Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

калинина евгения михайловна

Урок русского языка "Орфограммы в корне слова" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.urok_k_seminaru.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Орфограммы в корне слова.

Цель: Развивать умение распознавать орфограммы в корне слова, уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.

Задачи: 1.Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных. Учить применять на практике полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.

2. Развивать интерес к русскому языку как учебному материалу на основе изученных правил через игровую форму обучения. Расширять кругозор учащихся и эстетический вкус с опорой на эмоциональную сферу. Обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием их речи.

3. Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания и дружбы.

Оборудование: картинки овощей и фруктов, маршрутные листы с заданиями и тестами, карточки с рисунком велосипеда, карточки с названиями орфограмм; мультимедиа, компьютер.

I  Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Дорогие ребята! Сегодня в нашем классе необычный урок. У нас в гостях учителя из разных школ района. И я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы  учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

- Сели правильно. Прежде чем мы начнём работать, поставьте на полях отметку, которую вы хотели бы получить в ходе урока.

(запись даты)

- Скажите, какое время года вы видите? (слайд-картинка зимы)

- Назовите зимние месяцы.

- Назовите первый зимний месяц.(слайд: декабрь, январь, февраль)

- Расскажите о правописании этого слова.(в числе подчеркнуть е).

II Минутка чистописания

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела

              Стала улица бела.(метель)

(на слайде)

- Метель то стелется по земле позёмкой, то взмывает вверх снежной пылью. Так  и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента, как «петля»

III Фронтальная работа.

- Без этого явления невозможно представить зиму. Назовите его?

Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит и стоять не велит.(мороз) (на слайде)

- Что вы можете рассказать о правописании этого слова?

мороз

- С красной строки запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- Слово какой части речи записали?

- От данного слова образуйте слово, которое отвечает на вопрос какой?

морозный

- К какой части речи относится это слово?

- Образуйте слово с этим же корнем, которое отвечает на вопрос что сделали?

заморозили

- Что можете сказать об этом слове, как о части речи?

- Запишите два слова с корнем мороз:

1) любимое лакомство детей

мороженое   (на слайде)

2) его прихода все люди ждут с нетерпением

Дед Мороз   (картинка на слайде)

- Почему записали с большой буквы?

- Посмотрите внимательно на слова, как можно назвать их одним словом?

- А что такое однокоренные слова?

-  Как пишется корень в однокоренных словах?

IV Сообщение темы урока

- Да, ребята, вы правильно сказали – корень в однокоренных словах пишется одинаково. А что надо знать, чтобы правильно его написать?

- Какой же главный вид работы мы будем выполнять на следующем этапе урока? (будем находить орфограммы в корне, учиться применять правила при написании орфограмм в корне слова)

- Ребята! Посмотрите, нам пришло письмо! (слайд)

В знаний чудесных большой океан

Вихрем ворвался пират Шарлатан!

Над Новым годом нависла угроза!

В темницах томятся друзья Деда Мороза!

И если от вас помощь к нам не  придёт,

То скоро растает наш снежный народ!

Мы обращаемся с просьбой ко всем:

Помогите нам!     Снегурочка.

- Ах, беда! Хорошо, что Снегурочка успела послать нам весточку и свои координаты. Готовы ли вы, ребята, отправиться в опасное путешествие, чтобы помочь друзьям Деда Мороза?

- А отправимся мы на корабле. Нам предстоит плавание по океану Орфография.

Орфос – правильный

Графия – пишу        (слайд)

V Словарная работа

(на доске картинки, которые 2 человека делят на 2 группы)

- Отправляясь в путешествие, необходимо запастись провизией.

а) Посмотрите, на какие группы можно разделить данные предметы?

(картинки: фруктов…., овощи: капуста, горох, морковь, огурец, картофель….)

Лексико-орфографическая работа

б) Какие овощи на борт корабля мы возьмём?

     1. Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что означает голова.

     2. Огородное растение с крупными семенами – горошинами.

     3. Этот овощ получил название агурос за то, что, в отличие от других овощей, его можно есть неспелым.

     4. Этот овощ был завезён из Южной Америки, клубни его похожи на гриб-трюфель. Они, как  и трюфель, растут в земле.

     5. Про этот овощ сложена загадка: «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице».

(на слайде: капуста, горох, картофель, огурец, морковь)

- Сделайте вывод, почему написание подчёркнутых гласных в данных словах надо запомнить?

- Помогать друзьям Деда Мороза мы будем, работая в командах. Каждой команде выданы маршрутные листы.

- Итак, всё необходимое у нас есть.

Физминутка

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Не беда, что места мало,

Разомнёмся для начала:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой.

По коленкам бьём ладошкой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой непременно.

Вместе прыгаем сейчас.

И сначала ещё раз.

- Подплываем к первому острову.

VI Путешествие по островам.

1. Остров «Безударные гласные»

- Мы на острове «Безударные гласные». Освободить жителей нам может помочь королева Ударение. Как вы думаете, почему?

- Смотрим  в маршрутные листы – 1 задание

1. Вставь пропущенную орфограмму. Подбери проверочное слово.

