Письмо другу или родным и близким
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Урок развития речи в технологии педагогических мастерских - обучение построению текста в жанре письма с учётом его структуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_drugu_ili_rodnym_i_blizkim.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс

Тема: «Письмо другу или родным и близким»

Цель: учить школьников составлению текста в жанре письма.

Задачи:

• углубить знания учащихся о структуре письма и его стилистических особенностях;

•  формировать умение распознавать различные типы речи;

• формировать умение последовательно строить текст в жанре письма с учётом его структуры 

Ход урока

 1. Индукция

У каждого ученика на парте лежит лист бумаги с отрывком текста письма (все тексты писем разделены пополам).

Задание: прочитать отрывок из текста и найти одноклассников, у которых отрывки из того же текста, объединиться в группы (5 групп) и составить из отрывков тексты.

Текст № 1

Здравствуй, Ваня!

     Я пишу тебе из Риги. Приехал сюда вместе с родителями. Мы остановились у наших друзей. Сегодня ходили в зоопарк. Там мы ели

мороженое, а потом  смотрели медведей, обезьян, крокодилов, волков и других животных. Мне очень понравилось в Риге.

     Напиши мне, пожалуйста.

Твой друг Алёша.

25 марта 2009года.

Текст № 2

Здравствуй, дорогой Алёша!

     Недавно получил от тебя письмо и отвечаю на него.

     Я живу хорошо. Утром каждый день делаю гимнастику, ем и иду в школу.

     Я хожу в три кружка.

     До свидания, дорогой друг!

Ваня.

Текст № 3

Здравствуй,  дорогая бабушка!

     Как ты поживаешь? Как твоё здоровье? Как растут твои цветы и овощи? Ходишь ли ты в лес?

     Скоро у нас начнутся летние каникулы. Я заканчиваю успешно учебный год. Сразу после школы приеду к тебе в гости.

     Не скучай, не болей.

Твой внук Саша.

  1. мая 2008 г.

Текст № 4

Дорогая мамуля!

     Мне очень нравится отдыхать у бабушки. Она учит меня ухаживать за коровой и курами. С Таней Петровой я хожу на речку и в лес. Но всё равно скучаю без тебя, папы и Бима.

     Напишите, когда вы приедете. Захватите, пожалуйста, ракетки для бадминтона и воланчики – я их забыла взять.

Твоя дочь Наташа.

Текст № 5

Уважаемая Наталья Петровна!

     Теперь я учусь в 3 б классе в школе, которая расположена на берегу Волги. В классе дружные ребята, но я скучаю о своей школе.

Ваша ученица Лена.

Афиширование: каждая группа читает получившийся текст, учитель помещает тексты на доску.

2. Постановка учебной задачи

- Как называются составленные вами тексты? (Письма)

- Что помогло вам объединить две половинки одного письма? (Обращение и подпись).

- Кого мы называем отправителем письма, а кого получателем или адресатом?

- Кто из вас переписывается с друзьями или близкими людьми?

- В каких случаях вы пишете письма своим друзьям или близким? Как вы думаете, что должно интересовать их в ваших письмах? А о чём вы хотели бы узнать из ответного письма? Будем учиться писать письмо.

3. Анализ структуры письма

- Почему письмо является текстом? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль).

- Какие части, присущие тексту, есть в письме? (Начало, основная часть, концовка).

Каждая группа получает конверт № 1, в котором находится схема текста письма.

Схема текста письма

  1. Начало (зачин) письма:

-

-

2. Основная часть письма:

-

3. Концовка письма:

-

-

-

-

-

-

 Задание: в группах впишите на оставленных строчках, что включает в себя начало, основная часть и концовка письма.

Афиширование: одна группа озвучивает получившийся вариант, другие группы дополняют, учитель помещает на доску образец.

Схема текста письма

  1. Начало (зачин) письма:

- обращение

- сообщение о состоянии переписки

2. Основная часть письма:

- сообщение о новостях

3. Концовка письма:

- вопросы к адресату

- просьбы

- приветы

- прощание

- подпись

- дата и место написания

4. Редактирование писем

Задание: опираясь на схему текста письма, ещё раз прочитать письма в группах, выяснить, чего не хватает в этих письмах, и дополнить их.

Афиширование: каждая группа сначала называет те структурные компоненты, которые были упущены в письмах (сообщение о состоянии переписки, вопросы к адресату, просьбы, приветы, слова прощания, подпись и дата), а затем читает отредактированное письмо.

5. Наблюдение над разными типами текста письма

- Прочитайте тексты и скажите, что в них общего, чем отличаются.

Текст №1

Здравствуй, Егор!

Спасибо за письмо. Сразу отвечаю.

