Урок "Неопределенная форма глагола" 4класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Первый  урок по теме "Неопределенная форма глагола" (технологическая карта, презентация, самоанализ)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 4 классе «Школа России» Учитель начальных классов Зуйкова Елена Петровна С. Иогач 2015г.

Слайд 3

Орфографическая минутка @Bukatina M.A.

Слайд 4

Что мы знаем о глаголе? @Bukatina M.A.

Слайд 5

Как определить время глагола? н.в что делает? что сделал? что делал? что сделает? что будет делать? б.в п.в

Слайд 6

Разделите слова на группы Подъехал, повредит, салютовать, чувствует, омолодится, празднует, съехал .

Слайд 7

Тема урока Неопределенная форма глагола

Слайд 8

ЧЕГО НЕ ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ. 1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? 2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеют? 3.На что не указывает неопределенная форма глагола? @Bukatina M.A.

Слайд 9

Нести Идти Вести Везти Войти Стеречь Беречь Увлечь Стричь Лечь Проиграть Спеть Побежать Нарисовать Сходить Чем похожи данные глаголы

Слайд 10

Чего не знаем о глаголе? 1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? Что делать? Что сделать? 2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеют? -чь, -ть, -ти. 3.На что не указывает неопределенная форма глагола? На время, на число. @Bukatina M.A.

Слайд 11

Найди, четвертый лишний 1 .играть, гулять, думал, петь 2 .читает, пишет, считает, дружить 3 .привезти, принести, отпустил, занести 4 .рассказал, подмёл, расцвести, рассадил

Слайд 12

@Bukatina M.A.

Слайд 13

Выпишите из словаря Два существительных. Два прилагательных. Два глагола. Неопределённая форма- это начальная форма @Bukatina M.A.

Слайд 14

Образуйте глаголы начальной формы Любовь, жизнь, ход, сбор, чистота, приезд, дружба, радость, удивление.

Слайд 15

Проверьте. Любить, жить, ходить, собирать, чистить, приезжать, дружить, радовать, удивлять.

Слайд 17

Домашнее задание: С.72 ПРАВИЛО 1.УПР.150 2.Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы

Слайд 18

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Тема урока: Неопределенная форма глагола.

Класс:4

Провела: Зуйкова Е.П.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель:   знакомство детей с особенностями глаголов  неопределённой формы.

Задачи:

Предметные:

  • содействовать  систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;
  • упражнять в определение глаголов  неопределенной формы;
  • упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;
  • содействовать развитию письменной связной речи учащихся;
  • продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;
  • воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

Метапредметные:

способствовать формированию УУД:

  • регулятивных – учить принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • познавательных –произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач; учить использовать знаково-символические средства,  схемы;
  • коммуникативных — использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

  • продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Слайд 2

Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

– Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за ваши успехи.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Но, начнем же урок, не будем зря время терять.

ЦЕЛЬ: настроить учащихся на урок.

II. Мотивационный этап.

( Часть словесного метода: беседа.)

- Чему вы хотели научиться на уроке?

- Если каждый из вас постарается, то всё обязательно получится.

Чистописание.

- Запишем число, классная работа, сочетания букв:

ть, ти, чь    

- Почему их написали? Где они нам могут встретиться?

 Выслушивать мнение товарищей. Быстро и дружно выполнять задания в паре или в группе, уметь делать выводы, доказывать свою точку зрения, учиться грамотно писать, развивать речь и т.д.

Предположения детей

ЦЕЛЬ: продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;

III. Повторение изученного материала

Слайд 3

1.Словарно-орфографическая работа.

(Коллективная и индивидуальная формы работы.

Исследовательский метод.)

На доске предложение:

Молодые листочки березы трепещут и переливаются на весеннем солнце.

ЗАДАНИЯ:

- Прочитайте запись. Что это?

-Докажите.

- Дайте характеристику этому предложению.

-Исследуйте это предложение. Найдите и объясните орфограммы.

-Какие орфограммы не встретились?

-ЗАПИШИТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПАМЯТИ.

САМОПРОВЕРКА И САМООЦЕНКА.

-Проверьте записанное предложение, оцените работу.

-Подчеркните грамматическую основу в предложении.

-Проверяем с объяснением.

