Урок письма в 3 классе "Письмо родным и близким"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века" к разделу "Учимся писать письма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Письмо родным и близким27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе, посвященный Всемирному дню почты

Автор: Коробейникова Марина Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Журавская СОШ» Прохоровского района Белгородской области

Тема: Учимся писать письма. Письмо родным и близким

Тип урока: комбинированный.                          

Цели:

  1. показать учащимся значение переписки в жизни людей;
  2. показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности;
  3. учить правильному обращению в письмах;
  4. формировать умения писать письма;
  5. познакомить с правилами и вежливыми формами переписки;
  6. обогатить речеведческие знания учащихся, учить избегать штампов и шаблонов;
  7. развивать воображение, умение писать письма, логично излагать свои мысли;
  8. воспитывать доброжелательное отношение к родным, близким и окружающим.

Оборудование:

  1. учебник: Русский язык. 3 класс. Под редакцией С.В.Иванова.-М., Просвещение;
  2. карточки с правилами переписки;
  3. таблица «Схема письма»;
  4. карточки «Проверь себя»
  5. компьютер и проекционная аппаратура.

Ход урока

I.Орг.момент.

У. Прозвенел звонок, начался урок, все ребята сели, на меня посмотрели, сели правильно, спинки выпрямили.

II. Изучение нового материала.

        1.Вводная беседа.

У. Догадайтесь, кто спешит к вам на урок.

                У него сегодня много

                Писем в сумке на боку-

                Из Ташкента, Таганрога,

                Из Ростова и Баку.

Д. Это почтальон.

У. Правильно, почтальон. В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном?

Д.  «Почта» С.Маршак, «Письмо Неумейке» Я.Акима, «Дядя Федор, пес и кот»  Э.Успенского.

У. Кто такой почтальон?

Д. Человек, который разносит газеты, телеграммы, письма.

                        Письмо само

                        Никуда не пойдет,

                        Но в ящик его опусти-

                        Оно пробежит,

                        Пролетит, проплывет

                        Тысячи верст пути.

                        Нетрудно письму

                        Увидеть свет:

                        Ему не нужен билет.

                        На медные деньги объедет  мир

                        Заклеенный пассажир.

У. Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке русского языка?

Д. На уроке русского языка мы будем учиться писать письма.

У. Для чего люди пишут письма, когда есть телефон, телеграф?

-Кому из вас приходилось писать письма?

-Кому вы их писали?

-О чем пишут в письмах?

Получать  письма – это всегда волнующее событие. Люди с нетерпением ждут весточку от родных и близких, знакомых. Письма в дом приносят почтальоны.  Всемирный день почты отмечается ежегодно 9 октября по решению конгресса Всемирного союза почтовиков в день создания Союза в 1974 году. Это праздник не только почтальонов, но и всех людей, детей и взрослых.

2. Письма родным и близким

Сегодня на уроке мы будем учиться писать письмо родным. Письма родным – это интимные письма, письма-повествования, в которых о чем-то сообщается, напоминается, подтверждается или отрицается. В них чаще, чем в других видах писем, встречаются эмоционально-оценочные суждения.

В каких случаях вы будете писать  письма своим родителям и близким людям?

Д. Когда уезжаем из дома.

У. как вы думаете, что должно интересовать родителей в ваших письмах?

Д. Если мы живем в спортивном лагере, то какой лагерь, как выглядит место, где я живу. Кто мои друзья и воспитатели. Как проходит день в спортивном лагере. Как мое здоровье. Что было на обед или ужин. Интересные случаи.

У. А что хотели бы вы узнать из ответного письма близких вам людей?

Д. Как здоровье мамы, папы, бабушки. Что нового произошло дома.

У. Желание узнать, как живут близкие люди, пока вас нет дома, побуждает в каждом письме задавать вопросы. Вопросы – это важная составная часть письма к родителям и близким людям.

        Очень часто в письме излагаются различного рода просьбы – приехать побыстрее, привезти необходимые вещи. К сожалению, письма некоторых детей состоят из одних просьб. При чтении таких писем возникает мысль, что мальчик или девочка не проявляют внимания и заботы к своим близким, а думают только о себе. Иногда, правда, такое впечатление создается из-за того, что они просто не умеют писать письма. Послушайте такое письмо.

                Бабуля, здравствуй! Не грусти.

