Урок русского языка, проведённого в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века )
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лопаткина Валентина Викторовна

Лопаткина В.В.

учитель начальных классов

МБОУ "Новогоряновская СОШ"

Урок русского языка, проведённого в 4 классе

(УМК «Начальная школа XXI века )

Тема: Наречие. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок-исследование.

Форма проведения урока: Индивидуально-групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский – по Ю.К.Бабанскому)

Роль и место темы в курсе:  урок входит в раздел «Наречие» и является четвёртым  уроком данного раздела. Уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Наречие. Лексическое значение». «Наречие. Основные грамматические признаки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_nachalnaya_shkola_21_veka.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Лопаткина В.В.

учитель начальных классов

МБОУ "Новогоряновская СОШ"

Урок русского языка, проведённого в 4 классе

(УМК «Начальная школа XXI века )

Тема: Наречие. Связь слов в словосочетании. Примыкание.

Тип урока: Урок изучения нового материала. Урок-исследование.

Форма проведения урока: Индивидуально-групповая.

Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский – по Ю.К.Бабанскому) 

Роль и место темы в курсе:  урок входит в раздел «Наречие» и является четвёртым  уроком данного раздела. Уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Наречие. Лексическое значение». «Наречие. Основные грамматические признаки».

Формы организации учебной деятельности: 

  • Групповая
  • Фронтальная

Цели урока:

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.

Приёмы ТРКМ: синквейн, таблица «Знаю - хочу узнать - узнал», методика "толстых" и "тонких" вопросов

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, видеоролики

УУД

Личностные: обучающиеся должны определить границы собственного знания и "незнания", учиться ставить цели, уметь оценить свои поступки

Познавательные :учиться работать с информацией, выполнять различные логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация)

Регулятивные : учиться управлять своей деятельностью, проявлять инициативность, самостоятельность, уметь контролировать свои действия, корректировать

Коммуникативные: совершенствовать речевую деятельность, навыки сотрудничества

Ход урока

  1. Стадия вызова  

  1.  Эмоциональное вхождение  в урок

-  Я рада снова видеть ваши лица, ваши глаза.  Успехов всем нам и удачи!

2. Здоровьесберегающая технология       Осанка.

        Мы урок начнём с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо - влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

        Раз, два, три, четыре, пять -

Нам урок пора начать.

2. Видеоролик  

" Всё в твоих руках!" 

Эта притча заставляет нас задуматься, как же нам поступить? Вы как считаете?

Я хочу, чтобы  бабочка жила и радовала нас. Пусть бабочка будет с нами! (показать бабочку)

А когда бабочки появляются? (весной) (когда солнце пригревает всё сильнее)  (Солнышко- магнитик)

Представьте себе, что у вас в ладошках солнечные зайчики ,растираем ладошки, чувствуем тепло, дарим тепло друг другу, взявшись за руки. Улыбнитесь мне, гостям, друг другу. Настроение улучшилось, будем сотрудничать, взаимно обучая друг друга.

3. Минутка чистописания 

Пишем красиво, опрятно, аккуратно,

Чтобы всем было приятно.

русский язык                                   Запись словосочетания на доске !

Русский язык неисчерпаемо богат.  Запись предложения на доске

Сравните данные группы слов.

Что скажем про первую группу? ( словосочетание)

Что скажем про вторую группу? (предложение)

Характеристика предложения:

распространённое, повествовательное, невосклицательное.

В словосочетании русский язык находим главное и зависимое слово .

Какими частями речи выражены данные слова? (прил, сущ.)

Определите части речи в предложении.

русский - прил.

язык - сущ.

неисчерпаемо - наречие

богат - краткое прилагат.

 Ребята, а какую тему вы изучаете сейчас на уроках русского языка? (наречие)

Ребусы (рядом, внизу, внутри)

Докажите, что это наречия.

Наречия не изменяются и отвечают на вопросы: где? куда? откуда? как?

Работа с деформированным предложением.

Думай медленно, а работай быстро.

Запишите словосочетания с наречиями.

думай (как?) медленно

работай (как?) быстро

А вам хочется узнать ещё что-то о наречии?

  1. Стадия осмысления
  1. Составление таблицы «ЗХУ». Формулирование темы урока.

- Что вы знаете о словосочетании? (Заполняется таблица на доске) !

- Что вы хотели бы узнать?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Соединение слов

Главное + зависимое

Не являются словосочетанием: главные члены предложения, однородные члены предложения, фразеологизмы.

Какие вопросы можно поставить в словосочетании?

Какие части речи являются главными в словосочетании?

Какая связь может быть между словами?

- Сегодня мы постараемся найти ответ на некоторые из поставленных вами вопросов. В первую очередь, о связи слов в словосочетании с наречиями

Работа с учебником.  Работа в группах.

Упр. №1 стр. 57

Правила работы в группе    ( карточки  - 4 шт.)

