Предметная неделя русского языка в начальной школе
методическая разработка (русский язык) по теме

Корнеева Елена Александровна

Отчёт  об  организации и проведении  школьной  предметной  недели  русского  языка

 

ОЛИМПИАДНЫЕ  ЗАДАНИЯ  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  2- 4  КЛАССЫ

2  класс

Задания, оцениваемые в 1 балл.

1. Сколько звуков [ш] в стихотворении, подчеркните буквы, которыми они обозначены.

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки.

2. Укажите в скобках части речи у выделенных слов.

Из-за холодных утренних рос (___________), хлеб медленно рос (_____________).

Снежное покрывало (______________) все поле покрывало (_______________).

3. Замените фразеологические обороты словами-синонимами.

в час по чайной ложке – _____________________________

рукой подать – _____________________________________

Повесить нос – _____________________________________

Раз, два и обчелся – _________________________________

Куры не клюют – ___________________________________

Кожа да кости – ___________________________________

Слова для справок: много, близко, худой, медленно, грустить, мало.

4. Сгруппируйте имена существительные с суффиксом -ец- по значениям.

уменьшительно-ласкательное.

название лица по действию.

название лица по признаку.

название лица по месту жительства или народности.

Хитрец, кавказец, гонец, испанец, любимец, столбец, борец, красавец, канадец, ленинградец.

5. Подчеркните члены предложения и укажите части речи.

Зима принакрыла белоснежным одеялом зеленые елочки.

6. Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

туфли – _____________, каникулы – ___________________,

носки – _______________, колени – ____________________,

сани – ________________, помидоры – _______________,

яблони – _______________

7. Распределите слова по группам:

прекрасный, честный, чудесный, устный, повиснуть, плеснуть, лестница, проказник, тростник, вкусный, прелестный, опасный.

Задания, оцениваемые в 2 балла.

1. Составьте предложения, объясняющие различия значений слов гранат – граната.

2. Выделите в словах приставку под-.

Подорожник, подобрать, подождать, подоконник, подогреть, пододеяльник, подозрение, подоить, подоходный, подотчетный.

3. Подчеркните слова, которые в предложениях лишние.

В дороге Громова застал снежный буран. На Камчатке много горячих гейзеров. Мы вновь возобновим переписку. Через месяц спустя геологи уехали.

4. Запишите слова (по 4 слова), в которых звуков больше, чем букв, звуков меньше, чем букв.

5. Среди приведенных слов подчеркните только родственные слова.

Гора, гореть, горами, горный, горец, горевать, предгорье, горочка.

6. Подчеркните пару слов с неверно подобранным проверочным словом.

Примирить – мирный, вязание – вяжет, скрипеть – скрипит, привязался – привязан.

Задания, оцениваемые в 3 балла.

1. Подчеркните лишнюю пару слов.

глубокий – мелкий;

горячий – холодный;

большой – огромный;

легкий – тяжелый.

2. Какое слово получится, если вы возьмете приставку в слове послушал, корень в слове рядок, суффикс в слове бутылка, окончание в слове шалаши. Запишите это слово.

3. Подчеркните одно из этих выражений, означающее не то, что остальные.

На всех парах, во всю прыть, на всех парусах, во весь опор, во всю глотку.

4. Подберите как можно больше родственных слов к слову бег.

5. Составьте текст объявления по данному началу.

Объявление.

Пропал щенок.

6. Составьте словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала именами существительными, а затем именами прилагательными.

Ученый, часовой, столовая.

3  класс

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА

1. Чего нет в Калуге, найдете в Москве.

Нет в Петербурге, а видно в Неве.

2. Загадка не в столице, а в каждом уголке; в сарае не поместишь, а спрячешь в кошельке.

3. В старости один раз встречают, а в молодости три раза повторяют.

4. Даны слова: жир, цирк, щипчики, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же звук, что и в слове сыр?

5. Сколько общих звуков в словах серп и перс?

6. Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?

7. В каком слове ударный первый слог: удить, цемент, хвоя, ворота, щавель?

