Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Енина Елена Петровна
 Урок русского языка во 2 классе на тему «Способы проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце и  в корне слова» входит в систему уроков по программе УМК « Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. 
Тип урока - получение новых знаний.Урок  построен в соответствии со стандартами второго поколения. Материал, использованный на уроке, соответствует возрастным особенностям детей. Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – определение темы урока и постановка задач урока самими учениками и применение мультимедийных компонентов, позволяющих сделать процесс познания более интересным и динамичным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moyurokparnyesogl.doc509.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название предмета

Русский язык

Тема

Способы проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце и  в корне слова

Цели

1.создать условия для закрепления  знаний о парных согласных и способах проверки парных согласных в слабой позиции;

2. Развивать устную и письменную речь обучающихся, умение делать выводы, обобщать, умение сотрудничать.

3.Мотивировать обучающихся на здоровый образ жизни

Место урока в системе уроков данного раздела

3 урок в разделе: «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Всего уроков на данный раздел-14.

Тип урока

Изучение нового.

Основные термины и понятия

Орфограмма, проверяемое слово, проверочное слово, способы проверки парных согласных

Межпредметные связи

Окружающий мир

Оборудование

Электронное приложение к учебнику «Русский язык» 2 класс В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого, сигнальные карточки, рабочие тетради, дидактические материалы, оценочный лист для учащихся, карточки с буквами, картинки

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

УУД

Личностные: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные: наблюдать за написанием и произношением слов с парным  согласным звуком на конце слова.

Подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)

Группировать слова с изученными орфограммами.

Подбирать слова с указанными орфограммами

 Предметные: находить способы проверки парных согласных

Планируемые результаты

Учащиеся научатся проверять парные глухие и звонкие согласные в корне слова, сопоставлять написание и произношение слов, подбирать примеры с парными согласными в словах.

Технологическую карту разработала:

Учитель начальных классов МБОУ « Ржевская средняя общеобразовательная школа»: Енина Елена Петровна.

Технология:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, приёмы, формы ОДУ

УУД

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель:Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

-Здравствуйте!

- Поприветствуйте друг друга.

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Приветствие гостей

- Доброе утро, день! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают, дарят улыбки).

Речевая разминка:

-продолжи…

- Если ты был бы временем года, то каким?

- Если ты был бы спортом, то каким?

- Если ты был бы овощем, то каким?

-Ели ты был бы фруктом, то каким?

-Если ты был бы уроком, то каким?

-Если ты был бы праздником, то каким?

А если бы я была волшебницей, я бы хотела, чтобы вы все были счастливыми. А по настоящему человек счастлив, когда  он и все родные здоровы.

 

Поэтому, ребята, мы и проведём урок под девизом: -

Ой, а что же с нашим девизом случилось? Давайте попробуем его восстановить. «Если хочешь быть здоров позабудь - про докторов» ( на доске деформированный текст)

-Как понимаете этот девиз?

Быть здоровым человеком-это здорово!

- Записываем число, классная работа.

Выполняют определенные упражнения приветствия

Ребята составляют предложение, переставляя  листы со словами (работа с деформированным текстом).

Фронтальная

Личностные,

коммуникативные

2. Чистописание  

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

 -Быть постоянно в движении, делать зарядку по утрам- всё это способствует укреплению здоровья,  поэтому и мы начнём с буквенной зарядки.

-Построим пары согласных букв в своих тетрадках. IMG

- С какой целью провели минутку чистописания?

Особенно хочется быть здоровым в канун новогоднего праздника.

- Вы, наверное, обратили внимание, мои хорошие, что у вас на партах есть елочка. Она немного грустная, потому что вы не украсили ее к празднику. Постарайтесь поднять ей настроение, разукрасив шарики на веточках, согласно цветовой шкалы оценки. Закрашивать будем после оценки каждого задания.

Оцените свою работу. Закрасьте шарик снизу.

Записывают в тетрадь парные согласные в 2 строки

Индивидуальная

Личностные,

коммуникативные

3. Проверка д/з.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:Выявить уровень знаний.

Определить типичные недостатки.