1. Распределите роли в группе, разобрав их на карточках:

  • руководитель группы, оценивающий работу по баллам каждого
  • выступающий
  • записывающий
  • следящий за временем

2. Работаем в группе сообща, уважаем мнение каждого

  • Выслушиваем до конца своего товарища, не перебивая его.
  • Вежливо и доброжелательно обращаемся с партнёрами.
  • Помогаем, если возникнут проблемы.

3. Работать активно, серьёзно относясь к полученному заданию.

  • Испытывать чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.
  • Рейтинговый лист (Карта оценки)

Группа № 1

№ п/п

Вид упражнения

    Самооценка

Оценка другими  группами

1.

Учебник русский язык

Словосочетания Упр. 1 стр. 57

2.

Словосочетания со смысловой связью  Упр.2 стр.58

3.

Самостоятельная работа

Упр.4  стр.59

4.

Творческая работа

5.

Реклама наречия

6.

Синквейн "Наречие!

7.

Рефлексия

- Выполним упражнение №1 из учебника на с. 57

Работа в группах.

1 группа.

Выписать словосочетания из 1-2 предложений.

2 группа.

Выписать словосочетания из 3 - 4 предложений.

3 группа

Выписать словосочетания из 5 -6 предложений

4 группа

Выписать словосочетания из 7-8-9 предложений

Вспомните правила работы в группе

Проверка и оценивание работы в группах.

Первую группу оценивает вторая группа.

Вторую группу оценивает третья группа.

Третью группу оценивает четвёртая группа.

Четвёртую группу оценивает первая группа

Ответы:

1 группа:

завтра состоится

хорошо подготовилась

2 группа

долго тренировались

сыграем вничью

3 группа

вчера подготовили

всюду развесить

4 группа

второпях написали

срочно переписывать

ужасно волнуются

  В словосочетаниях  главное слово обозначаем крестиком, от главного слова ставим вопрос к зависимому , какой частью речи выражены данные слова

     х

глагол + наречие Можно сказать, что глагол согласуется с наречием? ( нет, наречие - неизменяемая часть речи) (наречие не склоняется и не спрягается)

Наша задача узнать , какая же здесь связь слов?

Ребята, как вы думаете, какова же тема нашего урока.

Тип связи слов в словосочетаниях с наречиями

Давайте понаблюдаем:

Открытие темы урока

Рубрика "Давай подумаем"

Работа по учебнику на странице 58

Вывод: наречие примыкает по смыслу к главному слову.

Примыкает, значит связь слов в таких словосочетаниях называется примыканием. Вот мы и открыли новые знания.

Что же мы узнали о связи слов в словосочетания с наречиями?  (смысловая)  Как она называется? (Примыканием)

ІІІ.     Физкультминутка

3. Гимнастика для глаз.  

Прилетела бабочка, села на указку, и сейчас мы вслед за ней пробежимся глазками: высоко на куст калины, а потом на травку вниз, и  с подружкой друг за дружкой полетели, погнались.(На указке бабочка, дети следят глазами за бабочкой. Траектория полёта - вертикальные и горизонтальные "восьмёрки"

Листы в разных местах класса.! (карточки с надписью утверждений)

- Прочитайте внимательно утверждения на карточках, скажите, какие это высказывания верные (истинные) или неверные (ложные)? С этой темой вы знакомились на уроках математики.

Наречие – самостоятельная часть речи.

Наречие – служебная часть речи.

Наречие – неизменяемая часть речи.

Наречие – изменяемая часть речи.

Наречие – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Наречие – отвечает на вопросы ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? КАК?

Наречие – обозначает действие предмета.

Наречие – обозначает признак действия, признак признака, место и время действия.

В словосочетаниях:

красиво петь, говорить шёпотом, крепко спать зависимое слово является наречием.

______________________________________________

Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия: громко смеяться, прилежно учиться.

______________________________________________

Синтаксические признаки наречий - в предложении наречия являются обстоятельствами.

_____________________________________________

Есть наречия антонимы:

рано - поздно

далеко - близко

тихо - громко

быстро - медленно

_____________________________________________

Фразеологизмы можно заменить наречиями:

кот наплакал - мало

как по маслу - отлично

встать чуть свет -рано

ІV.  Углубление и применение знаний.

1.  Продолжаем наблюдать дальше за словосочетаниями с наречиями. Работа в группе

Работа по учебнику.

Упр. 2 стр. 58

В каких словосочетаниях связь примыкание?

 сказочно красивый

замечательно рассказал

удивительно смелый

идти вверх

2.  Работа по учебнику стр. 59 упр. 4

Ребята, вы нашли ошибки в данном упражнении ?

Что мы скажем про вопросы в правом столбике? (Это падежные вопросы)

3.   Творческая работа. Работа в группе.

На карточке записаны слова, прочитайте и постарайтесь придумать разные задания к этому упражнению.

Зима, снег, метель, февраль, холод, мороз, деревья, ребята, лес, весело, снежинки, снегири.

Например:

1. Назвать  изученные орфограммы.

2.Найти лишнее слово.

3. Составить предложение со словом "весело".

Весело бегут лыжники по мягкому снежку.

4.  Составить небольшой текст на тему "Зима" Можно взять на дом по выбору

Сколько заданий придумала 1 группа, 2 группа? 3? и 4?

Предложить задание для гостей

         Задание для гостей.

Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения :

Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

         ІV.   Домашнее задание. Инструктаж по выполнению домашней      работы.

Стр.   59, упр. 3

         

V.   Рефлексия

  1. Подведение итогов.  Таблица " ЗХУ"

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Заполнение третьей колонки таблицы «ЗХУ»: 1) связь только смысловая; 2) тип связи – примыкание; 3) главное слово - глагол, реже - прилагательное)

4) в предложении бывает обстоятельством, реже определением.

- Какая связь слов в словосочетании называется примыканием?

Работа в группе.

- Составьте синквейн на тему «Наречие» (Учащиеся записывают синквейны, потом их зачитывают)

Справка:

Синквейн – особое «нескладное» стихотворение, состоящее из 5 строк. 

Правила составления синквейна:  

1 строка: тема – 1 слово (имя существительное);

2 строка: описание темы – 2 слова (имена прилагательные);

3 строка: описание действия – 3 слова (глаголы);

4 строка: отношение к теме – фраза из 4 - 6 слов (предложение, цитата из песни, стихотворения);

5 строка: суть темы – 1 слово,  которое образно характеризует  тему. Бывает синонимом к первой строке. Чтобы составить синквейн, нам нужно повторить части речи, а какие? подскажите! (Кластер - синквейн) ( сущ, прил., глагол)  Работа в группах.  

Синквейн по теме "Наречие"

Наречие

              яркие, красивые

украшают, удивляют, обогащают

Наречие - самостоятельная часть речи

Слова

Реклама "Наречие"    Работа в группе

 Методика "толстых" и "тонких" вопросов ( листы для записей - 4 шт.)

Наречие -самостоятельная часть речи.

Наречие - неизменяемая часть речи.

Наречия отвечают на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? почему? зачем?  какая? какие? в какой степени? в какой мере? какое?

В предложении наречие обычно является обстоятельством, реже определением.

Наречия называют (обозначают) признак действия

                                                         признак другого признака

                                                          признак предмета

Тип связи в словосочетаниях с наречиями  - примыкание (смысловая связь)

Наречия делают нашу речь яркой, выразительной, образной, точной

           2. Путешествие в прошлое (Познавательный материал из                топонимики)

 Учебник стр. 59

Кавказ

Ребята, кто знает, что такое Кавказ?

Горы в России. Кавказские горы — горная система между Чёрным и Каспийским морями. Высшие точки Кавказа: Эльбрус (5642), Казбек (5033),

На доске изобразите гору.

Каждый подходит, записывает своё имя на той высоте, которая соответствует тому уровню, на который вы поднялись.

Кто считает, что он достиг  больших высот сегодня на уроке, поднимается, как альпинисты, на вершину горы.

Спорт - это здорово! Олимпиада в Сочи.

Урок  подходит  уж  к  концу

    И  требует  оценки.

    Прошу  его  вас  оценить,

      Каким  он  был?

    Отличным,  скучным,

    Хорошим,  может  быть,  плохим,  

    Совсем  не  нужным,  бесполезным

    Иль  интересным,  поучительным?

    Каким?

   - Что  нового  узнали?

   - Чему  вы  научились?

   - Говорите,  не  молчите,  знания  свои  вы  покажите,

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Было интересно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  •  Мне было интересно работать в группе...

Выставление оценок. Рейтинговый лист  (Карта  оценивания)

1 группа -    ... баллов

2 группа -    ... баллов

3 группа -   ... баллов

4 группа -    ... баллов

Ребята, я благодарю вас за работу на уроке, за помощь мне, за поддержку, за внимание и хочу пожелать, чтоб всё у вас было на отлично и хорошо.

Настроение, чтоб было только отличным и хорошим.

Отличный - отлично ( о - суффикс)

Хороший - хорошо.

Завтра вы будете говорить о наречии, узнаете ещё что-то интересное.

Я хочу подарить вам, ребята, вот эти смайлики. Будьте счастливы и улыбчивы!!!!!!!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века

Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....

Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема. Мимика и жесты – дополнительные средства общения

Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.Данный...

Урок русского языка во 2 классе.УМК «Начальная школа XXI века»Тема урока. Многозначные слова.

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование) Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения...

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование Презентация к уроку...

Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа 21 века»

Данный урок русского языка по теме: «Фразеологизмы» разработан для 2-ых классов  в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.  Тип урока - открытие новых знаний....

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....