Дидактическая составляющая формирования медиакомпетенциимладшегошкольника на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Дидактическая составляющая формирования медиакомпетенциимладшегошкольника на уроках русского языка.
Глобализация информационного пространства и технические достижения в области СМИ превратили средства массовой информации в мощнейший фактор воздействия на картину мира, как отдельного человека, так и политических и экономических коллективных субъектов. Медиакомптенция стала абсолютно необходимым качеством для специалиста в любой отрасли. Только человек, обладающий медиакомпетенцией способен ориентироваться в потоках информации, понимать ее, оценивать, интерпретировать, а значит качественно выполнять свои профессиональные функции.
Так как человек среднего и старшего возрастов в силу своих физических и психологических особенностей способен усваивать меньше информации, для того, чтобы чему-то научиться (ему необходимо дольше и доскональнее изучать область своего познания) начинать формировать медиакомпетенцию нужно ещё с младшего школьного возраста, когда учащиеся начальной школы начинают осваивать компьютер, сеть Интернет, чтобы общаться с одноклассниками, отдыхать в свободное от уроков время. К тому же, необходимо вовремя направить ребёнка, начинающего осваивать медиа мир в правильное русло, сформировать антиманипулятивные свойства: положительную мотивацию определённого медиапотребления, эмоциональной стабильности.
В требованиях результатов освоения основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) общеучебные (познавательные) универсальные учебные действия, относящиеся к метапредметным, обеспечивают овладение ключевыми знаниями, умениями, навыками в области медиаобразования (формирования медиакомпетенции).
ФГОС НОО является важнейшим документом, определяющим правила, способы, правила работы в начальной школе. Именно требование к освоению предмета «русский язык»: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; говорят о важности формирования медиакомпетенции именно на уроках русского языка в начальной школе.
Федеральный базовый компонент образования в начальной школе предполагает, что учитель, прежде всего, должен научить свободной речевой деятельности и сформировать у учащихся элементарную лингвистическую и коммуникативную компетенции. А одной из задач обучения по курсу «русский язык» в начальной школе ставится овладение учащимися всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения. Однако анализ учебников начальной школы, действующих программ и реальной учительской практики показывает, что коммуникативный и культурологический аспекты в рамках медиаобразованности значительно уступают вышеперечисленным задачам начальной школы и требуют дополнительной части образования, ориентированной на развитие информационно-коммуникационной грамотности личности.
В процессе обучения русскому языку совместно с использованием разработанной программы формирования медиакомпетенции младших школьников неоходимо тщательно оценивать и учитывать возрастные психологические и физиологические особенности развития младших школьников, тот базис, который предстоит совершенствовать и на котором будет строится функционально-грамотная личность в области языкового образования, а также медиа- развивающаяся культурная личность.
Целью формирования медиакомпетенции в начальной школе является развитие у младших школьников адекватного восприятие медиа средств, умение использовать их в учебной и социальной деятельности для грамотного решения поставленных медиа задач, представленных для младшего школьного возраста и выполнения функции коммуникации в постоянно изменяющемся (современном) медиа обществе (медиа мире).
На основании анализа различных программ формирования медиакомпетенции, выделены следующие дидактические составляющие, указывающие на сформированность медиакомпетенции:
1. Социокультурные – умения моделировать своё поведение, трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и национально-культурных особенностей аудитории, для которой она предназначена, учитывая элементы социокультурного контекста (нормы, правила, особенности менталитета, обычаи, ритуалы, страноведческие знания и др.);
2. Речевые – умения, обеспечивающие грамотное и ясное использование языковых средств для решения задач медиа-общения, в соответствии с целями, условиями и адресатом, согласованность действий собеседников и адекватное восприятие языковых средств адресата:
а) переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему;
б) переводить вербальную информацию в визуальную знаковую систему;
в) умение кодировать и декодировать информацию;
в) умение общаться, соблюдая требования высокой культуры речи (правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность) и медиа грамотности (грамотное использование средств медиа в процессе коммуникации);
г) умение прогнозировать выбор эффективных медиа-средств оформления высказываний в общении, составлять план информационного общения;
д) находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению.