-Какой частью речи является подлежащие, сказуемое?

-Предложение.

-Несколько слов связанных между собой по смыслу и имеющие законченную мысль. Начало предложения написано с большой буквы, в конце – знак препинания.

-Повествовательное, невосклицательное, распространённое.

Учащиеся находят и объясняют орфограммы.

Учащиеся выставляют на полях значок.

Учащиеся подчеркивают грамматическую основу в предложении.

 

Один ребенок читает, остальные проверяют.

- Подлежащие выражено именем существительным, а сказуемое глаголом.

ЦЕЛЬ: учить находить орфограммы, объяснять их написание, развивать память.

IV. Сообщение темы урока.

Слайд 4

-Продолжаем работать над темой «Глагол». Повторяем всё, что о нем знаем.

Это пригодится при изучении нового материала. И, конечно, узнаем новое.

ЦЕЛЬ:воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

V. Актуализация знаний. Теоретический материал.

( Игровой прием)

Слайд 5

Игра «Грамматическое домино» ( вопрос – ответ.)

На доске карточка с надписью: ЧТО Я ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ

(Коллективная форма работы. Развитие памяти, мышления, речи.)

ВЫВОД: Молодцы. Хорошо отвечали на вопросы, умело их задавали.

- Какие три времени имеет глагол?

(Дети отвечают, учитель на доске крепит таблички).

н.в.

п.в.

б.п.

что делает?

что делал?

что будет делать?

что сделал?

что сделает?

Учащиеся сами задают друг другу вопросы и отвечают на них.

Примерные вопросы:

- Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает?

-Как изменяется глагол?

- Какие времена имеет глагол?

-Как определить время глагола?

- Что знаем о глаголе прошедшего времени?

-Каким членом в предложении является глагол?

-С какими частями речи связан глагол? И т. д.

 Дают определение глагола. Глагол изменяется по числам и временам.

ЦЕЛЬ:продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком,

VI. Работа над новым материалом.

 Слайд 6

Подъехал, повредит, салютовать, чувствует, омолодится, празднует, съехал.

– Внимательно прочитайте слова на доске. Что их объединяет?

– Почему? Докажите.

– Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? Какие орфограммы вы встретили? Работа в парах.

– Есть другие мнения или замечания?

-Обсудите в парах, что это за глагол.

– А что обозначает слово салютовать?

– Назовите безударные гласные в этом слове.

– Можно ли проверить эти безударные гласные?

– Запишите это слово в тетрадь с вопросом, выделите орфограммы.

– Почему глагол салютовать оказался "лишним", не попал ни в одну из трех групп?

-Это глаголы.

-К первой группе можно отнести слова подъехалсъехал. Они отвечают на вопрос что сделал?, стоят в форме прошедшего времени, в них есть орфограмма – разделительный твердый знак.

-Во второй группе – слова повредитомолодится. Они отвечают на вопрос что сделает? Стоят в форме будущего времени. В них есть орфограмма – безударный гласный в корне, который можно проверить.

-В третьей группе – слова празднуетчувствует. Они отвечают на вопрос что делает? Стоят в форме настоящего времени. В них есть орфограмма – непроизносимый согласный.

-Салютовать – "лишнее" слово? Или четвертая группа?

-Салютовать – это глагол, у которого нельзя определить время и число.

-Произвести салют

-В этом слове – безударные гласные а, ю, о.

-Это словарное слово.

В тетрадях:

(Что делать?салютовать.

-Он отвечает на вопрос что делать? Мы не можем определить время. Глагол в неопределенной форме.

ЦЕЛЬ: воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

ЦЕЛЬ:коммуникативных — использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное мнение и позицию;

VII. Целеполагание.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

– Ставлю над этим словом знак вопроса. К этому слову мы ещё вернёмся.

-Тема нашего урока: Неопределенная форма глагола.

-Возьмите синие карточки . На какие вопросы сегодня на уроке мы должны найти ответы.

НА ДОСКЕ И В КАРТОЧКЕ У УЧАЩИХСЯ  ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА:

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?

3.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)

– Чем похожи данные глаголы?

Нести

Идти

Вести

Везти

Войти

Беречь

Стеречь

Увлечь

Стричь

Лечь

Играть

Петь

Жить

Решать

Любть

– Какие у вас будут мнения? Как же можно назвать их?

