Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" Рамзаева Т.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык 3 класс | 106.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 3 «в»
Учитель Уразгалиева Татьяна Мусановна
Программа Школа России
Количество часов в неделю 5 часов, за учебный год -170 часов
1 четверть –45часов;
2 четверть – 35 час;
3 четверть - 50 часов;
4 четверть - 40 часа.
Планирование составлено на основе программы обучения.
Учебник: Т.Г. Рамзаева « Русский язык для 3 класса в 2 частях», М., Дрофа, 2008г.
Методическое пособие: «Методическое пособие по русскому языку»,
М., ВАКО, 2008 г.
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программой Т. Г. Рамзаевой «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Цель и задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни обще ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще ния людей, познания окружающего мира. Именно в процессе об щения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, по нимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.
Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле по нимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по язы ку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на кото ром происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний – это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоцио нальное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими каче ствами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.
Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школь ника родной язык – это не только предмет изучения, но и сред ство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специаль ные речевые умения младшего школьника – умение анализиро вать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст – повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его со держание – являются для него и общеучебными умениями. По этому речевая направленность обучения родному языку понима ется и как установка на овладение средствами познания.
Таким образом, основная цель обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грам матики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприя тие, воспроизведение и создание высказываний в устной и пись менной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться слова рями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школь ника;
- пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Установкой на полноценное овладение учащимися коммуни кативной функцией языка обусловлены не только основные зада чи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6 – 10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдель ными сторонами (подсистемами) языка, его категориями. Прини маются во внимание также и возрастные возможности детей 7 – 10 лет, особенности их познавательной деятельности.
Поскольку все стороны языка – фонетическая, граммати ческая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех под систем языка, при этом каждая из них изучается не изолиро ванно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного ма териала крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависи мостях между его компонентами.
В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7 – 10 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, син таксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для уча щихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимо действующих между собой и обеспечивающих общение людей.
Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков грамотного письма. В про грамме и учебниках представлены четыре группы правил: 1) обо значение звуков буквами; 2) перенос слов; 3) раздельное напи сание слов; 4) написание заглавной буквы.
Успешность обучения родному языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого по иска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на фор мирование у них интереса к родному языку и познавательных умений: поставить познавательную задачу, найти способ ее ре шения, провести анализ языкового материала в целях выделе ния существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнивать, обобщать, точно формулировать вы вод, применять правило в условиях разной степени сложности. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфогра фических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.
3 класс (170 ч)
Повторение (16 ч)
Предложение, текст, слово – единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфа вит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слог. Правила переноса слов. Обозначение мяг кости согласных в конце и середине слова. Разделитель ный Ь и Ь – показатель мягкости согласных. Сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов.
Предложение. Словосочетание (11 ч)
Виды предложений по цели высказывания (повест вовательное, восклицательное, побудительное) и по ин тонации (восклицательное, невосклицательное). Подле жащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложений.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Глав ное и зависимое слово в словосочетании.
Текст (3 ч)
Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов И, А, НО, текстовых синонимов. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.
Состав слова (15 ч)
Общее понятие о значи мых частях слова – о корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения за изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Суффикс как значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов, и их употреблением в речи. Правописание (ознакомление).
Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об- (обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во), с- (со-), вы-, пере-. Употребление в речи слов с пристав ками. Приставки и предлоги (сопоставление).
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания.
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне (10 ч)
Правописание парных звонких и глухих согласных. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Чередование согласных в корне слова.
Правописание слов
с проверяемыми безударными гласными в корне (17 ч)
Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Слова с безударной гласной Е, проверяемой гласной Ё. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (7 ч)
Правописание непроизносимых согласных в кор не слова. Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными.
Способы проверки орфограмм в корнях слов (сопоставление).
Обобщение правил о правописании корня.(3ч)
Правописание приставок и безударных гласных
в корнях слов с приставками (7 ч)
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Правописание безударных гласных в приставке и в корне слова.
Разделительный твердый знак (5 ч)
Раздели тельный Ъ в словах с приставками. Сопоставление разделительных Ъ и Ь.
Части речи. Имя существительное (20 ч)
Общее знакомство с частями речи (имена существи тельные, имена прилагательные, глаголы, предлоги; местоиме ния, наречия, числительные, союзы – ознакомление).
Имя существительное как часть речи: общее значе ние, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. За главная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имен существительных: солнце, озеро. Изменение имен существительных по числам и падежам. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Мягкий знак (ъ) после шипящих на конце имен существительных женского рода и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода. Име на существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе.
Имя прилагательное (15 ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее значе ние, вопросы, роль в предложении. Имена прилагатель ные, близкие и противоположные по смыслу. Употреб ление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание оконча ний -ИЙ, -ЫЙ, -ОЙ, -АЯ, -ЯЯ, -ОЕ, -ЕЕ, ИЕ, -ЫЕ.
Глагол (25 ч)
Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совер шенного и несовершенного вида (ознакомление, без тер мина). Изменение глаголов по числам и временам. На стоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаго лов в прошедшем времени. Правописание НЕ с глагола ми. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глаго ла для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значе нии.
Повторение в конце учебного года (11 ч)
Текст и предложение. Повествовательные, побуди тельные, вопросительные предложения.
Состав слова. Правописание звонких, глухих, непро износимых согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные Ъ и Ь. Части речи: имя сущест вительное, имя прилагательное, глагол.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
3 класс
Контрольные работы:
- входная
- текущие и тематические:
Состав слова.
