Урок русского языка в 1 и 4 классах малокомплектной школы
учебно-методический материал по русскому языку (1, 4 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Опасности письма" на месте безударных гласных. Закрепление", в 4 классе по теме "Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе", проведённого в малокомплектной школе по ФГОС. Лист заданий для 4 класса. Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_v_1.doc | 48.5 КБ |
list_zadaniy.doc | 35 КБ |
urok.ppt | 1.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 1, 4 классах. 23.11.2015г.
1 класс | 4 класс | |
Тема | «Опасности письма» на месте безударных гласных. Закрепление. | Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе |
Цели |
| Триединая дидактическая цель: - образовательный аспект: отрабатывать умение распознавать тип склонения, учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения; - воспитательный аспект: создать условия для формирования умения работать в парах и группах, вести диалог, уважительно относиться к людям, прививать любовь к родной природе; - развивающий аспект: развитие мышления, памяти, внимания, умения обосновывать своё мнение, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль |
Деятельность учащихся | Наблюдают за обозначением безударных гласных звуков буквами, формулируют с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам при письме. Определяют по напечатанному слову нужную букву и вписывают её. По освоенному признаку обнаруживают опасные места в напечатанных словах. Осознают порядок действий при списывании, выполняют его. Пишут под диктовку, действуя по плану; проверяют написанное. | Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, оценивать свои достижения и трудности. (Р.) – Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника. Понимать информацию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. (П-1.) Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения. (П-2.) – Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения. Аргументировать свою точку зрения, объяснять, доказывать, рассуждать. (К.) Вспоминают содержание понятий «проверочное и проверяемое слово», решают орфографические задачи в разных частях слова (кроме окончания), систематизируют способы действия. Формулируют на основе схемы учебную задачу, читают сообщение в учебнике и находят нужную информацию. Вставляют буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных и с опорой на схему выводят способ решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Ищут ошибку в рассуждении учеников, сравнивают слова по всем известным признакам, выявляют различие и осознают невыполненное действие. Уточняют способ действия на основе сообщения в учебнике, опробуют и осваивают его применение. Выбирают проверочные слова, рассуждают при выборе букв, исправляют ошибки, выполняют грамматико-орфографические действия, выбирают словарь (орфографический, толковый) для решения конкретной задачи, систематизируют освоенные орфографические правила. |
Ход урока | ||
1.Орг. мом. | - Урок русского языка. Слайд 1. Девиз урока: То, что знаешь – не скрывай, на вопросы отвечай! | |
2. Тема. Постановка целей урока. | Пропись стр. 22. Прочитать тему прошлого урока. Поставить учебную задачу. «Опасности письма» на месте безударных гласных. Закрепление. Стр. 24. С какими безударными гласными мы будем сегодня работать? | Тема нашего урока «Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе» - Чему будем учиться на уроке? (Будем учиться проверять безударные гласные в окончании) - Какая цель урока? Цель урока: Научиться различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения. |
3. Работа по теме урока. | Р.у. Звуковой анализ слов: плита, пенал, ковёр, трава. Называние выделенных в схемах звуков, их характеристика. Обозначение в схемах и словах в рамках «опасных мест». Вписывание в слова букв ударных гласных самостоятельно и букв безударных с помощью слов-подсказок. Вывод: безударный гласный (и) на письме может обозначаться буквами: и, е, а безударный гласный (а) на письме может обозначаться буквами: о, а. Работа в паре с печатными словами: прочитать, поставить ударение, выделить безударную гласную – опасное место. Физминутка для глаз. Загадки про овощи. Сборник загадок стр. 57. Как назвать одним словом? Что можно сварить из этих овощей? (борщ) Какого цвета борщ? Какой овощ придаёт красный цвет? (свёкла) Слайд 4. Запишем предложение: Кто тянул свёклу? В слове тянул безударный гласный (и) обозначен буквой я. Встречается реже в русском языке. Учитель на доске пишет. Выделить орфограммы. | С.р. Слайд 2,3. Записать слова в 3 столбика по склонениям. Проверка работы в парах. Оценивание работы. Упражнение 219 в тетради – задачнике. Работа с толковым словарём – найти значения слов викторина, конкурс. Работа в группе. Лист заданий. |
4. Физминутка. | «Весёлая зарядка». | |
Игра «Логический поезд». | Дети составляют логическую цепочку из слов, объясняя, чем они связаны. Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д. | |
5. Продолжение работы по теме урока. | С.р. Обведение по серому цвету предложений. Работа в паре: Найти опасные при письме места. Списать печатное предложение. В схеме предложения подчеркнуть опасные места. Заполнить схему звуков: О . | Р.у. Что такое викторина? Что такое конкурс? Проверка усвоения правила: в одном склонении, в одном падеже бывают разные окончания. От чего это зависит? Проверка составленной таблицы. Какую оценку вы поставите всей группе? Т-з. Упражнение 223 – разбор. Т-з. Упражнение 221 – разбор. Домашнее задание упр.225. Прочитайте задание. Что надо сделать? |
Р.у. Проверка заданий. Слайд 5, 6, 9. | С.р. Слайд 7. Выписать им.сущ. с пропущенными окончаниями, определить склонение, падеж, вставить окончания. Слайд 8. Проверить свою работу. Оцените себя. | |
Скороговорка. | «Снежный ком» Три сороки – тараторки тараторили на горке. | |
6. Итоги урока. | Самооценка на шкале успеха. | Слайд 10. Самооценка. |
Предварительный просмотр:
Задание 1.
Прими и ты участие в викторине. Ответь на вопросы коротко – именами существительными с предлогами. Окончания выделяй и письменно объясняй, указывая склонение и падеж.
Вопрос | Ответ проверочное слово |
1. Где восходит солнце? А где заходит? | |
2. Где находятся два полюса земли? | |
3. На чём весной висят серёжки? | |
4. У каких деревьев весной белые цветы с сильным запахом? | |
5. В каком месяце кончается учебный год? | |
6. Как называется глухое место в лесу? | |
7. После охоты на птиц охотники возвращаются домой … . С чем? |
Справочное бюро: север, юг, запад, восток, берёза, черёмуха, глушь, дичь, май.
Задание 2.
Поработай с правилом на странице 103. Всё ли тебе понятно? Спроси у товарища. Если всё понятно, составь таблицу:
После | Окончания: |
После | Окончания: |
Задание 3.
Оцени работу каждого члена группы:
ФИ | Оценка |
Левшова Вика | |
Табуев Алексей | |
Табуева Алёна | |
Федькушова Анжелика |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ул . ца б . лет день д . рога кас?а тень перехо . во . зал глуш?
книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса Игра «Логический поезд»
На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк … к ёлк… прыгает шустрая белка. На берёз… лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земл… от такой тяжест….
3 скл, П. п. На белой скатерт и снегов видны 3 скл., Р.п. 1 скл., Р.п 1 скл., Д.п следы рыс и . От ёлк и к ёлк е 1 скл., П.п прыгает шустрая белка. На берёз е лежат пушистые шапки снега. 1 скл., Д.п Ветки пригнулись к земл е от такой 3 скл., Р.п тяжест и .
Я сегодня на уроке учился ____________ Я работал с _________ настроением. Я________ доволен собой. Я испытывал затруднения, когда _________________ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».
со Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода ...
Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России». Тип урока: «открытие» новых знаний Тема: «Спряжение глаголов»
Цель урока:· Создать условия для формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по открытию и моде...
Урок русского языка во 2 классе (Начальная школа 21 века) по теме "Учимся применять орфографические правила" (Урок 126)
Данный урок относится к разделу "Правописание"....
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...
Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализоват...