Развитие логического мышления в процессе обучения русскому языку и математике
статья по математике (4 класс) по теме
В новой концепции образования приоритетными направлениями являются развивающие. Рассматривая развивающие возможности математики и русского языка в большей степени говорят о развитии логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления в процессе обучения русскому языку и математике.
Что такое развивающее обучение? Лаборатория Л. В. Занкова, рассматривая проблему обучения и развития как соотношение обучения и общего развития психики ребенка, создавала новую дидактическую систему начального обучения, которая была направлена на оптимальное общее развитие школьника. Исследователи признавали: термин «оптимальное» не означает, что оптимальное развитие может быть достигнуто только в этой дидактической системе. Данный термин означает лишь, что столь высокое развитие достигается при традиционной методике обучения; соответственно была выдвинута руководящая идея дидактической системы – идея максимальной эффективности обучения для общего развития школьников. Основная линия развития психической деятельности заключается в новообразовании «»функциональной системы разнохарактерных способов действий: анализирующего наблюдения, классифицирования, группирования учебного материала на основе различения соответствующих понятий, выделения существенного, обобщения и т. д», т.е. то, что мы говорим «умственное развитие» или развитие логического мышления. Развитие логического мышления на уроках математики и русского языка. Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешность реализации этой задачи во многом зависти от сформированности у учащихся познавательных интересов. Ученье – процесс двусторонний; работают дети, работает учитель; он ведет за собой учащихся, руководит им умственной деятельностью, организует и направляет ее. Чему нужно научить ребенка при обучении? Размышлять, объяснять получаемые результаты. Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное для учителя не только самому научиться задавать вопросы, но и научить этому детей. Каждый вопрос ребенка – это возможность получить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ. Задания разделены на 9 блоков. 1. Анализ и синтез 2. Сравнение 3. Классификация 4. Аналогия и сообщение 5. Суждение и умозаключение 6. Причина и следствие 7. Закономерности и в числах и фигурах; в буквах и словах 8. Логические задачи Анализ и синтез Важнейшими мыслительными операциями являются анализ и синтез. Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств. Синтез – это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, т.к анализ осуществляется через синтез, синтез – это анализ. Способность к аналитико-синтетической деятельности свое выражение в умении включать в новые связи, увидеть их новые функции. Формированию этих умений может способствовать: а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий б) узнавание объектов по данным признакам в) постановка различных заданий к данному математическому объекту а) II. Найди отрезок ВС. Что ты можешь рассказать о нем? (ВС – сторона треугольника ВСЕ. ВС – сторона треугольника DBC; ВС меньше, чем DC, ВС меньше, чем АВ; ВС – сторона угла ВСD и угла ВСЕ) б) I. Сколько отрезков на данном чертеже? Сколько треугольников? Сколько многоугольников? в) Запишите числа от 2 до 20 и от 1 до 9. Разделите на две группы. I – четные; II – нечетные Используем эти математические объекты для составления заданий: 1) разбей числа каждого ряда на 2 группы так, чтобы в каждой были числа, похожие между собой. 2) По какому ряду записан первый ряд? Продолжи его. 3) Какие числа нужно вычеркнуть в первом ряду, чтобы каждое следующее было на 4 больше предыдущего? 4) Можно ли выполнить это задание для 2-го ряда? 5) Подбери из первого ряда пары чисел, разность которых равна 10? (2 и 12; 4 и 14…) 6) Подбери из 2-го ряда пары чисел, разность которых равна 10? 7) Какая пара лишняя? (10 и 20) Используя три числа придумай различные задания. Я предлагаю вам игру И три числа вам даю. А вы на числа посмотрите, Что с ним делать, предложите. 8, 3, 24. 1. рассказать 2. лишнее (3) 3. в порядке убывания и возрастания 4. составлять выражения, задачу 5. составлять четырехзначное число 6. расставить 8 стульев в прямоугольной комнате, так, чтобы у каждой стены стояла по 3 стула. Прием сравнения Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников играет прием сравнения. Формирование умения пользователя этим приемом следует осуществить поэтапно в тесной связи с изучением конкретного содержания. Опыт показывает, что в начале задания на сравнение вызывает у детей затруднения. Поэтому с первого урока нужно учить их сравнивать предметы и явления. Задания блока представлены группами: 1. Задания на обнаружение сходных признаков. а) Чем похожи числа 9 и 91? Что общего в числах 12, 26, 28, 24, 82, 62? Назови общие признаки чисел, получаемых в результате действий 42:6; 48:6. (7 и 8) В чем сходство и различие выражений? 4+3 3+4 9+6 6+7 4+4+4 4+5+3 б) сравни задач 2. Задания на обнаружение отличных признаков. - Найди лишний рисунок. (котята) - Чем отличается каждое число от предыдущего? (12, 18, 26, 36) - Чем отличаются равенства? (9+2)х= 22 9х2+2х2 (умножение) (сложение) - Найди лишний ряд 1, 2, 4, 8, 16 2, 6, 18, 54, 162 . Увеличивается в 3 раза. 5, 10, 20, 40, 80 7, 14, 28, 56, 112 3. Задания на полное сравнение 1) Найди сбежавшего человечка В домике кукол переполох Человечек убежал Какой кошмар, какой скандал! Скорей его вы разыщите И домой приведите. (2 –й человечек) 2. Найди сходства и различия. 3. Вставь недостающую фигуру. (пятиуг-к) 3. Какой рисунок недостающий. 4. Найди одинаковые домики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Развитие логического мышления" (первый год обучения)
Программа содержит необходимую теорию и планирование для проведения кружка....

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников
Выступление на педагогическом совете школы. Цель: дифференциация и индивидуализация в свете новых стандартов. В данной работе представлено мое видение и видение опытных педагогов России по развитию ло...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».
Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических фигур и блоков Дь...
Карточки с заданиями по развитию логического мышления на уроках обучения грамоте ( Школа 2100)
В работе описаны задания, направленные на развитие логического мышления в рамках уроков обучения грамоте ( ШКОЛА 2100). Содержание заданий подобрано с учетом с учетом учебного материала учебника и вли...

Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности
Формирование мышления учащихся младших классов – одна из актуальных и ключевых задач современной школы.Совсем недавно первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями. Сег...

Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников
В данной работе представлено моё видение и видение опытных педагогов России по развитию логического мышления в процессе обучения младших школьников....