Методическая разработка урока русского языка "Письмо другу"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок развития речи в технологии педагогических мастерских
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_drugu.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык, 3 класс
Тема: «Письмо другу или родным и близким»
Цель: учить школьников составлению текста в жанре письма.
Задачи:
• познакомить учащихся со структурой письма и его стилистическими особенностями;
• учить составлять текст письма с соблюдением всех структурных компонентов;
• развивать речевой этикет младших школьников;
• воспитывать культуру выражения чувств.
Ход урока
1. Формирование групп (по цвету жетона класс делится на 5 групп).
2. Индукция
Каждая группа получает конверт № 1, в котором находятся три текста.
Задание: прочитать тексты, выбрать из них тот, который отличается от других построением.
Текст № 1
Кактусы
Кактусы относятся к группе многолетних растений, способных запасать и надолго сохранять в себе воду. На земле существует более 3000 видов кактусов. Родина их – Мексика. Древние индейцы считали их священными. Кактусы бывают разные – древовидные, кустарниковые, травянистые. Одни похожи на ежа, другие – на тыкву, третьи – на подсвечник. Многие кактусы живут по 500 лет и достигают громадных размеров – до 10 метров в длину и нескольких метров в толщину.
Текст № 2
Кактус
Это очень красивый цветок. У него есть иголки. Он напоминает колючего ёжика. Родился кактус в пустыне. Он занимает немного места, и уход за ним простой. У кактуса сочный стебель ярко – зелёного цвета. За окном лежит снег, а на подоконнике красными огоньками цветёт кактус.
Текст № 3
Здравствуй, Люда!
Получила твоё письмо, сразу отвечаю. Я пока не могу ходить в школу. Нога уже не болит, но гипс снимут только через 10 дней.
Хочу рассказать тебе о чуде, которое появилось у нас дома. Вчера нам подарили цветок. У него есть иголки. Это кактус. Он напоминает колючего ёжика. Я узнала, что родился кактус в пустыне. Он занимает немного места, и уход за ним простой. У кактуса сочный стебель ярко – зелёного цвета. За окном лежит снег, а на подоконнике красными огоньками цветёт кактус. Приезжай к нам скорее. Я хочу тебе его показать.
Передавай привет Кате и Веронике.
До свидания.
Твоя подруга Наташа.
20 января 2005 года.
Афиширование: каждая группа называет текст, объясняя свой выбор.
3. Постановка учебной задачи
- Итак, текст, который построен особым образом, называется письмо.
Учитель помещает на доску карточку со словом «ПИСЬМО».
- Сегодня будем учиться правильно писать письмо.
- Кому из вас приходилось писать письма? Кому вы их писали? О чём?
- Получали ли письма? Что испытывали?
4. Словарная работа
Задание: попробуйте в группе дать определение слова «письмо».
Афиширование: каждая группа вырабатывает совместную версию определения слова «письмо», записывает на листе, озвучивает для всех.
- Сравните своё определение с тем, которое дано в словаре С. И. Ожегова.
На доске - определение:
ПИСЬМО Написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь кому – нибудь. С. И. Ожегов |
- Что в них совпадает?
- Письма люди стали писать очень давно. В Новгороде археологи нашли письма на берёсте: их писали друг другу новгородцы ещё в 10 веке. Такие письма учёные называют берестяными грамотами. Письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, когда находятся далеко друг от друга.
- А какие письма пишут сейчас? (Электронные, на бумаге).
5. Конструирование письма
Каждая группа получает конверт № 2 с карточками, на которых написаны фразы из письма.
Задание: постарайтесь восстановить текст письма, расположив карточки с разными фразами в нужной последовательности.
Афиширование: группы озвучивают получившиеся варианты, правильный учитель вывешивает на доску:
Дорогие мама и папа!
Получил ваше письмо. Очень рад. Сразу отвечаю на ваше письмо.
Хочу рассказать вам, как мне живётся в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в речке, загораем, ходим в походы, играем. У меня много новых друзей: Витя, Паша, Максим, Лёня и Сергей. Это очень добрые ребята, и у нас много общего. Мы вместе занимаемся в шахматном кружке и готовимся к предстоящему футбольному матчу.
Как вы живёте? Как ваше здоровье? Очень вас прошу писать мне почаще. Передавайте от меня привет тёте Люде и Денису. До скорой встречи! Целую всех и обнимаю.
Ваш сын Матвей.
18 июля 2006 года,
г. Феодосия.
6. Анализ структуры письма
- Чтобы научиться писать письмо, надо понять, как оно устроено. В этом нам поможет текст письма, который вы восстановили из отдельных фраз. Давайте разберёмся, как строится текст письма.
- Какие части выделяем в тексте? (Вступление, основная часть, заключение).
В тексте письма тоже есть такие части, но они имеют свои особенности. Выделить эти особенности поможет работа с таблицей.
Таблица № 1 помещается на доску, каждая группа получает такую же таблицу.
Таблица № 1
Как писать письмо
Схема текста письма | Письмо |
- обращение; - сообщение о состоянии переписки. 2. Основная часть письма: - сообщение о новостях 3. Концовка письма: - вопросы адресату; - просьбы; - приветы; - прощание; - подпись; - дата и место написания |
- Что включает в себя начало письма? (Обращение). Поместите в правую часть таблицы обращение. Прочитайте. Где пишется обращение? (В центре). Какие знаки препинания используются? (Восклицательный знак). Где пишется сообщение о состоянии переписки? (С красной строки).
- О чём говорится в основной части? (Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях). Поместите в таблицу эту часть. Прочитайте. Как отделена эта часть от предыдущей? (Записана с красной строки). Какие знаки препинания используются?
