Преемственность между детским садом и начальной школой в связи с переходом на новые ФГОС
статья по теме
Выступление на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_mezhdu_detskim_sado1.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения.
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. (Л.С. Выготский)
Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией Российского образования, а именно в связи с переходом на ФГОС 2 поколения, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в 1 класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий учащегося.
Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.
Перед воспитателем детского сада на дошкольной ступени, а далее и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет свою собственную внутреннюю позицию. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. Именно поэтому, во избежание негативных последствий, связанных с адаптацией детей к школьной жизни, сотрудничает детским садом. Посредством этого сотрудничества в нашей школе выработана программа преемственности «детский сад – начальная школа». Ее главная цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Ежегодно учителя нашей школы, воспитатели и психологи детского сада проводят диагностику уровня готовности детей к школе. Она включает в себя следующие критерии: физическая, психологическая и личностная готовность.
На основе результатов мониторинга, нашей школой и детским садом составляется программа сотрудничества и вырабатывается план конкретных действий для обеспечения наиболее благоприятных условий адаптации детей к школе. План сотрудничества предусматривает работу с детьми, работу в связке воспитатель – учитель и работу с родителями.
Работа с детьми предусматривает: посещение учителями начальной школы открытых занятий воспитанников старшей и подготовительной групп, организацию совместных выставок рисунков детей детского сада и учеников первых классов, участие школьников в утреннике «До свидания, детский сад. Здравствуй школа» и др.
Особое внимание уделяется и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствуют организационные экскурсии с их последующим обсуждением, рисованием и лепкой по теме. Желающие принять участие в экскурсиях родители, тоже могут прийти в школу. В этом году дети посещали школьную библиотеку, кабинет директора, учительскую, столовую, спортивный зал, классы, могли посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах, посмотреть выставки рисунков и поделок, посидеть за компьютером, порисовать на интерактивной доске и даже принять участие в спортивных соревнованиях. Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке.
Сотрудничество воспитателя и учителя заключается в изучении и анализе программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе, в составлении списков будущих первоклассников, в обмене опытом, в рекомендациях учителя воспитателю по подготовке детей к школе.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ
Методическая работа
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ |
1 | Круглый стол «Приоритетные направления развития образовательной системы» | август |
2 | Посещение учителями начальной школы открытых занятий в подготовительной группе детского сада | февраль-март |
3 | Посещение воспитателями детского сада открытых уроков в 1-х классах начальной школы | сентябрь-октябрь |
4 | Анализ школьной адаптации и успеваемости первоклассников | октябрь, май |
5 | Проведение психолого-педагогической диагностики детей подготовительных групп на конец учебного года | апрель |
6 | Разработка единой диагностической карты готовности дошкольника к школьному обучению | апрель |
7 | Подведение итогов по преемственности | май |
Работа с детьми
№ | МЕРОПРИЯТИЯ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ |
1 | Экскурсия в школу. Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе». | апрель |
2 | Экскурсия в музей боевой славы школы. | май |
3 | Показ театральной постановки учащимися начальной школы | март |
Работа с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение современных образовательных технологий в начальной школе в связи с переходом на новые ФГОС
презентация из опыта работы учителя, работающего по старым стандартам, внедряющего новые формы, методы работы с учащимися начальной школы....
Преемственность между детским садом и начальной школой.
Доклад на заседание объединенной кафедры учителей начальных классов и воспитателей ДОУ. О проблемах преемственных связей между детским садом и начальной школой в целях, содержании, методах...
Мастер - класс по изготовлению открытки в стиле пергамано. Совместное мероприятие между детским садом и начальной школой.
В нашей школе проводятся мероприятия, направленные на совместную деятельность сада и начальной школы. В 2014 году был проведен мастер-класс для детей подготовительной группы и 3 клас...
Презентация Преемственность между детским садом и начальной школой
Презентация к выступлению...
Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.
Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года....
Создание организационно-педагогических условий для реализации принципа преемственности в детском саду и начальной школе.
В статье представлены методические рекомендации по созданию развивающей среды кабинета начальных классов в контексте решения вопросов преемственности дошкольного и начального общего образования....
Преемственность между детским садом и начальной школой.
Преемственность между детским садом и начальной школой....