч)

Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных.

Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе).

Начальная форма имён прилагательных.

Слова с непроверяемым написанием: автомобиль, семена, электростанция, электровоз, электричество, электрический, сейчас.

Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

Проект «Имена прилагательные в „Сказ-

ке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина».

Развитие мотива к проведению исследовательской работы.

Изменение по падежам имён прилага-

тельных (2 ч)

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе (10 ч)

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Именительный, винительный, родительный

падежи.

Творительный и предложный падежи.

Окончания имён прилагательных мужского

и среднего рода в каждом из падежей.

Развитие чувства любви к родному краю —

частичке своей большой родины на основе

содержания текстов.

*Слова с непроверяемым написанием: пра-

вительство, аппетит, километр, космос, космический, издалека, командир.

Развитие речи. Выборочное изложение по-

вествовательного текста с элементами опи-

сания.

Склонение имён прилагательных жен-

ского рода в единственном числе (7 ч)

Склонение имён прилагательных женского

рода.

Именительный и винительные падежи.

Родительный, дательный, творительный па-

дежи.

Формирование уважения к национальному достоянию Российского государства, древним архитектурным памятникам, созданным руками русского народа, а также к национальному достоянию других стран и народов.

Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка).

*Слова с непроверяемым написанием: экскурсия, вагон, кастрюля, тарелка, издалека.

Склонение имён прилагательных во мно-

жественном числе (5 ч)

Окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста; составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

Именительный и винительный падежи.

Родительный и предложный падежи.

Дательный и творительный падежи.

*Слова с непроверяемым написанием: салют, богатство, ботинки.

Нормы правильного согласования имён при-

лагательных и имён существительных в речи.

Осознание эстетической стороны речевого

высказывания при анализе художественных

текстов.

Обобщение знаний об имени прилагательном (2 ч)

Морфологический разбор имён прилагательных.

Контрольный диктант. 

Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

Определять род и число имён прилагательных.

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке.

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль.

Проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин).

Работать с текстом-памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

Работать с текстом-памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного

Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

Записывать текст по памяти.

Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам.

Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его. Проверять написанное.

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать 

правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

19.01.

Род и число имён прилагательных.

20.01.

Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

21.01.

Род и число имён прилагательных.

23.01.

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.

25.01.

Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».

26.01.

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

27.01.

Именительный падеж.

28.01.

Родительный падеж.

30.01.

Дательный падеж.

01.02.

Именительный, винительный, родительный падежи.

02.02.

Именительный, винительный, родительный падежи.

03.02.

Творительный и предложный падежи.

04.02.

Творительный и предложный падежи.

06.02.

Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

08.02.

Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина».

09.02.

Склонение имён прилагательных женского рода.

10.02.

Именительный и винительные падежи.

11.02.

Именительный и винительные падежи.

13.02.

Родительный, дательный, творительный падежи.

15.02.

Родительный, дательный, творительный падежи.

16.02.

Родительный, дательный, творительный падежи.

17.02.

Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста.

18.02.

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

20.02.

Развитие речи. Составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости.

22.02.

Именительный и винительный падежи.

24.02.

Родительный и предложный падежи.

25.02.

Дательный и творительный падежи.

27.02.

Обобщение знаний об имени прилагательном. 

29.02.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Личные местоимения. (7ч)

01.03.

Роль личных местоимений в речи.

Личные местоимения (2 ч)

(Повторение и углубление представлений о личных местоимениях.)

Роль личных местоимений в речи.

Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.

Изменение по падежам личных место-

имений. Правописание местоимений (5 ч)

Склонение личных местоимений 1 и 2-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений 3-го лица

единственного и множественного числа.

Окончания личных местоимений в косвенных формах.

Правописание косвенных форм личных ме-

стоимений, раздельное написание место-

имений с предлогами.

*Слова с непроверяемым написанием: металл, металлический, победа, председатель.

Морфологический разбор личных место-

имений.

Проверочная работа. 

Формирование почтительного отношения к

родным, окружающим, уважительного отношения мальчиков к девочкам.

Развитие речи. Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога; подробное изложение повествовательного текста; составление поздравительной открытки.

Распознавать местоимения среди других частей речи.

Определять наличие в тексте местоимений.

Определять лицо, число, род личных местоимений 3-го лица.

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенную формы личных местоимений.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.

Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей.

Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений.

Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста.

Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта.

02.03.

Личные местоимения.

03.03.

Склонение личных местоимений 1 и 2-го лица единственного и множественного числа.

05.03.

Раздельное написание местоимений с предлогами.

07.03.

Склонение личных местоимений 3-го лица

единственного и множественного числа.

09.03.

Проверочная работа по теме «Личные местоимения». 

10.03.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Глагол. (34 ч)

12.03.

Роль глаголов в языке.

Повторение и углубление представлений

о глаголе как части речи (3 ч)

Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам.

*Слова с непроверяемым написанием: гореть, сверкать.