3. Рефлексивные – умения осмысливать, осознавать и понимать себя и свои действия, позволяющие осуществлять выбор оснований деятельности с использованием медиа, как определённого типа отношений к социокультурной действительности и к самому себе:
а) умение оценивать себя, свои способности, действия, поступки и быть оцененным другими в процессе информационного общения;
б) умение поддержать общение, вовремя и адекватно реагировать на реплики собеседника;
в) устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
г) составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;
д) умение представить родную культуру в инокультурной среде.
Итак, ведущими идеями программы формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка являются:
- приобретение разностороннего опыта деятельности с медиа средствами в процессе обучения русскому языку;
- овладение способами использования грамотной речи в процессе работы с различными медиа средствами, быстрое самостоятельное освоение новых средств медиа и гибкость применения родного языка в различных видах деятельности с медиа средствами;
- медиалингвистический компонент содержания языкового образования учащихся младших классов направлен на изучение функционирования языка в медиасфере, медийного языкознания как изучения языковых ресурсов (лексических, грамматических) и медиастилистики, объясняющей закономерности эффективного использования ресурсов в разных сферах и ситуациях медийного общения в зависимости от различных внеречевых и речевых факторов;
- необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий, элементов медиа средств, способов работы с ними, происходило одновременно с накоплением знаний в рамках предмета «русский язык», обеспечивая развитие умений не только в области языкознания, но и в области информатизации современного общества, учтывая физиологические, психологические возрастные особенности возраста.
Выделены три подсистемы принципов успешного формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка :
· принципы, отражающие идеи начального образования (возрастной адекватности, научности);
· принципы, отражающие идеи языкового образования (коммуникативно-деятельностный, лингвокультурности, принцип соблюдения языковых и конвенциональных норм речевого поведения коммуникантов);
· принципы, отражающие идеи медиаобразования (мультимедийности, целесообразности использования медиа средств в процессе обучения).
Важнейшей составляющей формирования медиакомпетенци младших школьников на уроках русского языка являются: ресурсная функция, мотивационная, организации учебной деятельности, контроля и коррекции, представляющие собой основу взаимодействия учителя и учащихся, содержания учебного процесса обучения русскому языку и формирования медиакомпетенции в рамках данного предмета в начальной школе.
Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка должно включать следующие содержательные модули:
Модуль 1. Медиакомпетенция человека в рамках современного информационного общества.
Понятие медиаобразования, медиакомпетенции как важнейших факторов успешной реализации младшего школьника в его учебной, творческой деятельности, представление учащимся начальных классов медиа средств, которые свободно используются в работе по предмету «Русский язык». Ориентация в различных видах медиа средствах, необходимых для успешной учебной деятельности, введение понятия «Интернет» как важнейшего источника информационных ресурсов для усвоения предмета «Русский язык».
Модуль 2. Основные способы использования медиа средств, при работе с содержанием тем по русскому языку в начальной школе.
Обучение учащихся начальной школы медиа самообслуживанию и изучение алгоритмов поиска по различным типам вопросов в рамках предмета «Русский язык» (фонетика, орфография, морфология и др.). Знакомство со способами применения того или иного медиа средства к конкретному заданию по русскому языку, частичная самостоятельная работа с медиа средствами (учитель выступает в роли направляющего, но не делающего всю работу учащегося за него).
Модуль 3. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы младших школьников по русскому языку с использованием медиа среды.
Овладение учащимися начальной школы практических умений применения медиа средств, при самостоятельной учебной и творческой работе в рамках предмета «Русский язык». Выражение своей информационной потребности, формулирование запроса и ведение поиска информации с использованием какого-либо медиа средства (анализ, синтез, определение необходимого и второстепенного).
Модуль 4. Педагогические средства формирования медиакомптенции младших школьников на уроках русского языка.
Дискуссия, проблемный диалог, игровое моделирование, проектная деятельность. Педагогическое управление формированием медиакомпетенции младших школьников. Нормы медиа общения.
Применение всех этих дидактических составляющих в процессе формирования медиакомптенции младших школьников ведет к становлению личности, грамотной не только в области культуры и языкового образования, но и способной быстро ориентироваться и применять полученные знания в современном, постоянно изменяющемся информационно-коммуникационном пространстве медиа мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
milyutina_statya.docx | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая составляющая формирования медиакомпетенциимладшегошкольника на уроках русского языка.
Глобализация информационного пространства и технические достижения в области СМИ превратили средства массовой информации в мощнейший фактор воздействия на картину мира, как отдельного человека, так и политических и экономических коллективных субъектов. Медиакомптенция стала абсолютно необходимым качеством для специалиста в любой отрасли. Только человек, обладающий медиакомпетенцией способен ориентироваться в потоках информации, понимать ее, оценивать, интерпретировать, а значит качественно выполнять свои профессиональные функции.
Так как человек среднего и старшего возрастов в силу своих физических и психологических особенностей способен усваивать меньше информации, для того, чтобы чему-то научиться (ему необходимо дольше и доскональнее изучать область своего познания) начинать формировать медиакомпетенцию нужно ещё с младшего школьного возраста, когда учащиеся начальной школы начинают осваивать компьютер, сеть Интернет, чтобы общаться с одноклассниками, отдыхать в свободное от уроков время. К тому же, необходимо вовремя направить ребёнка, начинающего осваивать медиа мир в правильное русло, сформировать антиманипулятивные свойства: положительную мотивацию определённого медиапотребления, эмоциональной стабильности.
В требованиях результатов освоения основной образовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) общеучебные (познавательные) универсальные учебные действия, относящиеся к метапредметным, обеспечивают овладение ключевыми знаниями, умениями, навыками в области медиаобразования (формирования медиакомпетенции).
ФГОС НОО является важнейшим документом, определяющим правила, способы, правила работы в начальной школе. Именно требование к освоению предмета «русский язык»: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; говорят о важности формирования медиакомпетенции именно на уроках русского языка в начальной школе.
Федеральный базовый компонент образования в начальной школе предполагает, что учитель, прежде всего, должен научить свободной речевой деятельности и сформировать у учащихся элементарную лингвистическую и коммуникативную компетенции. А одной из задач обучения по курсу «русский язык» в начальной школе ставится овладение учащимися всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения. Однако анализ учебников начальной школы, действующих программ и реальной учительской практики показывает, что коммуникативный и культурологический аспекты в рамках медиаобразованности значительно уступают вышеперечисленным задачам начальной школы и требуют дополнительной части образования, ориентированной на развитие информационно-коммуникационной грамотности личности.
В процессе обучения русскому языку совместно с использованием разработанной программы формирования медиакомпетенции младших школьников неоходимо тщательно оценивать и учитывать возрастные психологические и физиологические особенности развития младших школьников, тот базис, который предстоит совершенствовать и на котором будет строится функционально-грамотная личность в области языкового образования, а также медиа- развивающаяся культурная личность.
Целью формирования медиакомпетенции в начальной школе является развитие у младших школьников адекватного восприятие медиа средств, умение использовать их в учебной и социальной деятельности для грамотного решения поставленных медиа задач, представленных для младшего школьного возраста и выполнения функции коммуникации в постоянно изменяющемся (современном) медиа обществе (медиа мире).
На основании анализа различных программ формирования медиакомпетенции, выделены следующие дидактические составляющие, указывающие на сформированность медиакомпетенции:
- Социокультурные – умения моделировать своё поведение, трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и национально-культурных особенностей аудитории, для которой она предназначена, учитывая элементы социокультурного контекста (нормы, правила, особенности менталитета, обычаи, ритуалы, страноведческие знания и др.);
- Речевые – умения, обеспечивающие грамотное и ясное использование языковых средств для решения задач медиа-общения, в соответствии с целями, условиями и адресатом, согласованность действий собеседников и адекватное восприятие языковых средств адресата:
а) переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему;
б) переводить вербальную информацию в визуальную знаковую систему;
в) умение кодировать и декодировать информацию;
в) умение общаться, соблюдая требования высокой культуры речи (правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность) и медиа грамотности (грамотное использование средств медиа в процессе коммуникации);
г) умение прогнозировать выбор эффективных медиа-средств оформления высказываний в общении, составлять план информационного общения;
д) находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению.
3. Рефлексивные – умения осмысливать, осознавать и понимать себя и свои действия, позволяющие осуществлять выбор оснований деятельности с использованием медиа, как определённого типа отношений к социокультурной действительности и к самому себе:
а) умение оценивать себя, свои способности, действия, поступки и быть оцененным другими в процессе информационного общения;
б) умение поддержать общение, вовремя и адекватно реагировать на реплики собеседника;
в) устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
г) составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;
д) умение представить родную культуру в инокультурной среде.
