Карточки с заданиями по развитию логического мышления на уроках обучения грамоте ( Школа 2100)
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему
В работе описаны задания, направленные на развитие логического мышления в рамках уроков обучения грамоте ( ШКОЛА 2100). Содержание заданий подобрано с учетом с учетом учебного материала учебника и влияет на развитие не только логического мышления, но и на формирование познавательного интереса учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki_s_zadaniyami_po_razvitiyu_logicheskogo_myshleniya_na_urokah_obucheniya_gramote.rar | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточки с заданиями по развитию логического мышления на уроках обучения грамоте
( Школа 2100)
Программа развития логического мышления на уроках русского языка в начальной школе
Пояснительная записка
Развитие логического мышления детей в начальной школе является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения и развития. В настоящее время содержание всех образовательных программ направлено на формирование логических навыков и умений. Это формирование происходит в зависимости от уровня их развития. Перед учителем встает проблема: на основании имеющегося уровня сформированности логических навыков и умений продолжить не просто развитие логического мышления, а, опираясь на имеющийся опыт учащихся, его саморазвитие, т.е. вовлечь учеников в процесс составления заданий. В качестве учебного материала можно использовать любую из школьных программ по русскому языку в начальной школе.
Для более полной и успешной работы по развитию логического мышления учитель должен представлять, какие мыслительные операции он будет развивать на данном уроке, посредством каких приемов и методов, а также четко представлять: у кого развивать и как развивать. Для этого необходимо овладеть навыками диагностики для фиксации исходного уровня и контроля за развитием логического мышления. т.к. переход к понятийному отвлеченному мышлению совершается постепенно, по мере овладения детьми словарем, грамматическим строем языка, словесной речью. Но, в настоящее время, важно выработать у учащихся не только умения: сравнивать, обобщать, классифицировать, но и дорабатывать их путем составления собственных заданий, т. е. заниматься саморазвитием логического мышления, устраняя те недочеты, которые они увидели.
Для полноценного усвоения учебных знаний должны быть сформированы следующие логические навыки и умения:
- Оперирование признаками предметов (слов);
- Владение логическим действием классификации;
- Определение знакомого понятия через род и родовое отличие;
- Умение делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки.
В первом классе отрабатывается умение детей оперировать признаками предмета (слов). В процессе выполнения данного вида работ идет развитие таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение и выделение главного. Во втором, третьем и четвертом классах происходит дальнейшее формирование умения оперировать признаками предметов слов с учетом содержания курса «Русский язык в начальной школе».
Во втором классе происходит знакомство учащихся с понятием «классификация» без обозначения термином «классификация», всех действий связанных с ним. В третьем и четвертом классах происходит дальнейшая отработка умений делить объекты (слова) по заданному основанию, относить объекты (слова) к классу, проверять результаты проведенной классификации, формировать умения выбирать основания для классификации. В третьем классе дети учатся определять понятия через род и видовое отличие. Происходит формирование умений относить объекты (слова) к роду. В четвертом классе происходит дальнейшее закрепление умений относить объекты (слова) к роду, а также отрабатывается умение ограничивать и обобщать эти понятия, проверять определения на соразмерность.
Там же учащиеся знакомятся с построением простейших умозаключений, опираясь на предметную модель и словесное описание.
Перечисленные логические умения должны формироваться исподволь, как побочный продукт усвоения учебного материала начальных классов.
Предлагаемая система заданий по саморазвитию логического мышления направлена на практическое владение содержанием логических понятий и действий.
Для того чтобы усвоение логических понятий и действий было доступно учащимся, в заданиях используется принцип их материализации, т.е содержание заданий, опираясь на пройденный материал предполагает изучение нового.
1класс
Уроки обучения грамоте
Методические рекомендации
Образовательная система « Школа 2100»
Букварь, авторы:Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина
Для более полного и успешного усвоения знаний учащимися необходимо провести с детьми серию тренировочных упражнений по отработке плана действий (этапность выполнения задания):
-подчеркнуть гласные,
-поставить ударение,
- определить место ударного слога,
-вспомнить изучаемые правила и т. д.
Задание №1 необходимо разобрать вместе с детьми, для того, чтобы выявить признаки, по которым слова можно сравнивать:
- по наличию букв в начале, середине или конце слова;
- по количеству букв в словах;
- по нахождению ударного слога.
После проведения диагностирующего задания формируются группы детей, имеющих примерно одинаковый уровень сфомированности мыслительных операций. В зависимости от задания и степени усвоения программного материала состав групп меняется. Производится анализ выполненных учащимися действий, показываются возможные варианты. Затем учащимся предлагается выполнить работу по тренировке и корректировке данного упражнения. В карточках №1 и №2 дается подробное описание заданий, составляемых детьми.
№1.Даны слова: ПАРТА, ТАРА, ПОРА
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
ТАРА- не совпадает первая буква в слове; в остальных словах буква П
ПАРТА- не совпадает количество букв; в остальных словах по 4.
ПОРА- не совпадает место ударного слога, ударный слог-2, в остаьных словах-1.
Попробуй сам
2.Даны слова: ПИРОГИ, ПОРОГ,ОПОРА
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
ОПОРА - не совпадает первая буква в слове;
ПОРОГ- не совпадает количество слогов;
ПИРОГИ – не совпадает количество букв;
ПИРОГИ( ПИРОГ)- не совпадает место ударного слога.
ПИРОГИ- обозначает много предметов
Карточка №1
Даны слова: ПИР, ПОРА, ПАРА, ГИРИ
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить
ПИР-слово состоит из 1 слога, остальные из 2.
ПОРА-2 слог-ударный, в остальных словах -1.
ГИРИ- начинается на букву Г, остальные на П.
Упражнение в составлении саморазвивающих заданий.
Даны слова: РАНА, ТИНА, ПОРТ, ПОНИ, РОТА, ИГРЫ, ТРАТА, РОГА.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Могут быть подобраны следующие группы слов:
1)РАНА, ТИНА, РОТА (ТИНА- по первой букве, РОТА – по отсутствию слога НА)
2)ПОРТ, ПОНИ, ИГРЫ ( ИГРЫ- начинается на гласную, обозначает много предметов, ПОРТ- заканчивается на согласную, нет буквы И, ПОНИ- есть согласная буква, обозначающая мягкий согласный звук)
3)РОГА, РОТА, ТРАТА( ТРАТА- 5 букв, в остальных словах-4, РОГА- обозначает много предметов, РОГА- ударный 2 слог) и т. д.
Карточка№2.
Даны слова: ПИРАТЫ, ТАТАРЫ, РАПИРА
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить
« Лишним» может быть слово:
РАПИРА- не совпадает последняя буква в слове ( обозначает один предмет);
РАПИРА – обозначает неодушевленный предмет;
ТАТАРЫ – нет согласной буквы, которая обозначает мягкий согласный звук.
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ТОРОПИ, РИТОР, ОРАТОР, ПИРАТЫ, ТРОПА,ПАРТА,ОТАРА,ПАРА.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Могут быть подобраны следующие группы слов:
1) ТОРОПИ, РИТОР, ОРАТОР (ТОРОПИ- не совпадает последняя буква в слове, ОРАТОР- нет согласной буквы, которая обозначает мягкий согласный звук, ТОРОПИ- обозначает действие предмета)
2)ПИРАТЫ, ТРОПА, ПАРТА-( ПИРАТЫ- не совпадает последняя буква в подобранных словах, ТРОПА- не совпадает первая буква в словах, ПАРТА- ударный слог- первый) и т. д.
4. Карточка №3.
Даны слова: ОНИ, ОПИ, ОСЫ, ПНИ
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить
« Лишним» может быть слово:
ОПИ- не имеет лексического значения;
ПНИ – не совпадает первая буква;
ПНИ- состоит из одного слога;
ОСЫ – не совпадает последняя буква.