                Конфеты кончились, учти.

                Я сделал лук. Носки сушу.

                Два дня письмо тебе пишу.

                А у меня большое горе-

                Пропали плавки на заборе.

                Здесь скучно. Я в поход ходил.

                Кончаю. Все. Твой внук Кирилл.

                                              (Р.Алдонина)

3.Обсуждение особенностей построения письма.

У. С чего обычно начинают письмо?

 Д. С обращения к тому, кому адресовано письмо.

а) Рассмотрение примеров обращения в письмах.

На экране высвечиваются обращения из писем:

Здравствуйте, мои дорогие!

Уважаемый дедушка Андрей Иванович!

Мои дорогие мама и папа!

У. Посмотрите, как обращаются в письмах. Можете  определить, к кому обращаются?

Что вам в этом помогло?

Почему так важно правильно обращаться в письме?

Прочитайте, как обращался в письмах к родным и близким А.П.Чехов (стр.63)

Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!

Многоуважаемый Павел Федорович!

Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?

Дорогой Константин Сергеевич.

Здравствуйте,  милый Иван Алексеевич, с Новым годом, с новым счастьем!

Дорогой брат Миша!

У. Какое обращение вам было бы приятно прочитать в письме?

Д. Мне было приятно читать обращение «Дорогой брат Миша!»

    «Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?»

     «Дорогой Константин Сергеевич.»

У. Прочитайте правило в учебнике на странице 63.

! СЛОВО, КОТОРОЕ НАЗЫВАЕТ ТОГО, К КОМУ ТЫ ОБРАЩАЕШЬСЯ (ОБРАЩЕНИЕ), ВСЕГДА ВЫДЕЛЯЕТСЯ ЗАПЯТЫМИ ИЛИ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМ ЗНАКОМ.

Как вы обратитесь в письме родным?

        б) Основная часть письма.

У. В «приступе» описывается причина написания письма: «Я очень скучаю…», «Мне необходим твой совет…», «Получила от тебя письма…».

        О чем можно рассказать в основной части  письма?

Д.  Рассказ о своей жизни, о каких-то своих делах, событиях.

У. Если вам хочется что-то узнать о жизни ваших близких, как вы это сделаете?

Д. Нужно задать вопросы.

У. Какие можно задать вопросы?

Д. Как здоровье дедушки? Какие у вас новости? Получили ли вы мою фотографию?

У. В письме близким обязательно надо написать слова благодарности.

         Спасибо за письмо. Спасибо за подарки.

        в) Заключительная часть письма.

У. Как закончить письмо?

На доске проецируются  прощания из писем:

Пишите мне чаще.

Жду ответа.

Передайте привет дяде Володе.

До скорой встречи.

До свидания. Обнимаю вас.

У. Посмотрите, как прощаются в письмах. Можете определить, с кем прощаются в письмах?

Что вам в этом помогло?

Почему так важно правильно проститься в письме?

По ходу беседы на экране демонстрируется таблица:

Схема текста письма

Письмо

1. Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки.

Дорогая бабуля!

Мои дорогие мама и папа!

Получил(а) ваше  письмо…

2.Основное содержание письма, сообщение о новостях.

Опишу вам, как идет жизнь в спортивном лагере. У нас много новостей… Живем мы весело: ходим в походы, играем, купаемся в море. К нам приезжали гости – белорусские школьники.

3.Вопросы к родным и близким.

Благодарность.

Просьбы.

Приветы.

Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Какие новости?

Спасибо за то, что сообщили в письме о том, как отдыхают мои одноклассники. Спасибо за подарки.

Я прошу тебя писать мне чаще.

Передайте большой привет Марии Петровне и Кате.

4.Прощание.

Подпись.

Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу).

До свидания. До скорой встречи!

Ваш сын Сережа.

17 июля 2010 года. Анапа.

У. Дополните письмо Юли начальной фразой о состоянии переписки и словами прощания.

         Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из зимнего спортивного лагеря. Мне тут очень нравится.

        Я по вас очень скучаю. Почему вы так долго не приезжаете?

        Когда приедете, привезите мне любимого медвежонка. Мамочка, приезжайте скорее.         

                                                                                                 Ваша Юля.

                                                                                             15 августа 2009 г.

У. Прочитайте письмо Андрея. Определите, какие части в этом письме опущены. Нужны ли они в этом письме?