8. В каких из данных слов ударное окончание: свекла, брюква, скоба, скула, ампула?

9. Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

Сборы, молотьба, отдать.

10. В каком слове все согласные звуки глухие: чеснок, салат, капуста, картофель?

11. Определи, сколько раз встречается звук [ж] в предложении: Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит.

12. Определи, сколько раз встречается звук [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. Разбери по составу слова: молчаливый, молчаливость, морщина, морщинистый, лиственница, лиственный, заплещет, подделка, ссора, воссоединение, конный, стульчик, перчик, переплетчик, огурчик, приозерный, голосистый, седоватый, подпол, вялость, настольный.

2. Запиши в первый столбик родственные слова, во второй столбик – формы одного и того же слова: лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

3. Выпиши слова с приставками: доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил; забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик; посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.

4. В каких словах пишется е:

в…сеть, на в…су, зав…сать, занав…с, в…сячий?

5. Каждое словосочетание замени одним словом с суффиксом:

Человек, который любит шутить – …

Житель Москвы – …

Свойство доброго человека –

Человек, который богат на выдумки – …

Женщина-повар – …

Музыкант, играющий на скрипке – …

Специалист в области науки химии – …

Смелый человек – …

Человек, любящий мечтать – …

Жадная девочка – …

Участник игры – …

6. Слова рыбак, простак, чужак, казак оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается. Найди его.

7. Выпиши имена существительные с суффиксом -ок: замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.

8. В каждом предложении подчеркни однокоренные слова:

* Поучился он один годок, а уж лучше учителя всё знал.

* Этакого богатства ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

* Царевна села на корабль, а царевич поехал кружным путём.

* Царевна купила себе поварскую одежду, нарядилась поварёнком.

(Из русских народных сказок.)

9. Подбери существительное, прилагательное и глагол, чтобы в каждом из них были приставка, корень, суффикс и окончание.

10. Подбери два глагола, чтобы в них были приставка, корень, суффикс и нулевое окончание.

11. Найди однокоренные слова. Выпиши их, выдели корень.

Дождик льёт – кругом вода,

Мокнут столб и провода,

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегучих быстрых вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод.

На земле водоворот,

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

                   Л. Яхнин

12. Выпиши группы родственных слов, выдели корень: бас, бассейн, басня, басить, басенный, баснословный, басовитый, басок, побасенки, басовый.

13. Отгадай слова, запиши отгадки.

Корень мой ищи в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

Корнем с «дорогой» роднится,

В «сборе» приставка таится,

Суффикс – как в слове «родник»,

Целым же в космос проник.

Мой корень – родственник «сраженью»,

Приставка – в слове «заявленье»,

В наборщике есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землёй.

14. Назови слова, у которых корень совпадает с основой: хлеб, радуга, загар, ромашка, улов, страна, подъём, скала, орёл.

15. Найди слова с приставками: принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, научиться, отбежать, скользкий.

16. Найди слова с приставками: (за)брать, (у)летать, (за)грибами, (до)ехать, (до)дороги, (с)правиться, (с)другом, (в)окно, (на)правлять.

17. Выпиши слова, соответствующие схеме: приставка, корень, нулевое окончание.

Выход, посадка, прилив, друг, заплыв, вылет, проход, записка.

18. Выпиши родственные слова: бегемот, бегемотик, гиппопотам, бегемотиха; крокодил, аллигатор, крокодильи, крокодильчик.

19. Допиши к данным словам по два слова с таким же составом:

Стол – …, …, поездка – …, …, полёт – …, …,

Верхушка – …, …, стрела – …, …, мостик – …, ….

 

МОРФОЛОГИЯ

1. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

2. У каких имен существительных нет формы единственного числа?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

3. Выпиши подчеркнутые слова, определи, какой частью речи они являются.

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Больной плохо переносил лекарство.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

4. Какими частями речи могут быть слова: дали, пила, соли, мели, окуни, пряди, попугаю, жгут?

