Методическая разработка урока русского языка "Письмо другу"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Урок развития речи в технологии педагогических мастерских

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_drugu.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс

Тема: «Письмо другу или родным и близким»

Цель: учить школьников составлению текста в жанре письма.

Задачи:

• познакомить учащихся со структурой письма и его стилистическими особенностями;

• учить составлять текст письма с соблюдением всех структурных компонентов;

• развивать речевой этикет младших школьников;

• воспитывать культуру выражения чувств.

Ход урока

1. Формирование групп (по цвету жетона класс делится на 5 групп).

2. Индукция

Каждая группа получает конверт № 1, в котором находятся три текста.

Задание: прочитать тексты, выбрать из них тот, который отличается от других построением.

Текст № 1

Кактусы

Кактусы относятся к группе многолетних растений, способных запасать и надолго сохранять в себе воду. На земле существует более 3000 видов кактусов. Родина их – Мексика. Древние индейцы считали их священными. Кактусы бывают разные – древовидные, кустарниковые, травянистые. Одни похожи на ежа, другие – на тыкву, третьи – на подсвечник. Многие кактусы живут по 500 лет и достигают громадных размеров – до 10 метров в длину и нескольких метров в толщину.

Текст № 2

Кактус

 Это очень красивый цветок. У него есть иголки. Он напоминает колючего ёжика. Родился кактус в пустыне. Он занимает немного места, и уход за ним простой. У кактуса сочный стебель ярко – зелёного цвета. За окном лежит снег, а на подоконнике красными огоньками цветёт кактус.

Текст № 3

Здравствуй, Люда!

     Получила твоё письмо, сразу отвечаю. Я пока не могу ходить в школу. Нога уже не болит, но гипс снимут только через 10 дней.

     Хочу рассказать тебе о чуде, которое появилось у нас дома. Вчера нам подарили цветок. У него есть иголки. Это кактус. Он напоминает колючего ёжика. Я узнала, что родился кактус в пустыне. Он занимает немного места, и уход за ним простой. У кактуса сочный стебель ярко – зелёного цвета. За окном лежит снег, а на подоконнике красными огоньками цветёт кактус. Приезжай к нам скорее. Я хочу тебе его показать.

     Передавай привет Кате и Веронике.

     До свидания.

Твоя подруга Наташа.

20 января 2005 года.

Афиширование: каждая группа называет текст, объясняя свой выбор.

3.  Постановка учебной задачи

- Итак, текст, который построен особым образом, называется письмо.

Учитель помещает на доску карточку со словом «ПИСЬМО».

- Сегодня будем учиться правильно писать письмо.

- Кому из вас приходилось писать письма? Кому вы их писали? О чём?

- Получали ли письма? Что испытывали? 

4. Словарная работа

Задание: попробуйте в группе дать определение слова «письмо».

Афиширование: каждая группа вырабатывает совместную версию определения слова «письмо», записывает на листе, озвучивает для всех.

- Сравните своё определение с тем, которое дано в словаре С. И. Ожегова.

На доске - определение:

ПИСЬМО

Написанный текст,  посылаемый для сообщения чего – нибудь кому – нибудь.

С. И. Ожегов

- Что в них совпадает?

- Письма люди стали писать очень давно. В Новгороде археологи нашли письма на берёсте: их писали друг другу новгородцы ещё в 10 веке. Такие письма учёные называют берестяными грамотами. Письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, когда находятся далеко друг от друга.

- А какие письма пишут сейчас? (Электронные, на бумаге).

  5. Конструирование письма 

Каждая группа получает конверт № 2 с карточками, на которых написаны фразы из письма.

Задание: постарайтесь восстановить текст письма, расположив карточки с разными фразами в нужной последовательности.

Афиширование: группы озвучивают получившиеся варианты, правильный учитель вывешивает на доску: 

Дорогие мама и папа!

     Получил ваше письмо. Очень рад. Сразу отвечаю на ваше письмо.

     Хочу рассказать вам, как мне живётся в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в речке, загораем, ходим в походы, играем.  У меня много новых друзей: Витя, Паша, Максим, Лёня и Сергей. Это очень добрые ребята, и у нас много общего. Мы вместе занимаемся в шахматном кружке и  готовимся к предстоящему  футбольному матчу.

     Как вы живёте? Как ваше здоровье? Очень вас прошу писать мне почаще.  Передавайте от меня привет тёте Люде и Денису.  До скорой встречи! Целую всех и обнимаю.

Ваш сын Матвей.

18  июля 2006 года,

г. Феодосия.

6. Анализ структуры письма

- Чтобы научиться писать письмо, надо понять, как оно устроено. В этом нам поможет текст письма, который вы восстановили из отдельных фраз. Давайте разберёмся, как строится текст письма.

- Какие части выделяем в тексте? (Вступление, основная часть, заключение).

В тексте письма тоже есть такие части, но они имеют свои особенности. Выделить эти особенности поможет работа с таблицей.

Таблица № 1 помещается на доску, каждая группа получает такую же таблицу. 

Таблица № 1

 Как писать письмо

Схема текста письма

Письмо

  1. Начало (зачин) письма:

- обращение;

- сообщение о состоянии переписки.

2. Основная часть письма:

- сообщение о новостях

3. Концовка письма:

- вопросы адресату;

- просьбы;

- приветы;

- прощание;

- подпись;

- дата и место написания

- Что включает в себя начало письма? (Обращение). Поместите в правую часть таблицы обращение. Прочитайте. Где пишется обращение? (В центре). Какие знаки препинания используются? (Восклицательный знак). Где пишется сообщение о состоянии переписки? (С красной строки).

- О чём говорится в основной части? (Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях). Поместите в таблицу эту часть. Прочитайте. Как отделена эта часть от предыдущей? (Записана с красной строки). Какие знаки препинания используются?

- Как завершается письмо? (Вопросы, просьбы, приветы, прощание, подпись и дата). Поместите в таблицу эту часть письма. Прочитайте. В чём заключаются особенности записи этой части письма? (Начинается с красной строки, а подпись, дата и место написания пишется справа). Какие знаки препинания используются?

На доску помещается готовая таблица №1:

Как писать письмо

Схема текста письма

Письмо

  1. Начало (зачин) письма:

- обращение;

- сообщение о состоянии переписки.

2. Основная часть письма:

- сообщение о новостях

3. Концовка письма:

- вопросы адресату;

- просьбы;

- приветы;

- прощание;

- подпись;

- дата и место написания

Дорогие мама и папа!

Получил ваше письмо. Очень рад. Сразу отвечаю на ваше письмо.

Хочу рассказать  вам, как мне живётся в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в море, загораем, ходим в походы, играем. У меня много новых друзей: Витя, Паша, Максим, Лёня и Сергей. Это очень добрые ребята, и у нас много общего. Мы вместе занимаемся в шахматном кружке и  готовимся к предстоящему футбольному матчу.

Как вы живёте? Как ваше здоровье?

Очень вас прошу писать мне почаще.

Передавайте от меня привет тёте Люде и Денису.

До скорой встречи! Целую всех и обнимаю.

Ваш сын Матвей.

18 июля 2006 года,

г. Феодосия.

- Не в каждом письме есть все эти элементы. Но вот вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах подобного рода. Нередко письма начинаются с благодарности и с вопросов к адресату, а уж потом идёт сообщение о себе. Вежливый человек чаще всего в письме не только рассказывает о себе, но и проявляет интерес к тому, кому пишет, поэтому задаёт ему вопросы. Вопросы – это важная составная часть письма к родителям, друзьям, близким людям.

7. Выделение этикетных средств письма

- Письмо действительно представляет собой текст, который имеет свои особенности: этикетные средства или формулы письма. Человек, решивший написать письмо родным или близким, должен их знать.

Задание: подобрать подходящие слова и вписать их в правой части таблиц.