– Да верно, это неопределенная форма глагола. Ответ на вопрос найден.

– А теперь вы сможете на вопросы карточки. Поработайте в парах.

– Ребята, приведите свои примеры неопределенной формы глагола.

– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение.

Осмысление проблемной ситуации.

-Отвечают на вопрос что делать? и что сделать? имеют окончание – ти и оканчиваются на – чь.

-Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и по которым нельзя определить ни время, ни число имеют окончание -ть, – ти, и оканчиваются на – чь.

Заполняют карточки.(работа в парах)

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)

2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)

3.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)

ЦЕЛЬ:содействовать  систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;

Регулятивных – учить принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

ЦЕЛЬ:воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

VIII.Первичное закрепление.

Слайд 11

– Сейчас поиграем в игру "Найди, четвертый лишний". Определи лишний глагол в каждой группе.

1.играть, гулять, думал, петь (думал)

– Объясните почему вы считаете, что это слово лишнее

– Запишите это слово.

2.читает, пишет, считает, дружить (дружить)

3.привезти, принести, отпустил, занести (отпустил)

4.рассказал, подмёл, расцвести, рассадил (расцвести)

Дети записывают слова и объясняют.

ЦЕЛЬ:познавательных –произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач; учить использовать знаково-символические средства,  схемы;

IX. Физкультминутка.  Слайд 12

Показ физминутке на видио.

Дети выполняют физминку.

ЦЕЛЬ: снятия физической и эмоциональной усталости

X.Самостоятельная работа

Теперь я определю, кто из вас внимательный.

– Я зачитаю пары слов, среди которых есть разные части речи. Вы должны записать только глаголы в неопределенной форме и выделить суффикс.

– Ходит, ходить; кость, косить; крыть, кроют; носят, носить; стереть, стирают; плеть, плести; ногти, нести; лошадь, держать; медь, петь; стричь, стеречь.

На доске:

ходить, косить, крыть, носить, стереть, плести, нести, держать, петь, стричь, стеречь

Ученики работают у  доски и в тетрадях.

ЦЕЛЬ: упражнять в определение глаголов  неопределенной формы;

-упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;

-содействовать развитию письменной связной речи учащихся;

XI. Знакомство с новым материалом (продолжение)

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

– Посмотрите, пожалуйста в словарики. Найдите в них существительные.

– В каком падеже, числе они стоят?

– Как мы называем эту форму у имён существительных?

– А теперь найдите имена прилагательные. В каком падеже, числе они стоят?

– Как мы называем эту форму у имён прилагательных?

– Найдите глагол. В какой форме?

– Сделайте вывод: какая же форма для глагола является начальной?

– Теперь вы будете образовывать глаголы в начальную форму. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме.

На доске:

любовь,  жизнь, ход, сбор,  чистота, приезд, дружба, радость, удивление

– Что у вас получилось?

(Любить,  жить, ходить, собирать,  чистить, приезжать,  дружить, радовать, удивлять.)

– Выделите суффиксы  -ть-ти, -чь в глаголах.

– Переходим к следующему заданию. Я буду читать объяснение лексического значения слова. Вы должны догадаться, о чем идет речь, и записать глаголы в начальной форме.

Один ученик выполняет задание у доски.

– Создавать какое-нибудь сооружение. (строить)

– Относиться с уважением к кому-либо. (уважать)

– Придать чему-либо красивый вид, сделать нарядным. (нарядить)

– Беречь, содержать в ценности. (хранить, сохранять)

– Проверим, что у вас получилось.

– Можно ли у этих глаголов определить форму времени, число? (Нет, это глагол в неопределенной форме.)

– Какие орфограммы встретили?

-В именительном падеже, ед. числе.

-Начальной формой.

-В именительном падеже, ед. числе.

-Начальной формой.

-В неопределенной форме.

Дети выполняют задание.

Ученики работают у  доски и в тетрадях.

ЦЕЛЬ: познавательных –произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач; учить использовать знаково-символические средства,  схемы;

коммуникативных — использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное мнение и позицию;

XII. Итог урока

– Могу я убрать знак вопроса, поставленный в начале урока над словом салютовать? У кого еще остались сомнения?

 - Запишите ещё два глагола неопределённой формы.

Дети предлагают свои глаголы в неопределенной форме, два из них записывают.

ЦЕЛЬ: содействовать  систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;

X III.  Рефлексия.

Слайд 17

Дети высказывают своё мнение.

ЦЕЛЬ: продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком,

XIV. Домашнее задание:

 

Слайд 18

С.72 ПРАВИЛО

       1.УПР.150

2.Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы

Дети выбирают и записывают домашнее задание.

ЦЕЛЬ: продолжать формирование интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по русскому языку в 4 классе.

 

       Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы образовательной системы «Школа России» под редакцией В.П Канакиной, В.Г. Горецкого.

            Урок, представленный вашему вниманию, первый в разделе «Неопределенная форма глагола»….

Тема: «Неопределенная форма глагола».

   При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 4  класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.

     Цель деятельности учителя: Знакомство детей с особенностями глаголов  неопределённой формы.

Планируемые результаты:

Предметные:

•        содействовать  систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;

•        упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;

•        способствовать совершенствованию умения выполнять морфемный и фонетический разборы слов;

•        содействовать развитию письменной связной речи учащихся;

•        продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;

•        воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

Метапредметные:

•        регулятивных – учить принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        познавательных –произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач; учить использовать знаково-символические средства,  схемы;

•        коммуникативных — использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

•        продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Тип урока: Урок изучение нового

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.

    Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
  • практические (работа с карточками)

по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

  Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.

  Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

        Урок начинается с организационного момента. Этот этап,  хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

    Следующий этап – орфографическая работа в форме письма по памяти. Распределение слов по временам (работа в парах).Учащиеся с интересом писали слова, разделяя их на группы: настоящее, будущее, прошедшее время. Итогом этого этапа была формулировка темы и целей урока.  

    Третий этап- знакомство с новой темой. Детьми было проведено исследование в ходе которого было выведено правило о глаголах неопределенной формы.

    Четвертый этап - обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученной на уроке теме.

    Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Через систему упражнений и показ слайдов, учащиеся  записали известные им географические названия.

    На данном этапе основные формы работы – индивидуальная и фронтальная. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой,  одобрением.

     Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок  был по своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять  физическую и эмоциональную напряжённость.

     Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Создание проблемных ситуаций  (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

   Учащиеся оценили не только  впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

 Учитель начальных классов: Зуйкова Елена Петровна.

с. Иогач, 2014 – 2015 учебный год



Предварительный просмотр:

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?

__________________________________________________________

3. На что не указывает неопределенная форма глагола?

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

__________________________________________________________

2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?

__________________________________________________________

3. На что не указывает неопределенная форма глагола?

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

__________________________________________________________

2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?

__________________________________________________________

3. На что не указывает неопределенная форма глагола?

__________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема урока: Неопределенная форма глагола.

Класс:4

Провела: Зуйкова Е.П.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Цель:   знакомство детей с особенностями глаголов  неопределённой формы.

Задачи:

Предметные:

  • содействовать  систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;
  • упражнять в определение глаголов  неопределенной формы;
  • упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;
  • содействовать развитию письменной связной речи учащихся;
  • продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;
  • воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

Метапредметные:

способствовать формированию УУД:

  • регулятивных – учить принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • познавательных –произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач; учить использовать знаково-символические средства,  схемы;
  • коммуникативных — использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное мнение и позицию;

Личностные:

  • продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

                                               

Ход урока:

I.Организационный момент

ЦЕЛЬ: настроить учащихся на урок.

Слайд 2

– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать, 
Но, начнем же урок, не будем зря время терять.

– Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем доме-классе и порадуются за ваши успехи.

II.Мотивационный этап.

( Часть словесного метода: беседа.)

Цель: заинтересовать учащихся, пробудить интерес к предмету.

- Чему вы хотели научиться на уроке?

( Выслушивать мнение товарищей. Быстро и дружно выполнять задания в паре или в группе, уметь делать выводы, доказывать свою точку зрения, учиться грамотно писать, развивать речь и т.д.)

- Если каждый из вас постарается, то всё обязательно получится.

 Чистописание.