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне.
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне.
Части речи. Имя Существительное.
Части речи. Имя прилагательное.
Части речи. Глагол.
- итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)
Примерное количество слов для словарных диктантов:
II класс – 8 – 10;
III класс – 10 – 12;
IV класс – 12 – 15.
Количество слов в текстах, предназначенных для контроль ных диктантов:
- класс, в конце года 15 – 17
- класс, в конце первого полу годия 25 – 30
II класс, в конце года 35 – 45
- класс, в конце года 55 – 65
- класс, в конце первого по лугодия 65-70
IV класс, в конце года 75 – 80
Тексты, предназначенные для изложения, в каждом классе увеличиваются соответственно на 15 – 20 слов.
3 класс
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суф фикс;
- части речи: имя существительное, имя прилагатель ное, глагол, предлог;
- члены предложения: главные (подлежащее и сказуе мое) и второстепенные.
Учащиеся должны уметь:
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55 – 65 слов), включающий
- изученные орфограммы (безударные гласные, проверяе мые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделитель ные Ъ и Ь, непроизносимые согласные, Ь после шипя щих на конце имен существительных женского рода, НЕ с глаголами, раздельное написание предлогов со слова ми) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- производить разбор слов по составу: находить окон чание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи; распознавать части речи и их грамматические при знаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); изменять имя существительное по числам; склонять в единственном числе имена существитель ные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, ан тонимы (термины не обязательны);
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосоче тании;
- проводить синтаксический разбор предложений: оп ределять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложе ния, устанавливать связь между ними по вопросам; интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60 – 75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану (обучающее);
- определять тему и основную мысль текста, в котором она сформулирована автором;
- делить текст на части, соблюдать красную строку при записи текста;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каж дой части;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основ ную мысль;
- распознавать текст-повествование, описание, рас суждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочине ние повествовательного характера по сюжетной карти не, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ-рассуждение
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней труд ности с расчетом на возможность их выполне ния всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов дик танта). Текст не должен иметь слова на не изу ченные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Неце лесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учи телем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по струк туре, различны по цели высказывания и состо ять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 ви дов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесооб разно предложить дополнительное задание по вышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред ложения, устанавливать части текста, выписы вать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагают ся связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно исполь зовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания – динамичная форма про верки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, вклю чая грубые случаи пропуска, перестановки, за мены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регули руемых правилами, круг которых очерчен про граммой каждого класса (слова с непроверяе мыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажаю щие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в ав торском тексте;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
- неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
- незначительные нарушения логики собы тий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в пер вую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за иск лючением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформ ление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оцен ку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обра тить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков су щественных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутст вие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
- «5» – за работу, в которой нет ошибок.
- «4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
- «3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
- «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
- «5» – без ошибок.
- «4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
- «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
- «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
- «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
- «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
- «3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
- «2» – за работу, в которой допущены > 4 ошибки.
Словарный диктант
- «5» – без ошибок.
- «4» – 1 ошибка и 1 исправление.
- «3» – 2 ошибки и 1 исправление.
- «2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
- «5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
- «4» – верно выполнено 3/4 заданий.
- «3» – верно выполнено 1/2 заданий.
- «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
- «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от авторско го текста, допущены отдельные нарушения в по следовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфо графических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от автор ского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
- «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допуще но 1—2 исправления.
- «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
- «3» – имеются некоторые отступления от темы, до пущены отдельные нарушения в последователь ности изложения мыслей, в построении 2 – 3 пред ложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
- «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложе ния мыслей, отсутствует связь между частями, отдель ными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучаю щий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Литература для учащихся:
Основная:
- Рамзаева Т. Г. Русский язык 3 класс, М.: Дрофа, 2009
- Рамзаева Т. Г., Савинкина Л. П. Русский язык: 3 класс: Тетрадь для упражнений по рус. яз. и речи к учеб. в 2-х частях Т. Г. Рамзаевой «Русский язык». – М.: Дрофа, 2007
Дополнительная:
- Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. – СПб: Литера, 2008
- Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. – СПб: Литера, 2007
Пособия для учителя:
1.Дмитриева О. Д. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО;
2.Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 классы. – М.: Дом педагогики, 2006
3. Шевердина Н.А. Диктанты по русскому языку для начальной школы: ООО «Феникс» 2007
4.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-4 классы. ООО «Издательство Астрель
Тематическое планирование по русскому языку 3 класс «Школа России» Рамзаева Т.Г.
№ п/н | Название темы | Кол. урок | Тип урока | Вид контроля | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты усвоения материала | Дата проведения | |||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||
1 четверть | ||||||||||||||||||||||
Повторение изученного во 2 классе. | 16 | |||||||||||||||||||||
1 | Повторение изученного во 2 классе. Речь. | 1 | Повторение и закрепление | Текущий | -различать язык и речь. -объяснять в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь | -знакомство с учебником, его содержанием и структурой; уточнение представления о речи и ее значении в жизни человека; | 1.09 | |||||||||||||||
2 | Предложение. Повторение. | 1 | Повторение и закрепление | Фронтальный опрос | -различать текст и предложение -определять тему и главную мысль текста -подбирать заголовок к заданному тексту -выделять части текста и обосновывать правильность их выделения -различать типы текстов | -предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. | 2.09 | |||||||||||||||
3 | Текст – единица языка и речи. | 1 | Комбинированный | Тематический | -текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. | 5.09 | ||||||||||||||||
4 | Слова, называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов. | 1 | Повторение и закрепление | Фронтальный опрос | -выделять слова называющие предметы, признаки предметов, действия и состояния предметов -находить их в тексте | - знать о частях речи, не называя их | 6.09 | |||||||||||||||
5 | Распознавание слов по вопросам, точное употребление слов в предложении. | 1 | Повторение и закрепление | Тематический | -распознавать слова по вопросам -приводить примеры слов изученных частей речи | -знать части речи, их роли в речи. | 7.09 | |||||||||||||||
6 | Имена собственные. Заглавная буква. Однокоренные слова. | 1 | Повторение и закрепление | Фронтальный опрос | -распознавать имена собственные и нарицательные -различать имена собственные и заглавные буквы -распознавать однокоренные слова, выделять в них корень -приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем | -знать правила написания имён собственных -знать признаки однокоренных слов; одинаковое написание корня в однокоренных словах. | 8.09 | |||||||||||||||
7 | Звуки и буквы. Гласные буквы Е Ё Ю Я.Слово и слог. | 1 | Урок-путешествие | Текущий | -различать слово, слог и букву -определять наличие в слове изученных орфограмм -подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой -объяснять, -доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами -группировать слова по типу орфограмм | -знать различие между буквой и звуком, признаки гласных .-гласные ударные и безударные. Слоги. Перенос. | 9.09 | |||||||||||||||
8 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных. | 1 | Повторение и закрепление | Текущий | -знать о роли мягкого знака, как показателя мягкости согласных звуков | 12.09 | ||||||||||||||||
9 | Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. | 1 | Проверочная работа | знать правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. | 13.09 | |||||||||||||||||
10 | Разделительный мягкий знак | 1 | Урок-КВН | Проверочная работа | -знать разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения | 14.09 | ||||||||||||||||
11 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | Повторение и закрепление | Текущий | -работать с памяткой «звуко-буквенный разбор слова» -обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задач -излагать письменно содержание текста по плану -оценивать результаты выполненного задания | -произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова; способы подбора проверочного слова | 15.09 | |||||||||||||||
12 | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | Тематический | -знать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | 16.09 | |||||||||||||||||
13 | Контрольный диктант №1 | 1 | Контроль знаний | Диктант | Контрольная работа | -уметь писать письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 19.09 | |||||||||||||||
14 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | -анализировать допущенные ошибки -подбирать к ним проверочные слова | --уметь прорабатывать ошибки , допущенные в диктанте | 20.01 | |||||||||||||||
Предложение. | 11 | |||||||||||||||||||||
15 | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -отличать предложение от группы слов -наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте | -уметь распознавать в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации, предложение, его назначение и признаки. Уметь оформлять предложения в устной речи и на письме | 21.09 | |||||||||||||||
16 | Восклицательные предложения. | 1 | Комбинированный | Текущий | -соблюдать в устной речи логическое, смысловое ударение и интонацию конца предложения -классифицировать предложения по цели высказывания и интонации -находить обращение в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной форме -обосновывать знаки препинания в конце предложения | - упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации | 22.09 | |||||||||||||||
17 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | Практическое применение знаний | Сочинение | -умение «Читать» картину | 23.09 | ||||||||||||||||
18 | Упражнение в правильном построении предложений и оформлении их на письме. Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации, предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме | 26.09 | ||||||||||||||||
19 | Изложение | 1 | Практическое применение знаний | Изложение | -восстанавливать текст по написанному плану | -понимать содержание текста, правила пересказа | 27.09 | |||||||||||||||
20 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | 1 | Введение новых знаний | Текущий | -устанавливать при помощи вопросов связь между предложениями -различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении -работать с памяткой «как разобрать предложение» -обсуждать алгоритм разбора предложения. | -знать распространенные и нераспространенные предложения | 28.09 | |||||||||||||||
21 | Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения | 1 | Комбинированный | Проверочная работа | -знать распространенные и нераспространенные предложения | 29.09 | ||||||||||||||||
22 | Словосочетание. | 1 | Комбинированный | Текущий | -различать словосочетание и предложение -выделять в предложении словосочетание -устанавливать при помощи вопросов связь между словами в словосочетании | -знать признаки предложения и словосочетания, их отличия | 30.09 | |||||||||||||||
23 | Предложение и словосочетание. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -различать признаки предложения и словосочетания, их отличия | 3.10 | ||||||||||||||||