5. Укажи имя существительное, которое не имеет формы множественного числа: пузырь, родня, степь, инженер, дочь.

6. Почему эти слова объединили в одну группу?

Пальто, какао, пенсне.

7. Выпиши имена существительные, которые не обязательно обозначают количество предметов «больше одного»: палатки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, плоскогубцы, ворота.

8. Определите род имен существительных: мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какао, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго.

9. В данном тексте подчеркните местоимения.

Рассказ пчеловода

В семье моей все привыкли к пчёлам, только младшая дочь моя боялась их. Вот как я вылечил её от этого страха. Когда я увидел, что новый рой сел на ветку, я взял матку в руки, заставил дочь надеть перчатки, набросил на её голову тюлевую косынку и отдал ей матку. Пчёлы окружили дочь. Они чудесною кистью повисли у неё на руке. Мне принесли новый улей. Я поставил его, слегка ударил дочь по руке, рой отпал от неё и благополучно поселился в своём новом жилище.

10. Спиши, разделив слова в две группы: существительное, корень, прилагательное, глагол, окончание, предлог, суффикс, приставка, союз, местоимение.

11. От прилагательного «синий» образуй имена существительные и глаголы.

 

ЛЕКСИКА

1. Когда так говорят: горят щеки, горит обувь? Что еще может гореть?

2. Мы говорим: дети убежали, часы убежали. Что это значит? Что еще может убежать?

3. Подбери к данным словам слова, противоположные по смыслу:

Отчизна –                истина –                          расторопный –

Исток –                польза –                               жесткий –

Антоним –               надежда –                        отважный –

Век –                         лентяй –                          очевидный –

Успех –                     диалог –                           привередливый –

Участливый –      образованный –   убедить –

Светать –                зеленый –

4. Из рассыпанных слогов составь как можно больше слов: ка, ки, ку, о, но, ни, ты.

5. Как превратить козу в лису? Сделайте это с помощью цепочки слов, изменяя в каждом следующем слове только одну букву.

6. Как превратить козу в барса? Сделайте это с помощью цепочки слов, изменяя в каждом следующем слове только одну букву.

7. В словах кашпо (красивая ваза  для  цветочного  горшка)  и  кашне  (шарф) – общая часть каш. Что означает эта часть слова во французском языке, если по обозначает горшок, а не – нос?

8. Подбери и напиши как можно больше прилагательных к словам фильм, сказка, небо.

9. Отгадай и запиши слова:

– Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах?

– Сколько личных местоимений в слове семья?

– Первый слог слова – личное местоимение, второй слог этого слова – детская болезнь, вместе обозначают предмет, который удерживает морское судно на месте.

– Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка, вместе – овощ.

– Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают «мелкая клевета», «клеветник».

– Первый слог – личное местоимение, второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-либо.

10. Запиши предложения, правильно употребив глагол из скобок:

Мороз (щипать) щёки. (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. Придёт зима, (рассыпать) серебро по земле и деревьям. (Дремать) лес: ни звука. Звезда на небе (погаснуть) и (исчезнуть). Пламя свечи задрожало и (погаснуть). Огонь внезапно (угаснуть). Мамонты на земном шаре давно (исчезнуть). Стояли такие сильные морозы, что даже вода в колодце (замерзнуть). От укуса осы рука покраснела и (вспухнуть).

11. Замени словосочетания одним словом-синонимом:

– Внутренняя сторона кости руки.

– Изображение человека на картине или фотографии.

– Обозначение, название места, где кто-либо живет; надпись на конверте.

– Человек, который работает в шахте.

– Асфальтированная дорога.

12. В каком случае перенос ударения не меняет значения приведенных ниже слов:

ирис – ирис, клещи – клещи, атлас – атлас, молодец – молодец, творог – творог.

13. Образуй множественное число от данных имен существительных:

профессор, пастбище, доктор, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.

14. В каждой группе слов найди и подчеркни лишнее слово:

* Молоко, бревно, пальто, число, весло.

* Клевета, забота, весна, победа, истина.

* Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.