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ТОРГИ, ТИТРЫ, ОТИТ, ТОРТЫ, ПОРОГИ, ГИТАРА, ОПОРА, ГОРА, ТУСА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка№4.
Даны слова: УТРО, УРОК, КРУПА
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить
« Лишним» может быть слово:
УТРО- ударный первый слог, УРОК- заканчивается на согласную, КРУПА- начинается на согласную.
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: УТРО, УРНА,ИКРА, КУСТИК,УСИК, СОСНА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании
Карточка№5.
Даны слова: КОРОТКО, ГАЛИНА, КРАСОТА
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ТОРГИ, ТИТРЫ, ОТИТ, ТОРТЫ, ПОРОГИ, ГИТАРА, ОПОРА, ГОРА, ТУСА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании
Карточка №6. Даны слова: ЛАПКА, ПОЛКА, ПИЛКА, ПЫЛКО
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»
« Лишним» может быть слово:
1)ЛАПКА- начинается на букву Л, остальные на- П.
2)ПИЛКА-есть буква, которая обозначает мягкий согласный звук.
3)ПЫЛКО- отвечает на вопрос КАК?, остальные- ЧТО?
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова:ЛАПА, ЛУПА, ЛИПА,ЛИСТ,ПАПА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании
Карточка №7
Даны слова: КОСТРОМА, КРИТ, КОЛОМНА, ЛУГАНСК
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1)ЛУГАНСК-начинается на букву-Л, остальные на букву К.
2) КРИТ- название острова, остальные названия городов.
3) КРИТ- есть буква, которая обозначает мягкий согласный звук, в остальных словах нет.
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ИНТА, МИНСК, ЛИМПОПО, МИССИСИПИ, МИССУРИ, НИАГАРА, НИЛ, КОТЛАС,КУРГАН,
Задание для самостоятельной работы: подобрать объяснение любому из слов, записанных на карточке, составить группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка №8
Даны слова: САЛАТ, САЛАКА, САЛАТНИК, САЛАТИК
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1)САЛАКА- заканчивается на А, остальные на согласную
2)САЛАТ-2 слога, в остальных словах-3.
3)САЛАКА- не является однокоренным к остальным словам.
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: МРАК, СУМРАК,ГРУСТИТ, ГРУСТНО,РОСТ, НАРОСТ, ПРИРОСТ.
Задание для самостоятельной работы: подобрать объяснение одному из непонятных слов, составить группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании
Карточка №9
Даны слова: МУШКА, МОШКА, МИШКА, МАСКА, СУШКА
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1)СУШКА- начинается на букву Л, остальные на –М.
2)МАСКА- нет буквы Ш, в остальных словах есть.
3)МИШКА- есть согласная буква, которая обозначает мягкий согласный звук.
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ШИШКА, КОШКА, МЫШКА,ШАРИК, ШКОЛА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании
Карточка №10
Даны слова: МАКУШКА,МАТУШКА,СТАРУШКА, МЫШОНОК
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1)СТАРУШКА-начинается на букву С,остальные на М.
2)МЫШОНОК- заканчивается на согласную букву, остальные на гласную.
3)МАТУШКА- ударным является первый слог, в остальных словах- второй
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: КАРТИНЫ, КАРТИНКИ, РИСУНКИ, ПЛАСТИЛИН, ПАЛИТРА,ПРОПИСИ
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании
Карточка №11
Даны слова: МЫШОНОК, КАМУШКИ, ЛАДОШКИ, ДУША
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1)МЫШОНОК- заканчивается на согласную букву, остальные на гласную.
2)МЫШОНОК- все согласные буквы обозначают твердые согласные звуки.
3)ДУША- 2 слога, в остальных словах-3.
4)КАМУШКИ- ударный 1 слог, в остальных словах-2.
«Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: КРОШКА, ОКРОШКА, КРЫША, КРЫШКА,ТУШКА, ШУТКА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка№12
Даныслова:ДАМА, ДУМА,ДУША,ДОМИК,ДЫМОК,ДЫРКА
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»и объяснить.
«Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ЛОШАДКИ, СКЛАДКА, ПОДКЛАДКА,ДОГАДКА,ОТГАДКА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка №13
Даны слова: ЛАПА, ЛАПКА, ЛАПНИК, ЛАПУШКА, ЛАМПА
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»
« Лишним» может быть слово:
1)ЛАПНИК- заканчивается на согласную букву, остальные на гласную.
2)ЛАПУШКА- 3 слога, в остальных словах по 2 слога.
3)ЛАМПА- не имеет общего лексического значения с остальными словами.
«Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: УШИ, УШКО, НАУШНИК, СОВА, СОВУШКА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка№14
Даны слова: ТРАВУШКА, РАКУШКА, ТРАВИНКА, ТРАВА
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1)РАКУШКА- начинается на согласную букву Р, остальные на согласную Т.
2)ТРАВА- 2 слога, в остальных словах по 3 слога.
3)РАКУШКА - не имеет общего лексического значения с остальными словами.
4)ТРАВУШКА- ударный 1 слог, в остальных словах-2.
«Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: УШИ, УШКО, НАУШНИК, СОВА, СОВУШКА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка №15
Даны слова: КНИГА, ПАРТА, ЛАСТИК,УРОК, СМЫСЛ
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1)УРОК - ударный 2 слог, в остальных словах-1.
2)СМЫСЛ- 1 слог, в остальных словах по 2 слога.
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: МИСКА, МИШКА,КАШКА, ОПУШКА, ШАШЛЫК.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка №16
Даны слова: АРИША, АЛИСА, АЛИК, АННУШКА, АНГАРА
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1) АЛИК- заканчивается на согласную букву, остальные на гласную.
2) АЛИК- 2 слога, в остальных словах по 3 слога.
3) АНГАРА- название реки, а остальные слова-имена людей.
4) АННУШКА- удвоенная согласная НН
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ВАДИМ, ВЛАДИСЛАВ, ВЛАСТА, ВИКТОР, ВЛАДИК
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка №17
Даны слова: РЕКА, СЕЛО, ВЕТЕР,ГЕРОИ
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
1)ВЕТЕР - заканчивается на согласную букву, остальные на гласную.
2)ГЕРОИ- 3 слога, в остальных словах по 2 слога.
3) ВЕТЕР- 1 слог- ударный, в остальных слогах ударным является 2 слог.
«Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ВЕДРО, КЛЕВЕР, МЕТРО, ПЕСОК,ЕНОТ,ЛЕОПАРД
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка №18
(стр.106-109 учебника)
Даны слова: ЕЛКА,ЕРШ, ЕРШИК, ОСЕЛ
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1)ЕЛКА- заканчивается на гласную букву, остальные на согласную.
2)ЕРШ- 1 слог, в остальных словах по 2 слога.
3)ОСЕЛ- буква Е обозначает мягкость предыдущего согласного, в остальных словах- 2 звука.
«Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ЕВА, ЕГОР,ПЕТР, ЕРШОВ
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка №19
(стр.110-114 учебника)
Даны слова: УЛЕТ, ВЫЛЕТ, ПОЛЕТ, ПОХОДКА.
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1)ПОХОДКА- 3 слога, в остальных словах-2.
2)ВЫЛЕТ-ударение на 1 слог, в остальных словах на 2.
30 УЛЕТ- слово начинается с гласной буквы, остальные с согласной.
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ОТНЕС, ЗАНЕС, ВЫНЕС, ЗАНОС,ЗАНОСИТ.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка №20
(стр.112-115 учебника)
Даны слова: БРАТ, БАНТ, БИНТ, БОРТ, БРА, БАНКРОТ.
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1)БРА- заканчивается на гласную букву, остальные на согласную.
2)БАНКРОТ- 2 слога, в остальных словах по 1 слогу.
