программа по проектной деятельности: "Путь к грамотности "
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему

Пушкина Юлия Александровна

Программа по проектной деятельности по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_k_grammotnosti_3_kl_moya.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 2-4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности, исследуя понятия, явления русского языка.

         Занятие проводится 1 раз в неделю (всего 34 часа )

 Цель курса: формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как  самостоятельно, так и в группе; определять значимые проблемы и решать их; научить детей разным способам поиска материала и разным видам исследования; развивать  у них творческие способности , пробудить интерес к исследовательской деятельности.

      Данный курс разработан в соответствии с ФГОС начального общего образования, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по разделам:

2 класс- лексика, фонетика, графика;

3 класс- морфология, морфемика, орфография;

4 класс- синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.

Занятия данного курса представлены различными формами работы и проверки знаний, умений учащихся. Это занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания и др. 

В числе прочих предусмотрены следующие формы работы:

 доклад, реферат, исследование (исследовательская работа), проект. 

Доклад - это устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей (читателей) с определённой темой (проблемой). В докладе могут быть представлены сообщения автора, которые , которые в данном случае не требуют научной проверки или доказательств. 

Реферат - это доклад на определённую тему, основанный на обзоре различных источников информации. В реферате могут быть изложены различные точки зрения по данному вопросу. 

Исследование (исследовательская работа) - это изучение чего – либо с целью решения определённой задачи и получения какого – либо результата. 

Проект – это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций. 

Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат. 
После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо следующее: 

1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.) 
2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта). 
3.Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части). 
4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе. 
5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение. 

Введение – это часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы её проверки. 
Основная часть - это описание поэтапного решения задач. 
Можно использовать фразы –клише:
Я начал свою работу с тог, что…
Потом я приступил…
Я завершил работу тем, что…
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами…
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план)…
План моей работы был нарушен, потому что… 

Заключение - это часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, и что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации. 

В проектной деятельности ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребёнку делать для себя открытия, учиться для себя ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребёнок больше узнаёт о себе, о своих возможностях, и развивает способности, формирует свою компетенции: информационную, мыслительную, деятельную, коммуникативную. 

В данном курсе используются такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки. 

Важной особенностью курса стала методика, получившая название «школа эйдетика». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника. Как показала практика, приёмы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. 

После защиты проекта рекомендуется оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка своих поступков и переживаний.

Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в курсе «Путь к грамотности» - русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная), а также интерес к русскому языку. 

Планирование составлено по оригинальному авторскому курсу «Путь к грамотности» Олейник О. В., Кабанюк Л. П.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

Дата

Тема раздела

Тема занятия

Содержание

План

Факт

1

4.09

Части речи

Проекты дают знания

 Что такое проекты.  Какие бывают отметки. Интеллектуальный тренинг.

2

11.09

В гостях у частей речи

Методы исследований: анализ и синтез. Темы проектов по морфологии

3

18.09

Все, что существует

Поиск информации. Мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг.

4.

25.09

Прилагательное

Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг.

5

2.10

Глагол.

Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг

6

9. 10

Вместо имени.

Поиск информации. Критерии оценки проектных работ. Информационный продукт.

7

16.10

Служба частям речи.

Сравнение как метод исследования. Разработка проектов. Морфологическая задачка. Интеллектуальный тренинг

8

23.10

Для чего нужна морфология

Симпозиум. Предзащита проектов. Интеллектуальный тренинг

9

30.10

Защита проектов по морфологии

Защита проектов. Презентация продуктов.

10

13.11

Состав слова.

Из чего состоят слова?

Самоанализ «После защиты проектов». Проблемные вопросы. Темы проектов по морфемике. Интеллектуальный тренинг

11

20.11

Зрим в корень.

Наблюдение как метод исследования. Дедукция как метод познания. Интеллектуальный тренинг

12

27.11

Окончание и основа.

От сравнения к индукции. Интеллектуальный тренинг

13

4.12

Слово о префиксах.

Поисковик. Эксперимент. Интеллектуальный тренинг

14

11.12

Приставки–труженицы.

Индукция как метод познания. Интеллектуальный тренинг

15

18.12

Говорящие суффиксы.

Электронный помощник. Разработка проектов. мозговой штурм. Интеллектуальный тренинг

16

25.12

Суффиксы существительных

Программа Microsoft Word. Анализ и синтез . информационный продукт. Интеллектуальный тренинг

17

15.01

Суффиксы прилагательных

Программа Microsoft Word. Анализ и синтез . информационный продукт. Интеллектуальный тренинг

18

22.01

Суффиксы глаголов

Программа Microsoft Word. Анализ и синтез . информационный продукт. Интеллекту.альный тренинг

19

29.01

Интерфикс и постфикс

Мини-проект «Интерфикс и постфикс». Творческий продукт. Интеллектуальный тренинг. Подготовка к защите проектов. Творческий продукт.

20

5.02

Слова замаскировались

Критерии оценки проектных работ. Предзащита проектов. Творческий продукт

21

12.02

Защита проектов по морфемике

Презентация и защита проектов.

22

19.02

Правописание.

Где прячутся ошибки?

Самоанализ. Цель и задачи проектов. Тематика проектов. Поиск информации. Интеллектуальный тренинг.

23

26.02

Самоинструкции.

Алгоритм. Разработка проекта. Творческий продукт.

24

4.03

Орфограммы в стихах.

Разработка проекта. Интеллектуальный тренинг.

25

11.03

Что нельзя проверить?

Разработка проекта. Интеллектуальный тренинг.

26

18.03

Этимология.

Этимология- новый компонент проекта. Творческий продукт. Интеллектуальный тренинг.

27

1.04

Школа эйдетики.

Творческий продукт. Школа эйдетики. От аналогии к информационному продукту.

28

8.04

Образ слова.

Школа эйдетики. Разработка проектов.

29

15.04

Цепочка ассоциаций.

Школа эйдетики. Ассоциация- путь к творческому продукту.

30

22.04

Стоп! Перенос!

Школа эйдетики. Разработка проектов. Творческий продукт . Интеллектуальный тренинг.

31

29.04

Предлоги и приставки.

Школа эйдетики. Методы исследования. Интеллектуальный тренинг.

32

6.05

Пишем раздельно.

Школа эйдетики. Творческий продукт. Критерии оценки проектной работы. Подготовка к защите проектов.

33

13.05

Защита проектов по правописанию.

Презентация и защита проектов.

34

20.05

Конкурс « Что написано пером, не вырубишь топором»

Конкурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса

рабочая программа и календарно- тематическое планирование к авторскому курсу "Путь к грамотности" Олейник О. В. 3 класс...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

рабочая программа по внеурочной деятельности "Путь к грамотности"...

Программа курса внеурочной деятельности «Путь к успеху»

      Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года., с изменениями от 26.11.201...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»

Рабочая программа   по внеурочной деятельности «Путь к грамотности»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Путь к грамотности" 2-4 класс.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Организация внеурочной деятельности путем формирования функциональной грамотности младших школьников.

В последнее время поток информации значительно увеличился. Обработать и запомнить всю физиологически невозможно. Как помочь детям находить то нужное в век развитых технологий и применять в различных ж...