15. Составь словосочетания, в которых слова «седой», «бархатный», «прямой» употреблены в переносном значении.

16. Запиши существительные, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределённой формой глагола.

17. Запиши слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова:

Сено                    овод

Банк                    рот

Стол                   ежи

Зал                       глас

Свет                   ода

Яр                        вал

Воз                      очки

Газ                       елка

Гриб                    марка

Хор                      он

Бор                      яр

18. Употреби числительные «два» и «двое» с существительными:

подруга, министр, доярка, петух, курица, сани, баня, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки.

19. Запиши, изменив написание предложения так, чтобы изменился смысл вопроса:

– Зачем язык во рту?

– Почему самолёты летают?

– Зачем прячется солнце?

– Отчего утки плавают?

20. Перепиши данные слова и укажи признак, по которому они сгруппированы:

Арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина – это …

Папоротник, изумруд, ель, трава, зелёнка – это …

21. Перепиши предложения, заменив подчеркнутые слова близкими по смыслу:

Золотые нивы, гладь и блеск озёр,

Светлые заливы, без конца простор.

Золотой работник, наш мастер Иванов!

Пролетела золотая пора каникул.

Бабушка, золотая моя!

22. К данным существительным подбери и запиши одно из двух прилагательных.

Мастер: искусный или искусственный?

Клён: высотный или высокий?

23. Перепиши и подчеркни в этих пословицах слова с противоположным значением. Укажи, к какой части речи они относятся.

Любишь брать – люби отдавать.

Маленькая ложь за собой большую ведёт.

Неверный друг – опасный враг.

24. Выпиши существительные в 3 столбика: в первый – существительные, которые бывают только в единственном числе, во второй – существительные, которые бывают только во множественном числе, в третий – те, которые могут быть и в единственном, и во множественном числе.

Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, чернила, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капута.

 

 

ФРАЗЕОЛОГИЯ

1. Как ты понимаешь следующие выражения:

Белая ворона.

Витать в облаках.

Душа в пятки ушла.

Из мухи делать слона.

2. К данным устойчивым словосочетаниям подбери близкий по значению глагол:

гладить по головке – …, повесить голову – …, зарубить на носу – …, дать по шапке – …, бить баклуши – …, класть зубы на полку – …, вставлять палки в колеса – …, обвести вокруг пальца – …, выбиться из сил – …, клевать носом – …,  сложить голову – …, пропускать мимо ушей – … .

3. Найди к каждому устойчивому словосочетанию в левой колонке противоположное в правой, соедини их линией:

Держать ухо востро.                          Держать язык за зубами.

Сидеть сложа руки.                            Воды в рот набрать.

От рук отбиться.                               Ворон считать.

Во всю Ивановскую (кричать).          В руки взять.

От доски до доски (читать).   Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть.                        Не покладая рук.

Держать в ежовых рукавицах.          Лясы точить.

 

ОРФОГРАФИЯ

1. Допиши словосочетания с существительным кочерга во множественном числе: пять новых …, спорили о новых …, обзавелись новыми ….

2. Напиши существительные с подходящими прилагательными:

прорубь …, фамилия …, кофе …, полотенце …, туфля …, тюль …, шампунь ….

3. Запиши данные слова в три столбика, объединив их в группы в зависимости от орфограммы: гибкий, молотьба, сумма, окрестности, участники, терраса, аллея, робкий, совестливый, колонна, пробка, профессор, просьба, праздный, поздний.

4. Образуй и запиши форму данных существительных во множественном числе в родительном падеже:

Пять килограмм…            пять (чулки)

Пять помидор…                нет (сапоги)

Нет облак…                       нет (ботинки)

Нет рельс…                        нет (валенки)

Купили апельсин…            нет (яблоки)

Купили мандарин…          нет (носки)

Нет дел…                           нет (места)

5. В каких словах вместо многоточия нужно вставить букву ы (а не и):

камыш.., ж..раф, ножниц.., верш..на, мотоц..кл?

6. В каких из этих слов пишется удвоенная буква р:

ко..идор, ко..еспондент, ко..алл?

