Неделя русского языка в начальной школе
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
План проведения Недели русского языка, вопросы для олимпиады и грамматической викторины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_provedeniya_nedeli_russkogo_yazyka_v_4.docx | 730.54 КБ |
Предварительный просмотр:
План проведения недели русского языка в 4-х классах.
Дата | Мероприятие | Место и время проведения | Ответственный |
23.11. | Линейка «Открытие недели русского языка» | 9:55 Рекреация 2 этажа | Классные руководители |
24.11. | Олимпиада по русскому языку 1 тур | 11:45 – 12:25 Классные кабинеты | Классные руководители |
25.11. | Грамматическая викторина Конкурс творческих работ «Закладки-подсказки» | 10:35 – 10:50 Рекреация 2 этажа Сдать 3-4 работы от класса | . Классные руководители |
26.11. | Конкурс творческих работ «Обложка учебника «Русский язык» Олимпиада по русскому языку 2 тур | Сдать 3-4 работы от класса 9:00 – 9:45 кабинет № 24 (по 2-3 человека от класса) | Классные руководители |
27.11. | Конкурс «Лучшая тетрадь по русскому языку» | 9:40 – 9:55 (в 8:50 сдать 2-3 тетради от класса) | Классные руководители |
30.11. | Линейка «закрытие недели русского языка» | 9:55 Рекреация 2 этажа | Классные руководители |
Олимпиада по русскому языку для 4 класса
1 тур
1. Вот список существительных:
очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
У каких из них нет формы единственного числа?
2. путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное должны быть использованы все буквы.
Лик + пена =_________________________________________
Иск + том = _________________________________________
Кожа + ворон = _______________________________________
3. Составь слова, используя все буквы:
А О С Н В М Т К О _____________________________________
Б И Ь И Л У Н Д К_________________________________________
4. Замени фразеологический оборот словом или словосочетанием, подходящим по смыслу.
А)Яблоку негде упасть.
Б)Ломать голову.
В)Зарубить себе на носу
5. Вы, конечно, видите, что эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.
1) рыбак; 2) дурак; 3) простак; 4) чужак; 5) казак
6. Поставь в словах знак ударения.
Завидно, красивее, гусеница, жаворонок, звонит, засуха.
Ответы на олимпиадные задания
1 тур
1.бигуди, жалюзи санки, каникулы.
За каждое правильно отгаданное слово 1 балл. Всего - 4 балла
2.Лик + пена = пеликан
Иск + том = москит, мостик
Кожа + ворон = жаворонок
За каждое верно составленное слово 4 балла. Всего – 12 баллов
3.Космонавт, будильник
За каждое верно составленное слово – 3 балла. Всего 6 баллов
4.
б) Очень тесно - …
в) Усиленно думать над трудным вопросом - …
г) Хорошо запомнить - .....
За каждый правильно подобранный фразеологический оборот 2 балла. Всего- 6 баллов.
5. 5)
3 балла
6. ЗавИдно, красИвее, гУсеница, жАворонок, звонИт, зАсуха
По 1 баллу за слово.
Олимпиада по русскому языку 4 класс
2 тур
1. Расставьте ударения в словах.
Квартал, свекла, щавель, договор, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.
2. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?
3. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.
Формы одного и того же слова | |
4. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука».
Объясните их значения._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.
Прилагательное | Род | |
Лебедь | ||
Зайка | ||
Мышь | ||
Картофель | ||
Бандероль | ||
Мозоль | ||
Тюль | ||
Фасоль | ||
Шампунь | ||
Овощ | ||
Рояль |
6. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:
А. Дерево червь изнутри точит.
Б. Конёк режет лёд.
В. Весло задевает водоросли.
Г. Мастер чинит телефон.
Д. Встретить ночь готовится природа.
Ответы на олимпиадные задания
2 тур
Максимально возможный балл –
1. Расставьте ударения в словах.
Ответ: кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
Итого — 2 балла.
2. Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее животное»? Почему?
Ответ: 20. Последние две буквы в словах обозначают по два звука: [э] и [j].
Оценка: за ответ — 1 балл; за объяснение — 2 балла.