3)БИНТ-согласная буква Б обозначает мягкий согласный звук.
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ГЕРБ, ГОРБ, ГРИБ, КРАБ,СУГРОБ,ШУБКА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка №21
(стр.116-121 учебника)
Даны слова: БЛАГИНИНА, БЕРЕСТОВ, БАРНАУЛ
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1) БЛАГИНИНА- заканчивается на гласную букву, остальные на согласную.
2) БЛАГИНИНА- 4 слога, в остальных словах по 3слога.
3) БАРНАУЛ- название города, остальные- фамилии.
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ЗВОН, ЗВОНИЛ, ЗАЗВОНИЛ, ПЕРЕЗВОН,ЗВОНКИЕ.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточка №22
Даны слова: ЯША, ЯНА, ЯРОСЛАВ,ЯМА
(стр.122-125 учебника)
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним» и объяснить.
« Лишним» может быть слово:
1)ЯРОСЛАВ- заканчивается на согласную букву, остальные на гласную.
2)ЯРОСЛАВ- 3 слога, в остальных словах по 2 слога.
3)ЯМА- будем писать с маленькой буквы, остальные слова- имена людей
Упражнение в составлении развивающих заданий.
Даны слова: ЛЕДОК, МИША,МЕДОК, МОСТОК, МЫШОНОК.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по признаку, не отмеченному учеником в предыдущем задании.
Карточки- задания для учащихся
Примерный план работы со словами
Даны слова: ПАРТА, ТАРА, ПОРА
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
« Лишним» может быть слово:
ТАРА- первая буква Т, в остальных словах-П
ПАРТА- в этом слове 5 букв, в остальных по 4.
ПОРА- ударный2 слог, в остальных словах ударение на 1 слоге.
Попробуй сам
2.Даны слова: ПИРОГИ, ПОРОГ,ОПОРА
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
ПИРОГИ……………………………………………………………
ПОРОГ……………………………………………………………….
ОПОРА…………………………………………………………
Карточка №1
Даны слова: ПИР, ТИР, ТРИ, ГИРИ
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
ПИР…………………………………………………………………
ТИР………………………………………………………………….
ТРИ…………………………………………………………………
ГИРИ………………………………………………………………
Упражнение в составлении задания для проверки
своих знаний
Даны слова: РАНА, ТИНА, ПОРТ, ПОНИ, РОТА, ИГРЫ, ТРАТА, РОГА.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка№2.
Даны слова: ПИРАТЫ, ТАТАРЫ, РАПИРА
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
ПИРАТЫ…………………………………………………………
ТАТАРЫ……………………………………………………………
РАПИРА…………………………………………………………
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: ТОРОПИ, РИТОР, ОРАТОР, ПИРАТЫ, ТРОПА,ПАРТА,ОТАРА,ПАРА.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №3.
Даны слова: ОНИ, ОПИ, ОСЫ, ПНИ
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
ОПИ……………………………………………………………
ПНИ ………………………………………………………………….
ПНИ……………………………………………………………
ОСЫ……………………………………………………………
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: ТОРГИ, ТИТРЫ, ОТИТ, ТОРТЫ, ПОРОГИ, ГИТАРА, ОПОРА, ГОРА, ТУСА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка№4.
Даны слова: УТРО, УРОК, КРУПА
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
УТРО………………………………………………………………
УРОК……………………………………………………………
КРУПА………………………………………………………………
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: УТРО, УРНА,ИКРА, КУСТИК,УСИК, СОСНА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка№5.
Даны слова: КОРОТКО, ГАЛИНА, КРАСОТА
Задание: подчеркнуть слово, которое по какому- то одному признаку является « лишним»
КОРОТКО…………………………………………………………
ГАЛИНА……………………………………………………………
КРАСОТА ………………………………………………
ГАЛИНА…………………………………………………………….
Упражнение в составлении задания для себя
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
Даны слова: ТОРГИ, ТИТРЫ, ОТИТ, ТОРТЫ, ПОРОГИ, ГИТАРА, ОПОРА, ГОРА, ТУСА
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №6.