7. В какое из слов нужно вставить букву т:

прекрас..ный, искус..ный, чудес..ный, извес..ный, ужа..ный?

8. Измени словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными:

Поступок чести –…

Ответ из уст – …

Счастье жизни – …

9. Напиши ответы, употребив слова с шипящей на конце:

Суп со свеклой и другими овощами –

Женское украшение, прикалываемое на грудь, на воротник – …

Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи – …

Способность говорить – …

10. Запиши ответы, используя слова с удвоенными согласными:

Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков ткани, бумаги – …

Большое желание есть – …

Острое вирусное заболевание – …

Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями – …

11. Распределите слова в два столбика – с буквой о или е(ё) в корне:

сч…ты, ж…лтый, крыж…вник, ш…колад, больш…й, рубаш…нка, щ…чка, галч…нок, ш…в.

12. Распределите слова в два столбика – с мягким знаком после шипящих или без мягкого знака: подстереч.., у дач.., луч.., пять тысяч.., богач.., сбереч.., без встреч.., тягач.., ткач.., пострич.., усач.., лихач.., меч.., запряч.., бич.., у круч..

13. Спиши, вставь пропущенные буквы, поставь ударение:

алф…вит, др…мота, кр…пива, щ…вель, р…мень, к…мбайнер, к…..метр.

14. Спиши существительные, рядом запиши их во множественном числе: курица, морское судно, чудо, небо, ребёнок, человек.

15. Найди «лишнее» слово по типу склонения:

Речь, весть, просека, власть.

Поляна, рука, черёмуха, рот.

Костя, Петербург, поезд, вокзал.

Отвага, капель, жимолость, гордость.

Детство, приключение, достояние, техника.

Народ, остров, корзина, дар.

Тепло, наследие, гора, богатство.

Ягода, чаша, огонь, дружина.

16. Найди существительное женского рода в дательном падеже:

приехать к бабушке, рассказать папе, книга о природе, играть во дворе, идти по улице, стихи о весне, подойти к сестре, подарок ко дню рождения, мечтать о прогулке, помочь маме.

17. Запиши слова в два столбика: вещ.., помощ.., наш.., камыш.., доч.., идеш.., чуш..

18. В один столбик выпиши словосочетания, в которых есть слова с непроизносимой согласной в корне, в другой – словосочетания, в которых таких слов нет: ужас..ное зрелище, корыс..ные цели, вкус..ный обед, опас..ная дорога, редкос..ная коллекция, соглас..ный звук.

 

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ

1. Выдели главные члены предложения и выпиши словосочетания:

Под лёгким порывом знойного ветра море улыбалось голубому небу.

Корявые коготки елового сушняка кажутся лапами страшного чудовища.

Красные колпачки мухоморов представляются весёлым хороводом гномов.

В летописи России записано немало славных событий.

Осень пришла с первыми рыжими факелами осин, с тонким серебром паутины в прозрачном воздухе.

2. Выпиши предложения с однородными сказуемыми и разбери их по членам предложения:

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

                                   С. Есенин

3. Поставь необходимые запятые.

* И дала ему на дорогу щётку гребёнку да два молодильных яблочка.

* Доехал старик до бора своротил с дороги и пустился прямо по насту.

* Старуха рассердилась побранилась но после с падчерицей помирилась.

* Одна из дочерей взяла щипцы чтобы поправить светильник.

* Василиса пошла в чуланчик поставила перед куколкой ужин.

(Из русских народных сказок.)

* Потянул ветерок воду морщит-рябит.

 Пронеслись утки с шумом и скрылися.

 Далеко-далеко колокольчик звенит.

 Рыбаки в шалаше пробудилися

 Сняли сети с шестов вёсла к лодкам несут…

 

 Вот и солнце встаёт из-за пашен блестит

 За морями ночлег свой покинуло

 На поля на луга на макушки ракит

 Золотыми потоками хлынуло.