24 | Сочинение на тему последнего мероприятия. | 1 | Практическое применение знаний | Сочинение | -составлять текст по выбранной совместно теме | -уметь создавать небольшие тексты (сочинения) по интересной детям тематике | 4.10 | |||||||||||||||
25 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | -находить свои ошибки в словах подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 5.10 | |||||||||||||||
Текст. | 3 | |||||||||||||||||||||
26 | Текст. Тема текста. | 1 | Введение новых знаний | Текущий | -определять тему и главную мысль текста -подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста | -знать что текст это единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. | 6.10 | |||||||||||||||
27 | Тема текста. | 1 | Работа над ошибками | Фронтальный опрос | -восстанавливать деформированный текст подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст -оценивать результаты выполненного задания | -текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. | 7.10 | |||||||||||||||
28 | Обобщение. | 1 | Обобщение и закрепление | Проверочная работа | -текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. | 10.10 | ||||||||||||||||
Состав слова. | 15 | |||||||||||||||||||||
29 | Однокоренные слова. Два признака однокоренных слов. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -формировать определение однокоренных слов и корня слова -различать однокоренные слова -различать однокоренные слова и формы одного и того же слова -формировать определение окончания, выделять окончание в слове -рассматривать картину, высказывать свое отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст | -различать признаки понятий «однокоренные слова», «корень слова» | 11.10 | |||||||||||||||
30 | Корень слова. | 1 | Введение новых знаний | Текущий | - признаки понятий «однокоренные слова», «корень слова» | 12.10 | ||||||||||||||||
31 | Понятие об окончании. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -окончание как изменяемая части слова, его роль в образовании форм слова. | 13.10 | ||||||||||||||||
32 | Сочинение по серии картинок. | 1 | Обобщение и закрепление | Сочинение | - -создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе серии картин) -роль окончания в словосочетании, предложении | 14.10 | ||||||||||||||||
33 | Окончание и его роль в предложении. | 1 | Введение новых знаний | Фронтальный опрос | ||||||||||||||||||
17.10 | ||||||||||||||||||||||
34 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Закрепление темы «Окончание». | 1 | Комбинированный | Работа над ошибками | -находить свои ошибки в словах подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 18.10 | |||||||||||||||
35 | Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -формировать определение приставки и суффикса -объяснять значение приставок и суффиксов в слове -выделять в словах приставки и суффиксы -образовывать слова с помощью приставки или суффикса -работать с памяткой «как разобрать слово по составу» устанавливать: суффикс придает слову оттенок значения или образует слово с новым значением обсуждать алгоритм разбора слова по составу -планировать учебные действия при определении в слове значимых частей | -значение приставок и суффиксов, образование однокоренных слов с приставками и суффиксами. | 19.10 | |||||||||||||||
36 | Закрепление знаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова. | 1 | Обобщение и закрепление | Закрепление | -значение приставок и суффиксов, образование однокоренных слов с приставками и суффиксами. | 20.10 | ||||||||||||||||
37 | Суффикс – значимая часть слова; образование слов с помощью суффиксов. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | - значение суффиксов. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности | 21.10 | ||||||||||||||||
38 | Приставка – значимая часть слова. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | - значение приставок, образование слова с приставками. | 24.10 | ||||||||||||||||
39 | Суффикс и приставка. | 1 | Комбинированный | Тематический | - воспроизведение и систематизация знаний учащихся о значимых частях слова; основа слова; словообразовательный словарь. | 25.10 | ||||||||||||||||
40 | Контрольный диктант №2 | 1 | Контроль знаний | Диктант | Контрольная работа | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 26.10 | |||||||||||||||
41 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Работа над ошибками | -находить свои ошибки в словах подбирать к ним проверочные слова | -проработка ошибок, допущенных в работе | 27.10 | |||||||||||||||
42 | Изложение текста по вопросам. | 1 | Комбинированный | Практическое применение знаний | -восстанавливать текст по заданным вопросам | -понимать содержание текста, правила пересказа | 28.10 | |||||||||||||||
43 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Текущий | -анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 8.11 | |||||||||||||||
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне. | 10 | -различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные -характеризовать согласный звук (глухой-звонкий, парный-непарный) - оценивать правильность данной характеристики -соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным | ||||||||||||||||||||
44 | Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | - произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова; способы подбора проверочного слова | 9.11 | ||||||||||||||||
45 | Проверка слов с парными согласными в корне. | 1 | Комбинированный | Текущий | -обобщение знаний о способах подбора проверочных слов | 10.11 | ||||||||||||||||
46 | Проверка слов с глухими и звонкими согласными в конце и середине слова. | 1 | Комбинированный | Проверочная работа | -обобщение знаний о способах подбора проверочных слов | 11.11 | ||||||||||||||||
47 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. | 1 | Обобщение и закрепление | Текущий | -обобщение знаний о способах подбора проверочных слов | 14.11 | ||||||||||||||||
48 | Изложение. | 1 | Практическое применение знаний | Изложение. | -восстанавливать текст по написанному плану | -понимать содержание текста, правила пересказа | 15.11 | |||||||||||||||
49 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Текущий | -анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 16.11 | |||||||||||||||
50 | Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. Составление текста по картинке и опорным словам. | 1 | Обобщение и закрепление | Тематический | -находить в словах букву парного согласного звука написание которой нужно проверять -различать проверочное и проверяемое слово -подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой | -обобщение знаний о способах подбора проверочных слов | 17.11 | |||||||||||||||