       Здравствуйте, дорогие мама и папа!

        Сейчас уже вечер. Скоро я буду ложиться спать, поэтому письмо мое будет маленьким.

        Сегодня утром бабушка разбудила меня рано, чтобы я пошел на рыбалку. И вот я сразу поймал большую рыбину. А потом сидел-сидел, но так ничего и не выловил.

        Бабушка говорит, что спать пора. Заканчиваю.

Целую вас крепко.

                                                                                    Ваш сын Андрей.

                                                                                                 24 июля 2009 г.

VI. Орфографическая подготовка.

У. Какие предложения встретятся в письме?

     Какие знаки поставите в конце этих предложений?

     О написании каких слов хотите спросить?

     Где можно узнать, как пишется слово?

Д. В словаре.

У. Прежде, чем приступить к написанию письма вы должны запомнить несколько правил. Итак, запомните первое правило. Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

        Правило второе. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.

        Правило третье. Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Личные письма пишутся, как правило, от руки, аккуратным почерком, шариковой ручкой. Без исправлений. Если страниц несколько их следует пронумеровать. Складывать послание текстом внутрь.

        Правило четвертое. Пишут письма только в хорошем настроении. Многие люди сохраняют письма от близких и уважаемых людей. Как вы думаете, почему они это делают? Какие письма сохраняются у вас в семье? Какие письма сохраняете вы?

Напишите письмо своему близкому для вас человеку, которому вы можете рассказать обо всем, что с вами произошло, что вас волнует. Сохраните его для себя, а через несколько лет перечитайте это неотправленное письмо. Настроение у вас сейчас у всех отличное, так что, я думаю, получатся хорошие теплые письма.

VII. Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы.

По желанию дети читают письма.

У. Чье письмо вам понравилось?

Почему? Какое письмо легче читать адресату?

Д. В котором выделено обращение, соблюдены абзацы, имеется подпись.

VIII. Оформление конверта.

У. В рассказе А.П.Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

        Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

        Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты.

                        Письмо само

                        Никуда не пойдет,

                        Но в ящик его опусти-

                        Оно пробежит,

                        Пролетит,

                        Проплывет

                        Тысячи верст пути.

                                        (С.Я.Маршак)

        Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доставить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе – шесть цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение. Например: 309010. 309- Белгородская область, 010- номер нашего почтового отделения. Укажите индекс на конверте.

        Письма – это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, летят на самолете и даже плывут на корабле. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки были придуманы в Англии около ста пятидесяти лет тому назад.

IX. Итог урока.

У. На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом веке был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова. Сейчас телефон, телефакс, Интернет вытеснили письма, деловые и личные. Но не следует забывать об этом древнем способе общения людей.

        Что нужно знать, чтобы уметь писать интересные письма? Какие правила составления писем вы узнали на уроке?

Работа по карточкам «Проверь себя»:

  1. Для письма используй … лист бумаги.
  2. Письмо-это текст. Назови его части:…
  3. Отвечать на письмо нужно … .
  4. Письмо складывается текстом … .
  5. Адрес нужно писать … .
  6. Не забывай указать на конверте … .

Слова для справок: чистый, обращение, сообщение, прощание, подпись, как можно быстрее, внутрь, разборчиво, индекс.

VIII. Домашнее задание.

 У. Написать письмо близкому человеку и отправить по почте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О родных и близких с любовью

Внеклассное мероприятие, посвященное Году Семьи. Основная чель - сплочение детей и их родителей. На сегодняшний день эта тема актуальна....

родительское собрание 4класс по теме "О родных и близких с любовью"

Родительское собрание в 4 классе тема "О родных и близких с любовью..." . Совместное собрание родителей и учеников.  Задачи собрания: 1) способствовать формированию уважительного отношения: а)д...

О родных и близких

Родительское собрание...

«О родных и близких людях с любовью»

способствоСпособствовать уважительному отношению к своим родителям и сверстникам...

Открытый классный час "О родных и близких людях"

час сердечного общения, дети и родители рядом...

Письмо другу или родным и близким

Урок развития речи в технологии педагогических мастерских - обучение построению текста в жанре письма с учётом его структуры...

Воспитание любви к Родине, родному краю, родным и близким

Статья - отчет о работе воспитателя группы продленного дня...