                                                    И. С. Никитин

Тут он в точку уменьшился

 Комаром оборотился

 Полетел и запищал

 Судно на море догнал

 Потихоньку опустился

 На корабль…

 А. С. Пушкин

 Белки песенки поёт

 Да орешки всё грызёт

 А орешки не простые,

 Всё скорлупки золотые.

 Ядра – чистый изумруд.

 Белку холят берегут.

 За морем царевна есть

 Что не можно глаз отвесть:

 Днём свет божий затмевает

 Ночью землю освещает,

 Месяц под косой блестит

 А во лбу звезда горит.

 Море вздуется бурливо

 Закипит подымет вой

 Хлынет на берег пустой

 Расплеснётся в скором беге…

 А. С. Пушкин

4. Найди ошибки. Запиши правильно.

Водитель попросил оплатить за проезд.

В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных.

Я хочу рассказать за новую книгу.

 

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Допиши стихотворение.

На лодке по реке

Катался пёс – и вот.

Зашвырнула буря в сад

Трёх невиданных слонят.

Корпели десять мудрецов

Над рифмой к слову «Азия».

Жила на горе старушонка,

Учила плясать лягушонка.

Был когда-то я знаком

С черным мистером Жуком.

2. Продолжи и запиши небольшой рассказ.

Это было зимой. Дети стояли у окна. Вдруг к окну подлетела синичка.

Это было летом в деревне. Стоял солнечный день. Дети пошли в лес за грибами.

Весна в этом году ранняя. Журчат весёлые ручейки. Вся природа ожила. Весело детям!

Летом Катя с братом пошли в лес за грибами. Грибов было много. Дети не заметили, как ушли далеко от дороги.

Весь май был прохладный. Часто шли дожди. А в конце месяца стало очень тепло.

Мы с папой летом часто ходили на рыбалку. В этот раз пошли на наш любимый пруд. Вот и наше любимое место.

День сегодня удивительный! Небо низкое, а земля вся белая-белая. Её укрыл снег.

Наступила красавица зима. Выходной день выдался ясный, солнечный. Ребята решили пойти в парк.

3. Включи в текст подходящие по смыслу прилагательные.

Заботливая белочка

Много хлопот … белочке в … пору. Просыпается она с … зарёю и до … ночи работает: то тащит … землянику, то … ножку от гриба, то … малинку заготавливает, то жёлуди собирает, то орехи. Какая же … белочка!

 

 

4 класс

Вопросы

1. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, которое употребляется в роли существительного?

                                   сущ.

О т в е т :  русский.

2. Какой корень в слове «вынуть»?

Ответ: image – нет корня.

3. От слова «земля» образуй прилагательные и составь с ними
4 предложения.

Ответ:

image

4. У какого советского поэта были псевдонимы, начинающиеся
на одну и ту же букву и представляющие собой прилагательные, перешедшие в существительные?

Ответ: Д. Бедный, Д. Боевой.

5. Какое существительное в одном из косвенных падежей пишется с тремя «ь»?

Ответ: восьмьюдесятью.

6. Какие три местоимения не имеют формы именительного падежа?

Ответ: себя, некого, нечего.

7. Образуй от прилагательного «тихий» три наречия с одинаковым количеством букв.

Ответ: потихоньку, втихомолку, исподтишка.

8. Сколько наречий в строчках из стихотворения «Три пальмы»?

И только сказали –

В дали голубой

Столбом уж кружится

Песок золотой…

Ответ: два наречия: столбом, уж.

9. Прочитай слоги. Расставь данные слоги по клеткам квадрата так, чтобы по вертикальным и горизонтальным рядам можно было прочесть по три одинаковых слова.

Слоги: бо, ги, ка, ка, ло, ло, то, то, ри.

 

 

 

Грамматические значения слов

 

 

 

Сущ. ср. рода, 2-го скл.

 

 

 

Сущ. ж. рода, 1-го скл.

 

 

 

Сущ. мн. числа

Ответ:

бо

ло

то

ло

ги

ка

то

ка

ри

 

10. Из букв каждых двух слов составь третье (имя существительное).