Даны слова: ЛАПКА, ПОЛКА, ПИЛКА, ПЫЛКО
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
ЛАПКА……………………………………………………………
ПОЛКА…………………………………………………………
ПИЛКА……………………………………………………………
ПЫЛКО……………………………………………………………
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова:ЛАПА, ЛУПА, ЛИПА,ЛИСТ,ПАПА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №7
Даны слова: КОСТРОМА, КРИТ, КОЛОМНА, ЛУГАНСК
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
КОСТРОМА……………………………………………………
КРИТ………………………………………………………………
КОЛОМНА………………………………………………………
ЛУГАНСК………………………………………………………
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: ИНТА,МИНСК, ЛИМПОПО, МИССИСИПИ, МИССУРИ, НИАГАРА,НИЛ,КОТЛАС.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №8
Даны слова: САЛАТ, САЛАКА, САЛАТНИК, САЛАТИК
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
САЛАТ………………………………………………………………
САЛАКА…………………………………………………………
САЛАТНИК………………………………………………………
САЛАТИК………………………………………………………
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: МРАК, СУМРАК,ГРУСТИТ, ГРУСТНО,РОСТ, НАРОСТ, ПРИРОСТ.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №9
Даны слова: МУШКА, МОШКА, МИШКА, МАСКА, СУШКА
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
МУШКА……………………………………………………………
МОШКА……………………………………………………………
МИШКА……………………………………………………………
МАСКА……………………………………………………………
СУШКА……………………………………………………………
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: ШИШКА, КОШКА, МЫШКА,ШАРИК, ШКОЛА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №10
Даны слова: МАКУШКА, МАЛЫШКА, МАТУШКА,СТАРУШКА, МЫШОНОК
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
МАКУШКА……………………………………………
МАЛЫШКА……………………………………………………….
МАТУШКА……………………………………………
СТАРУШКА……………………………………………
МЫШОНОК……………………………………………
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: КАРТИНЫ, КАРТИНКИ, РИСУНКИ, ПЛАСТИЛИН, ПАЛИТРА,ПРОПИСИ
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №11
Даны слова: МАКУШКА, МАТУШКА,СТАРУШКА, МЫШОНОК
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
МЫШОНОК
МАТУШКА
СТАРУШКА
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: КРОШКА, ОКРОШКА, КРЫША, КРЫШКА,ТУШКА, ШУТКА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка№12
Даны слова: ДАМА, ДУМА,ДУША,ДОМИК,ДЫМОК,ДЫРКА
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
ДАМА
ДУМА
ДУША
ДОМИК
ДЫМОК
ДЫРКА
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова:
ЛОШАДКИ, СКЛАДКА, ПОДКЛАДКА,ДОГАДКА,ОТГАДКА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №13
Даны слова: ЛАПА, ЛАПКА, ЛАПНИК, ЛАПУШКА, ЛАМПА
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
ЛАПА
ЛАПКА
ЛАПНИК
ЛАПУШКА
ЛАМПА
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: УШИ, УШКО, НАУШНИК, СОВА, СОВУШКА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка№14
Даны слова: ТРАВУШКА, РАКУШКА, ТРАВИНКА, ТРАВА
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
ТРАВУШКА
РАКУШКА
ТРАВИНКА
ТРАВА
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: УШИ, УШКО, НАУШНИК, СОВА, СОВУШКА Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №15
Даны слова: КНИГА, ПАРТА, ЛАСТИК,УРОК, СМЫСЛ
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
КНИГА
ПАРТА
ЛАСТИК
УРОК
СМЫСЛ
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: МИСКА, МИШКА,КАШКА, ОПУШКА, ШАШЛЫК.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №16
Даны слова: АРИША, АЛИСА, АЛИК, АННУШКА, АНГАРА
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
АРИША
АЛИСА
АЛИК
АННУШКА
АНГАРА
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: ВАДИМ, ВЛАДИСЛАВ, ВЛАСТА, ВИКТОР, ВЛАДИК
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №17
Даны слова: РЕКА, СЕЛО, ВЕТЕР,ГЕРОИ
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
РЕКА
СЕЛО
ВЕТЕР
ГЕРОИ
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: ВЕДРО, КЛЕВЕР, МЕТРО, ПЕСОК,ЕНОТ,ЛЕОПАРД
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №18
Даны слова: ЕЛКА,ЕРШ, ЕРШИК, ОСЕЛ
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
ЕЛКА
ЕРШ
ЕРШИК
ОСЕЛ
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: ЕВА, ЕГОР,ПЕТР, ЕРШОВ
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №19
Даны слова: УЛЕТ, ВЫЛЕТ, ПОЛЕТ, ПОХОДКА.