Итого — 3 балла.
3. Выписать в один столбик родственные слова, в другой — формы одного и того же слова.
Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесничество, слесарь.
Формы одного и того же слова | |
Лес | Лесник |
Лесник | Лесником |
Лесной | Лесники |
Перелесок | |
Лесничий | |
Лесничество |
Оценка: по 0,5 балла за каждое правильно указанное слово.
Итого — 4,5 балла.
4. Приведите пять фразеологических оборотов со словом «рука». Объясните их значения.
Ответ:
Рукой подать — рядом, близко.
Работать не покладая рук — работать усердно.
Легкая рука — о том, кто приносит удачу.
Правая рука — надежный помощник.
Чужими руками жар загребать — присваивать чужой труд.
NB: возможны другие варианты.
Оценка: по 0,5 балла за каждый указанный фразеологизм, по 0,5 балла за объяснение его значения.
Итого — 5 баллов.
5. Определите род существительных. Подберите к ним прилагательные, согласуя их с существительными. Заполни таблицу.
Прилагательное | Род | |
Лебедь | Белый | Мужской род |
Зайка | Трусливый | Мужской род |
Мышь | Полевая | Женский род |
Картофель | Свежий | Мужской род |
Бандероль | Тяжелая | Женский род |
Мозоль | Больная | Женский род |
Тюль | Красивый | Мужской род |
Фасоль | Спелая | Женский род |
Шампунь | Новый | Мужской род |
Овощ | Вкусный | Мужской род |
Рояль | Черный | Мужской род |
NB: возможны другие варианты прилагательных.
Оценка: по 0,2 балла за верное определение рода, по 0,2 за верно подобранное согласованное прилагательное.
Итого — 4,4 балла.
6. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:
Ответ:
А. Дерево червь изнутри точит.
Б. Конёк режет лёд.
В. Весло задевает водоросли.
Г. Мастер чинит телефон.
Д. Встретить ночь готовится природа.
Оценка: по 0,3 балла за каждый верно определенный главный член предложения.
Итого — 3 балла.
Грамматическая викторина.
1 | Фразеологический зверинец.
Голоден, как …( |
2 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Хитер, как …( |
3 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Труслив, как… |
4 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Здоров, как…( |
5 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Изворотлив, как …( |
6 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Надут, как …) |
7 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Нем, как …( |
8 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Грязный, как …( |
9 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Упрям, как …( |
10 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Болтлив, как …( |
11 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Болтлив, как … |
12 | . Какие слова не делятся для переноса: а) весна б) осень в) арбуз г) мак |
13 | Сколько гласных звуков в русском языке: а) 10 б) 6 в) 12 г) 33 |
14 | Какие слова не родственные: а) лиса – лисица б) кора – корица в) роща – рощица г) куст – кустик |
15 | Какое слово в словаре стоит впереди других: а) утро б) вечер в) день г) ночь |
16 | Укажи слово, в котором два слога: а) строй б) сарай в) всплеск г) ария |
17 | Как обозначают звуки на письме? ( |
18 | Какие буквы не обозначают звуков? |
19 | Сколько букв в русском алфавите? |
20 | Какими бывают члены предложения?
|
21 | Назовите главные члены предложения. ( |
22 | Может ли слог состоять из одной буквы? |
23 | Почему звук [й] слога не составляет? |
24 | Определите род имени существительного «рояль». |
25 | Определите род имени существительного «трель». |
26 | Определите род имени существительного «кофе». |
27 | Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». |
28 | Измените по числам имя существительное «пальто». |
29 | В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? |
30 | Какая часть речи обозначает признак предметов? |
31 | Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»?
|
32 | Для чего нужны предлоги? |
33 | Как называется общая часть родственных слов? |
34 | Как по-другому называются родственные слова? |
35 | Для чего служит окончание в слове? |
36 | Что общего между приставкой и суффиксом? |
37 | Какие гласные надо проверять в корне слова? |
38 | Что вы знаете о звуках [ж], [ш], [ц]? |
39 | Что знаете о звуках [ч], [щ], [й]? |
40 | Какими гласными обозначается твердость согласных звуков на письме? |
41 | Замени одним словом. Рукой подать. |
42 | Замени одним словом. В час по чайной ложке. |
43 | Замени одним словом. Во весь дух. |
44 | Замени одним словом. Прикусить язык. |
45 | Замени одним словом. Сломя голову. |
46 | Замени одним словом. Зарубить на носу. |
47 | Замени одним словом. При царе Горохе. |
48 | Замени одним словом. Бить баклуши. |
49 | Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». |
Ответы на грамматическую викторину.