- Как завершается письмо? (Вопросы, просьбы, приветы, прощание, подпись и дата). Поместите в таблицу эту часть письма. Прочитайте. В чём заключаются особенности записи этой части письма? (Начинается с красной строки, а подпись, дата и место написания пишется справа). Какие знаки препинания используются?
На доску помещается готовая таблица №1:
Как писать письмо
Схема текста письма | Письмо |
- обращение; - сообщение о состоянии переписки. 2. Основная часть письма: - сообщение о новостях 3. Концовка письма: - вопросы адресату; - просьбы; - приветы; - прощание; - подпись; - дата и место написания | Дорогие мама и папа! Получил ваше письмо. Очень рад. Сразу отвечаю на ваше письмо. Хочу рассказать вам, как мне живётся в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в море, загораем, ходим в походы, играем. У меня много новых друзей: Витя, Паша, Максим, Лёня и Сергей. Это очень добрые ребята, и у нас много общего. Мы вместе занимаемся в шахматном кружке и готовимся к предстоящему футбольному матчу. Как вы живёте? Как ваше здоровье? Очень вас прошу писать мне почаще. Передавайте от меня привет тёте Люде и Денису. До скорой встречи! Целую всех и обнимаю. Ваш сын Матвей. 18 июля 2006 года, г. Феодосия. |
- Не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах подобного рода. Нередко письма начинаются с благодарности и с вопросов к адресату, а уж потом идёт сообщение о себе. Вежливый человек чаще всего в письме не только рассказывает о себе, но и проявляет интерес к тому, кому пишет, поэтому задаёт ему вопросы. Вопросы – это важная составная часть письма к родителям, друзьям, близким людям.
7. Выделение этикетных средств письма
- Письмо действительно представляет собой текст, который имеет свои особенности: этикетные средства или формулы письма. Человек, решивший написать письмо родным или близким, должен их знать.
Задание: подобрать подходящие слова и вписать их в правой части таблиц.
Каждая группа получает конверт № 3 с таблицами № 2, № 3:
Таблица № 2
Обращения | |
К близким людям – родителям, родственникам, друзьям | |
К взрослым или малознакомым людям |
Таблица № 3
Слова прощания и слова, выражающие отношение к адресату |
Афиширование: группы представляют свои варианты.
На доске учитель открывает правую часть таблицы:
Таблица № 2
Обращения и слова приветствия | |
К близким людям – родителям, родственникам, друзьям | Родной, родной мой, родная моя, родные мои, милый, милая моя, милый мой, милые, любимый, любимая моя, любимые, здравствуй(те), добрый день, привет. |
К взрослым или малознакомым людям | Уважаемый, уважаемая, уважаемые, здравствуйте, добрый день. |
Таблица № 3
Слова прощания и слова, выражающие отношение к адресату |
До свидания, до скорой встречи, целую, обнимаю, жму руку, с уважением, с дружеским приветом. |
8. Редактирование письма
Каждая группа получает конверт № 4 с текстом письма:
Здравствуй, Лена!
Я живу хорошо. Закончила первую четверть без троек. Читаю интересную книжку. Погода стоит чудесная. Ну, больше писать нечего.
До свидания.
Катя.
- Прочитайте письмо девочки Кати подруге Лене, с которой она познакомилась в летнем лагере.
- Найдите его начало (зачин). Прочитайте. О чём можно было бы ещё написать в начале письма? (О состоянии переписки: например, «Я получила твоё письмо…» или «Прости, что не сразу ответила…»).
- Найдите основную часть. Прочитайте. Подтверждает ли Катя свою мысль «Я живу хорошо»? (Да, Катя пишет о хороших событиях в её жизни). Какие слова Катя написала невежливо? Что можно было бы написать ещё? (О книге, которую читает, о друзьях, о своих планах и др.).
- Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись). О чём ещё можно было бы написать в концовке письма? (Задать вопросы Лене: поинтересоваться, как она учится, с кем дружит, какие книги читает, что интересного происходит в её жизни).
- Можно ли было теплее закончить письмо, выразить своё доброе отношение к подруге и свою заинтересованность в переписке? (Можно было бы обратиться с просьбой писать письма, написать не просто «Катя», а «Твоя подруга Катя» и т. д.).
- Что забыла написать Катя в письме? (Дату).
Задание: в группе дополните текст письма так, чтобы оно стало более тёплым и принесло больше радости адресату.
Афиширование: каждая группа озвучивает свой вариант письма.
9. Творческая работа
Задание: напишите письмо своему другу, с которым вы познакомились, например, в летнем лагере, на море, в гостях у бабушки, но давно не виделись. Пользуйтесь памяткой «Как писать письмо?»
1. Реши, кому и почему будешь писать письмо.
2. Определи, о чём будешь писать письмо, чтобы его интересно было читать твоему собеседнику.
3. Обдумай, что напишешь во вступлении, в основной части, в концовке.
4. Пиши письмо аккуратным, разборчивым почерком, правильно выбирая слова, их порядок, следи за развитием мысли, за связью предложений, за правильностью и точностью речи, помни об этикетных средствах письма.
5. Если затрудняешься в выборе букв, оставляй «окошки», чтобы потом вернуться и подумать.
6. Прочитай письмо, представив себя на месте того, кому оно адресовано.
7. Подумай: сможет ли он увидеть, представить себе, почувствовать то, что хотел показать автор, нет ли в тексте чего – то лишнего, не пропущены ли какие – то детали.
8. Поработай над письмом как редактор и корректор.
Афиширование:
- Хочу напомнить вам важную нравственную норму, закон для воспитанного человека: нельзя без разрешения читать письма, записки, которые не тебе адресованы.
Желающие читают свои письма.
10. Рефлексия
- Что нового узнали? Какое задание выполняли с удовольствием? Кому захотелось написать письмо?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...
Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)
Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....
Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение» включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...