Система словарей в УМК "Перспективная начальная школа"
статья по русскому языку на тему

Котлова Елена Анатольевна

Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК «Перспективная начальная школа» продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.

Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_slovarey_v_umk_perspektivnaya_nachalnaya_shkola.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА СЛОВАРЕЙ В УМК
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Меняются времена, меняются поколения. Каждое новое поколение стремится быть умнее предыдущего, усвоить его опыт и двигаться дальше в своём развитии и самосовершенствовании.

В век информационных технологий человек сталкивается с лавинообразным потоком информации. Информация буквально захлёстывает его через публикации, через электронные средства, а в первую очередь Интернет, компакт-диски, через средства массовой (информации.

Для современного человека важно умение самостоятельно приобретать знания, уметь работать с информацией, анализировать её, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы.

Инновационная задача начального общего образования не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять для получения нового знания, развитие самостоятельного критического мышления школьника, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК «Перспективная начальная школа» продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.

Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге.

Учёт реальных норм произношения предполагает и учёт статистики самых частых ошибок произношения, связанных с неправильным ударением, с искажением произношения отдельных звуков. Для реального освоения норм правильного произношения введен в обиход (и включён в УМК) ОРФОЭПИЧЕСКИЙ словарь, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.

Например:

3 класс. Упражнение 15.

Найди в словаре «Произнеси правильно» слова купе и кафе.

Произнеси их, как требует словарь [купэ], [кафэ]. Не допусти ошибку в звукобуквенном разборе согласных звуков в этих словах.

Словарь обозначает твёрдость согласного звука в каждом слове. Именно необозначение этой твёрдости является ошибкой.

Постоянная работа с ОБРАТНЫМ словарём, в котором языковый материал выстроен с учётом, суффиксального способа словообразования как господствующего в русском языке и флексийного способа связи слов в предложении (через окончание), также способствует не только сознательному, но и подсознательному усвоению системы языка.

Например:

3 класс. Упражнение 3.

Открой обратный словарь на букву Ж. Запиши слова из списка в форме множественного числа: багажи, пейзажи, экипажи...

Открой Обратный словарь на букву А на ЧА. Измени форму слов из списка таким образом, чтобы они отвечали на вопросы: кого? что? Сочини с полученными формами слов словосочетания по образцу и запиши их.

Открой Обратный словарь на букву Ь на ЧЬ. Сочини со словами из списка словосочетания и запиши их (важно лишь, чтобы школьник из списка слов с основой на ЧЬ выбрал слова − названия предметов, а не действий).

В работе со словарными словами используется ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ словарь.

Например:

3 класс. Упражнение 9.

Чтобы школьники запомнили написание слова «винегрет», мы используем не только пропуск букв я необходимость поиска слова в ОРФОГРАФИЧЕСКОМ словаре, но и даём происхождение этого слова и его приблизительное звучание на французском языке. Если дети его запомнят, они никогда не сделают ошибки в написании этого слова.

Многообразны формы работы с ТОЛКОВЫМ словарём

3 класс. Упражнение 39.

Определить по Толковому словарю, в каком значении используется многозначное слово ПЕРО в тексте,

Открыв словарь, дети обнаружат, что у слова перо четыре значения. Сопоставив эти значения со словом из стихотворения, дети должны найти нужное значение.

Цель таких упражнений такова: школьник должен в конце концов научиться пользоваться Толковым словарём полностью, то есть научиться определять, в каком из значений употреблено в тексте интересующее его слово.

Упражнение 59.

Дети знакомятся со значением помет в толковом словаре, где первая помета показывает окончание в Р.п,, а вторая - род существительного.

Дети отыскивают в словаре любое существительное, читают его начальную форму и определяют Р.п. по пометке в статье.

Мы уже назвали четыре словаря, которые включены в УМК. Все они вводятся со 2-го класса, а в 3-ем прибавляется ещё один словарь − СЛОВАРЬ УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ.

Целый раздел посвящен формированию у детей представления, что такое «устойчивое выражение». Неоднократное обращение к словарю помогает детям понять значения доступных фразеологизмов. Дети узнают, почему такие выражения называют устойчивыми: мы не можем переделать их по собственному желанию, а пользуемся им в готовом виде.

Например:

3 класс. Упражнение 103.

Найди в словаре фразеологизмов значение выражения «кот наплакал», (следует понимать как «очень мало»).

Упражнение 104.

Узнай значение выражения «собачий холод». Составь рассказ с использованием данного устойчивого выражения. Главное, что дети должны понять - что рассказ не обязательно должен быть о животном, хотя фразеологизм и содержит слово «собачий».

Упражнение 105.

Подбери устойчивое выражение, противоположное по смыслу данному, то есть «устойчивое выражение - антоним».

Устно составь предложение с этим фразеологизмом.

Это всего лишь малая часть примеров работы с использованием словарей.

Как мы уже сказали выше, школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи к тому или другому словарю. Разработанная система заданий способствует формированию таких общих умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информациями (учебник, справочник, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований: это обмен информацией между учебниками; выход за пределы учебника в зону словарей; включение словарей разного назначения во все учебники комплекта; постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...

Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

Методический пакет. Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете ФГОС

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...

Система индивидуального мониторинга в начальной школе.

Решение непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося....

Воспитательная система класса "Мы вместе". Начальная школа. С(К)ОУ 8 вид.

Воспитательная система класса составлена для 1-4 классов коррекционной школы 8 вида....

Система воспитательной работы в начальной школе

Исходя из цели воспитательной работы школы , анализа воспитательной работы за прошлые учебные года, учитывая психологические особенности учащихся, мною была взята и реализуется воспитательная пр...