1 | Фразеологический зверинец.
Голоден, как …(волк) |
2 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Хитер, как …(лиса) |
3 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Труслив, как…(заяц) |
4 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Здоров, как…(бык) |
5 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Изворотлив, как …(уж) |
6 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Надут, как …(индюк) |
7 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Нем, как …(рыба) |
8 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Грязный, как …(свинья) |
9 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Упрям, как …(осел) |
10 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Болтлив, как …(сорока) |
11 | Фразеологический зверинец. Назови названия животных Болтлив, как …(сорока) |
12 | . Какие слова не делятся для переноса: а) весна б) осень в) арбуз г) мак |
13 | Сколько гласных звуков в русском языке: а) 10 б) 6 в) 12 г) 33 |
14 | Какие слова не родственные: а) лиса – лисица б) кора – корица в) роща – рощица г) куст – кустик |
15 | Какое слово в словаре стоит впереди других: а) утро б) вечер в) день г) ночь |
16 | Укажи слово, в котором два слога: а) строй б) сарай в) всплеск г) ария |
17 | Как обозначают звуки на письме? (Буквами) |
18 | Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак) |
19 | Сколько букв в русском алфавите? (33) |
20 | Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными) |
21 | Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое) |
22 | Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная) |
23 | Почему звук [й] слога не составляет? (Это согласный звук) |
24 | Определите род имени существительного «рояль». (Мужской) |
25 | Определите род имени существительного «трель». (Женский) |
26 | Определите род имени существительного «кофе». (Мужской) |
27 | Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы) |
28 | Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется) |
29 | В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода) |
30 | Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное) |
31 | Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами) |
32 | Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении) |
33 | Как называется общая часть родственных слов? (Корень) |
34 | Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные) |
35 | Для чего служит окончание в слове? (Для связи слов в предложении) |
36 | Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов) |
37 | Какие гласные надо проверять в корне слова? (Безударные гласные «о», «а», «е», «и», «я») |
38 | Что вы знаете о звуках [ж], [ш], [ц]? (Они всегда твердые) |
39 | Что знаете о звуках [ч], [щ], [й]? (Они всегда мягкие) |
40 | Какими гласными обозначается твердость согласных звуков на письме? (А, о, у, ы, э) |
41 | Замени одним словом. Рукой подать. (Близко) |
42 | Замени одним словом. В час по чайной ложке. (Медленно) |
43 | Замени одним словом. Во весь дух. (Быстро) |
44 | Замени одним словом. Прикусить язык. (Замолчать) |
45 | Замени одним словом. Сломя голову. (Быстро) |
46 | Замени одним словом. Зарубить на носу. (Запомнить) |
47 | Замени одним словом. При царе Горохе. (давно) |
48 | Замени одним словом. Бить баклуши. (бездельничать) |
49 | Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения недели русского языка в начальной школе.
Предметная неделя по русскому языку и литературному чтению является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. П...
Неделя русского языка в начальной школе
Целью является прививать любовь к родному языку; закреплять знания и умения, полученные на уроках...
Предметная неделя русского языка в начальной школе
Отчёт об организации и проведении школьной предметной недели русского языка ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2- 4...
Разработка проведения "Недели русского языка" в начальной школе
Разработка проведения "Недели русского языка" в начальной школе Цель:воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, т...
Отчет о НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2012-2013 уч.год.
Отчет о НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2012-2013 уч.год. План проведения, итоги....
Открытие недели русского языка в начальной школе
Театрализованное представление....
Предметная неделя русского языка в начальной школе.
Предметная неделя русского языка в начальной школе Цели: привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету; повысить общую языковую культуру; углубить и ра...