- Выборочно проверим д/з. Откройте тетради на печатной основе. Давайте проверим написание первых двух предложений.

-Покажите, какую букву вы вставили в  слово первого предложения? (д - плод)

-Как называется это слово?

-Что значит проверяемое слово?

- Какое проверочное слово подобрали?

-Что значит проверочное слово?

- Какую пропущенную букву написали во втором предложении? (т – плоты)

- А как вы рассуждали?

- Нужно понимать смысловое значение.

- Оцените свою работу и закрасьте шарик на елке соответствующим цветом.

1.Правило- как

проверять парную согласную.

2. Проверяемое слово, проверочное слово.

3. Показывают на карточках вставленные буквы.

Фронтальная

Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: намечать пути коррекции

4. Словарная работа

Подведение детей к формулированию темы.

- В какое время года люди чаще болеют простудными заболеваниями?

- Давайте поработаем над правильным написание «зимних» словарных слов:

(параллельно учитель раздаёт карточки для индивидуальной работы).

Мороз, метель, декабрь, январь, февраль, вокруг. (2 у доски), 1 у компьютера

- Поменяйтесь тетрадями для проверки и оцените работу, закрасьте шарик на елочке соседа.

- Как вы считаете есть ли лишнее слово, почему?

- Какая орфограмма встретилась в словах?

-Давайте запишем проверочные слова к ним.

Морозы- мороз

- Каким способом проверки вы пользовались?(изменили форму слова)

  Кругом - вокруг

- Как называется этот способ проверки? (подбор однокоренных слов).

- Выделите корень

Работают индивидуально,

Проверяют по образцу на доске

фронтальная

У доски

Взаимооценка

Регулятивные: целеполагание; познавательные,

Самостоятельное формулирование цели: формулирование проблемы

5.Постановка учебной задачи.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

- Догадались, какова тема урока? (Способы проверки парных согласных)

На доске прикрепляю тему урока.

А какую цель перед собой поставим?

  1. Научиться проверять слова с парной согласной разными способами.
  2. Работать по теме урока ( в парах, в группах, самостоятельно)

3.Профилактика заболеваний.

- Прочитайте правило тетушки Совы в учебнике с. 22 и узнайте, как можно проверить парный согласный?

- Так какие же способы проверки слов описаны в правиле?

- Какой же звук должен стоять после парного согласного и в том и в другом случае? (гласный или непарный звонкий согласный звук н)

Дети называют тему и цель урока

Ученики планируют вместе с учителем свою деятельность

Фронтальная

Регулятивные: целеполагание; познавательные,

Самостоятельное формулирование цели: формулирование проблемы

6.Практическая деятельность

Цель: выявление учащимися признаков орфограммы, развивать умения находить в словах парную согласную, самостоятельно выбирать способ проверки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

7.Физминутка.

- А теперь поиграем в игру:

«Магазин здорового питания»

- Какие продукты надо употреблять в пищу, чтобы не болеть и укреплять иммунитет?

По классу развешены картинки с продуктами, выберите полезные для здоровья, по одной картинке.

-Давайте посмотрим, что же купили?

- А покупочки сюрприз вам приготовили, хотят, чтобы вы разделились на группы и выполнили задание.

(Деление на группы по цвету картинок, у одного обучающегося цвет не совпадает, он работает за компьютером, выводит завершенное задание на экран, группы проверяют)

-Давайте вспомним правило работы в группах.

- Оцените работу групп. Не забудьте закрасить шарик на елочке.

   - У некоторых ребят было индивидуальное д/з подготовить маленькие сообщения об отношении к здоровому образу жизни выдающихся людей.

Многие известные люди до конца своих дней вели здоровый образ жизни.

Суворов Александр Васильевич, выдающийся полководец, требовал от солдат делать зарядку, не курить и не употреблять спиртные напитки.

Лев Николаевич Толстой делал зарядку каждое утро, гулял в любое время года, даже в 67 лет ездил на велосипеде.

Песня «Если хочешь быть здоров, закаляйся»

Работа в группах.

Проверка на экране. Взаимооценка

Регулятивные: прогнозирование

Познавательные-моделирование,

Коммуникативные-

Учебное сотрудничество со сверстниками

Познавательные – умение классифицировать, коммуникативные- управление поведением партнёра , оценка действий партнёра.

- У нас в гостях мышка-спортсменка. Просит помощи у вас. А поможем мы, если правильно выполним в тетради упражнение 26 на странице 13.

Работаем в паре.

-Вспомните правило работы.

-Проверяем.

 -Какое проверочное слово подобрали к слову шапка?

- Как называется этот способ проверки?

- Назовите проверочное слово для слова шубка?

- А как этот способ проверки называется?

- Оцените свою работу, закрасьте шарик.

- А если ребята всё-таки приходится обращаться к врачам и у нас болит

зуб или глаз, ток к  какому врачу вы пойдёте? Запишите  слова-заболевания рядом со словами названиями специализации врачей.

- А чтобы правильно выполнить задание, нужно знать значение данных слов.

- Где мы можем найти точное значение слов? (в словаре)

[Зуп  ]                    хирур_

[Глас ]                   стоматоло_

                              окулис_

хирург – 1 ряд

стоматолог – 2 ряд

окулист – 3 ряд

- Какое проверочное слово подобрали для слова стоматолог? Как называется способ проверки?

- А для слова окулист какой выбрали способ проверки?  Назовите проверочное слово.  

- Оцените свою работу.  

Проверка с электронного приложения к учебнику. Ученики соединяют слова.

Самооценка

Проверка с доски стоя, показывая на карточке пропущенную букву.

Самооценка

Индивидуальная

Познавательные-построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные- умение работать в группе, контроль, коррекция действий партнёра

8. Рефлексия .

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения способом проверки орфограммы.

-А теперь пришло время проверить, чему вы научились на уроке?

- Я научился…

- Я смог…

- Я доволен…

- Если бы вам доверили стать наставником малыша,  то чему бы вы смогли его научить после сегодняшнего урока?

- Так что же нам нужно делать, чтобы меньше болеть?

- Выполните упражнение 49 на странице 28 учебника. Запишите одно словосочетание, которое  подходит к теме урока.

- Давайте узнаем самый популярный ответ: килограмм яблок и апельсинов

- Кто выбрал такой же ответ?

- Какое проверочное слово подобрали к словам? Какой способ проверки выбрали? И так со всеми словосочетаниями.

 - Оцените свою работу.

Запись в тетрадь одного словосочета

ния, самооценка.

Проверка с доски (напечатано на листах)

Встают с карточками вставленных букв.

Индивидуальная

Регулятивные- контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения,

Личностные- самоопределение

Познавательные-логические, анализ объектов с целью выделения признаков

9. Итог урока. Оценка своей деятельности учащимися на уроке.

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом,

- Проанализируйте свою деятельность на уроке при помощи листа самооценки.

- Кто доволен своими успехами?

- А покажите, как вы украсили елочку?

- Я рада, что на вашей елочки больше желтых и зеленых шариков, а это значит, что дорога к получению знаний для вас открыта.

Познание — великая страна,

Как бесконечность, глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь 

открыт,

В ком жажда знаний тайная горит.

- Спасибо за хорошую работу. Вы знаете, дорогие мои, я буду счастлива, если в ваш адрес как можно чаще будет звучать это ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО СПАСИБО.

- А мышка-спортсменка дарит вам подарок. Вы сможете после уроков украсить нашу маленькую елочку.

Не забудьте о необходимости соблюдения всех мер безопасности во время праздничных и каникулярных дней. Будьте здоровы!

Заполняют лист самооценки

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные-рефлексия

10. Домашнее задание по выбору.

Цель: развивать речь учащихся, стремление к творчеству, закреплять знания по изученной теме

1.*Мини-сочинение « Первая помощь при гриппе»

2.*2 - 3 загадки о полезных для здоровья продуктах

3. Тетрадь на печатной основе стр.18, упр.37

Записывают в дневник.

Задают вопросы на уточнение выполнения задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....