Неопределённая форма глагола (5 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: лучше,

расстояние, свитер, везде, сверху, снизу.

Формирование представлений о гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе.

Развитие речи. Письменное изложение по

самостоятельно составленному плану.

Спряжение глагола 

Изменение глаголов в настоящем и будущем

времени по лицам и числам (5 ч).

Лица и числа глаголов.

Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и др.).

2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

*Слово с непроверяемым написанием: сеялка.

Развитие речи. Сочинение по репродукции

картины И. И. Левитана «Весна. Большая

вода».

І и ІІ спряжение глаголов (3 ч).

Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов І и ІІ спряжения.

Правописание глаголов (11 ч)

Правописание глаголов с безударными

личными окончаниями (8 ч).

Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

*Слова с непроверяемым написанием: назад, вперёд.

Правописание возвратных глаголов (3 ч).

Возвратные глаголы (общее представление).

Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

*Слово с непроверяемым написанием: командир.

Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч).

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

Формирование уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других странах.

Формирование представлений о значении спорта в жизни людей и страны.

Развитие речи. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.

*Слова с непроверяемым написанием: свобода, здесь.

Обобщение по теме «Глагол» (4 ч)

Морфологический разбор глаголов.

Контрольный диктант. 

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Различать глаголы среди других слов и в тексте.

Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола.

Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь).

Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола.

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: « что делать?» и «что сделать?»

Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов.

Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств.

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.).

Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений.

Определять спряжение глаголов.Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

Работать с текстом-памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.

Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола.

Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Отличать возвратные глаголы, употреблённые в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы).

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности).

Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

14.03.

Время глаголов.

15.03.

Время глаголов.

16.03.

Неопределённая форма глагола.

17.03.

Неопределённая форма глагола.

19.03.

Неопределённая форма глагола.

21.03.

Изменение глаголов по временам.

22.03.

Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану.

23.03.

Что такое спряжение глагола?

24.03.

Лица и числа глаголов.

04.04.

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

05.04.

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

06.04.

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

07.04.

Спряжение глаголов в настоящем времени.

09.04.

Спряжение глаголов в будущем времени.

11.04.

Личные окончания глаголов І и ІІ спряжения.

12.04.

Как определить спряжение глагола?

13.04.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

14.04.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

16.04.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

18.04.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

19.04.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

20.04.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

21.04.

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

23.04.

Что такое возвратные глаголы?

25.04.

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

26.04.

Развитие речи. Подробное изложение деформированного повествовательного текста.

27.04.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

28.04.

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

30.04.

Развитие речи. Составление текста на спортивную тему.

03.05.

Обобщение по теме «Глагол».

04.05.

Морфологический разбор глаголов.

05.05.

Контрольный диктант по теме «Глагол».

155

07.05.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Повторение. (15ч)

10.05.

Язык и речь.

Диалогическая и монологическая речь.

Признаки текста.

Простые и сложные предложения.

Синонимы, антонимы и омонимы.

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»

Значимые части слова.

Правописание гласных и согласных в значимых частях слова.

Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

Гласные и согласные (мягкие и твёрдые, звонкие и глухие) звуки и буквы.

Итоговый контрольный диктант.

Развитие речи. Краткое изложение по плану и рисункам.

Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.

Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное.

Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера.

11.05.

Текст.

12.05.

Предложение и словосочетание.

14.05.

Лексическое значение слова.

16.05.

Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»

17.05.

Состав слова.

18.05.

Правописание приставок и суффиксов.

19.05.

Правописание гласных и согласных в корне слова.

21.05.

Части речи.

23.05.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

24.05.

Части речи.

25.05.

Звуки и буквы.

26.05.

Итоговый контрольный диктант.

28.05.

Развитие речи. Краткое изложение по плану и рисункам.

30.05.

Обобщение изученного материала.

31.05.

Обобщение изученного материала.

1. Данная программа рассчитана на 170 часов.

2. С особенностями календарно - учебного графика, каникулярных и праздничных дней рабочая программа составлена на 171 час.

3. Дополнительный час будет проведён в теме «Повторение».


Результаты изучения курса
                 Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

         Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
б. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими  существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
 

Русский язык       4 класс       Чернакова Т.В.                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России

Рабочая программа по русскому языку 4 класс Школа России...

Рабочая программа по русскому языку - 1 класс ("Школа России")

РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1 класс (50 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Канакина В.П, Горецкий В.Г., Бойкина М.В,. Дементьева М.Н.  Стефаненко Н.А.  Русский язык.// Рабочие прогр...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа России

Учителям входящим в новые стандарты в этом году предстоит написать рабочих программы с УУД.  Моя программа, возможно, поможет вам....

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку "Школа России" Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по Русскому языку 1 класс "Школа России"

Рабочая программа по Русскому языку 1 класс "Школа России"  4 часа в неделю...

рабочая программа по русскому языку 3 класс Школа России

рабочая программа по русскому языку 3 класс 2012-13 учебный год Школа России...