51 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными. | 1 | Обобщение и закрепление | Текущий | -обобщение знаний о способах подбора проверочных слов | 18.11 | ||||||||||||||||
52 | Контрольный диктант №3 | 1 | Контроль знаний | Диктант | контрольная работа | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 21.11 | |||||||||||||||
53 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Текущий | анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 22.11 | |||||||||||||||
Безударные гласные в корне слова. | 17 | |||||||||||||||||||||
54 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -определять безударный гласный звук в слове и его место в слове | -разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов | 23.11 | |||||||||||||||
55 | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. | 1 | Комбинированный | Текущий | -находить в двухсложных словах букву безударного гласного звука | -проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | 24.11 | |||||||||||||||
56 | Обобщение знаний об особенностях проверочных слов и способов проверки. | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | -объяснять правописание слов с изученной орфограммой -подбирать примеры слов с изученной орфограммой | -разные способы про- верки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов;- проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | 25.11 | |||||||||||||||
57 | Сочинение «Зимние забавы детей» | 1 | Практическое применение знаний | Сочинение | -составлять повествовательный текст используя опорные слова(под руководством учителя) | -создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике | 28.11 | |||||||||||||||
58 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Текущий | анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 29.11 | |||||||||||||||
59 | Упражнение в проверке безударных гласных. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне -объяснять правописание слов с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания | -разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; - проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | 30.11 | |||||||||||||||
60 | Отработка умения делить текст на части. | 1 | Комбинированный | Проверочная работа | -различать признаки текста: смысловую связь предложений, законченность, тема, основная мысль | -признаки и типы текстов. | 1.12 | |||||||||||||||
61 | Изложение повествовательного характера. | 1 | Практическое применение знаний | Изложение | -восстанавливать текст по написанному плану | -понимать содержание текста, правила пересказа | 2.12 | |||||||||||||||
62 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Текущий | -анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 5.12 | |||||||||||||||
63 | Восстановительный диктант. | 1 | Практическое применение знаний | Диктант. | -восстанавливать деформированный текст по опорным словам | --проработка ошибок, допущенных в работе | 6.12 | |||||||||||||||
64 | Слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -устанавливать наличие в словах изученных орфограмм -обосновывать их написание | - способ проверки слов с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. | 7.12 | |||||||||||||||
65 | Отработка умения подбирать два проверочных слова, оформлять предложения в тексте. | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | -устанавливать зависимость способа проверки от места орфограмм в слове -анализировать разные способы проверки орфограмм -группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы | --разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов | 8.12 | |||||||||||||||
66 | Правописание слов с двумя безударными гласными. | 1 | Комбинированный | Тематический | --разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов | 9.12 | ||||||||||||||||
67 | Слова, сходные по звучанию. | 1 | Урок-КВН | Практическое применение знаний | -различать слова сходные по звучанию и написанию -определять смысловое значение слов сходных по звучанию | -разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | 12.12 | |||||||||||||||
68 | Правописание слов с безударными гласными. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -объяснять правописание слов с изученной орфограммой -использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне | -разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов;- проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | 13.12 | |||||||||||||||
69 | Контрольный диктант №4 | 1 | Контроль знаний | Диктант | контрольная работа | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 14.12 | |||||||||||||||
70 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками. | Текущий | анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 15.12 | |||||||||||||||
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком | 8 | |||||||||||||||||||||
71 72 | Правила проверки слов с непроизносимыми согласными. | 2 | Введение новых знаний | Тематический | -разбирать слова по составу -сравнивать произношение и написание слов с непроизносимыми согласными -произносить и слушать слова, устанавливать все ли согласные корня произносятся -выводить алгоритм обнаружения непроизносимых согласных в корне слова | -соотношение звуков и букв в словах с непроизносимыми согласными | 16.12 19.12 | |||||||||||||||
73 | Правописание слов с непроизносимыми согласными | Комбинированный | Текущий | -разные способы проверки правописания слов: использование орфографического словаря | 20.12 | |||||||||||||||||
74 | Правописание слов с непроизносимыми согласными | 1 | Обобщение и закрепление | Текущий | -сопоставление правил правописания слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками и непроизносимыми согласными звуками в корне слова | 21.12 | ||||||||||||||||
75 | Правописание слов типа чудесный, опасный | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | -формулировать способ подбора слов к словам с непроизносимыми согласными -использовать на практике правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне |
-разные способы проверки правописания слов: использование орфографического словаря | 22.12 | |||||||||||||||
76 | Контрольный диктант №5 | 1 | Контроль знаний | Диктант | контрольная работа | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 23.12 | |||||||||||||||
77 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Текущий | анализировать свои ошибки, подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 26.12 | |||||||||||||||
78 | Обобщение правил о правописании корня. | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | -наблюдать за составом основы слова и устанавливать из скольких частей она может состоять -разбирать слова по составу,соотносить состав оновы слова и соответствующую ей модель | -сопоставление правила обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков | 27.12 | |||||||||||||||