Каждая группа получает конверт № 3 с таблицами № 2, № 3:

Таблица № 2

Обращения

К близким людям –

 родителям, родственникам,

друзьям

К взрослым или малознакомым людям

Таблица № 3

Слова прощания и слова, выражающие отношение к адресату

Афиширование: группы представляют свои варианты.

На доске учитель открывает правую часть таблицы:

Таблица № 2

Обращения и слова приветствия

К близким людям –

 родителям, родственникам,

друзьям

Родной, родной мой, родная моя, родные мои, милый, милая моя, милый мой, милые, любимый,

любимая моя, любимые,

здравствуй(те), добрый день, привет.

К взрослым или малознакомым людям

Уважаемый, уважаемая, уважаемые,

здравствуйте, добрый день.

Таблица № 3

Слова прощания и слова, выражающие отношение к адресату

До свидания, до скорой встречи, целую, обнимаю, жму руку, с уважением, с дружеским приветом.

 

8. Редактирование письма

Каждая группа получает конверт № 4 с текстом письма:

Здравствуй, Лена!

Я живу хорошо. Закончила первую четверть без троек. Читаю интересную книжку. Погода стоит чудесная. Ну, больше писать нечего.

До свидания.

Катя.

- Прочитайте письмо девочки Кати подруге Лене, с которой она познакомилась в летнем лагере.

- Найдите его начало (зачин). Прочитайте. О чём можно было бы ещё написать в начале письма? (О состоянии переписки: например, «Я получила твоё письмо…» или «Прости, что не сразу ответила…»).

- Найдите основную часть. Прочитайте. Подтверждает ли Катя свою мысль «Я живу хорошо»? (Да, Катя пишет о хороших событиях в её жизни). Какие слова Катя написала невежливо? Что можно было бы написать ещё? (О книге, которую читает, о друзьях, о своих планах и др.).

- Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись). О чём ещё можно было бы написать в концовке письма? (Задать вопросы Лене: поинтересоваться, как она учится, с кем дружит, какие книги читает, что интересного происходит в её жизни).

- Можно ли было теплее закончить письмо, выразить своё доброе отношение к подруге и свою заинтересованность в переписке? (Можно было бы обратиться с просьбой писать письма, написать не просто «Катя», а «Твоя подруга Катя» и т. д.).

- Что забыла написать Катя в письме? (Дату).

Задание: в группе дополните текст письма так, чтобы оно стало более тёплым и принесло больше радости адресату.

Афиширование: каждая группа озвучивает свой вариант письма.

9. Творческая работа

Задание: напишите письмо своему другу, с которым вы познакомились, например, в летнем лагере, на море, в гостях у бабушки, но давно не виделись.  Пользуйтесь памяткой «Как писать письмо?»

1. Реши, кому и почему будешь писать письмо.

2. Определи, о чём будешь писать письмо, чтобы его интересно было читать твоему собеседнику.

3. Обдумай, что напишешь во вступлении, в основной части, в концовке.

4. Пиши письмо аккуратным, разборчивым почерком,  правильно выбирая слова, их порядок, следи за развитием мысли, за связью предложений, за правильностью и точностью речи, помни об этикетных средствах письма.

5. Если затрудняешься в выборе букв, оставляй «окошки», чтобы потом вернуться и подумать.

6. Прочитай письмо, представив себя на месте того, кому оно адресовано.

 7. Подумай: сможет ли он увидеть, представить себе, почувствовать то, что хотел показать автор, нет ли в тексте чего – то лишнего, не пропущены ли какие – то детали.

8. Поработай над письмом как редактор и корректор.  

Афиширование:

- Хочу напомнить вам важную нравственную норму, закон для воспитанного человека: нельзя без разрешения читать письма, записки, которые не тебе адресованы.

Желающие читают свои письма.

10. Рефлексия 

- Что нового узнали? Какое задание выполняли с удовольствием? Кому захотелось написать письмо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...