Омонимы, омоформы и омофоны.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие 2.
Омонимы, омоформы и омофоны.
ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО
Загадки- шутки.
- В какой клетке не держат птиц и зверей?
- В каких лесах не водится дичь?
- Из какого крана не берут воду?
- Какой вид художественного произведения обозначается человеческим именем?
ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ДИВНЫЕ ВСХОДЫ ДАЮТ
Задание № 1. Объясни значения выражений:
Яркий свет ______________________________________________________
Целый свет _______________________________________________________
Сладкий на вкус __________________________________________________
Хороший вкус _____________________________________________________
ВСПОМНИ!
Слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение, называются ОМОНИМЫ. Омонимы всегда являются одинаковыми частями речи: обозначают предметы, действия предметов или признаки предметов.
- Прочитай пары слов.
Мир-мир, скат- скат, кашка-кашка, форма- форма.
Задание № 2. Составь и запиши с данными омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл этих слов. Форму слов можно изменять.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВСПОМНИ!
Если одинаковые по звучанию и написанию слова принадлежат к разным частям речи, то такие слова называются ОМОФОРМАМИ, ЛАЙ (собачий) – ЛАЙ (приказ лаять).
Слова, которые одинаково звучат, но пишутся по - разному, называются ОМОФОНАМИ, ЛУГ – ЛУК.
Омонимы, омоформы и омофоны часто используются в загадках, скороговорках, шуточных стихах – каламбурах.
Задание № 3. Прочитай эти шуточные стихи Я. Козловского. Найди в них омонимы, омоформы и омофоны.
Шьёт иглой портниха в строчку,
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку. _____________________________________
Ракушка размером с ухо.
И хотя в серёдке сухо, _________________________________________
Слышит ухо, что не глухо,
Как шумит в ней море глухо._________________________________________
Я коня водой пою,
Песню солнышку пою._______________________________________________
Ты свети, свети, светило!
Я хочу, чтоб ты светило. ____________________________________________
До поры, когда под ушки
Лягут белые подушки. ______________________________________________
Кто не сводит с книг очей,
Тот зовётся книгочей. ______________________________________________
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВСЕГДА НАЙДУТ ПРИМЕНЕНИЕ
Задание № 4. Давай поиграем! Метаграммы.
- Различие между двумя словами есть.
И ты сейчас о них понятие составишь:
Когда я с И-меня ты будешь есть,
Когда я с О-перешагнёшь, но есть не станешь.
- Я раньше был кавалеристом.
Скакал, как ветер, в поле чистом,
Но как-то Л на Р сменил,
И я в планеты угодил.
- Чтоб отгадать, имей терпение:
С Л – часть лица я, с Б – растение.
- Меня ты можешь повстречать
В просторах Арктики холодной.
Перемени мне Р на Г,
И стану пляской я народной.
- Мне недолго измениться:
С С я – рыба, с Ф я – птица.
- С О мной питаются
С Е одеваются.
- Я с буквой В – угрюмая ночная птица,
А с буквой Д – в воде сумею раствориться.
- Конечно, метаграмма эта
Весьма проста и несложна:
Я с У – далёкая планета,
Я с И я в Азии страна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами
Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....
" Омонимы" разработка урока по татарскому языку.
Разработка+ презентация к уроку на тему "Омонимы" в 3 классе татарской подгруппы....
Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме "Омофоны"
Конспект урока для 2 класса по русскому языку по теме "Омофоны"Тема: Омофоны.Цель" познакомить с понятием "омофоны"....
Конспект урока русского языка во 2 классе.«Правописание безударных гласных в корне слова. Слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу (слова-омофоны
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: «Правописание безударных гласных...
"Омофоны"
Как работать с омофонами на уроках русского языка?...
Конспект занятия "Омофоны..." 3 класс, с заданиями для самостоятельной работы
Конспект логопедического занятия "Омофоны" класс+ карточки для самостоятельной работы...
Омонимы, омоформы и омофоны.
Презентация "Омонимы, омоформы и омофоны" предназначена для занятия внеурочной деятельностью по развитию речи...