Развитие логического мышления на уроках математикив системе развивающего обучения Л. В. Занкова (из опыта работы)
опыты и эксперименты по математике на тему
Материал содержит методические приемы по развитию логического мышления на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Колесникова Анна Николаевна
Содержание:
1 | Теоретическая интерпретация опыта | 3 |
2 | Обоснование деятельности учителя по развитию логического мышления в системе развивающего обучения Л. В. Занкова | 4 |
3 | Методические приемы по развитию логического мышления | 6 |
4 | Результативность работы учителя | 13 |
5 | Библиографический список: | 15 |
6 | Приложение к опыту | 16 |
Теоретическая интерпретация опыта
Сущность опыта заключается в создании условий, выборе методов и приемов обучения, которые предоставляют ребенку возможность не только получить определенный объем знаний, но и приобрести навыки мыслительной деятельности, от которых зависят качественные изменения в интеллектуальном развитии школьника.
В основе педагогического опыта лежат идеи Л. С. Выготского, Ш. А. Амонашвили, К.Д. Ушинского, Л. В. Занкова.
Новизна опыта проявляется в развитии логического мышления на всех уроках через усовершенствование отдельных сторон работы учителя и комбинацию элементов известных методик традиционного и развивающего обучения.
Результативность.
Результативность обучения выражается в том, что учащиеся стремятся к свободному выражению своих мыслей, умеют слушать другого, принимать точку зрения другого, умеют распределять роли при работе в группе, способны рассуждать и обосновывать свои рассуждения, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
Трудоемкость заключается в переосмыслении учителем своего педагогического опыта с позиции развития логического мышления учащихся.
Доступность.
Опыт может быть использован учителями начальных классов.
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить.
А.Дистервег.
Условие возникновения, становления опыта.
В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнения в том, что молодое поколение должно быть готово к творческой деятельности, обладать поисковым мышлением, иметь высокий уровень интеллектуального развития. Школа обязана научить своих питомцев мыслить логически, нестандартно.
Начальная школа, пожалуй, самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, ибо впервые ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. И от того, как будет сформирована эта деятельность, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.
Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, где я работаю учителем начальных классов 16 лет, вот уже три года участвует в эксперименте по изменению структуры содержания образования. С 2000 года я работаю по экспериментальной программе развивающего обучения Л. В. Занкова, в связи с этим тема моего актуального
педагогического опыта «Развитие логического мышления учащихся младшего школьного возраста на уроках по системе обучения Л.В.Занкова в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов».
Актуальность опыта.
Чем привлекает система Л. В. Занкова? Прежде всего, тем, что в ней решаются такие задачи, которые всегда волновали учителей: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным, желанным.
Это положение обуславливает существенные затруднения с которыми сталкиваются педагоги начальных классов, работающие в современных условиях. Мой интерес к данной проблеме позволил выделить ряд противоречий, которые имеют место в рамках моей педагогической деятельности:
- между овладением способами решения задач, предусмотренных программой и овладением общими принципами построения действий и на их основе овладение способами действий на уроке.
- между традиционным подходом к ученику как объекту обучения и подход технологии развивающего обучения Л.В.Занкова к ученику как субъекту.
Перечисленные противоречия и мой педагогический опыт в целом послужили основанием для выбора данной темы.
Кроме того, развитие детей в данной системе понимается не как развитие отдельных психологических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, - а как общее развитие личности - развитие воли, ума и чувств. Таким образом ведущей педагогической идеей опыта является не только усвоение, а переработка знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности - логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение, характеризуют развитие ума. В свою очередь развитие ума связано с развитием воли - желанием и умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение ее. И наконец, развитие чувств во всем своем многообразии - эстетических, нравственных, интеллектуальных - это то, что составляет духовное богатство человека.
Диапазоном опыта является личностно ориентированная система, отличающаяся верой в каждого ребенка, в его силы, она принимает его таким, каков он есть, и учитывает, что при общем обучении развитие ребенка сугубо индивидуально.
В своей работе я ориентируюсь
- на превышение базового уровня обученности,
- на последовательное осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения,
- на учет психологических особенностей учащихся,
- на общее культурное личностное развитие обучающихся,
- на повышение мотивации изучения русского языка и чтения,
что способствует реализации научно – методической темы школы: «Управление успешностью обучения в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов».