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
УЛЕТ
ВЫЛЕТ
ПОЛЕТ
ПОХОДКА.
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: ОТНЕС, ЗАНЕС, ВЫНЕС, ЗАНОС,ЗАНОСИТ.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №20
Даны слова: БРАТ, БАНТ, БИНТ, БОРТ, БРА, БАНКРОТ.
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
БРАТ
БАНТ
БИНТ
БОРТ
БРА
БАНКРОТ
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: ГЕРБ, ГОРБ, ГРИБ, КРАБ,СУГРОБ,ШУБКА
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №21
Даны слова: БЛАГИНИНА, БЕРЕСТОВ, БАРНАУЛ
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
БЛАГИНИНА
БЕРЕСТОВ
БАРНАУЛ
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: ЗВОН, ЗВОНИЛ, ЗАЗВОНИЛ, ПЕРЕЗВОН,ЗВОНКИЕ.
Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнения
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №22
Даны слова: ЯША, ЯНА, ЯРОСЛАВ, ЯМА
Задание: объяснить, какое слово может быть «лишним» и почему?
ЯША
ЯНА
ЯРОСЛАВ
ЯМА
Упражнение в составлении задания для себя
Даны слова: ЛЕДОК, МЕДОК, МОСТОК, МЫШОНОК, МИША. Задание для самостоятельной работы: подобрать группы, состоящие из 3-4 слов, в которых можно было выделить слово по какому- то признаку для сравнении
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература
1.Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка./ Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова М.: Роспедагентство, 1994.
2. Букварь, Учебник по обучению грамоте и чтению, 1 класс, Бунеев P.H., Бунеева Е.В., Пронина О.В., 2012.
3.Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник / Н.И. Кондаков. М.: Наука.
4.Литвиненко, Н.В. Затрудненная адаптация школьников и преемственность
обучения при переходе из начальной в основную школу. /Н.В. Литвиненко //Антропологический подход в начальном образовании. Материалы региональной научно-практической конференции в г.Бугуруслане. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1989.
5.Львов, М.Р. Школа творческого мышления. /М.Р. Львов М.: Дидакт, 1993.
6.Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Текст.: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. — М.: Просвещение, 1988.
7.Тигранова, Л.И. Развитие логического мышления у слабослышаших детей. /Л.И. Тигранова М.: Просвещение, 1991.
8.Тихомирова, Л.Ф., Развитие логического мышления у детей./Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов Ярославль, ТОО «Гринго», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе
Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе
Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...
Программа кружка "Развитие логического мышления" (первый год обучения)
Программа содержит необходимую теорию и планирование для проведения кружка....
Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников
Выступление на педагогическом совете школы. Цель: дифференциация и индивидуализация в свете новых стандартов. В данной работе представлено мое видение и видение опытных педагогов России по развитию ло...
Развитие логического мышления в процессе обучения русскому языку и математике
В новой концепции образования приоритетными направлениями являются развивающие. Рассматривая развивающие возможности математики и русского языка в большей степени говорят о ра...
Развитие логического мышления на уроках математикив системе развивающего обучения Л. В. Занкова (из опыта работы)
Материал содержит методические приемы по развитию логического мышления на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова....