конспект урока в 3 классе. Тема: «Части слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Обобщить и закрепить полученные знания по теме «Состав слова»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока для 3 класса | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «НОВОГРЕМЯЧЕНСКАЯ СОШ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 3 КЛАССЕ
ТЕМА: «Части слова»
Подготовила и провела
учитель начальных классов:
Матвиенко Л.Н.
2012 – 2013 г
Тема урока: «Части слова».
Цель урока: обобщить и закрепить полученные знания по теме «Состав слова»
Задачи:
Образовательные:
- уточнить понятия «корень», «основа», «приставка»,
«суффикс», «окончание»;
- повторить алгоритм разбора слова по составу;
Развивающие:
- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка.
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
-создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
-воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование урока:
- мультимедийная презентация;
- карточки индивидуального опроса;
- карточки – схемы частей слова на каждого;
- текст для работы в паре;
- тестовые задания;
- таблица для самооценки.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
Дети. - Видеть Вас мы очень рады!
Слайд 2 – Будем надеяться, что настроение наших гостей хорошее и у вас тоже.
И так, начнем наш урок.
II. Коллективная работа. «Разминка для ума». Слайд 3
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении
называется…
- Общая часть родственных слов называется …
- Какая по счёту в алфавите стоит буква Д?
- Какие буквы звука не обозначают?
- Назовите главные члены предложения.
- Часть слова без окончания называется …
- Назовите слово, противоположное слову враг.
- Сколько слогов в слове доброта?
- Сколько гласных букв в русском алфавите?
- Разделите слова на 2 группы. (слайд 4)
- Как называются слова правого столбика? Левого? (слайд 5) Все ли части названы? Дополните.
Итог разминки.
слайд 6 -Найдите в данной записи тему урока (написана каждому на листе).
III. Запись числа и темы урока в тетрадь.
- Сегодня мы закрепляем знания о частях слова, учимся находить их в словах, определим их роль в слове.
IV. Слайд 7 Вы видите необычный поезд - словесный. Проблема: Почему паровоз и первые два вагончика соединены цепью, а последний вагон - окончание - прицеплен за крючок? Почему такие же вагончики с крючками стоят на запасном пути? Работа в парах. 1 вариант рассказывает 2 – Что такое приставка, корень? 2 вариант рассказывает 1 – Что такое суффикс, окончание? (как рассказали: сигналы рукой) Повторение правил о частях слова - При разборе слова порядок меняется. Как? Слайд 8 Индивидуальные задания
- Разберите слова по составу. (2 уч-ся по карточкам)
Самостоятельная работа (остальные)
- Выписать буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова.
Окончание - вьюги, зимний, морозит.
Суффикс- пёсик, пушистый.
Корень - играть.
Приставка – заменить, переход.
Слайд 9 Проверка: и ий ит ик ист игр за пере
Проверка работы уч-ся у доски. Проверка сигналами руки.
- Расположите карточки – схемы частей слова по порядку (у каждого на парте).
слайд 10 Задание «Слушай, думай, показывай».
- Я читаю слова и называю часть слова, вы показываете, какой частью слова является названная часть и придумываете своё слово с такой же частью.
Переехал, снежный, малышка, проходил, лиса, записал, весёлый, перезимовать.
Работа с текстом. Работа в паре Слайд 11
Чтение текста учителем. Задание – подчеркнуть однокоренные слова.
- Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Положите перед собой текст. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте.
Любопытная ёлочка.
В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.
- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?
- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.
- Почему, спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?
- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.
- Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте? Выпишите в тетрадь и разберите их по составу (1 уч-ся у доски с объяснением).
- Как образовались эти слова? -Для чего служат суффиксы?
- А теперь скажите, почему к бабушке Ели прилетали птицы, прибегали звери?
Верно, зима – очень голодное и холодное время года для зверей и птиц, и все они по-разному готовятся к зиме. Беседа о кормушках.
Творческая работа.
Слайд 12 Запись:
искристый, земля, лежит, на, снег. Это предложение? (Набор слов.) Составьте предложение.
Запишите предложение в тетрадь (самостоятельная работа). Выделите окончания. –Для чего их изменяли?
Слайд 13 Проверь себя.
- Какое слово образовалось с помощью суффикса? Выделите.
Придумайте ещё 1 предложение о зиме с однокоренным словом к слову снег. Запись.
- С помощью какой части образовалось новое слово?
V. Физминутка.
VI. Коллективная работа
Слайд 15 - Кто пришёл к нам в гости на урок? Кто хочет прицепиться за хвост?
Запишите слова, которые получились. Разберите их по составу (отвечают по 1уч-ся с места). Проверка на слайде.
Слайд 16 Кот, котище, котик.
Как зовут детёнышей кошки?1 детёныша?
котята, котёнок.
- Какое значение придают суффиксы ик, ят, ёнок? Суффикс ище?
- Что общего у этих слов? (Одинаковый корень, однокоренные, имена существительные, отвечают на вопрос кто?обозначают предмет.)
Работа по учебнику.
Упр.153 с.69 ( 2 часть).
1 вариант выписать слова, которые обозначают маленькие предметы, 2 вариант – большие предметы. Выделите суффиксы (самостоятельная работа).
Взаимопроверка.
- Какие суффиксы у 1 варианта?
- Какие суффиксы у 2 варианта?
1.а) Корень – главная значимая часть слова.
б) Корень – это главная, но не значимая часть слова.
2. а) Приставка служит для связи слов в предложении.
б) Приставка служит для образования новых слов.
3. а) Суффикс служит для связи слов в предложении.
б) Суффикс служит для образования новых слов.
4.а) Окончание служит для связи слов в
предложении.
б) Окончание служит для образования новых
слов.
5. Укажите слово, строение которого соответствует схеме: корень, суффикс, окончание.
а) книжка
б) котик
в) повар
6. Укажите однокоренные слова:
а) слёзы
б) слезает
в) слёзки
г) слезливый.
Проверка. Слайд 21
Оцени себя Слайд 22
VII. Итог урока. Д.З. слайд 23
- Какова была тема урока? - Для чего нужно знать части слова, уметь находить их в слове. (Чтобы образовывать новые слова, грамотно писать, развивать свою речь.) - Действовали вместе и работали хорошо, получили за работу (оценки).
Слайд 24 Задание: составить слово по подсказкам:
1. В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трёх частей.
2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).
3. В приставке две буквы "е" (пере-).
4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).
5. Окончание - первая буква алфавита (-а).
Ответ: "переменка".
А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.
Спасибо всем. Слайд 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Конспект урока "Орфограмма в значимых частях слова" – русский язык 3 класс
Конспект урока "Орфограмма в значимых частях слова" – русский язык 3 класс - открытый урок...
конспект урока русского языка "Правописание частей слова. Закрепление" 2 класс
Урок русского языка 2 класс "Правописание частей слова. Закрепление"Цель: обобщить и систематизировать знания по правописанию частей слова.Задачи урока:·...
презентация урока в 3 классе. Тема: «Части слова»
Обобщить и закрепить полученные знания по теме «Состав слова»...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Части слова. Корень."
Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;создать условия для развития орфографической зоркости;с...
Конспект урока по русскому языку «Части слова. Окончание», 2 класс, УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»
Цели деятельности учителя: создание условия для формирования: представления об окончании как части слова; формирование умения находить окончание. Планируемые результатыПредметные знать...