око, ромб

?

кит, рана

?

боб, уста

?

охра, под

?

карп, ива

?

Ответ: Обморок, картина, суббота, пароход, крапива.

11. Прочитай стихотворение-каламбур, раскрой скобки. Укажи части речи.

Нес медведь, шагая (к)рынку,

На продажу меду (к)рынку,

Вдруг на Мишку – вот (на)пасть –

Осы вздумали (на)пасть,

Мишка с армией (о)синой

Дрался вырванной (о)синой,

Мог ли в ярость он не (в)пасть,

Если осы лезли (в)пасть,

Жалили куда (по)пало,

Им за это и (по)пало.

Я. Козловский

Ответ:

                               предл.  сущ.

Нес медведь, шагая к рынку,

                                сущ.

На продажу меду крынку,

                                       сущ.

Вдруг на  Мишку – вот напасть –

                                          гл.

Осы вздумали напасть,

                                           прил.

Мишка с армией осиной

                                            сущ.

Дрался вырванной осиной,

                                             гл.

Мог ли в ярость он не впасть,

                       предл.  сущ.

Если осы лезли в пасть,

                      нар.

Жалили куда попало,

                                 гл.

Им за это и попало.

12. Слова из одного ряда свяжи со словами другого ряда при помощи предлогов «от» и «для».

Порошок                            головная боль

Пилюли                              малокровие

Капли                                 успокоение нервов

Мазь                                   опухоль

Средство                            прыщи

Жидкость                          дезинфекция

Таблетки                           бессонница

Гимнастика                       укрепление организма

Состав                                выведение пятен

Ответ:

Порошок от головной боли.

Пилюли от малокровия.

Капли для успокоения нервов.

Мазь от опухоли.

Средство от прыщей.

Жидкость для дезинфекции.

Таблетки от бессонницы.

Гимнастика для укрепления организма.

Состав для выведения пятен.

13. Помня о том, что предложение – это связанные между собою по смыслу, грамматически и пунктуационно слова, при помощи которых люди передают друг другу мысли и чувства, раздели предложения знаками препинания – точками.

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на столе лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

А. Арсирий. Занимательная грамматика

Ответ:

В реке там рыба. На бугре

Мычит корова. В конуре

Собака лает. На заборе

Поет синичка. В коридоре

Играют дети. На стене

Висит картина. На окне

Узоры инея. В печурке

Горят дрова. В руках девчурки

Нарядная там кукла. В клетке

Ручной щегол поет. Салфетки

Там на столе лежат. Коньки

К зиме готовят. Там очки

Лежат для бабушки. Тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

14. Вспомни, как называется в народе такой человек.

а) Подал ручку, да подставил ножку.

б) Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне.

в) Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с пороком, голова с поклоном.

г) Ел да устал, спал да намаялся.

д) Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.

е) Язык без костей: что хочет, то и лопочет.

Ответ: а) двуличный; б) эгоист; в) подхалим; г) лентяй;
д) самоуверенный; е) болтун.

15. Из букв, входящих в состав трех  слов,  составь  новое  слово  (имя существительное); все буквы каждого ряда должны быть использованы.

 

Значение образуемых слов

Рея, спор, сиг

Ряд чисел, составленных в определенной зависимости

Кино, ель, грунт

Геометрическая фигура

Рота, ария, лоб

Помещение для производства опытов

Омар, паз, плот

Основная часть клетки живого и растительного организма

Ром, сок, серп

Машина для сжатия паров и газа

Ответ: прогрессия, треугольник, лаборатория, протоплазма, компрессор.

16. Помоги козе «добраться» до репы. Преврати существительное «коза» в существительное «репа». Для этого запиши новое слово (имя существительное в именительном падеже). В каждом слове можно менять только одну букву.

 

 

 

 

 

 

 

Р

Е

П

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

О

З

А

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: коза – лоза – луза – муза – мука – рука – река – репа.