Обобщение правил о правописании корня. | 3 | |||||||||||||||||||||
79 80 | Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных | 2 | Введение новых знаний | Тематический | -составлять схемы модели из данных слов -применять на практике правила проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова | -сопоставление правила обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков | 28.12 29.12 | |||||||||||||||
2 полугодие (3 четверть) | ||||||||||||||||||||||
81 | Приставка | 1 | Практическое применение знаний | Изложение | -делить текст на части -передавать его содержание на письме | -образование однокоренные слова с приставками. | 10.01 | |||||||||||||||
Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками. | 7 | -понимать содержание текста, правила пересказа | ||||||||||||||||||||
82 | Написание изложения с использованием памятки | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -устанавливать гласные в приставках по-,под-,то-,про-,до-:всегда ударные? всегда безударные? -устанавливать как пишутся приставки с ударными и безударными гласными -устанавливать расходятся или не расходятся произношение и написание парных согласных в приставках | Правописание приставок, оканчивающихся на согласный звук, правописание приставок, имеющих гласные | 11.01 | |||||||||||||||
83 | Правописание приставок | 1 | Введение новых знаний | Тематический | 12.01 | |||||||||||||||||
84 | Правописание безударных гласных в приставках | 1 | Комбинированный | Текущий | -правописание гласных в неизменяемых на письме приставках | 13.01 | ||||||||||||||||
85 | Упражнение в написании приставок и безударных гласных в корне. | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | -правописание гласных и согласных в разных частях слова | 16.01 | ||||||||||||||||
86 | Обучающее изложение. | 1 | Практическое применение знаний | Изложение. | -делить текст на части -передавать его содержание на письме | -понимать содержание текста, правила пересказа | 17.01 | |||||||||||||||
87 | Предлоги и приставки. | 1 | Комбинированный | Текущий | -сравнивать и различать одинаково звучащие и пекущиеся приставки и предлоги -формулировать правило: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно» | -предлог. Отличие приставки от предлога. | 18.01 | |||||||||||||||
88 | Упражнение в распознавании предлогов и приставок | 1 | Урок-КВН | Фронтальный опрос | -предлог. Отличие приставки от предлога. | 19.01 | ||||||||||||||||
Разделительный твёрдый знак | 5 | |||||||||||||||||||||
89 | Разделительный твёрдый знак | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -произносить и слушать слова с разделительным твердым и мягким знаком. -устанавливать в чем особенность их произношения -формулировать самостоятельно правило правописание слов с разделительным (Ъ) и (Ь)знаком -различать слова с разделительным (Ъ) и (Ь)знаком использовать на практике правила их написания -объяснять почему твердый и мягкий знаки в словах бьет, съезд, называются разделительными | -правило употребления разделительного твердого знака в словах. | 20.01 | |||||||||||||||
90 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ) | 1 | Комбинированный | Текущий | -разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения | 23.01 | ||||||||||||||||
91 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. | 1 | Комбинированный | Текущий | разделительные мягкий и твердый знаки | 24.01 | ||||||||||||||||
92 | Обобщение знаний о правописании разделительных Ъ и Ь | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | разделительные мягкий и твердый знаки | 25.01 | ||||||||||||||||
93 | Ознакомление с особенностями повествовательного текста. Отработка умения озаглавливать текст и воспроизводить его по частям. | 1 | Комбинированный | Проверочная работа | -составлять предложения из группы слов -составлять рассказ на заданную тему -озаглавливать текст | понимать содержание текста, правила пересказа | 26.01 | |||||||||||||||
Части речи. | 5 | |||||||||||||||||||||
94 | Понятие о частях речи. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -находить в тексте имена существительные, прилагательные глагол, -определять на какой вопрос они отвечают | -уточнение представлений уч-ся об изученных частях речи и их признаках | 27.01 | |||||||||||||||
95 | Местоимение. | 1 | Тематический | -личные местоимения и их признаки | 30.01 | |||||||||||||||||
96 | Упражнение в распознавании частей речи. | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | -определять, на какой вопрос отвечает данная часть речи существительное, прилагательное, глагол и что она обозначает (предмет, явление природы, действие, признак); | - знания уч-ся об изученных частях речи, о признаках, по которым можно распознать части речи. | 31.01 | |||||||||||||||
97 | Изменение имён существительных, имён прилагательных и глаголов по числам. | 1 | Введение новых знаний | Текущий | определять род и число прилагательных по родовым окончаниям; | -изменение частей речи по числам | 1.02 | |||||||||||||||
98 | Части речи и их правильное употребление. | 1 | Текущий | -систематизация знаний о частях речи | 2.02 | |||||||||||||||||
Имя существительное. | 20 | |||||||||||||||||||||
99 | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте; | -распознавание имени существительного по обобщенному лексическому значению и по вопросам. | 3.02 | |||||||||||||||
100 | Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | Фронтальный опрос | -различение имен существительных | 6.02 | |||||||||||||||||
101 | Обучающее изложение. | 1 | Практическое применение знаний | Изложение. | -изложение содержания прочитанного текста (подробное). Изложение текста-повествования. | 7.02 | ||||||||||||||||
102 | Работа над ошибками, большая буква в именах собственных | 1 | Работа над ошибками | Текущий | -правописание собственных имен существительных | 8.02 | ||||||||||||||||
103 | Род имён существительных. | 1 | Введение новых знаний | Текущий | -признаки определения рода имен существительных | 9.02 | ||||||||||||||||
104 | Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе. | 1 | Тематический | -род имени сущ.: мужской, женский, средний. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода | 10.02 | |||||||||||||||||
105 | Определение рода имён существительных в тексте. | 1 | Обобщение и закрепление | Проверочная работа | -род имени сущ.: мужской, женский, средний. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода | 13.02 | ||||||||||||||||
106 | Родовые окончания имён существительных. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | основами на Ж, Ч, Ш, Щ; | -признаки определения рода имен существительных по | 14.02 | |||||||||||||||