Я, как учитель создаю такие условия, выбираю такие методы и приемы обучения, которые предоставляют ребенку возможность не только получить определенный объем знаний, но и приобрести навыки мыслительной деятельности, от которых зависят качественные изменения в интеллектуальном развитии школьника.
Данная проблема актуальна в настоящее время, а решение поставленных задач в современной школе позволяет:
- повышать интерес к изучаемому предмету,
- облегчать и ускорять усвоение знаний,
- непрерывно повторять полученные знания в новых условиях и обучать на определенном уровне трудности,
- обогащать словарный запас детей,
- формировать орфографический навык детей,
- развивать творческое мышление и воображение.
Еще 150 лет тому назад К.Д. Ушинский писал: «Читать – это еще ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело. Надобно расшевелить ум и сердце ученика и потом уже благословить на дальнейший самостоятельный прогресс».
Воспитание человека, соответствующего современным требованиям общества, возможно только в том случае, если, по известному высказыванию Л.С. Выготского, обучение будет забегать вперед развития ребенка, то есть оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития, а не на актуальном, уже достигнутом уровне развития ребенка. Это базовое для современной школы психологическое положение осмыслено Л. В. Занковым как дидактический принцип: «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Обязательным условием его правильной реализации является знание особенностей воспитанников, знание актуального уровня их развития. Постоянное изучение ребенка, начиная с его поступления в школу, позволяет достаточно точно определить предельный для каждого ученика уровень трудности предлагаемого содержания и методов его усвоения. Следовательно, для организации обучения, нацеленного на общее развитие детей, необходимо знать особенности воспитанников и постоянно совершенствовать технологию изучения результативности их обучения и развития.
Теоретическая база опыта.
При работе над своей методической темой я опираюсь на основную идею, сформулированную в работе Л. В. Занкова «Дидактика и жизнь»: «Дидактические принципы и требования, рассчитанные на усвоения знаний и навыков, приносят известный результат в развитии, однако, задача не в том, чтобы получить какой-то результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников» и выдвигаю свою: обеспечение успешного обучения русскому языку на основе максимального обогащения речи, языковых разборов, творческих работ и приемов, повышающих эффективность усвоения материала.
Основная цель моего педагогического опыта продиктована идеей оптимальной эффективности обучения для общего развития школьника.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- организовать процесс обучения с учетом создания основы для всестороннего гармонического развития личности ребенка;
- закрепить не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент, то есть когнитивные(познавательные) структуры.
- формировать у детей умения рассуждать, обосновывать свой ответ;
-обучить методике выполнения различных видов заданий и так далее.
Несмотря на специфику методики учебных предметов, реализация в учебном материале по разным предметам типических свойств методической системы в единстве с дидактическими принципами обеспечивает целостное развивающее воздействие на учащихся. Таким образом в своей педагогической деятельности руководствуюсь следующими принципами развивающего обучения:
- целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
- системность и целостность содержания;
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение на высоком уровне трудности;
- продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
- осознание ребенком процесса учения;
- проблематизация содержания;
- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
- работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
Технология опыта.
Развитие логического мышления – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Поэтому я уделяю этому большое внимание в классе, обучающемся по системе Л. В. Занкова. Ребенок, придя в школу, воспринимает предметы целостно, но односторонне, не охватывает всех его признаков. Он выделяет чаще всего цвет предмета – «огурец зеленый, портфель черный».
Работу начинаю в период обучения грамоте.
Методические приемы по развитию логического мышления
Методические приемы, используемые в опыте:
- Обогащение речи учащихся в процессе работы над синонимами. Уже в первом классе в пропедевтической работе со словом проводится работа с синонимами, употребляя имена прилагательные.
- Изучение устойчивых фразеологизмов. Прежде всего, останавливаюсь на тех, которые характерны для разговорной речи.
- Обучение грамматическому разбору средствами развития речи.
- Работа по орфографии. Для отработки орфографического навыка проводится устная работа, которая требует знание орфограмм.
- Проведение творческих работ (составление рассказа по картинке, по опорным словам и др.)
Работа по развитию логического мышления с каждой четвертью, с каждым годом усложняется. Это связано с тем, что все сложнее и разнообразнее становятся те предметы, которые дети наблюдают и сравнивают.