17. Собери слово. Возьми:

а) приставку (из одной буквы), которая на письме не изменяется;

б) суффикс -ущ-;

в) глагол «есть» в 3-м лице единственного числа настоящего времени;

г) то, что обозначает завершенность или  незавершенность  действия  (с заменой конечной звонкой согласной парной глухой);

д) суффикс существительного «метель»;

е) союз;

ж) окончание существительных среднего рода.

Ответ: существительное.

18. Собери слово:

а) приставка (из трех букв), обозначающая нахождение около чего-либо;

б) существительное мужского рода 2-го склонения в родительном падеже единственного числа, синоним к существительному «знамя» без начальной буквы «ф»;

в) прилагательное «питательное» без корня.

Ответ: прилагательное.

19. Собери слово:

а) один из слогов существительного «мера»;

б) числительное, которое в косвенных падежах (кроме винительного) имеет окончание ;

в) суффикс -им-;

г) наращение в существительных на -мя;

д) окончание прилагательных множественного числа.

Ответ: местоимение.

20. Собери слово:

а) непарная глухая согласная;

б) приставка из- в положении перед глухой согласной;

в) вопросительная частица;

г) суффикс существительного «писатель»;

д) прилагательное «карманное» без корня.

Ответ: числительное.

21. Собери слово:

а) звонкая согласная, парная глухой «к»;

б) существительное «лагерь» без старого названия буквы «ь»;

в) междометие из одной буквы;

г) суффикс прошедшего времени глаголов.

Ответ: глагол.

22. Собери слово:

а) приставка, обозначающая приближение;

б) звук, который в русском языке бывает только мягким;

в) суффикс прилагательного «глазастый»;

г) сочинительный союз;

д) гласная обозначающая два звука.

Ответ: причастие.

23. Собери слово:

а) звонкая согласная, парная глухой «т»;

б) суффикс -ее-;

в) приставка, обозначающая приближение;

г) существительное – название части суток;

д) суффикс неопределенной формы глагола;

е) шестая буква алфавита.

Ответ: деепричастие.

24. Собери слово:

а) приставка в наречиях, на конце которых пишется буква «о»;

б) корень прилагательного «речевой»;

в) окончание прилагательных множественного числа.

Ответ: наречие.

25. Собери слово:

а) приставка перед- с неполногласным сочетанием;

б) корень существительного «логово».

Ответ: предлог.

26. Собери слово:

а) предлог, антоним к предлогу «на» (на поезд);

б) окончание творительного падежа единственного числа прилагательных женского рода;

в) парная звонкая согласная.

Ответ: союз.

27. Собери слово:

а) шипящая согласная;

б) гласная в конце наречий с приставкой из-;

в) корень числительного «сто»;

г) один из суффиксов существительного «больница»;

д) окончание существительных женского рода (в именительном падеже единственного числа).

Ответ: частица.

28. Собери слово:

а) один из слогов существительного «метеор»;

б) корень глагола «ждать»;

в) окончание существительных мужского рода в творительном падеже единственного числа;

г) окончание глагола I спряжения в 3-м лице единственного числа настоящего времени;

д) суффикс и окончание существительного «величие».

Ответ: междометие.

29. Переставляя буквы в данных существительных, образуй новые. Какого склонения получились слова?

Тьма, баня, волос, кулак, пони.

Ответ: мать (3-е скл.), баян (2-е скл.), слово (2-е скл.), кукла (1-е скл.), пион (2-е скл.).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»

Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...

Календарно- тематическое планирование по русскому языку для школ с русским (неродным) и родным(нерусским) языком обучения для учащихся 2 класса.

Календарно- тематическое планирование  по русскому языку для школ с русским (неродным) и родным(нерусским) языком обучения для учащихся 2 класса. 4ч/нед. ав. ЛД.Митюшина....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).

Рабочая программа по  русскому языку  УМК  "Школа России" и по  родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....

Статья по русскому языку на тему "Нетрадиционные уроки по русскому языку" (начальная школа)

Вклад современной практики начального обучения в становление и развитие информационной культуры младших школьников ограничивается, по оценке экспертов, расширением знаний и освоением базовых...