Многозначные слова.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие 1.
Многозначные слова.
ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО
А) Вопросы по занимательной фонетике.
1. Есть ли в русском языке звуки, для которых буквы нет и наоборот – есть ли буквы, которые не обозначают никакого звука?____________________________
___________________________________________________________________
2.Сколько звуков в словах «сшить», «лётчик»? __________________________
3.Слово какой части речи выражается лишь двумя звуками, а в алфавите
обозначено одной буквой ?____________________________________________
4.Назови русское женское имя, которое не оканчивалось бы ни на а, ни на я.
__________________________________________________________________
Б) Загадки.
1. «Я – в озёрах и реках, но в воде меня нет.
Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет». _________________________
2. Какая гласная буква и нота составляют вместе название города?_________
3. Какая нота и буква составляют вместе название реки?___________________
4. «Ты меня, наверно, знаешь:
Я в сказке Пушкина герой.
Но лишь сонорный звук сменяешь,
Сибирской стану я рекой»____________________________________________
ВИДИТ ОКО ДАЛЕКО, А УМ ЕЩЁ ДАЛЬШЕ
Задание № 1. Что означает слово идёт?
- Прочитай данные выражения и найди среди них выражение с прямым значением этого слова.
Идут солдаты. Весна идёт. Часы идут. Идёт дождь. Идёт экзамен. Дым идёт. Дорога идёт.
- Объясни значения слова идёт в остальных выражениях.
- Как называются слова, которые могут иметь несколько значений? _____________________________________________________________
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ!
Многозначное слово обозначает разные явления окружающего нас мира, однако между этими значениями обязательно есть связь. Дождь идёт не так, как человек, но и дождь и человек перемещаются в пространстве.
Задание № 2. Подумай и назови прямое и переносные значения слова хлеб.
_____________________________________________________________________
- Объясни, в каких значениях одинаково звучащие существительные употреблены в прямом значении, а в каких – в переносном.
Блеск молнии и блеск остроумия, вершина горы и вершина слова, глубина реки и глубина замысла, свет солнца и свет знаний, многозначное число и многозначное слово.
- Переносные значения многозначного слова часто используется в загадках – шутках:
- Какая ветка не растёт на дереве? - _________________________________ ___
- Каким гребнем нельзя причесаться? - _________________________________
- Из какого полотна не сошьёшь рубашки? - ____________________________
- Какую шляпку нельзя надеть на голову ? - ______________________________
- Попробуй придумать и записать несколько таких же загадок.
- Какую соль нельзя взять в руки?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3. Подумайте, каким словом можно назвать:
А) Часть руки; гроздь винограда; украшение на краях шарфа; предмет для работы красками. ______________________________________________________________
Б) Сердцевина ореха, центр Земли; круглый снаряд старинной пушки. ________
В) Хвоинка ёлки или сосны; колючка у ёжика; предмет, которым шьют. _______
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВСЕГДА НАЙДУТ ПРИМЕНЕНИЕ
Задание № 4. Давай поиграем! «Запрещённая буква».
Играющие усаживаются в кружок. Один из них - ведущий. Он поочерёдно задаёт участникам игры какие-либо вопросы. Тот, к кому обращён вопрос, должен ответить, не употребляя при этом букву, которая по уговору запрещена для отвечающих. Если в ответе окажется запрещённая буква, то допустивший ошибку сменяет ведущего и водит до тех пор, пока кто-нибудь другой не проговорится. Предположим, что запрещённой объявлена буква «О».
- Какой пирог вам больше нравится: с рисом или с яблоками? - спрашивает водящий.
Нельзя ответить: «С рисом». Нельзя ответить: «С яблоками» приходится стр. И нельзя сказать, что оба нравятся. Во всех этих случаях в ответе будет буква «О». Но можно сказать: «Первый из названных вами». Иногда строить весьма замысловатую фразу, что всегда вносит весёлое оживление в игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.
Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".
Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...
Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, фразеологизмах.
Где писателям уют?Где их помнят, любят, ждутИ заносят в картотеки?Скажем, где?...