1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность на уроке. -Я приглашаю всех на урок русского языка.Ребята, давайте поприветствуем наших уважаемых гостей. У меня для вас подарок. Внимание на экран. (Музыкальный клип.Слайд) -Что подарил вам этот музыкальный клип? Я надеюсь, что мы сохраним хорошее настроение до конца урока. -У вас на парте лежат листы самооценки.(Приложение №1) Оцените свою готовность, настрой на работу. - В течение урока вы будете сами оценивать свою работу, не забывайте их заполнять. -Каким бы вы хотели видеть наш урок? Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь. -Какими же должны быть ученики на уроке? - Я желаю всем удачи на уроке. Откройте тетради, запишите число. 2. Каллиграфическая минутка Цель данного этапа – тренировка навыка письма; формирование самоанализа и самоконтроля. - С какой целью мы проводим данный этап? Назовите задание. Ууул ту уи ум Будь всегда любознательным! -Все ли записи являются буквосочетаниями? Объясните свой ответ. Напишите этот ряд до конца строчки. Что записано на второй строчке? -Подумайте, почему человек должен быть всегда любознательным? Любознательные люди всегда задают вопросы и находят ответы. Их разум всегда активен.Любознательные люди всегда видят перед собой дверь в захватывающий новый мир. Даже если в настоящий момент у них нет времени на его изучение, они оставят дверь открытой, чтобы вернуться позже. -Ну а наши двери знаний всегда открыты для изучения новых тайн. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них. - А пока повторим изученный материал. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: повторение изученного материала, необходимого для «Открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. -Какую цель ставим, работая на данном этапе урока? Как будем добиваться этой цели? 1)Индивидуальная работа по карточкам.(Приложение №2) (Работают 2ученика)
Карточка _____________________________________Фамилия, имя
Прочитай задания. Выбери задания, с которыми ты легко справишься. Выполни их.
1. Допиши предложения словами с противоположным значением. Вставь в слова пропущенные буквы. Р…ка ш…рокая, а ручей _____________. Камень т…жёлый, а пух ____________. Яблоко сла…кое, а редька _____________. Ш…повник ни…кий, а ду… _________. 2. Разбери предложение по частям речи. Ракета полетела в космос. 3. Раздели слова на слоги. Подчеркни слова, которые нельзя перенести. Уползёт, края, тюльпан, океан, ясный, тетрадь, осёл, учитель, Егор 4. Запиши цифрами рядом со словом количество букв и звуков.. апрель - ______б.,______зв. Яна - ______б.,______зв. льёт - ______б.,______зв.Удачи! тепло - ______б.,______зв. |
-Пока ребята работают, нас ждёт первое задание. 2)Интеллектуальная разминка «Выбирай вопрос» ( Слайд №2 интерактивная приставка) (Из предложенного ряда вопросов, выбрать по желанию вопрос для ответа и ответить на этот вопрос) Что такое лексика? Как определить значение слова? Синонимы –это слова… Антонимы- это слова… Омонимы –это слова… Что такое устаревшие слова? Что такое заимствованные слова? Какие слова называются исконными? 3) Самостоятельная работа. Классификация слов. ( Слайд №3 интерактивная приставка)(Один ученик работает у доски) 4) Распредели слова в два столбика к данному слову: в первый-синонимы, во второй антонимы. Самостоятельное выполнение Воспитанный, грубый, любезный, тактичный, приветливый, некультурный, грубить, хамоватый, нелюбезный.