Хочу поделиться с тобой своей радостью. Вчера мне купили настоящий футбольный мяч. Мы с папой встали рано утром и поехали в универмаг за мячом. По дороге мы обсуждали, какой должен быть мяч. В универмаге мы сразу нашли нужный отдел. Продавщица дала посмотреть сначала один мяч, потом другой. Мы выбрали самый большой и красивый. Теперь я буду всё лето играть в футбол!

Егор, а у тебя есть футбольный  мяч? Напиши мне скорей. Передавай привет родителям.

До свидания.

Паша.

17 июня 2009 г.

Текст № 2

Здравствуй, Егор!

Спасибо за письмо. Сразу отвечаю.

Хочу поделиться с тобой своей радостью. Вчера мне купили настоящий футбольный  мяч. Он белый с чёрными буквами и значками. Мяч упругий и замечательно прыгает. Играть им в футбол – одно удовольствие!

Егор, а у тебя есть футбольный  мяч? Напиши мне скорей. Передавай привет родителям.

До свидания.

Паша.

17 июня 2009 г.

Текст № 3

Здравствуй, Егор!

Спасибо за письмо. Сразу отвечаю.

Хочу поделиться с тобой своей радостью. Вчера мне купили настоящий футбольный  мяч. А купили потому, что старый лопнул, когда мы с ребятами играли в футбол. Вот и пришлось покупать новый.

Егор, а у тебя есть футбольный  мяч? Напиши мне скорей. Передавай привет родителям.

До свидания.

Паша.

17 июня 2009 г.

- Чем похожи тексты? (Это письма. Одинаковые начало и конец. В основной части рассказывается о футбольном мяче).

- Чем отличаются? (В первом письме рассказыватся, как это случилось- это текст-повествование; во втором – какой мяч – это текст-описание; в третьем – почему купили мяч – это текст-рассуждение).

- Значит, в основной части письма содержание может излагаться разными способами. В письме можно использовать повествование, описание, рассуждение.

6. Конструирование правил «Как писать письмо»

Каждая группа получает конверт № 2, в котором сформулированы незаконченные правила «Как писать письмо» со словами для справок.

Правила «Как писать письмо»

  1. Для письма используй ……………………………………………лист бумаги.
  2. Определи, о чём будешь писать письмо, чтобы ………………………………………………………………………………………….
  3. Обдумай, что напишешь во вступлении, ………………………………………………………………………………………….
  4. Письмо нужно писать …………………………………………………………….
  5. Каждую часть письма пиши …………………………………………………….
  6. Помни об …………………………………………………………………………….
  7. Обращение в письме пишется ………………………………………………….
  8. Дату и место, откуда написано письмо, пиши ………………………………………………………………………………………….
  9. Прочитай письмо и постарайся его ………………………………………….

Слова для справок: аккуратным, разборчивым почерком чистый, с ровными краями; его интересно было читать твоему собеседнику; внизу справа; улучшить;  в основной части, в концовке; с красной строки; этикетных средствах письма; в самом начале, на отдельной строке.

Задание: дописать  правила.

Афиширование: дети читают правила, учитель помещает образец на доску.

Правила «Как писать письмо»

  1. Для письма используй чистый, с ровными краями лист бумаги.
  2. Определи, о чём будешь писать письмо, чтобы его интересно было читать твоему собеседнику;
  3. Обдумай, что напишешь во вступлении, в основной части, в концовке.
  4. Письмо нужно писать аккуратным, разборчивым    почерком.
  5. Каждую часть письма пиши с красной строки.
  6. Помни об этикетных средствах письма.
  7. Обращение в письме пишется в самом начале, на отдельной строке.
  8. Дату и место, откуда написано письмо, пиши внизу справа.
  9. Прочитай письмо и постарайся его улучшить.

7. .Творческая работа

Задание: напиши письмо другу или близким. Расскажи о том, как ты живёшь, что интересного происходит в твоей жизни.

Афиширование: желающие читают письма вслух.

8. Рефлексия

- Какое задание выполняли с удовольствием?

- Какое задание было трудно выполнять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О родных и близких с любовью

Внеклассное мероприятие, посвященное Году Семьи. Основная чель - сплочение детей и их родителей. На сегодняшний день эта тема актуальна....

родительское собрание 4класс по теме "О родных и близких с любовью"

Родительское собрание в 4 классе тема "О родных и близких с любовью..." . Совместное собрание родителей и учеников.  Задачи собрания: 1) способствовать формированию уважительного отношения: а)д...

Урок письма в 3 классе "Письмо родным и близким"

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" к разделу "Учимся писать письма"...

О родных и близких

Родительское собрание...

«О родных и близких людях с любовью»

способствоСпособствовать уважительному отношению к своим родителям и сверстникам...

Открытый классный час "О родных и близких людях"

час сердечного общения, дети и родители рядом...

Воспитание любви к Родине, родному краю, родным и близким

Статья - отчет о работе воспитателя группы продленного дня...