Однородные члены предложения. 3 класс. УМК " Школа 21 века" Конспект урока..
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бородина Наталья Анатольевна

Однородные члены предложения. 3 класс. УМК " Школа 21 века"  Конспект урока..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   урока по русскому языку в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века».

 Тема: «Однородные члены предложения.»  

                                                                                                                 Учитель: Бородина Н.А.

Цели:  УУД:

Предметные:

 - понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.

-уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.

-знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

-учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

-уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

Личностные:
-уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Тип урока:  урок закрепления новых знаний.

Оборудование урока:

  • презентация
  • схемы предложений с однородными членами без союзов;
  • карточки для дифференцированного индивидуального задания;
  •  учебник «Русский язык» 3 класс I часть /С.В. Иванов/, рабочая тетрадь                                        

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

А)Открыли тетрадь, записали число, классная работа.

Б)(слайд 1) Внимательно посмотрите на запись на слайде:

Доктор - врач

Рёв - ?

Зов - ?

Ураган - ?

У. Правильно сформулировав и выполнив задание,

 вы определите тему минутки чистописания.

 ( на доске)

-К словам левого столбика надо подобрать синонимы,

 оканчивающиеся на букву Ч:

доктор – врач, рёв – плач, зов – клич, ураган – смерч.

 Во всех словах правого столбика есть буква согласного звука [ч]. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Ч.

в) Запишите слова : (на доске)         учит.ль чел.век к.нечно дев.чка

-Откуда эти слова ? (словарные слова)

 Какое слово лишнее в этой группе слов. Почему ?

( 3 слова обозначают  одушевлённое существо- человека)

 Запишите , вставляя пропущенные буквы . Подчеркните   пропущенные буквы, поставьте ударение. III. Систематизация знаний.

3) Систематизация знаний

а). Прочитайте написанные пословицы (слайд 2 )

Красна птица опереньем, а человек – уменьем.

Русский человек добро помнит.

Человека ценят не по словам, а по делам.

У. Какие пословицы можно объединить между собой по какому- то признаку?

Д. Можно объединить первую и третью пословицы по смыслу. (Человека ценят за его умения, дела и поступки).

У. Назовите в последней пословице слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.

Д. «По словам», «по делам» отвечают на один и тот же вопрос и относятся к  сказуемому «ценят».

У. Как вы думаете, чему будет посвящена новая тема урока?

Д. -Новая тема урока будет посвящена словам, отвечающим на один и тот же вопрос и относящимся к одному и тому же члену предложения.

У:- Сегодня мы продолжаем исследовать тему: «Однородные члены предложения». ( слайд 3)

-Я предлагаю  определиться  с   задачами урока :

- Что нужно знать по теме урока? ( слайд 4 )

Что надо знать: 1) Признаки однородных членов предложения.

Что надо уметь:

2) Уметь находить в тексте однородные члены предложения.
3) Уметь правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.
4) Уметь употреблять в речи однородные члены предложения.

– Приступаем к решению задач урока.

4. Основная часть урока.

- Какие члены предложения вы знаете?

- Давайте вспомним еще раз, как называются главные члены предложения?

- Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

Задача 1. Назвать признаки однородных членов предложения( слайд 5)

– Расскажите ,  что вы знаете о признаках однородных членов предложения

.(5 пунктов:

  • Отвечают на один и тот же вопрос,
  • Являются одним членом предложения
  • Относятся к одному и тому же члену предложения
  • Обычно выражены одной и той же частью речи
  • Произносятся с интонацией перечисления.

Задача 2. Прочитайте  предложения.

Ветер срывал листья и кружил их.

Ветер срывал листья, кружил их.

  • Чем похожи эти предложения?

 (Порядком слов. В них есть однородные члены предложения.)

  • Чем отличаются?

 (В первом предложение есть союз И)

  • Каким главным членом являются однородные члены ?( сказуемым)Какой частью речи?
  • К какому слову они относятся ?( подлежащим) Какой частью речи?

Задача 3. Уметь находить в тексте однородные члены предложения.

Учебник с .126 ,№1 -1 ряд -1 предл….  Составить схему предложения.

 

ПРАВИЛО! (Слаид 5 )Послушайте стихотворение  Михаила Исаковского.

Осторожно ветер                        

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

Полетел  куда-то

Вперегонки с пылью    

Михаил Исаковский

Составим  из строчек стиха предложение с однородными членами .

(Ветер  вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел.)

На доске схема предложения______ =====,========,=======,======,======= и======,======.

Запишем его.

_ Назовите однородные члены.

- Каким членом  предложения  они являются?

 -К какому слову они относятся?

 Каким членом  предложения  оно является ?

5)Физкультурная минутка (релаксация зрения).

– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3.
– Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.
– Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5;  открыть.

  • Уточняем умение  расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.

Задание 4. (слайд 6)

А) Устно составь предложения с однородными членами, изменяя слова, записанные в скобках.  Запиши в тетрадь только схему предложения.

Медвежата находят вкусные (корешок, шишка, ягода).

Медвежата находят вкусные  корешки, шишки, ягоды.

Страус  (сильный и выносливый) птица.

Страус сильная и выносливая птица.

Б ). Составление предложений с однородными членами .

Схемы предложений!!! На доске ученики  1 и 2 вариант.

Дифференцированный подход)

1вариант Журавли    кричат  тревожно.  Журавли  кричат  тоскливо.

2 вариант Осень  раздевает  лес.  Осень  студит  воду.

( СЛАЙД 7)

  6) Самостоятельная работа.

         -  Положите перед собой карточку. Начинайте работу.

           Вставь, где необходимо, запятые  

                     НАШ ЛЕС.

             В нашем лесу растут сосна   ель  береза   осина   дуб   ольха. В лесу мы собираем землянику и   ежевику. В лесу растут рыжики   маслята  подберезовики  опята. В лесу живут и волки и  лисицы и зайцы и белки. Наши кустари делают из дерева ложки   корыта   колеса   телеги  сани.      Взаимопроверка в парах.

7,)Физкультминутка

У. Я буду называть предложения с однородными членами и  без них .

Если назову предложение с однородными членами, вы хлопаете.

 Если услышите предложение без однородных членов, делаете наклон вперёд. Постарайтесь сосчитать, сколько предложений с однородными членами я назову.

На клумбе растут цветы. На клумбе растут астры и розы.

Над полем кружатся насекомые. Над полем кружатся бабочки и стрекозы. Летом солнце светит и греет.

8) Самостоятельная работа

А)1. Допиши предложения, добавив однородные члены.

1 вариант : Я люблю собак, …

2 вариант: Этот цветок можно увидеть в поле, …

2. Составь предложение по схеме.

  =======    ------------,    --------------   ,    ------------ .

(сказуемое подлежащее, подлежащее и подлежащее).

    ~~~~~~~       --------------   =======   -- -- -- -- -- .

(определение подлежащее сказуемое дополнение).

9)  Итог урока

Какие задачи были поставлены на к уроке ? 

 Знать:  - признаки однородных членов предложения.

 Уметь:-находить в тексте однородные члены предложения.
- расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.
-   употреблять в речи однородные члены предложения.

-  Покажите, какое у вас настроение после завершения урока?

- А вот, мое настроение.

- Как вы оцениваете свою работу?

 Рефлексия  « легко,  трудно,»

Словесная оценка  работы детей на уроке.

10)  Домашнее задание: Составить и записать 3 предложения с однородными членами  о своей семье.

                                               ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

Не являются однородными членами предложения:

1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились; Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад, назад (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так: верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!):

ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

Знаки препинания при однородных членах

А) Бессоюзная связь – запятая между однородными членами ставится.

О, О, О

Например: Потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, странная жизнь (М. Горький).

Б) Одиночные соединительные союзы (и, да=и) или разделительные союзы (или, либо) – запятая между однородными членами не ставится.

О и О; О или О

Например: Он плакал и топал ногами (М. Горький); Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка (Л. Толстой).Примечание. Союзы и, да, да и могут иметь присоединительное значение (значение «и притом»). Эти союзы вводят не однородные, а присоединительные члены предложения. В этом случае запятая перед союзом ставится. Ср.: Люди посмеивались над ним, и справедливо (Панова). – Люди посмеивались над ним, и притом справедливо; Что тут прикажешь делать скульптору, да ещё плохому (Тургенев). – Что тут прикажешь делать скульптору, и притом плохому.

В) Повторяющиеся соединительные союзы (и... и; ни... ни) и повторяющиеся разделительные союзы (или... или; либо... либо; то... то; не то... не то) – запятая между однородными членами ставится.

и О, и О; ни О, ни О; то О, то О

Например: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба; Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения (Куприн).

2.Постановка учебной проблемы. Закрепление изученного.

             -Перед вами карточка. Рассмотрите схемы и подберите к каждой предложение.

            В феврале яркое солнце светит, но не греет.

            Пришла весна, распустила листочки  на деревьях и украсила лес.

            Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

             К нам вернулись  ласточки, стрижи, грачи.

         Описание: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/articles/597243/img1.gif

        - Выполняя это задание, вы объясните друг другу знаки препинания.

        Сделайте вывод  «Когда же ставятся знаки препинания при однородных членах?»

 IХ. Дом.задание.

-Вспомним, как надо действовать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородными членами.

  1. Найти грамматическую основу предложения.
  2. Убедиться в том, что предложение осложнено однородными членами.
  3. Посмотреть, как соединены: с помощью союзов или интонацией перечисления.
  4. Если интонацией перечисления, то ставим запятую.
  5. Если союзами, то смотрим какими: И и ДА в значении И – не ставим запятую, А, НО и ДА в значении НО – ставим запятую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения", программа "Начальная школа XXI века"

Дидактическая цель: создать условия для усвоения новых знаний, обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний....

Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения" (программа "Начальная школа XXIвека")

Презентация для блиц-опроса на уроке русского языка в 4 классе по теме "Знаки препинания при однородных членах предложения"....

Конспект урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого с однородными членами?",4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство с отличительными признаками сложного предложения и предложения с однородными членами.Планируемые результатыПредметные знать: понятия «предложение...

Конспект урока по теме однородные члены 4 класс. УМК Школа России.

Урок с применением электронной презентации. В урок включены материалы для самостоятельной работы учащихся....

Технологическая карта урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?" (4 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления об отличиях сложного  предложения от простого предложения с однородными членами Задачи урока...

"Имя существительное" 2 класс УМК Школа России конспект урока

Данный урок проводится во 2 классе. Открытие новых знаний о части речи осуществляется учащимися в интересной игровой форме....

Виктор Драгунский "Главные реки", 4 класс УМК "Школа России"-конспект урока

Данный конспект урока можно использовать для объяснения нового материала в 4-3 классе на уроке литературного чтения при изучении произведений В.Драгунского....