Вежливый
синонимы антонимы -Что такое вежливость? Вежливость это проявление уважения к человеку, добрые отношения между людьми. Проверка выполненной работы. -Оцените свою работу на данном этапе урока 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», « Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. -Какой следующий этап урока? -Давайте послушаем стихотворение Владимира Орлова «Ни пуха, ни пера». Чтение стихотворения.(Читает ученик, сопровождаетсяиллюстрациями. Слайд №4,5,6) Ни пуха, ни пера. Рано утром Ну, ни пуха Мама-квочка Ни пера! В класс отправила Через час Сыночка. Едва живой, Говорила: Петушок - Не дерись, Идёт домой, Не дразнись, Ковыляет еле-еле Не петушись. Он со школьного двора, Поспеши, А на нём и в самом деле Уже пора Нет ни пуха, ни пера. В. Орлов -Ребята, ответьте на вопросы: -Провожая цыплёнка словами «Ни пуха, ни пера», что имела ввиду мама? -А вы слышали когда-нибудь такое выражение? -Как вы думаете, что оно обозначает? «Ни пуха, ни пера» - напутственное пожелание успеха. Справка для учителя. "Ни пуха ни пера!" Возникло оно в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно "сглазить". Перо в языке охотников означает "птица", "пух" – звери. В ответ, чтобы тоже не "сглазить", звучало теперь уже традиционное: "(Пошел) К черту!". В давние -В основе этого случая, который описал Владимир Орлов, лежит интересное явление языка, которое называется фразеологизм.(Слайд №7интерактивная приставка) - Слышали ли вы когда-нибудь это слово? Знаете, что оно обозначает? Хотите узнать? Кто из вас может сформулировать тему урока? Правильно, фразеологизм. Какие цели мы перед собой поставим? 1.Узнать, что такое фразеологизм. 2.Выяснить какую роль играют фразеологизмы в нашей речи. 3.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу. 4. Открытие новых знаний Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта её решения. Где мы можем узнать значение слова фразеологизмы? 1)Работа с рубрикой «Тайны языка» стр.103 -Что же такое фразеологизмы? 2)Постановка проекта выхода из проблемной ситуации Фронтальная работа -Правильно, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Давайте в этом убедимся. (Слайд №8интерактивная приставка) Сравните: повесить нос повесить пальто -В каком столбике выражение имеет прямое, а в каком переносное, шуточное значение. -Как заменить выражение первого столбика, одним словом? нос-орган обоняния) -Можно ли в фразеологизмах одно слово заменить другим? Повесить–придать чему- либо висячее положениепортфель, куртку, фонарь. Помыть, повернуть нос -(орган обоняния). Вывод: слова, составляющие фразеологизм теряют свое самостоятельное отдельное значение. Смысл имеет только все выражение в целом. Справка для учителя Фразеологизм “Нос повесить” значение (Слайд №8интерактивная приставка) Коль человеку вдруг человек приуныл или ему просто взгрустнулось, про него бывает, говорят, что он будто «повесил нос». Выражение «повесить нос на квинту», усовершенствованное в кругу музыкантов, так и вошло в художественную литературу. Музыканты, а если точнее, скрипачи так называют первую по тональности струну у скрипки (самую высокую). Во время игры скрипач обычно поддерживает свой инструмент подбородком и его нос почти касается этой ближней к нему струны. Чем же вам не сходство с приунывшим или опечаленным человеком? Поэтому получилось и так, что в популярную поговорку музыканты-скрипачи привнесли свое словцо. 6. Физминутка 7. Работа в группах (Приложение №3) -Давайте с вами выясним, какую роль играют фразеологизмы в нашей речи. Для выполнения поставленной цели будем работать в группах. -Повторите правила работы в группе 1 группа
Определите значение фразеологизма- «считать ворон». Где можно узнать значения фразеологизмов? - Подумайте, для чего мы используем фразеологизмы в своей речи?
|
«считать ворон. - ротозейничать, быть рассеянным, невнимательным. 3 группа
Подберите к картинке фразеологизм и объясните его значение.
ни свет ни заря как снег на голову когда рак на горе свистнет
-Должны ли мы изучать фразеологизмы? Обоснуйте свой ответ.
|
Справка для учителя Эта русская поговорка означает полную невозможность какого-либо события. Ее создатели были уверены, что раки — жители речного дна — ни за что не покинут среду своего обитания, не явятся на сушу и уж тем более не засвистят. И современная наука к этому ничего добавить не может: речные раки на это действительно не способны. Но если взглянуть на иных раков, то можно выяснить нечто удивительное об их вокальных способностях. Среди огромного количества ракообразных, которых насчитывается около сорока тысяч видов, не все строго связаны с водной средой, а некоторые даже умеют издавать звуки. Самые известные из них — крабы-скрипачи, или манящие крабы, которые живут в приливной зоне тропических морей и могут подолгу находиться на суше. Свистеть им, конечно, нечем, ведь для этого нужны легкие, а крабы хоть и выползают на сушу, но дышат так же, как их водные собратья — жабрами. Тем не менее, они действительно научились общаться с помощью звука — стуком, ударяя клешнями о грунт, чтобы оповестить колонию об опасности. -Оцените себя, как вы справились с работой. 4 группа
-Прочитайте. Какую ошибку содержит предложение в употреблении фразеологизма? Обоснуйте свой ответ. Составьте предложение правильно. Вася красиво, как курица лапой, написал письмо.