107 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | Введение новых знаний | Фронтальный опрос | -изменение имен существительных по числам | 15.02 | ||||||||||||||||
108 | Упражнения в изменении существительных по числам. | 1 | Текущий | -изменение имен существительных по числам | 16.02 | |||||||||||||||||
109 | Изменение окончаний имён существительных в зависимости от связи с другим словам. Склонение имён существительных. | 1 | Комбинированный | Текущий | -изменение окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами; | 17.02 | ||||||||||||||||
110 | Отработка умения склонять имена сущ. в единственном числе. Ознакомление с приёмами определения падежа. | 1 | Обобщение и закрепление | Проверочная работа | -изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы) | 20.02 | ||||||||||||||||
111 | Упражнение в определении падежей. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | -изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы) | 21.02 | ||||||||||||||||
112 | Упражнение в определении падежей. | 1 | Обобщение и закрепление | Проверочная работа | -изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы) | 22.02 | ||||||||||||||||
113 | Обучающее изложение. | 1 | Практическое применение знаний | Изложение | Изложение | -понимать содержание текста, правила пересказа | 24.02 | |||||||||||||||
114 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками. | Текущий | --проработка ошибок, допущенных в работе | 27.02 | ||||||||||||||||
115 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | Введение новых знаний | Тематический | употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев). | -роль мягкого знака в слове; имена сущ. с шипящим звуком на конце | 28.02 | |||||||||||||||
116 | Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук | 1 | Обобщение и закрепление | Текущий | -имена сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце | 29.02 | ||||||||||||||||
117 | Контрольный диктант №6 | 1 | Контроль знаний | Диктант | контрольная работа | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 1.03 | |||||||||||||||
118 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Текущий | анализировать допущенные ошибки -подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 2.03 | |||||||||||||||
Имя прилагательное. | 15 | |||||||||||||||||||||
119 | Часть речи – имя прилагательное. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными; | -признаки имени прилагательного как части речи, роль имен прилагательных в речи. | 5.03 | |||||||||||||||
120 | Употребление в речи имён прилагательных. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | -значение и употребление в речи имен прилагательных, синонимы и антонимы, согласование с именами существительными | 6.03 | ||||||||||||||||
121 | Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | -антонимы, синонимы | 7.03 | ||||||||||||||||
122 | Текст-описание. | 1 | Практическое применение знаний | Проверочная работа | -описательный текст, роль имен прилагательных в нем; словосочетания с именами прилагательными; -особенности научного и художественного описания | 9.03 | ||||||||||||||||
123 | Закрепление знаний об имени прилагательном. | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | -значение и употребление в речи имен прилагательных, , согласование с именами существительными | 12.03 | ||||||||||||||||
124 | Изменение имен прилагательных по родам | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -изменение имен прилагательных по родам | 13.03 | ||||||||||||||||
125 | Изменение имен прилагательных по родам | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | -изменение имени прилагательного по родам (в единственном числе) в зависимости от рода имени сущ. | 14.03 | ||||||||||||||||
126 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | Обобщение и закрепление | Текущий | -изменение имени прилагательного по родам (в единственном числе) в зависимости от рода имени сущ. | 15.03 | ||||||||||||||||
127 | Изменение прилагательных по числам. | 1 | Введение новых знаний | Текущий | -изменение имен прилагательных по родам и числам | 16.03 | ||||||||||||||||
128 | Контрольный диктант №7 | 1 | Контроль знаний | Диктант | Контрольная работа | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 19.03 | |||||||||||||||
129 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Текущий | анализировать допущенные ошибки -подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 20.03 | |||||||||||||||
130 | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных. | 1 | Комбинированный | Тематический | • различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко, горячее солнце); | -изменение имен прилагательных по родам и числам | 21.03 | |||||||||||||||
131 | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных. | 1 | Обобщение и закрепление | Проверочная работа | -изменение имен прилагательных по родам и числам | 22.03 | ||||||||||||||||
132 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | -обобщение знаний об имени прилагательном | 23.03 | ||||||||||||||||
4 четверть | ||||||||||||||||||||||
133 | Изложение по вопросам научно-познавательного характера. | 1 | Изложение | составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению. значении. | -понимать содержание текста, правила пересказа | 2.04 | ||||||||||||||||
Глагол. | 25 | |||||||||||||||||||||
134 | Глагол, его роль в языке. | 1 | Введение новых знаний | Фронтальный опрос | определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы; | -глагол. Значение и употребление в речи | 3.04 | |||||||||||||||
135 | Роль глаголов в предложении. | 1 | Обобщение и закрепление | Тематический | -оттенки значений глаголов, роль глаголов в предложен. | 4.04 | ||||||||||||||||
136 | Глаголы -синонимы и глаголы-антонимы. | 1 | Введение новых знаний | Текущий | -антонимы, синонимы | 5.04 | ||||||||||||||||
137 | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. | 1 | Обобщение и закрепление | Текущий | различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук; | -слова в прямом и в переносном значениях | 6.04 | |||||||||||||||
138 | Текст-рассуждение. | 1 | Обобщение и закрепление | Проверочная работа | различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?. | -текст-рассуждение | 9.04 | |||||||||||||||
139 | Изменение глагола по числам | 1 | Введение новых знаний | Текущий | -число глаголов и изменение глаголов по числам | 10.04 | ||||||||||||||||
140 | Определение числа глаголов. Изменение глаголов по числам. | 1 | Обобщение и закрепление | Индивидуальный опрос | -число глаголов и изменение глаголов по числам | 11.04 | ||||||||||||||||
141 | Изложение. | 1 | Практическое применение знаний | Изложение | -понимать содержание текста, правила пересказа | 12.04 | ||||||||||||||||
