Программа кружка "Развитие логического мышления" (первый год обучения)
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Программа содержит необходимую теорию и планирование для проведения кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа»

Усть-Цилемского района Республики Коми

Программа кружка для 2 класса

«Развитие логического мышления»

(первый год обучения)

автор: Филиппова  Юлия Семёновна

учитель начальных классов

с.Усть-Цильма

 

2012 год

Пояснительная записка

Современное общество предъявляет к личности всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции необходимо уметь творчески применять свои знания и навыки. Задача современной школы — развитие творческих способностей, творческого мышления обучающихся; формирование полноценного, самостоятельно мыслящего, принимающего правильные решения человека и воспитание активной личности.

В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие мышления. Это приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Ребёнок 8-9 лет обычно мыслит конкретными категориями. Развитию теоретического мышления предшествует развитие способности к абстрагированию, обобщению. К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить общее и частное, устанавливать закономерности. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информированном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление и творческие способности.

В последние годы среди детей младшего школьного возраста отмечается увеличение количества детей с низкими потенциальными возможностями, с недостаточным уровнем подготовленности к школе, слабо развитыми творческими началами. Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

В теории  и практике обучения широко рассматриваются вопросы учёта познавательных способностей, но недостаточно раскрываются как предмет развития в учебном процессе.

Программа «Развитие логического мышления » разработана для учащихся начальной школы и направлена на решение проблем формирования интеллектуальных способностей ребенка, носит комплексный характер; способствует расширению мировоззренческих представлений обучающихся; ориентирована на подготовку обучающегося начальной школы к переходу в среднее звено.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Состав группы занимающихся постоянный, возраст —8 - 9 лет.

Цель программы:

Планомерное развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.

Задачи:

1.Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной
направленности,  навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования
этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки.

2.Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности учащихся, культуру
устной и письменной речи, самостоятельность творческого мышления учащихся в
исследовательской деятельности и умение использовать полученные знания на практике.

3.Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим     товарищам,
терпимость к чужому мнению.

Характеристика программы

  1. тип – дополнительная образовательная программва
  2. вид – модифицированная программа, утвержденная директором школы
  3. направленность – познавательная
  4. формы занятий – групповые

Рекомендуемое расписание:

пятница – 14.30. Продолжительность занятий – 45 минут. Периодичность – 1 раз в неделю.

Технология деятельности строится по этапам:

  1. Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их
    развитием.
  2. Ознакомление   учащихся   с   результатами   начальной   диагностики   и   последующих
    контрольных работ (тестов) для того, чтобы ребенок знал особенности своего восприятия,
    памяти, мышления и получил от учителя рекомендации по компенсации недостатков.
  3. Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество, с учетом различной
    успеваемости учащихся по разным предметам, т. к. каждый предмет требует неодинаковых
    качеств восприятия, памяти, мышления.
  4. Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.
  5. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение
    уровня самостоятельности учащихся.
  6. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной
    аргументации выбора.
  7. Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными
    приемами.
  8. Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен
    быть включен и ученик (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).

Оценка эффективности реализации программы проводится при помощи:

  1. Тестирования обучающихся.
  2. Представления   коллективных,   командных  творческих  работ   с   самостоятельно созданными логическими заданиями.
  3. Проведения конкурсов эрудитов.

методы обучения:

  1. Словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение.
  2. Наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства
    обучения, интернет-ресурсы.
  3. Практические: упражнения, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям.
  4. Исследовательский метод.
  5. Контроль: устный индивидуальный и фронтальный , взаимоконтроль, тесты, выполнение
    творческих заданий, конкурсы эрудитов, стендовые презентации творческих работ с
    логическими заданиями, созданными детьми в командах.

Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:

  1. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.
  2. Работа в парах.
  3. Групповые формы работы.
  4. Дифференцированная.
  5. Фронтальная проверка и контроль.
  6. Самооценка выполненной работы.
  7. Дидактическая игра.
  8. Соревнование.
  9. Конкурсы.

Основные направления работы:

  1. развитие математического мышления;
  2. развитие внимания и наблюдательности;
  3. раскрытие творческого потенциала учащихся;
  4. развитие мелких мышц кистей рук.

Межпредметные связи

При реализации программы осуществляются межпредметная интеграция с такими предметами, как математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, информатика.

Планируемые результаты

 

Учащиеся должны знать:

  1. принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
  2. принципы строения анаграмм, слоговиц,  шарад;
  3. принципы строения ребусов, , кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
  4. антонимы и синонимы;
  5. названия геометрических фигур и их свойства;
  6. принцип программирования и составления алгоритма действий.


Учащиеся должны уметь:

  1. определять   закономерности   и   выполнять   задание   по   данной  закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
  2. путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-
    поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
  3. решать комбинаторные и алгоритмические задачи;
  4. быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
  5. выполнять задания на тренировку внимания, используя только один определённый канал
    восприятия,
  6. выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении
    графических заданий;
  7. уметь ставить цель, планировать    этапы работы, собственными усилиями добиться
    результата.

Учебно- тематический план

зан.

Название раздела и тема занятия.