1 команда                                 2 команда                      3 команда

Тр. ва-_______                     Д. ма-_________               З. ма-_______

Гл. за-_______                     п. ля-__________               кр. чать-_____

В стр. не-_______                м. ря-_________                т. шина-_____

С. довник-_______              д. бро-________                уд. влять-______

Хв. лить-________               к. рмить-______               гр. бы-_________

-Что интересного увидела каждая команда в своих словах? (пропущена а,о,и)

- Есть другое мнение?

- Как вы доказывали, что пропущены такие гласные?

- Приведите примеры…..

- Какие гласные чаще всего бывают опасными в безударном положении?

- Вы хорошо потрудились на острове «Б. г»

 

2. Остров «Парные согласные по звонкости – глухости»

- На этом острове всем руководит господин Гласный.

- Ребята! Вспомните  правило проверки  парных согласных по звонкости – глухости, если они находятся на конце или в середине слова.

- Шарлатан приготовил для вас сложное испытание. Я буду читать предложения, а вы находите в них слова с парным согласным, требующим проверки.

Устная работа

- Внимание, 1 команда!

Легко (лёгок), как тень, рыбки (рыба) скользят у самого дна.

2 команда.

Вылез (вылезает) из-под камня краб (крабы).

3 команда.

Уползла его соседка (соседи) улитка (улиточка).

- Вы хорошо справились с заданием, однако не полетели снежинки над островом, а вместо них появился грозный Пират! Отпустит он нас с этого острова только в одном случае – если вы ответите на вопросы теста.

Тест (2 задание в маршрутном листе – дифференцированная работа)

Для сильных

1 вариант                                                            2 вариант

1. Допиши предложение:

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо__________ или подобрать_____________, в котором после согласного стоит_____________.

 2. Подчеркни слова с парным согласным в корне слова:

Чиж, загадка, чижик, сторожить,                     Голубь, сказка, голубок,

загадывать, сторожка.                                        сказать, ложечка, ложка.

3. Подбери проверочное слово и вставь орфограмму:

 _____-ска. ка         _____-коро. ка                   _____-бесе. ка      ____-сапо. ки

_____-дож.             _____-обры.                       _____-расска.      ____-рука.    

Для средних

Вставь пропущенную орфограмму. Подбери проверочное слово.

Лоша .- ________                                  бере .-___________

Сторо .-________                                   овра .-___________

Сапо .-_________                                   сне .-____________

Яго .ка-_________                                  ры .ка-___________

Для слабых

Проверь парную согласную. Измени слово, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная (а, я,……) или звонкая согласная.

Например: мороз-морозный, морозы;    лодка-лодочка.

Заво .- заво .ы                                   гри . ки – гри . ы

Горо .-_______                                  ры . ка - _______

Сне . -_______                                   ло .ка - ________

3. Остров «Непроизносимые согласные».

- Следующий остров « Н. с.» Он весь жутковатый, в дымке, пелене. Глубоко в недрах острова идут процессы. Здесь часто происходит извержение вулкана. И если в это время произносят слова, в которых есть сочетание согласных, то один из этих согласных теряется, его как бы нет.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный или, наоборот, не написать  лишнюю букву?

- А теперь очередное задание Шарлатана. Работаете в команде. Вы должны определить пишется или не пишется непроизносимая согласная в словах, соединить цифры, которые соответствуют этому слову на рисунке. Что же там получится? Закрасить, обвести фломастерами, цветными карандашами.

Будьте  внимательными.

(Задание из книги «Художник – грамотей» - получается рисунок велосипеда, все 3 команды вывешивают свои работы на доску)

4.Остров Шарлатана. 

- Прямо по курсу остров Шарлатана. Вот и над островом Шарлатана прояснилось. И Снегурочка спешит к нам. У неё есть для вас маленький секрет: Шарлатан очень хотел бы иметь таких друзей, как вы. Вы даже не представляете как ему одиноко и горько. И если вы сумеете вспомнить, какие орфограммы помогли нам справиться с опасностями в пути, то, я уверена, произойдет чудо!

- Назовите эти орфограммы.

1. Правописание безударной гласной в корне, непроверяемой ударением (словарные слова)

2. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

3. Правописание парных согласных по звонкости – глухости в корне слова и на конце слова.

4. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

- Друзья! Посмотрите, как изменился облик Шарлатана! На его лице сияет улыбка, он счастлив, что наконец обрёл друзей. Сердце Шарлатана наполнилось добротой и любовью. И не беда, что за окном зима. Добрым сердцам и мыслям никогда не грозит одиночество и холод. Вы сами сегодня совершили чудо – одержали победу добра над невежеством и злом.

Снегурочка благодарит вас за помощь.

( появляется картинка Снегурочки – под ней надпись «Молодцы!»)

VII Итог урока

- Сегодня вы выручили из плена безграмотности помощников Деда Мороза.

- В начале урока вы ставили на полях себе оценку, если вы с ней согласны обведите её в кружок, если нет, то зачеркните и поставьте другую.

- В маршрутном листе есть незаконченные предложения, прочитайте их и выберите то, по которому хотели бы высказать своё мнение.

Наша группа работала………

Мы сегодня разобрались………

Мне было интересно………..

Мне было трудно………

VIII Домашнее задание

- И ещё Снегурочка даёт вам д/з: из её имени составить как можно больше слов.

- Урок окончен.

(слайд – С Новым годом!)                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....