142 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Текущий | анализировать допущенные ошибки -подбирать к ним проверочные слова разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила); | --проработка ошибок, допущенных в работе | 13.04 | |||||||||||||||
143 | Понятие о временных формах глагола. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -временные формы глагола; особенности каждой временной формы | 16.04 | ||||||||||||||||
144 | Упражнение в определении времени глагола. | 1 | Обобщение и закрепление | Индивидуальный опрос | -временные формы глагола; особенности каждой временной формы | 17.04 | ||||||||||||||||
145 | Неопределённая форма глагола. | 1 | Введение новых знаний | Фронтальный опрос | устанавливать (называть) начальную форму глагола; | -особенности глаголов в неопределенной форме. Начальная форма глагола. | 18.04 | |||||||||||||||
146 | Неопределённая форма глагола. | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | -неопределенная форма глагола, вопросы что делать? и что сделать? | 19.04 | ||||||||||||||||
147 | Изменение глагола по временам. | 1 | Введение новых знаний | Индивидуальный опрос | -временные формы глагола; особенности каждой временной формы | 20.04 | ||||||||||||||||
148 | Контрольный диктант №8 | 1 | Контроль знаний | Диктант | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 23.04 | ||||||||||||||||
149 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Текущий | --проработка ошибок, допущенных в работе | 24.04 | ||||||||||||||||
150 | Оценка изменения по родам глаголов прошедшего времени. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | грамотно писать глаголы с изученными орфограммами; | -формы изменения глаголов в прошедшем времени | 25.04 | |||||||||||||||
151 | Употребление глаголов прошедшего времени. Употребление глаголов с приставками. | 1 | Урок-КВН | Текущий | -формы изменения глаголов в прошедшем времени | 26.04 | ||||||||||||||||
152 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | Введение новых знаний | Тематический | -написание глаголов с частицей не | 27.04 | 2.05 | |||||||||||||||
153 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | -написание глаголов с частицей не | 2.05 | 3.05 | |||||||||||||||
154 | Упражнение в правописании глаголов с частицей не. | 1 | Комбинированный | Тематический | грамотно писать глаголы с изученными орфограммами; | -написание глаголов с частицей не | 3.05 | 4.05 | ||||||||||||||
155 | Обобщение и систематизация знаний учащихся о частях речи. | 1 | Обобщение и закрепление | Индивидуальный опрос | -систематизация знаний о частях речи | 4.05 | 5.05 | |||||||||||||||
156 | Контрольный диктант №9 | 1 | Контроль знаний | Диктант | Контрольная работа | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 7.05 | 7.05 | ||||||||||||||
157 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Текущий | анализировать допущенные ошибки -подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 8.05 | 8.05 | ||||||||||||||
158 | Обучающее изложение. | 1 | Практическое применение знаний | Изложение | восстанавливать текст по написанному плану | -понимать содержание текста, правила пересказа | 10.05 | 10.05 | ||||||||||||||
Повторение. | 11 | |||||||||||||||||||||
159 | Обобщение знаний о словах, предложениях. | 1 | Обобщение и закрепление | Текущий | выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, характеризовать значимые части слова «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс») | -различение предложения, словосочетания, слова (их сходства и различия) | 11.05 | 11.05 12.05 | ||||||||||||||
160 | Повторение различных текстов. Уточнение представлений учащихся об особенностях текста. | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | -понимать содержание текста, правила пересказа | 14.05 | 14.05 | |||||||||||||||
161 | Обобщение знаний о роли приставок, суффиксов и окончаний. | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | - воспроизведение и систематизация знаний учащихся о значимых частях слова; основа слова; словообразовательный словарь. | 15.05 | 15.05 | |||||||||||||||
162 | Правописание букв в корнях слов. | 1 | Комбинированный | Текущий | -разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов | 16.05 | 18.05 | |||||||||||||||
163 | Правописание слов с приставками, с ь и ъ. | 1 | Повторение | Индивидуальный опрос | устанавливать как пишутся приставки с ударными и безударными гласными | разделительные мягкий и твердый знаки | 17.05 | 21.05 | ||||||||||||||
164 165 | Правописание слов с безударной гласной, непроизносимой согласной. | 2 | Комбинированный | Текущий | -сопоставление правила обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков | 18.05 19.05 | 22.05 | |||||||||||||||
166 | Контрольный диктант №10(итоговый) | 1 | Контроль знаний | Диктант | Контрольная работа | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | 21.05 | 16.05 | ||||||||||||||
167 | Работа над ошибками. | 1 | Работа над ошибками | Текущий | анализировать допущенные ошибки -подбирать к ним проверочные слова | --проработка ошибок, допущенных в работе | 22.05 | 17.05 | ||||||||||||||
168 | Части речи. | 1 | Обобщение и закрепление | Фронтальный опрос | определять, на какой вопрос отвечает данная часть речи существительное, прилагательное, глагол и что она обозначает (предмет, явление природы, действие, признак); | -систематизация знаний о частях речи | 23.05 | 23.05 | ||||||||||||||
169 | Повторение частей речи. | 1 | Урок-игра | Индивидуальный опрос | -систематизация знаний о частях речи | 24.05 | 24.05 | |||||||||||||||
170 | Обогащение языка новыми словами | 1 | Обобщение и закрепление | Текущий | словари русского языка и их использование в учебной деятельности школьника | 25.05 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку "Школа России"
данная авторская программаразработана на основе программы по ПРЕДМЕТУ«РУССКИЙ ЯЗЫК» УЧЕБНИК «РУССКИЙ ЯЗЫК» 1, 2 ЧАСТЬ, 3 КЛАССАВТОРЫ: В.П.КАНАКИНА, В.Г.ГОРЕЦКИЙ ...
Рабочая программа по русскому языку "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса по программе "Школа России"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.
Рабочая программа по русскомуязыку.Школа России.4 класс.Автор:Канакина.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) 3 кл
Программа составлена по учебнику Т.Г.Рамзаевой....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 5 учебных часов в неделю....
Рабочая программа по русскому языку "Школа России" 2 класс
Программа автора Канакиной,расчитанна на 136часов,т.е.4 часа внеделю...
Рабочая программа по русскому языку (Школа России) для учащихся 1 класса
Рабочая программа дана в полном объеме с пояснительной запиской и поурочной характеристикой деятельности учащихся в соответствии с ФГОС...