кол-во

часов

теория

прак

тика

корректи-

ровка

согласо-

вано

Выявление     уровня     познавательных процессов у детей. Тестирование.

1

1

Выявление     уровня     познавательных процессов

 у детей. Тестирование.

1

Развитие геометрической зоркости.

3

2

Задания  с геометрическими объектами.

1

3

Игры с геометрическими объектами.

1

4

Игры с геометрическими объектами.

1

Развитие внимания и наблюдательности.

5

5

Логические задания на развитие внимания.

1

6

Игры на развитие внимания.

1

7

Зашифрованные буквы.

1

8

Задачи-шутки.

1

9

Лабиринты.

1

Развитие логического мышления.

6

10

Логические и логически-поисковые задания.

1

11

Логические и логически-поисковые задания.

1

12

Логические задачи.

1

13

Логические задачи.

1

14

Логические цепочки.

1

15

Логические цепочки.

1

Развитие математического мышления.

7

16

Головоломки.

1

17

Головоломки.

1

18

Головоломки.

1

19

Магические квадраты.

1

20

Цифровые квадраты.

1

21

Математические фокусы.

1

22

Математические фокусы.

1

Развитие словесно-образного и словесно-логического мышления.

5

23

Кроссворды.

1

24

Кроссворды.

1

25

Лабиринты.

1

26

Ребусы.

1

27

Ребусы.

1

Развитие слуховой памяти

2

28

Шарады.

1

29

Слоговицы.

1

Развитие зрительной памяти.

4

30

Анаграммы.

1

31

Перевёртыши.

1

32

Аналогии.

1

33

Друдлы.

1

Выявление     уровня     познавательных процессов у детей. Тестирование.

1

34

Выявление     уровня     познавательных процессов у детей. Тестирование.

1

Итого: 34 часа

Содержание программы:

1.Выявление     уровня     познавательных процессов у детей. Тестирование: проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

2.Развитие геометрической зоркости: знакомство и решение геометрических задач, логических заданий с использованием геометрического материала; геометрия на спичках.        

3.Развитие внимания и наблюдательности: сравнение, выделение общего и частного; понятие закономерности; примеры закономерностей; числовые закономерности, нахождение недостающего элемента, цифровые строчки, пустые клетки; выполнение заданий по классификации, группировке, сравнению предметов, по поиску закономерностей.                                                              

4.Развитие логического мышления: знакомство с логическими и логически- поисковыми  задачами, путями  их решения; решение логических, логически- поисковых задач и заданий.; выполнение заданий по классификации, группировке, сравнению предметов, по поиску закономерностей;выдвижение гипотез при решении логических заданий и задач.                                                    

5.Развитие математического мышления:  задания на развитие памяти, восприятия, быстроты реакции; составление алгоритма рассуждений при выполнении математических заданий; работа с группами предметов, особенностями, свойствами  групп предметов.

6.Развитие словесно-образного и словесно-логического мышления: работа над словесно-дидактическими заданиями и играми; знакомство с алгоритмическими задачами;составление программы действий (шагов) при решении задач данного вида; выражение словесных закономерностей.

7.Развитие слуховой памяти: знакомство и выполнение логических слуховых заданий; задания на развитие слуховой памяти и воображения.

8.Развитие зрительной памяти: знакомство и выполнение логических зрительных заданий; задания на развитие зрительной  памяти и воображения.

9. Выявление     уровня     познавательных процессов у детей. Тестирование: проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

Методическое обеспечение

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором заданий по изучаемой теме;

- справочники;

- словари;

- наглядный материал: схемы, таблицы

 - набор демонстрационных листов по развитию внимания.

Литература:

1.        Холодова О.   «Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей
дидактических и методических материалов» , рабочие тетради для учащихся.

2.        Холодова О.   «Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей
дидактических и методических материалов», методическое пособие для учителя.

3.  Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. - М: Издательский

дом «Новый учебник», ООО «Поматур» 2002.

  1. Интернетресурсы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка Логические минутки

Эта программа может быть использована в блоке дополнительного образования...

Программа по логической математике для развивающего занятия "Умники и умницы"

Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т...

Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников

Выступление на педагогическом совете школы. Цель: дифференциация и индивидуализация в свете новых стандартов. В данной работе представлено мое видение и видение опытных педагогов России по развитию ло...

Развитие логического мышления в процессе обучения русскому языку и математике

В новой концепции образования приоритетными направлениями являются развивающие. Рассматривая развивающие возможности математики и русского языка в большей степени говорят о ра...

Карточки с заданиями по развитию логического мышления на уроках обучения грамоте ( Школа 2100)

В работе описаны задания, направленные на развитие логического мышления в рамках уроков обучения грамоте ( ШКОЛА 2100). Содержание заданий подобрано с учетом с учетом учебного материала учебника и вли...

Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников

В данной работе представлено моё видение и видение опытных педагогов России по развитию логического мышления в процессе обучения младших школьников....

Сюжетная книжка-малышка для развития логических умений в период обучения грамоте

Данный документ включает в себя две книжки-малышки.1. Водное занятие. Книжка-малышка, по которой ребята знакомятся с общим сюжетом занятий.2. Книжка-малышка по букве А....