Я учу детей видеть не только цвет, но и форму, величину, материал, понимать назначение предмета, т.е. видеть предмет разносторонне, в многообразии его особенностей и отличительных признаков.
Сначала учу видеть отдельные предметы, выделяя в них различные признаки, затем наблюдать отдельные предметы, переходим к сравнению предметов, определяя, в чем их сходство и различие, группируем предметы по общим признакам, делаем выводы из наблюдений. Такая работа по развитию логического мышления ведется на всех уроках: на уроках математики и чтения, русского языка и изобразительного искусства, на экскурсиях и уроках труда.
На уроках математики мы наблюдаем и сопоставляем числа, геометрические фигуры – математические факты и явления:
- а) Рассмотри суммы:
8+9 3+7 4+5 5+6 7+8
Чем они похожи?
б) Найди в таблице сложения равенства, которые помогут найти значение выражений. Запиши их в столбик.
в) Рядом с каждым равенством запиши данную сумму и ее значение.
г) Сравни записи в строках:
8+9=17 9+8=17
9+8=17 8+9=17
д) Запиши разности, которые можно решить при помощи тех же равенств из таблицы сложения, и найди их значение.
2. Найди значение выражений:
64-32:8+23 32:8+64:8 92-48:8-34
21:7+35:5 56+42:6-17 8 6+72:9
Разделим выражения на две группы так, чтобы в каждой группе были похожие выражения.
- Прочитай текст:
Для оформления витрины в магазине использовали 16 мягких игрушек, а механических на 5 больше, чем мягких.
Что заметил? Это задача?
б) Дополни текст так, чтобы получилась простая задача (задача, которая решается одним действием). Запиши решение задачи.
в) Дополни этот текст так, чтобы задачу можно было решить двумя действиями. Запиши решение задачи.
4. а) Рассмотри рисунок:
Расскажи, что на нем изображено.
б) Отрезок МА – радиус окружности.
Подумай, есть ли на рисунке еще радиусы этой окружности. Если есть запиши их имена.
в) Начерти свою окружность и проведи в ней несколько радиусов.
г) Подумай, как ты определишь, что такое радиус окружности.
д) Как бы ты определил такие определения:
- Радиус – это линия внутри окружности.
- Радиус – это отрезок, который соединят две точки окружности.
- Радиус – это отрезок, который проходит внутри окружности.
Какое ты считаешь верным? Почему?
На уроках грамматики ведем наблюдения над языковым материалом:
1. Запишите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень. Объясните, чем различаются группы слов:
(По)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (от)носа, (от)винтил, (от)винта, (за)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лес, (в)лез, (у)летел, (у)летчика, (с)резать, (с)резьбой, (за)брал, (за)брата, (под)ход, (на)ходка,(по)лет.
2. а) Прочитайте схемы двух предложений:
какой? что? что делает? где?
какие? кто? что делали? куда?
б) Можно ли определить по этим схемам, какие это предложения: распространенные или нераспространенные? Составьте предложения по схемам и запишите
На уроках труда сравниваем материалы, например, сорта и вида бумаги по плотности, свойствам, назначению и т.д.
На уроках чтения в букварный период наблюдаем и сравниваем те предметы, которые связаны с содержанием картинок, - грибы, цветы, мебель, инструменты, птицы, и т.д.
Сначала вопрос ставлю в обобщенной форме: «Рассмотрите этот цветок (карандаш, пенал, рисунок в книге, слово, число) и скажите все, что о нем можно сказать – каков он. Конечно, на первых порах дети называют мало признаков предмета(1-2), но затем охват предмета делается более разносторонним.
Затем вопросы несколько меняются, усложняются, учащимся дается возможность более самостоятельного наблюдения и сравнения с меньшим вмешательством учителя (В чем сходство и различие предметов? Чем похожи и отличаются предметы? Сравните предметы).
На всех уроках русского языка, математики, чтения я создаю проблемные ситуации, коллизии, содержанием которых является противоречия, а признаком эмоциональное переживание.
Коллизии – это те противоречия, которые возникают между старыми и новыми знаниями, между знанием и незнанием. Авторы системы развивающего обучения считают, что путь познания не должен быть гладким. Лучше идти от одного знания к другому через разрешение противоречий. Совсем не обязательно создавать их искусственно, но не упускать возможности, если они появятся. Противоречия всегда вызывают удивление, а это обостряет интерес, заставляет думать. Учитель должен умело направлять мысль детей, столкнуть разные мнения, обострить, где надо, противоречия, чтобы дети сами пришли к правильному выводу.
На уроках математики дети часто сталкиваются с противоречиями. Приведу один пример. На одном из уроков во втором классе дети узнали, что сумму одинаковых слагаемых можно заменить умножением. При отработке темы я предложила заменить число 16 суммой одинаковых слагаемых. Дети предложили такие варианты, где слагаемыми будут числа 1 2 3 4 8. Когда начали выполнять вычисления, увидели, что число 3 не подходит. Выполнив соответствующие записи, стали заменять суммы одинаковых слагаемых умножением. Когда они записали выражения 8х2 2х8, то столкнулись с противоречием: стоит ли записывать их, так как мы знаем переместительный закон умножения и результат будет одинаковый. Часть детей сразу сказала, что не будем писать два произведения, можно оставить одно из них. Но многие дети возразили, доказав это тем, что в первом случае слагаемое было 8, его взяли 2 раза, а во втором случае слагаемое 2 брали 8 раз, поэтому записей должно быть две: 8+8=8х2
2+2+2+2+2+2+2+2=2х8
Возникло и другое противоречие. Большинство в классе решили, что сумму, где слагаемым было число 1, нельзя заменить умножением, так как такого примера нет в таблице умножения. Я не стала с ними спорить. Дети сами после долгих споров пришли к выводу, что, наверное, можно записать так 1х16, но этого в таблице умножения нет! Какова же была радость, когда я им сказала, что эту сумму можно заменить умножением. Называются такие случаи внетабличными. Дети сразу стали спрашивать, что можно заменить 100+100+100 и 1000+1000+1000. И вот вывод, который сделали дети: сумму любых одинаковых слагаемых можно заменить умножением. На этом уроке уточнены и расширены знания по изучаемой теме через разрешение противоречий.
На каждом уроке математики с детьми рассматриваю задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций; учу их делать заключение из двух суждений, обобщать, доказывать; упражняю детей в поиске закономерностей и предлагаю такие задания:
- Установление закономерности и продолжение ряда, состоящего из геометрических фигур или чисел.
- Выполнение заданий на классификацию.
- Введение текстовых задач из комбинаторики.
Решаем на уроках нестандартные задачи, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.
В системе развивающего обучения объяснение нового материала проводится эвристическим путем «от учеников». Стараюсь организовать и направлять коллективный поиск. Подхватываю нужную мысль, направляю и веду учеников к научным понятиям, открытиям, выводам.
Для повышения эффективности, развития интереса к русскому языку на уроках я применяю ребусы, загадки, кроссворды.
Неисчерпаемыми возможностями в формировании развития личности обладают уроки развития речи. Важную роль в этом играют сочинения.
Сочинения как вид творческой работы занимает на уроках особое место. Школьные сочинения представляют собой результат продуктивной речевой деятельности и являются, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативных речевых умений учащихся. Начиная с первого класса, мы пишем мини сочинения, сочинения по сюжетным картинкам, сочинения-наблюдения. Написанию сочинения предшествует большая подготовительная работа по сбору материала. Детям я предлагаю близкие, понятные и интересные для них темы. Если дается тема, требующая описание предмета, то вспоминается о чем надо рассказать:
1) часть предмета;
2) форма;
3) величина;
4) материал;
5) назначение предмета;
6) цвет; и т.д.
В первом классе учащиеся описывают в сочинениях различные предметы: парту, пенал, портфель, доску, стол, окно, форму предметов, их окраску.
Вот, например, сочинение Кудрявцевой Маши, ученицы моего класса:
«Мой портфель большой, красный. На нем есть много больших и маленьких карманов. Он красивый и удобный».
В 1 – 2 классах предлагаю темы, которые требуют предварительных, самостоятельных наблюдений учащихся, например, «Зимнее утро», «Весна пришла» и т.д. Тогда, не объявляя, что это станет темой сочинения, даю ребятам задание понаблюдать что-то в природе и даже сопровождаю задание небольшим инструктажем: когда и что наблюдать.
Когда пишутся сочинения, у каждого на парте лежит орфографический словарик. Пользоваться словарем учу детей заранее, как только они усвоят алфавит.
