Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок русского языка "Орфограммы в корне слова" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.urok_k_seminaru.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Орфограммы в корне слова.
Цель: Развивать умение распознавать орфограммы в корне слова, уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.
Задачи: 1.Формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных. Учить применять на практике полученные знания грамотного письма при самостоятельной работе.
2. Развивать интерес к русскому языку как учебному материалу на основе изученных правил через игровую форму обучения. Расширять кругозор учащихся и эстетический вкус с опорой на эмоциональную сферу. Обогащать словарный запас учащихся и работать над развитием их речи.
3. Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания и дружбы.
Оборудование: картинки овощей и фруктов, маршрутные листы с заданиями и тестами, карточки с рисунком велосипеда, карточки с названиями орфограмм; мультимедиа, компьютер.
I Организационный момент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
- Дорогие ребята! Сегодня в нашем классе необычный урок. У нас в гостях учителя из разных школ района. И я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
- Сели правильно. Прежде чем мы начнём работать, поставьте на полях отметку, которую вы хотели бы получить в ходе урока.
(запись даты)
- Скажите, какое время года вы видите? (слайд-картинка зимы)
- Назовите зимние месяцы.
- Назовите первый зимний месяц.(слайд: декабрь, январь, февраль)
- Расскажите о правописании этого слова.(в числе подчеркнуть е).
II Минутка чистописания
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела
Стала улица бела.(метель)
(на слайде)
- Метель то стелется по земле позёмкой, то взмывает вверх снежной пылью. Так и мы в написании букв должны соблюдать высоту такого элемента, как «петля»
III Фронтальная работа.
- Без этого явления невозможно представить зиму. Назовите его?
Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит.(мороз) (на слайде)
- Что вы можете рассказать о правописании этого слова?
мороз
- С красной строки запишите это слово, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
- Слово какой части речи записали?
- От данного слова образуйте слово, которое отвечает на вопрос какой?
морозный
- К какой части речи относится это слово?
- Образуйте слово с этим же корнем, которое отвечает на вопрос что сделали?
заморозили
- Что можете сказать об этом слове, как о части речи?
- Запишите два слова с корнем мороз:
1) любимое лакомство детей
мороженое (на слайде)
2) его прихода все люди ждут с нетерпением
Дед Мороз (картинка на слайде)
- Почему записали с большой буквы?
- Посмотрите внимательно на слова, как можно назвать их одним словом?
- А что такое однокоренные слова?
- Как пишется корень в однокоренных словах?
IV Сообщение темы урока
- Да, ребята, вы правильно сказали – корень в однокоренных словах пишется одинаково. А что надо знать, чтобы правильно его написать?
- Какой же главный вид работы мы будем выполнять на следующем этапе урока? (будем находить орфограммы в корне, учиться применять правила при написании орфограмм в корне слова)
- Ребята! Посмотрите, нам пришло письмо! (слайд)
В знаний чудесных большой океан
Вихрем ворвался пират Шарлатан!
Над Новым годом нависла угроза!
В темницах томятся друзья Деда Мороза!
И если от вас помощь к нам не придёт,
То скоро растает наш снежный народ!
Мы обращаемся с просьбой ко всем:
Помогите нам! Снегурочка.
- Ах, беда! Хорошо, что Снегурочка успела послать нам весточку и свои координаты. Готовы ли вы, ребята, отправиться в опасное путешествие, чтобы помочь друзьям Деда Мороза?
- А отправимся мы на корабле. Нам предстоит плавание по океану Орфография.
Орфос – правильный
Графия – пишу (слайд)
V Словарная работа
(на доске картинки, которые 2 человека делят на 2 группы)
- Отправляясь в путешествие, необходимо запастись провизией.
а) Посмотрите, на какие группы можно разделить данные предметы?
(картинки: фруктов…., овощи: капуста, горох, морковь, огурец, картофель….)
Лексико-орфографическая работа
б) Какие овощи на борт корабля мы возьмём?
1. Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что означает голова.
2. Огородное растение с крупными семенами – горошинами.
3. Этот овощ получил название агурос за то, что, в отличие от других овощей, его можно есть неспелым.
4. Этот овощ был завезён из Южной Америки, клубни его похожи на гриб-трюфель. Они, как и трюфель, растут в земле.
5. Про этот овощ сложена загадка: «Красна девица сидит в темнице, а коса на улице».
(на слайде: капуста, горох, картофель, огурец, морковь)
- Сделайте вывод, почему написание подчёркнутых гласных в данных словах надо запомнить?
- Помогать друзьям Деда Мороза мы будем, работая в командах. Каждой команде выданы маршрутные листы.
- Итак, всё необходимое у нас есть.
Физминутка
Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало,
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно.
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз.
- Подплываем к первому острову.
VI Путешествие по островам.
1. Остров «Безударные гласные»
- Мы на острове «Безударные гласные». Освободить жителей нам может помочь королева Ударение. Как вы думаете, почему?
- Смотрим в маршрутные листы – 1 задание
1. Вставь пропущенную орфограмму. Подбери проверочное слово.
