Система словарей в УМК "Перспективная начальная школа"
статья по русскому языку на тему
Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК «Перспективная начальная школа» продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.
Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_slovarey_v_umk_perspektivnaya_nachalnaya_shkola.docx | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА СЛОВАРЕЙ В УМК
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Меняются времена, меняются поколения. Каждое новое поколение стремится быть умнее предыдущего, усвоить его опыт и двигаться дальше в своём развитии и самосовершенствовании.
В век информационных технологий человек сталкивается с лавинообразным потоком информации. Информация буквально захлёстывает его через публикации, через электронные средства, а в первую очередь Интернет, компакт-диски, через средства массовой (информации.
Для современного человека важно умение самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, анализировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы.
Инновационная задача начального общего образования не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять для получения нового знания, развитие самостоятельного критического мышления школьника, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.
Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК «Перспективная начальная школа» продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.
Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.
Учёт реальных норм произношения предполагает и учёт статистики самых частых ошибок произношения, связанных с неправильным ударением, с искажением произношения отдельных звуков. Для реального освоения норм правильного произношения введен в обиход (и включён в УМК) ОРФОЭПИЧЕСКИЙ словарь, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.
Например:
3 класс. Упражнение 15.
Найди в словаре «Произнеси правильно» слова купе и кафе.
Произнеси их, как требует словарь [купэ], [кафэ]. Не допусти ошибку в звукобуквенном разборе согласных звуков в этих словах.
Словарь обозначает твёрдость согласного звука в каждом слове. Именно необозначение этой твёрдости является ошибкой.
Постоянная работа с ОБРАТНЫМ словарём, в котором языковый материал выстроен с учётом, суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении (через окончание), также способствует не только сознательному, но и подсознательному усвоению системы языка.
Например:
3 класс. Упражнение 3.
Открой обратный словарь на букву Ж. Запиши слова из списка в форме множественного числа: багажи, пейзажи, экипажи...
Открой Обратный словарь на букву А на ЧА. Измени форму слов из списка таким образом, чтобы они отвечали на вопросы: кого? что? Сочини с полученными формами слов словосочетания по образцу и запиши их.
Открой Обратный словарь на букву Ь на ЧЬ. Сочини со словами из списка словосочетания и запиши их (важно лишь, чтобы школьник из списка слов с основой на ЧЬ выбрал слова − названия предметов, а не действий).
В работе со словарными словами используется ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ словарь.
Например:
3 класс. Упражнение 9.
Чтобы школьники запомнили написание слова «винегрет», мы используем не только пропуск букв я необходимость поиска слова в ОРФОГРАФИЧЕСКОМ словаре, но и даём происхождение этого слова и его приблизительное звучание на французском языке. Если дети его запомнят, они никогда не сделают ошибки в написании этого слова.
Многообразны формы работы с ТОЛКОВЫМ словарём
3 класс. Упражнение 39.
Определить по Толковому словарю, в каком значении используется многозначное слово ПЕРО в тексте,
Открыв словарь, дети обнаружат, что у слова перо четыре значения. Сопоставив эти значения со словом из стихотворения, дети должны найти нужное значение.
Цель таких упражнений такова: школьник должен в конце концов научиться пользоваться Толковым словарём полностью, то есть научиться определять, в каком из значений употреблено в тексте интересующее его слово.
Упражнение 59.
Дети знакомятся со значением помет в толковом словаре, где первая помета показывает окончание в Р.п,, а вторая - род существительного.
Дети отыскивают в словаре любое существительное, читают его начальную форму и определяют Р.п. по пометке в статье.
Мы уже назвали четыре словаря, которые включены в УМК. Все они вводятся со 2-го класса, а в 3-ем прибавляется ещё один словарь − СЛОВАРЬ УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.
Целый раздел посвящен формированию у детей представления, что такое «устойчивое выражение». Неоднократное обращение к словарю помогает детям понять значения доступных фразеологизмов. Дети узнают, почему такие выражения называют устойчивыми: мы не можем переделать их по собственному желанию, а пользуемся им в готовом виде.
Например:
3 класс. Упражнение 103.
Найди в словаре фразеологизмов значение выражения «кот наплакал», (следует понимать как «очень мало»).
Упражнение 104.
Узнай значение выражения «собачий холод». Составь рассказ с использованием данного устойчивого выражения. Главное, что дети должны понять - что рассказ не обязательно должен быть о животном, хотя фразеологизм и содержит слово «собачий».
Упражнение 105.
Подбери устойчивое выражение, противоположное по смыслу данному, то есть «устойчивое выражение - антоним».
Устно составь предложение с этим фразеологизмом.
Это всего лишь малая часть примеров работы с использованием словарей.
Как мы уже сказали выше, школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи к тому или другому словарю. Разработанная система заданий способствует формированию таких общих умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информациями (учебник, справочник, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований: это обмен информацией между учебниками; выход за пределы учебника в зону словарей; включение словарей разного назначения во все учебники комплекта; постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС
Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...
Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"
Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы в ...
Методический пакет. Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете ФГОС
Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы в ...
Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...
Система индивидуального мониторинга в начальной школе.
Решение непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося....
Воспитательная система класса "Мы вместе". Начальная школа. С(К)ОУ 8 вид.
Воспитательная система класса составлена для 1-4 классов коррекционной школы 8 вида....
Система воспитательной работы в начальной школе
Исходя из цели воспитательной работы школы , анализа воспитательной работы за прошлые учебные года, учитывая психологические особенности учащихся, мною была взята и реализуется воспитательная пр...