Сочинения 1 -2 классов невелики по объему, в них есть грамматические и стилистические ошибки, но главная ценность в том, что они заставляют учащихся самостоятельно думать, наблюдать, писать о том, что они видят.
Учащиеся проверяют свои сочинений, пользуясь памятками № 1 и № 2.
Памятка № 1.
- Соответствует ли содержание текста теме?
- Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
- Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
- Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
- Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
- Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?
- Интересно и понятно ли все сочинение слушателю?
Памятка№2.
1. Проверь, не пропустил ли ты буквы?
2. Правильно ли написал безударные гласные?
3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.
4. Не уверен, спроси у учителя.
В 3 классе материал, над которым проводятся наблюдения, сопоставления, становится все сложнее. На уроках чтения мы сравниваем уже не различные предметы, а героев произведений, сами произведения различных писателей и поэтов, составляем портрет главного героя. Часто в третьем классе я провожу такую работу: прочитав только начало произведения или его первую главу, прошу детей самим придумать, что будет дальше, а потом сравнить свою версию с версией автора.
Итак, на развитие мышления работают все предметы. Важно только, чтобы эта работа составляла единую систему.
Развитию логического мышления способствует и накопление, расширение, словарного запаса учащихся.
Я считаю, что расширение словаря учащихся должно идти не за счет увеличения речевых единиц, а за счет совершенствования семантики каждого слова. Конкретно я занимаюсь признаковыми словами, а именно: прилагательными. Увеличить их количество в речи детей нужно, прежде всего, за счет синонимов, т.е. углублять их в семантику, сопоставляя синонимы идеографические, отличающиеся эмоциональными признаками.
Сама тема «Имя прилагательное» является очень интересной и благодатной в плане развития мышления учащихся, а также их речи. Признаковые слова делают речь выразительной и яркой, т.е. изобразительной.
Уже в первом классе в пропедевтической работе со словом земляника я провела работу с синонимами, предложив детям загадку: какое растение может о себе так сказать?
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклонится,
А имя дала мне родная землица.
Данная загадка требует словообразовательного анализа, но здесь есть и прилагательные, требующие работы с синонимами. Подбираем к слову «родная» близкие по смыслу: близкая, любимая. Используя лексический материал данной загадки, дети составляют различные рассказы о землянике, употребляя имена прилагательные:
Земляника – это лесное растение. Растет на солнечных полянах. Земляника-это капелька лета на тоненькой ножке. Имя дала ей родная землица.
Во втором и третьем классах задания усложняются.
Задание: выбрать из скобок прилагательное, близкое по значению выделено
В тот же день воробьи переселились в рощу. Но Чик уже успел подраться с соседями – просто так, чтобы показать им, какой он храбрый. (смелый, мужественный, сильный, отважный).
Часто речевой ошибкой учащихся при написании сочинений, изложений является повторение одного и того же слова. В качестве подготовительных упражнений на уроках развития речи перед написанием сочинения или изложения предлагаю редактирование текста с таким заданием: прочитать текст, отметить его недостаток.
Из нитей Знайка велел сплести большую сетку. Другому отряду Знайка велел сделать большую корзину из тонкой березовой коры. Все жители Цветочного города приходили и смотрели на большой шар.
Обучаясь по системе развивающего обучения Л.В.Занкова у учащихся интенсивнее происходит развитие мыслительной деятельности, о чем свидетельствует анализ контрольных работ обучающихся по традиционной системе и по системе Л. В. Занкова.
Так, в контрольной работе по русскому языку во втором классе было дано задание – найди и подчеркни лишнее слово: пурга, хлопья, деревья, вьюга.
Ученики, обучающиеся по традиционной программе, подчеркнули слово пурга, т.к. только там нет разделительного ь.
Дети же моего класса нашли множество решений и доказательных ответов:
- Лишнее слово деревья, т.к. дерево – это предмет живой природы, а остальные – не живой.
- Лишнее слово хлопья, т.к. кукурузные хлопья съедобны, а остальное есть нельзя.
- Лишнее слово пурга, т.к. слово пишется без разделительного мягкого знака.
- Лишнее слово деревья, т.к. оно не относится к теме «Зима».
Результативность опыта.
В своей педагогической деятельности использую демократический стиль общения. Класс – это содружество, а все мы партнеры. В ходе взаимодействия дети высказывают свою точку зрения, а я «литературно» обрабатываю их мысль, становлюсь соавтором.