1 команда 2 команда 3 команда
Тр. ва-_______ Д. ма-_________ З. ма-_______
Гл. за-_______ п. ля-__________ кр. чать-_____
В стр. не-_______ м. ря-_________ т. шина-_____
С. довник-_______ д. бро-________ уд. влять-______
Хв. лить-________ к. рмить-______ гр. бы-_________
-Что интересного увидела каждая команда в своих словах? (пропущена а,о,и)
- Есть другое мнение?
- Как вы доказывали, что пропущены такие гласные?
- Приведите примеры…..
- Какие гласные чаще всего бывают опасными в безударном положении?
- Вы хорошо потрудились на острове «Б. г»
2. Остров «Парные согласные по звонкости – глухости»
- На этом острове всем руководит господин Гласный.
- Ребята! Вспомните правило проверки парных согласных по звонкости – глухости, если они находятся на конце или в середине слова.
- Шарлатан приготовил для вас сложное испытание. Я буду читать предложения, а вы находите в них слова с парным согласным, требующим проверки.
Устная работа
- Внимание, 1 команда!
Легко (лёгок), как тень, рыбки (рыба) скользят у самого дна.
2 команда.
Вылез (вылезает) из-под камня краб (крабы).
3 команда.
Уползла его соседка (соседи) улитка (улиточка).
- Вы хорошо справились с заданием, однако не полетели снежинки над островом, а вместо них появился грозный Пират! Отпустит он нас с этого острова только в одном случае – если вы ответите на вопросы теста.
Тест (2 задание в маршрутном листе – дифференцированная работа)
Для сильных
1 вариант 2 вариант
1. Допиши предложение:
Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо__________ или подобрать_____________, в котором после согласного стоит_____________.
2. Подчеркни слова с парным согласным в корне слова:
Чиж, загадка, чижик, сторожить, Голубь, сказка, голубок,
загадывать, сторожка. сказать, ложечка, ложка.
3. Подбери проверочное слово и вставь орфограмму:
_____-ска. ка _____-коро. ка _____-бесе. ка ____-сапо. ки
_____-дож. _____-обры. _____-расска. ____-рука.
Для средних
Вставь пропущенную орфограмму. Подбери проверочное слово.
Лоша .- ________ бере .-___________
Сторо .-________ овра .-___________
Сапо .-_________ сне .-____________
Яго .ка-_________ ры .ка-___________
Для слабых
Проверь парную согласную. Измени слово, чтобы после сомнительной согласной стояла гласная (а, я,……) или звонкая согласная.
Например: мороз-морозный, морозы; лодка-лодочка.
Заво .- заво .ы гри . ки – гри . ы
Горо .-_______ ры . ка - _______
Сне . -_______ ло .ка - ________
3. Остров «Непроизносимые согласные».
- Следующий остров « Н. с.» Он весь жутковатый, в дымке, пелене. Глубоко в недрах острова идут процессы. Здесь часто происходит извержение вулкана. И если в это время произносят слова, в которых есть сочетание согласных, то один из этих согласных теряется, его как бы нет.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный или, наоборот, не написать лишнюю букву?
- А теперь очередное задание Шарлатана. Работаете в команде. Вы должны определить пишется или не пишется непроизносимая согласная в словах, соединить цифры, которые соответствуют этому слову на рисунке. Что же там получится? Закрасить, обвести фломастерами, цветными карандашами.
Будьте внимательными.
(Задание из книги «Художник – грамотей» - получается рисунок велосипеда, все 3 команды вывешивают свои работы на доску)
4.Остров Шарлатана.
- Прямо по курсу остров Шарлатана. Вот и над островом Шарлатана прояснилось. И Снегурочка спешит к нам. У неё есть для вас маленький секрет: Шарлатан очень хотел бы иметь таких друзей, как вы. Вы даже не представляете как ему одиноко и горько. И если вы сумеете вспомнить, какие орфограммы помогли нам справиться с опасностями в пути, то, я уверена, произойдет чудо!
- Назовите эти орфограммы.
1. Правописание безударной гласной в корне, непроверяемой ударением (словарные слова)
2. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
3. Правописание парных согласных по звонкости – глухости в корне слова и на конце слова.
4. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
- Друзья! Посмотрите, как изменился облик Шарлатана! На его лице сияет улыбка, он счастлив, что наконец обрёл друзей. Сердце Шарлатана наполнилось добротой и любовью. И не беда, что за окном зима. Добрым сердцам и мыслям никогда не грозит одиночество и холод. Вы сами сегодня совершили чудо – одержали победу добра над невежеством и злом.
Снегурочка благодарит вас за помощь.
( появляется картинка Снегурочки – под ней надпись «Молодцы!»)
VII Итог урока
- Сегодня вы выручили из плена безграмотности помощников Деда Мороза.
- В начале урока вы ставили на полях себе оценку, если вы с ней согласны обведите её в кружок, если нет, то зачеркните и поставьте другую.
- В маршрутном листе есть незаконченные предложения, прочитайте их и выберите то, по которому хотели бы высказать своё мнение.
Наша группа работала………
Мы сегодня разобрались………
Мне было интересно………..
Мне было трудно………
VIII Домашнее задание
- И ещё Снегурочка даёт вам д/з: из её имени составить как можно больше слов.
- Урок окончен.
(слайд – С Новым годом!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....