Программа кружка "Развитие логического мышления" (первый год обучения)
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Программа содержит необходимую теорию и планирование для проведения кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа»
Усть-Цилемского района Республики Коми
Программа кружка для 2 класса
«Развитие логического мышления»
(первый год обучения)
автор: Филиппова Юлия Семёновна
учитель начальных классов
с.Усть-Цильма
2012 год
Пояснительная записка
Современное общество предъявляет к личности всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции необходимо уметь творчески применять свои знания и навыки. Задача современной школы — развитие творческих способностей, творческого мышления обучающихся; формирование полноценного, самостоятельно мыслящего, принимающего правильные решения человека и воспитание активной личности.
В младшем школьном возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие мышления. Это приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Ребёнок 8-9 лет обычно мыслит конкретными категориями. Развитию теоретического мышления предшествует развитие способности к абстрагированию, обобщению. К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить общее и частное, устанавливать закономерности. Поэтому при подготовке детей к жизни в современном информированном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление и творческие способности.
В последние годы среди детей младшего школьного возраста отмечается увеличение количества детей с низкими потенциальными возможностями, с недостаточным уровнем подготовленности к школе, слабо развитыми творческими началами. Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
В теории и практике обучения широко рассматриваются вопросы учёта познавательных способностей, но недостаточно раскрываются как предмет развития в учебном процессе.
Программа «Развитие логического мышления » разработана для учащихся начальной школы и направлена на решение проблем формирования интеллектуальных способностей ребенка, носит комплексный характер; способствует расширению мировоззренческих представлений обучающихся; ориентирована на подготовку обучающегося начальной школы к переходу в среднее звено.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Состав группы занимающихся постоянный, возраст —8 - 9 лет.
Цель программы:
Планомерное развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению.
Задачи:
1.Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной
направленности, навыки самостоятельной деятельности: определения цели, планирования
этапов работы, самоконтроля, самоанализа, самооценки.
2.Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности учащихся, культуру
устной и письменной речи, самостоятельность творческого мышления учащихся в
исследовательской деятельности и умение использовать полученные знания на практике.
3.Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам,
терпимость к чужому мнению.
Характеристика программы
- тип – дополнительная образовательная программва
- вид – модифицированная программа, утвержденная директором школы
- направленность – познавательная
- формы занятий – групповые
Рекомендуемое расписание:
пятница – 14.30. Продолжительность занятий – 45 минут. Периодичность – 1 раз в неделю.
Технология деятельности строится по этапам:
- Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их
развитием. - Ознакомление учащихся с результатами начальной диагностики и последующих
контрольных работ (тестов) для того, чтобы ребенок знал особенности своего восприятия,
памяти, мышления и получил от учителя рекомендации по компенсации недостатков. - Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество, с учетом различной
успеваемости учащихся по разным предметам, т. к. каждый предмет требует неодинаковых
качеств восприятия, памяти, мышления. - Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу.
- Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение
уровня самостоятельности учащихся. - Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной
аргументации выбора. - Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными
приемами. - Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен
быть включен и ученик (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Оценка эффективности реализации программы проводится при помощи:
- Тестирования обучающихся.
- Представления коллективных, командных творческих работ с самостоятельно созданными логическими заданиями.
- Проведения конкурсов эрудитов.
методы обучения:
- Словесные: беседа, дискуссия, рассказ, объяснение.
- Наглядные: таблица, демонстрация, рисунки, технические и интерактивные средства
обучения, интернет-ресурсы. - Практические: упражнения, индивидуальная самостоятельная работа по заданиям.
- Исследовательский метод.
- Контроль: устный индивидуальный и фронтальный , взаимоконтроль, тесты, выполнение
творческих заданий, конкурсы эрудитов, стендовые презентации творческих работ с
логическими заданиями, созданными детьми в командах.
Программа предусматривает проведение учебных занятий в различной форме:
- Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.
- Работа в парах.
- Групповые формы работы.
- Дифференцированная.
- Фронтальная проверка и контроль.
- Самооценка выполненной работы.
- Дидактическая игра.
- Соревнование.
- Конкурсы.
Основные направления работы:
- развитие математического мышления;
- развитие внимания и наблюдательности;
- раскрытие творческого потенциала учащихся;
- развитие мелких мышц кистей рук.
Межпредметные связи
При реализации программы осуществляются межпредметная интеграция с такими предметами, как математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, информатика.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
- принципы строения анаграмм, слоговиц, шарад;
- принципы строения ребусов, , кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
- антонимы и синонимы;
- названия геометрических фигур и их свойства;
- принцип программирования и составления алгоритма действий.
Учащиеся должны уметь:
- определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
- путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-
поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам; - решать комбинаторные и алгоритмические задачи;
- быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
- выполнять задания на тренировку внимания, используя только один определённый канал
восприятия, - выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении
графических заданий; - уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться
результата.
Учебно- тематический план
№ зан. | Название раздела и тема занятия. | кол-во часов | теория | прак тика | корректи- ровка | согласо- вано |
Выявление уровня познавательных процессов у детей. Тестирование. | 1 | |||||
1 | Выявление уровня познавательных процессов у детей. Тестирование. | 1 | ||||
Развитие геометрической зоркости. | 3 | |||||
2 | Задания с геометрическими объектами. | 1 | ||||
3 | Игры с геометрическими объектами. | 1 | ||||
4 | Игры с геометрическими объектами. | 1 | ||||
Развитие внимания и наблюдательности. | 5 | |||||
5 | Логические задания на развитие внимания. | 1 | ||||
6 | Игры на развитие внимания. | 1 | ||||
7 | Зашифрованные буквы. | 1 | ||||
8 | Задачи-шутки. | 1 | ||||
9 | Лабиринты. | 1 | ||||
Развитие логического мышления. | 6 | |||||
10 | Логические и логически-поисковые задания. | 1 | ||||
11 | Логические и логически-поисковые задания. | 1 | ||||
12 | Логические задачи. | 1 | ||||
13 | Логические задачи. | 1 | ||||
14 | Логические цепочки. | 1 | ||||
15 | Логические цепочки. | 1 | ||||
Развитие математического мышления. | 7 | |||||
16 | Головоломки. | 1 | ||||
17 | Головоломки. | 1 | ||||
18 | Головоломки. | 1 | ||||
19 | Магические квадраты. | 1 | ||||
20 | Цифровые квадраты. | 1 | ||||
21 | Математические фокусы. | 1 | ||||
22 | Математические фокусы. | 1 | ||||
Развитие словесно-образного и словесно-логического мышления. | 5 | |||||
23 | Кроссворды. | 1 | ||||
24 | Кроссворды. | 1 | ||||
25 | Лабиринты. | 1 | ||||
26 | Ребусы. | 1 | ||||
27 | Ребусы. | 1 | ||||
Развитие слуховой памяти | 2 | |||||
28 | Шарады. | 1 | ||||
29 | Слоговицы. | 1 | ||||
Развитие зрительной памяти. | 4 | |||||
30 | Анаграммы. | 1 | ||||
31 | Перевёртыши. | 1 | ||||
32 | Аналогии. | 1 | ||||
33 | Друдлы. | 1 | ||||
Выявление уровня познавательных процессов у детей. Тестирование. | 1 | |||||
34 | Выявление уровня познавательных процессов у детей. Тестирование. | 1 | ||||
Итого: 34 часа |
Содержание программы:
1.Выявление уровня познавательных процессов у детей. Тестирование: проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
2.Развитие геометрической зоркости: знакомство и решение геометрических задач, логических заданий с использованием геометрического материала; геометрия на спичках.
3.Развитие внимания и наблюдательности: сравнение, выделение общего и частного; понятие закономерности; примеры закономерностей; числовые закономерности, нахождение недостающего элемента, цифровые строчки, пустые клетки; выполнение заданий по классификации, группировке, сравнению предметов, по поиску закономерностей.
4.Развитие логического мышления: знакомство с логическими и логически- поисковыми задачами, путями их решения; решение логических, логически- поисковых задач и заданий.; выполнение заданий по классификации, группировке, сравнению предметов, по поиску закономерностей;выдвижение гипотез при решении логических заданий и задач.
5.Развитие математического мышления: задания на развитие памяти, восприятия, быстроты реакции; составление алгоритма рассуждений при выполнении математических заданий; работа с группами предметов, особенностями, свойствами групп предметов.
6.Развитие словесно-образного и словесно-логического мышления: работа над словесно-дидактическими заданиями и играми; знакомство с алгоритмическими задачами;составление программы действий (шагов) при решении задач данного вида; выражение словесных закономерностей.
7.Развитие слуховой памяти: знакомство и выполнение логических слуховых заданий; задания на развитие слуховой памяти и воображения.
8.Развитие зрительной памяти: знакомство и выполнение логических зрительных заданий; задания на развитие зрительной памяти и воображения.
9. Выявление уровня познавательных процессов у детей. Тестирование: проверка уровня развития познавательных качеств детей: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам;
- карточки с подбором заданий по изучаемой теме;
- справочники;
- словари;
- наглядный материал: схемы, таблицы
- набор демонстрационных листов по развитию внимания.
Литература:
1. Холодова О. «Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей
дидактических и методических материалов» , рабочие тетради для учащихся.
2. Холодова О. «Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей
дидактических и методических материалов», методическое пособие для учителя.
3. Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. - М: Издательский
дом «Новый учебник», ООО «Поматур» 2002.
- Интернетресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка Логические минутки
Эта программа может быть использована в блоке дополнительного образования...
Программа по логической математике для развивающего занятия "Умники и умницы"
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т...
Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников
Выступление на педагогическом совете школы. Цель: дифференциация и индивидуализация в свете новых стандартов. В данной работе представлено мое видение и видение опытных педагогов России по развитию ло...
Развитие логического мышления в процессе обучения русскому языку и математике
В новой концепции образования приоритетными направлениями являются развивающие. Рассматривая развивающие возможности математики и русского языка в большей степени говорят о ра...
Карточки с заданиями по развитию логического мышления на уроках обучения грамоте ( Школа 2100)
В работе описаны задания, направленные на развитие логического мышления в рамках уроков обучения грамоте ( ШКОЛА 2100). Содержание заданий подобрано с учетом с учетом учебного материала учебника и вли...
Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников
В данной работе представлено моё видение и видение опытных педагогов России по развитию логического мышления в процессе обучения младших школьников....
Сюжетная книжка-малышка для развития логических умений в период обучения грамоте
Данный документ включает в себя две книжки-малышки.1. Водное занятие. Книжка-малышка, по которой ребята знакомятся с общим сюжетом занятий.2. Книжка-малышка по букве А....