Осознание «портрета неповторимости», развития чувства причастности и личной ответственности, стимулирование самоуважения, формирование самостоятельности, самокритичности, чувства «Я есть!», развитие чувства внутреннего самоконтроля, интереса к своей духовной жизни – эти качества формирую всей организацией жизни ребенка в школе и дома. Поэтому мои ученики с удовольствием ходят в школу, свободно выражают свои мысли, не боятся ошибиться, т.к. знают, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Дети не боятся быть непонятными.
В контрольно-оценочной деятельности придерживаюсь принципов.
1. Доверяй ученику. Верь в его силу и возможности.
2. Не оценивай, пока не обучил.
3. Отрицательные отметки за творческие работы не выставляй.
Результативность обучения детей выражается, прежде всего, в том, что
- растут инициативные дети, стремящиеся к свободному выражению своих мыслей, умеющие слушать другого, принимать точку зрения другого, умеющие распределять роли при работе в группе, способные рассуждать и обосновывать свои рассуждения, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы,
- ученики начали правильно, четко выражать свои мысли, обогатился словарный запас; дети любят писать сочинения. Их творческие работы с каждым разом становятся интереснее и грамотнее;
- учащиеся стали лучше переключаться с одного вида деятельности на другой. Улучшились аналитико-синтетические особенности детей. Так, например, 50% детей стали лучше справляться с такими мыслительными операциями, как классификация и обобщение.
Разносторонняя педагогическая работа привела к постоянному росту качества знаний:
Уровни | 1класс (2001-02) | 2класс(2002-03) | 3класс(2003-04) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Творческий | ||||||||||||
Конструктивный | ||||||||||||
Воспроизводящий |
Считаю, что развитие логического мышления на уроках играет решающую роль в достижении развивающего аспекта обучения:
- учащиеся проявляют самостоятельность;
- проводят исследовательскую работу;
- развивают свои творческие возможности.
Благодаря развитию логического мышления на основе использования развивающей системы Л. В. Занкова мои учащиеся владеют интеллектуальными и творческими умениями:
- умеют работать и информацией;
- выделяют главную мысль;
- ведут поиск необходимого материала;
- анализируют;
- делают обобщение и выводы;
- умеют работать с разными справочными материалами;
- умеют находить несколько вариантов решения проблемы;
- умеют отстаивать свою точку зрения.
Тот факт, что основной этап развития логического мышления происходит в начальной школе и результаты моей работы по выявлению индивидуальных способностей учащихся и дифференцированному подходу при реализации своих идей по развитию познавательных способностей, доказывают и успешное последующее развитие учащихся. Обучаясь в среднем звене, мои ученики продолжают добиваться высоких результатов.
Эти результаты, на мой взгляд, подтверждают правильность выбранной мною темы опыта.
Библиографический список:
- Амонашвили Ш.А, В школу с шести лет. М: Педагогика 1986г.
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети М: Педагогика 1983 г.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться М: Просвещение 1987 г.
- Гуртовенко Г.А. По дидактической системе Л.В. Занкова «Начальная школа» № 10 1993 г.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении М: Просвещение 1991 г.
- Ефимов В.Ф., Чернова Л.В, Развивающие аспекты обучения первоклассников «Начальная школа №10» 1995 г.
- Нечаева Н.Б., Занков Л.В. о методической системе обучения «Начальная школа» №11 1995 г.
- Преемственность между начальным общим и основным общим образованием по системе Л.В. Занкова. (Федеральный центр развивающего обучения имени Л.В.Занкова) «Начальная школа», №7 1994г.Приложение
- Приложение № 1 – Разработки уроков
- Приложение № 2 – Разноуровневые карточки по теме «Состав слова»
- Приложение № 3 – Творческие работы учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...
Обобщение опыта по теме: "Развитие логического мышления на уроках математики"
Данный материал содержит ряд заданий на развитие логического мышления у детей на уроках математики....
Развитие логического мышления на уроках математики в системе Л. Занкова
Развитие логического мышления на уроках математики в системе Л. Занкова...
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)
Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)
Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО (Обобщение опыта работы)...
Представление опыта работы на тему развитие логического мышления на уроках математики и во внеурочное время
Описание инновационного опыта учителя начальных классов...