Итак, ведущими идеями программы формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка являются:
- приобретение разностороннего опыта деятельности с медиа средствами в процессе обучения русскому языку;
- овладение способами использования грамотной речи в процессе работы с различными медиа средствами, быстрое самостоятельное освоение новых средств медиа и гибкость применения родного языка в различных видах деятельности с медиа средствами;
- медиалингвистический компонент содержания языкового образования учащихся младших классов направлен на изучение функционирования языка в медиасфере, медийного языкознания как изучения языковых ресурсов (лексических, грамматических) и медиастилистики, объясняющей закономерности эффективного использования ресурсов в разных сферах и ситуациях медийного общения в зависимости от различных внеречевых и речевых факторов;
- необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий, элементов медиа средств, способов работы с ними, происходило одновременно с накоплением знаний в рамках предмета «русский язык», обеспечивая развитие умений не только в области языкознания, но и в области информатизации современного общества, учтывая физиологические, психологические возрастные особенности возраста.
Выделены три подсистемы принципов успешного формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка :
- принципы, отражающие идеи начального образования (возрастной адекватности, научности);
- принципы, отражающие идеи языкового образования (коммуникативно-деятельностный, лингвокультурности, принцип соблюдения языковых и конвенциональных норм речевого поведения коммуникантов);
- принципы, отражающие идеи медиаобразования (мультимедийности, целесообразности использования медиа средств в процессе обучения).
Важнейшей составляющей формирования медиакомпетенци младших школьников на уроках русского языка являются: ресурсная функция, мотивационная, организации учебной деятельности, контроля и коррекции, представляющие собой основу взаимодействия учителя и учащихся, содержания учебного процесса обучения русскому языку и формирования медиакомпетенции в рамках данного предмета в начальной школе.
Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка должно включать следующие содержательные модули:
Модуль 1. Медиакомпетенция человека в рамках современного информационного общества.
Понятие медиаобразования, медиакомпетенции как важнейших факторов успешной реализации младшего школьника в его учебной, творческой деятельности, представление учащимся начальных классов медиа средств, которые свободно используются в работе по предмету «Русский язык». Ориентация в различных видах медиа средствах, необходимых для успешной учебной деятельности, введение понятия «Интернет» как важнейшего источника информационных ресурсов для усвоения предмета «Русский язык».
Модуль 2. Основные способы использования медиа средств, при работе с содержанием тем по русскому языку в начальной школе.
Обучение учащихся начальной школы медиа самообслуживанию и изучение алгоритмов поиска по различным типам вопросов в рамках предмета «Русский язык» (фонетика, орфография, морфология и др.). Знакомство со способами применения того или иного медиа средства к конкретному заданию по русскому языку, частичная самостоятельная работа с медиа средствами (учитель выступает в роли направляющего, но не делающего всю работу учащегося за него).
Модуль 3. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы младших школьников по русскому языку с использованием медиа среды.
Овладение учащимися начальной школы практических умений применения медиа средств, при самостоятельной учебной и творческой работе в рамках предмета «Русский язык». Выражение своей информационной потребности, формулирование запроса и ведение поиска информации с использованием какого-либо медиа средства (анализ, синтез, определение необходимого и второстепенного).
Модуль 4. Педагогические средства формирования медиакомптенции младших школьников на уроках русского языка.
Дискуссия, проблемный диалог, игровое моделирование, проектная деятельность. Педагогическое управление формированием медиакомпетенции младших школьников. Нормы медиа общения.
Применение всех этих дидактических составляющих в процессе формирования медиакомптенции младших школьников ведет к становлению личности, грамотной не только в области культуры и языкового образования, но и способной быстро ориентироваться и применять полученные знания в современном, постоянно изменяющемся информационно-коммуникационном пространстве медиа мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках русского языка
Материал включает урок русского языка в 3 классе по системе "Школа России" на тему "Местоимение как часть речи"....
Формирование УУД на уроках русского языка
Обобщение опыта...
"ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ"
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
Мастер класс"Формирование УУД на уроках русского языка с использованием ИКТ."
Мастер класс был проведен на семинаре ЮВАО...
Дидактический материал «Тренинговые карточки на уроках русского языка» для учащихся 2 класса
Дидактический материал «Тренинговые карточки на уроках русского языка» представляет собой набор карточек, составленных на основе действующих программ и предн...
Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка.
Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка....
«Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка »
laquo;Дидактические игры и упражнения на уроках русского языка »...