|
«ПИСАТЬ КАК КУРИЦА ЛАПОЙ»(писать неразборчиво, неряшливо) 5 группа
-Что значит «зарубить на носу»? Где мы можем применить это фразеологизм?
|
Справка для учителя Фразеологизм “Зарубить на носу” значение бить рубящим орудием, оружием (топором, саблей, шашкой). сделать зарубку Зарубить на носу означает: запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собственном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
2 группа
Определите значение фразеологизмов спустя рукава засучив рукава
- Как возникли фразеологизмы к нам в речь?
|
Справка для учителя Спустя рукава. Историю многих устойчивых оборотов уже трудно объяснить, появились они очень давно. Выражения «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далёкие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо. -Оцените себя, как вы справились с работой. 6. Первичное закрепление. Цель: закрепление с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач,понимание учащимися нового знания. Работа в паре Выполнение упр.3 стр.105 Проверка выполненной работы 9.Включение нового знания в систему знаний ( повторение). Цель:повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний. Самостоятельная работа Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он умеет.интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Тест(Система голосования Mimio.Слайд №15-23) 1. Фразеологизмы-это… -сочетания слов -устойчивые сочетания слов 2.Определи фразеологизм. -золотые часы -золотые руки 3. Труслив как … -заяц -баран -жираф 4. Что значит «гонять лодыря» -бегать -лениться 5.Что значит «за тридевять земель» -близко -далеко 6.Нем как… -сорока -рыба 7.У него зимой снега не выпросишь -щедрый -жадный 10.Рефлексия деятельности. Итог Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. - Понравился урок? - С каким новым понятием познакомились на уроке? - Удалось решить поставленную задачу? - Где можно применить новые знания? -Сколько необходимо слов для общения? (4-5 тыс.) Что нужно сделать, чтобы узнать больше о фразеологизмах? -На следующем уроке мы продолжим работу над фразеологизмами. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной Самооценка -А теперь оцените свою работу на уроке -Выбери фразеологизм,который соответствует твоей работе на уроке. Работал в поте лица. Работал спустя рукава. Заговаривал зубы соседу. Оценка учителем 11.Домашнее задание по выбору. - стр.104 упр. 4;
- придумать 5 фразеологизмов со словом глаз и написать их значение.
|
Регулятивные организация рабочего места, самооценка готовности к уроку,
Личностные осознание учащимися практической и личностной значимости результатов урока.
Регулятивные формирование самоанализа и самоконтроля
Личностные пониманиеинтереса к учению
Коммуникативные готовность слушать собеседника
Познавательные умениенаходить изученные орфограммы в словах, определения места орфограммы в слове, выбора нужного способа проверки, а также повысить уровень осмысления материала.
Регулятивные осуществлять действие самоконтроля
Коммуникативные готовность слушать собеседника,уметь оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные умение находить ответы на вопросы, используя изученный материал
Регулятивные умение работать самостоятельно
Познавательные проводить классификацию изученных объектов
Регулятивные умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
Регулятивные умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока
Коммуникативные готовность слушать собеседника
Познавательные умение строить речевые высказывания
Личностные понимание нравственного содержания
Познавательные умение правильно формулировать изучаемые понятия, координирование в сотрудничестве
Познавательные умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
Коммуникативные умение строить высказывание, учитывать другое мнение и позицию, договариваться
Коммуникативные умение сотрудничать
Регулятивные осуществлять действие самоконтроля
Коммуникативные умение строить высказывание, учитывать другое мнение и позицию, договариваться
Познавательные умение добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные умение сотрудничать
Регулятивные осуществлять контроль по результату и по способу действия.
Познавательные умение находить ответы на вопросы, используя изученный материал
Личностные готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни.
Регулятивные адекватно оценивать свои достижения, оценку своей работы учителем, осознавать возникающие трудности.
Личностные формирование внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком
Регулятивные умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы; контроль, самооценка |