Конспект урока по теме однородные члены 4 класс. УМК Школа России.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Никитина Карина Владимировна

Урок с применением электронной презентации. В урок включены материалы для самостоятельной работы учащихся. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока однородные члены 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку по теме:

«Однородные члены предложения»

(4 класс)

УМК «Школа России»

Автор учебника Т.Г. Рамзаева

Тип урока: изучение нового материала (первый урок по теме).

Цель: развивать умение находить в предложении однородные члены;

        учить определять, каким членом предложения являются;

        развивать речь, орфографическую зоркость, способность сопоставлять,

        проводить обобщение; развивать умение работать в группе.

 Планируемые результаты

Предметные: познакомить с особенностями однородных членов предложения.

Метапредметные:

Познавательные УУД: понимать информацию, осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий; самостоятельно составлять алгоритмы учебных действий на основании имеющихся.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять роли и действовать в соответствии  с ними; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, работу группы, отдельных детей.

Личностные: ставить учебную задачу, выполнять ее и оценивать по предложенным критериям.

Оборудование для учителя: интерактивная доска или проектор, карточки для групповой работы, учебник (Т.Г. Рамзаева, 4 класс).

Ход урока

1. Организационный момент

2. Чистописание

  • СсɔƆ СƆ сɔ (написать в соединении).
  • Характеристика звуков [с,с’].
  • Работа со скороговоркой.

Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.

- запись

- лучший чтец

- орфограммы

3. Словарно-орфографическая работа (работа по рядам)

Цель: обобщить знания о частях речи (темы предыдущих уроков).

Учащимся предлагается выбрать и записать определенную часть речи (1 ряд – имя существительное, 2 ряд – имя прилагательное, 3 ряд – глагол). Слова диктует учитель.

Дежурить, береза, карандаш, интересный, завтракать, яблоко, обедать, городской, комнатный.

- проверка написания

- определение частей речи – правило (дополнительно – у сущ. определить род, у гл. – форму)

4. Актуализация знаний

Дерево знаний

Учитель предлагает детям проверить свои знания. Для этого необходимо с дерева (на доске) снять листочек, на обороте которого написан вопрос.

  • Что такое предложение?
  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • Какие бывают предложения по интонации?
  • Что такое подлежащее?
  • Что такое сказуемое?
  • Какое предложение называется распространенным?
  • Какое предложение называется нераспространенным?

5. Сообщение темы урока. Работа по теме

1) Знакомство с однородными членами предложения

- Сегодня мы расширим свои знания о предложении. Мы познакомимся с однородными членами предложения – узнаем, какие члены называются однородными, будем учиться их находить.

1) Однородные подлежащие

   Учитель предлагает прочитать предложения (слайд №1) и подумать, можно ли сказать о том же самом, но кратко.

Березы осенью пожелтели. Клены осенью пожелтели. Липы осенью пожелтели.

(Запись: Березы, клены, липы  осенью пожелтели.)

- Назовите главные члены предложения. (подчеркнуть)

Вывод. Несколько подлежащих при одном сказуемом – это однородные подлежащие.

- Какие однородные члены предложения есть в этом предложении?

Учитель сообщает: если однородные члены связаны между собой интонацией перечисления, то между однородными членами ставится запятая (остальные случаи на данном уроке не уточняются).

2) Однородные сказуемые (аналогичная работа, слайд №2)

Листья летят. Листья качаются. Листья бегут.

(Запись: Листья летят, качаются, бегут.)

- Назовите главные члены предложения. (подчеркнуть)

Вывод. Несколько сказуемых при одном и том же подлежащем – это однородные сказуемые.

- Следовательно, в данном предложении, какие однородные члены?

3) Однородные второстепенные члены (аналогичная работа, слайд №3) 

Солнце осветило поля. Солнце осветило леса. Солнце осветило луга.

(Запись: Солнце осветило поля, леса, луга.)

- Назовите главные члены предложения (подчеркнуть). Понаблюдаем за второстепенными членами. С каким членом предложения они связаны? Докажите.

осветило (что?) поля

осветило (что?) леса

осветило (что?) луга

Вывод. Если второстепенные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, это однородные второстепенные члены предложения.

Однородными могут быть главные члены и второстепенные члены.

2) Работа по учебнику

  • Чтение правила с. 42, 43, обсуждение.
  • Упражнение 84 – устное объяснение.

3) Работа в группах

Учитель предлагает каждой группе (3 группы) составить одно предложение с однородными членами из данных предложений; определить однородные члены; доказать, пользуясь правилом.

Задание для 1 группы.

В садах поспели яблоки. В садах поспели груши. В садах поспели сливы.

Задание для 2 группы.

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.

Задание для 3 группы.

Стайки птиц помчались за леса. Стайки птиц помчались за горы. Стайки птиц помчались за моря.

- проверка с объяснением

- запись каждого предложения в тетрадь

(В садах поспели яблоки, груши, сливы. В роще птицы свистят, поют, щебечут. Стайки птиц помчались за леса, за горы, за моря.)

4) Фронтальная работа («Найди пару»)

На доске записаны части предложений с однородными членами. Необходимо соединить части предложений так, чтобы получились предложения с однородными членами. Записать пословицы, объяснить смысл, назвать однородные члены.

        Правда в огне не горит                        и труд все перетрут.

        Лес от ветра защищает,                       и в воде не тонет.

        Терпенье                                                урожаю помогает.        

5) Самостоятельная работа

Упражнение 83 – разбор, выполнение, помощь, проверка.

6. Подведение итогов урока

1) - Вернитесь к работе со скороговоркой, подумайте, есть ли в ней однородные члены? Какие? Подчеркните.

2) – Закончите предложение, используя однородные члены.

Урок для меня был. . . , . . . , . . .

Задание для 1 группы

В садах поспели яблоки. В садах поспели груши. В садах поспели сливы.

 

Задание для 2 группы

В роще птицы свистят. В роще птицы поют. В роще птицы щебечут.

Задание для 3 группы

Стайки птиц помчались за леса. Стайки птиц помчались за горы. Стайки птиц помчались за моря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения" к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. 4 класс....

Конспект урока по теме "Деньги" 3 класс УМК "Школа России"

ПРедставляю вашему вниманию конспект урока по теме "Деньги" 3 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока на тему "Однородные члены предложения"

Тема: Однородные члены предложения – Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и сказуемые. – Овладение умением устной реч...

Технологическая карта урока русского языка ( 4 класс). Тема: "Однородные члены предложения". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о предложении, тексте, словосочетании; познакомление с особенностями однородных членов предложения; введение термина однородные члены предложен...

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения", 4 класс

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения", 4 класс...

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения" 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тема урока: Однородные члены предложения.Тип урока: закрепление изученного материалаЦель:  создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний об однородных членах предлож...

Технологическая карта урока русского языка «Однородные члены предложения» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: закрепить знания о расстановке запятых между однородными членами, соединенными союзами «и, а, но» и без союзов.Задачи урокаДидакти...