Письмо другу или родным и близким
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок развития речи в технологии педагогических мастерских - обучение построению текста в жанре письма с учётом его структуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_drugu_ili_rodnym_i_blizkim.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык, 3 класс
Тема: «Письмо другу или родным и близким»
Цель: учить школьников составлению текста в жанре письма.
Задачи:
• углубить знания учащихся о структуре письма и его стилистических особенностях;
• формировать умение распознавать различные типы речи;
• формировать умение последовательно строить текст в жанре письма с учётом его структуры
Ход урока
1. Индукция
У каждого ученика на парте лежит лист бумаги с отрывком текста письма (все тексты писем разделены пополам).
Задание: прочитать отрывок из текста и найти одноклассников, у которых отрывки из того же текста, объединиться в группы (5 групп) и составить из отрывков тексты.
Текст № 1
Здравствуй, Ваня!
Я пишу тебе из Риги. Приехал сюда вместе с родителями. Мы остановились у наших друзей. Сегодня ходили в зоопарк. Там мы ели
мороженое, а потом смотрели медведей, обезьян, крокодилов, волков и других животных. Мне очень понравилось в Риге.
Напиши мне, пожалуйста.
Твой друг Алёша.
25 марта 2009года.
Текст № 2
Здравствуй, дорогой Алёша!
Недавно получил от тебя письмо и отвечаю на него.
Я живу хорошо. Утром каждый день делаю гимнастику, ем и иду в школу.
Я хожу в три кружка.
До свидания, дорогой друг!
Ваня.
Текст № 3
Здравствуй, дорогая бабушка!
Как ты поживаешь? Как твоё здоровье? Как растут твои цветы и овощи? Ходишь ли ты в лес?
Скоро у нас начнутся летние каникулы. Я заканчиваю успешно учебный год. Сразу после школы приеду к тебе в гости.
Не скучай, не болей.
Твой внук Саша.
- мая 2008 г.
Текст № 4
Дорогая мамуля!
Мне очень нравится отдыхать у бабушки. Она учит меня ухаживать за коровой и курами. С Таней Петровой я хожу на речку и в лес. Но всё равно скучаю без тебя, папы и Бима.
Напишите, когда вы приедете. Захватите, пожалуйста, ракетки для бадминтона и воланчики – я их забыла взять.
Твоя дочь Наташа.
Текст № 5
Уважаемая Наталья Петровна!
Теперь я учусь в 3 б классе в школе, которая расположена на берегу Волги. В классе дружные ребята, но я скучаю о своей школе.
Ваша ученица Лена.
Афиширование: каждая группа читает получившийся текст, учитель помещает тексты на доску.
2. Постановка учебной задачи
- Как называются составленные вами тексты? (Письма)
- Что помогло вам объединить две половинки одного письма? (Обращение и подпись).
- Кого мы называем отправителем письма, а кого получателем или адресатом?
- Кто из вас переписывается с друзьями или близкими людьми?
- В каких случаях вы пишете письма своим друзьям или близким? Как вы думаете, что должно интересовать их в ваших письмах? А о чём вы хотели бы узнать из ответного письма? Будем учиться писать письмо.
3. Анализ структуры письма
- Почему письмо является текстом? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль).
- Какие части, присущие тексту, есть в письме? (Начало, основная часть, концовка).
Каждая группа получает конверт № 1, в котором находится схема текста письма.
Схема текста письма |
- - 2. Основная часть письма: - 3. Концовка письма: - - - - - - |
Задание: в группах впишите на оставленных строчках, что включает в себя начало, основная часть и концовка письма.
Афиширование: одна группа озвучивает получившийся вариант, другие группы дополняют, учитель помещает на доску образец.
Схема текста письма |
- обращение - сообщение о состоянии переписки 2. Основная часть письма: - сообщение о новостях 3. Концовка письма: - вопросы к адресату - просьбы - приветы - прощание - подпись - дата и место написания |
4. Редактирование писем
Задание: опираясь на схему текста письма, ещё раз прочитать письма в группах, выяснить, чего не хватает в этих письмах, и дополнить их.
Афиширование: каждая группа сначала называет те структурные компоненты, которые были упущены в письмах (сообщение о состоянии переписки, вопросы к адресату, просьбы, приветы, слова прощания, подпись и дата), а затем читает отредактированное письмо.
5. Наблюдение над разными типами текста письма
- Прочитайте тексты и скажите, что в них общего, чем отличаются.
Текст №1
Здравствуй, Егор!
Спасибо за письмо. Сразу отвечаю.
Хочу поделиться с тобой своей радостью. Вчера мне купили настоящий футбольный мяч. Мы с папой встали рано утром и поехали в универмаг за мячом. По дороге мы обсуждали, какой должен быть мяч. В универмаге мы сразу нашли нужный отдел. Продавщица дала посмотреть сначала один мяч, потом другой. Мы выбрали самый большой и красивый. Теперь я буду всё лето играть в футбол!
Егор, а у тебя есть футбольный мяч? Напиши мне скорей. Передавай привет родителям.
До свидания.
Паша.
17 июня 2009 г.
Текст № 2
Здравствуй, Егор!
Спасибо за письмо. Сразу отвечаю.
Хочу поделиться с тобой своей радостью. Вчера мне купили настоящий футбольный мяч. Он белый с чёрными буквами и значками. Мяч упругий и замечательно прыгает. Играть им в футбол – одно удовольствие!
Егор, а у тебя есть футбольный мяч? Напиши мне скорей. Передавай привет родителям.
До свидания.
Паша.
17 июня 2009 г.
Текст № 3
Здравствуй, Егор!
Спасибо за письмо. Сразу отвечаю.
Хочу поделиться с тобой своей радостью. Вчера мне купили настоящий футбольный мяч. А купили потому, что старый лопнул, когда мы с ребятами играли в футбол. Вот и пришлось покупать новый.
Егор, а у тебя есть футбольный мяч? Напиши мне скорей. Передавай привет родителям.
До свидания.
Паша.
17 июня 2009 г.
- Чем похожи тексты? (Это письма. Одинаковые начало и конец. В основной части рассказывается о футбольном мяче).
- Чем отличаются? (В первом письме рассказыватся, как это случилось- это текст-повествование; во втором – какой мяч – это текст-описание; в третьем – почему купили мяч – это текст-рассуждение).
- Значит, в основной части письма содержание может излагаться разными способами. В письме можно использовать повествование, описание, рассуждение.
6. Конструирование правил «Как писать письмо»
Каждая группа получает конверт № 2, в котором сформулированы незаконченные правила «Как писать письмо» со словами для справок.
Правила «Как писать письмо»
- Для письма используй ……………………………………………лист бумаги.
- Определи, о чём будешь писать письмо, чтобы ………………………………………………………………………………………….
- Обдумай, что напишешь во вступлении, ………………………………………………………………………………………….
- Письмо нужно писать …………………………………………………………….
- Каждую часть письма пиши …………………………………………………….
- Помни об …………………………………………………………………………….
- Обращение в письме пишется ………………………………………………….
- Дату и место, откуда написано письмо, пиши ………………………………………………………………………………………….
- Прочитай письмо и постарайся его ………………………………………….
Слова для справок: аккуратным, разборчивым почерком чистый, с ровными краями; его интересно было читать твоему собеседнику; внизу справа; улучшить; в основной части, в концовке; с красной строки; этикетных средствах письма; в самом начале, на отдельной строке.
Задание: дописать правила.
Афиширование: дети читают правила, учитель помещает образец на доску.
Правила «Как писать письмо»
- Для письма используй чистый, с ровными краями лист бумаги.
- Определи, о чём будешь писать письмо, чтобы его интересно было читать твоему собеседнику;
- Обдумай, что напишешь во вступлении, в основной части, в концовке.
- Письмо нужно писать аккуратным, разборчивым почерком.
- Каждую часть письма пиши с красной строки.
- Помни об этикетных средствах письма.
- Обращение в письме пишется в самом начале, на отдельной строке.
- Дату и место, откуда написано письмо, пиши внизу справа.
- Прочитай письмо и постарайся его улучшить.
7. .Творческая работа
Задание: напиши письмо другу или близким. Расскажи о том, как ты живёшь, что интересного происходит в твоей жизни.
Афиширование: желающие читают письма вслух.
8. Рефлексия
- Какое задание выполняли с удовольствием?
- Какое задание было трудно выполнять?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О родных и близких с любовью
Внеклассное мероприятие, посвященное Году Семьи. Основная чель - сплочение детей и их родителей. На сегодняшний день эта тема актуальна....
родительское собрание 4класс по теме "О родных и близких с любовью"
Родительское собрание в 4 классе тема "О родных и близких с любовью..." . Совместное собрание родителей и учеников. Задачи собрания: 1) способствовать формированию уважительного отношения: а)д...
Урок письма в 3 классе "Письмо родным и близким"
Урок русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" к разделу "Учимся писать письма"...
О родных и близких
Родительское собрание...
«О родных и близких людях с любовью»
способствоСпособствовать уважительному отношению к своим родителям и сверстникам...
Открытый классный час "О родных и близких людях"
час сердечного общения, дети и родители рядом...
Воспитание любви к Родине, родному краю, родным и близким
Статья - отчет о работе воспитателя группы продленного дня...