- Запишем число, классная работа, сочетания букв:

ть, ти, чь    

- Почему их написали? Где они нам могут встретиться? (предположения детей)

III. Повторение изученного материала

Слайд 3

1.Словарно-орфографическая работа.

(Коллективная и индивидуальная формы работы.

Исследовательский метод.)

ЦЕЛЬ: учить находить орфограммы, объяснять их написание, развивать память)

На доске предложение:

Молодые листочки березы трепещут и переливаются на весеннем солнце.

ЗАДАНИЯ:

- Прочитайте запись. Что это?

(Предложение.)

-Докажите.

(Несколько слов связанных между собой по смыслу и имеющие законченную мысль. Начало предложения написано с большой буквы, в конце – знак препинания.)

- Дайте характеристику этому предложению.

(Повествовательное, невосклицательное, распространённое)

-Исследуйте это предложение. Найдите и объясните орфограммы.

(Учащиеся находят и объясняют орфограммы)

-Какие орфограммы не встретились?

-ЗАПИШИТЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПАМЯТИ.

САМОПРОВЕРКА И САМООЦЕНКА.

-Проверьте записанное предложение, оцените работу.

(Учащиеся выставляют на полях значок)

-Подчеркните грамматическую основу в предложении.

-Проверяем с объяснением.

-Какой частью речи является подлежащие, сказуемое?

IV. Сообщение темы урока.

Слайд 4

-Продолжаем работать над темой «Глагол». Повторяем всё, что о нем знаем.

Это пригодится при изучении нового материала. И, конечно, узнаем новое.

V. Актуализация знаний. Теоретический материал.

( Игровой прием)

«Что мы знаем о глаголе»

Игра «Грамматическое домино» ( вопрос – ответ.)

Учащиеся сами задают друг другу вопросы и отвечают на них.

На доске карточка с надписью: ЧТО Я ЗНАЮ О ГЛАГОЛЕ

(Коллективная форма работы. Развитие памяти, мышления, речи.)

Примерные вопросы:

- Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечает?

-Как изменяется глагол?

- Какие времена имеет глагол?

-Как определить время глагола?

- Что знаем о глаголе прошедшего времени?

-Каким членом в предложении является глагол?

-С какими частями речи связан глагол? И т. д.

ВЫВОД: Молодцы. Хорошо отвечали на вопросы, умело их задавали.

Слайд 5

Дети: Дают определение глагола. Глагол изменяется по числам и временам.

Учитель: Какие три времени имеет глагол?

(Дети отвечают, учитель на доске крепит таблички).

н.в.

п.в.

б.п.

что делает?

что делал?

что будет делать?

что сделал?

что сделает?

VI. Работа над новым материалом.

На доске: Слайд 6

Подъехал, повредит, салютовать, чувствует, омолодится, празднует, съехал.

– Внимательно прочитайте слова на доске. Что их объединяет? (Это глаголы.)

– Почему? Докажите.

– Разделите их на несколько групп по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? Какие орфограммы вы встретили? Работа в парах.

(К первой группе можно отнести слова подъехалсъехал. Они отвечают на вопрос что сделал?, стоят в форме прошедшего времени, в них есть орфограмма – разделительный твердый знак.)

(Во второй группе – слова повредитомолодится. Они отвечают на вопрос что сделает? Стоят в форме будущего времени. В них есть орфограмма – безударный гласный в корне, который можно проверить.)

(В третьей группе – слова празднуетчувствует. Они отвечают на вопрос что делает? Стоят в форме настоящего времени. В них есть орфограмма – непроизносимый согласный.)

Есть другие мнения или замечания? (Салютовать – "лишнее" слово? Или четвертая группа?)

-Обсудите в парах, что это за глагол. (Салютовать – это глагол, у которого нельзя определить время и число.)

А что обозначает слово салютовать? (произвести салют)

Назовите безударные гласные в этом слове. (В этом слове – безударные гласные а, ю, о.)

Можно ли проверить эти безударные гласные? (Это словарное слово.)

Запишите это слово в тетрадь с вопросом, выделите орфограммы.

В тетрадях:

(Что делать?салютовать.

Почему глагол салютовать оказался "лишним", не попал ни в одну из трех групп? (Он отвечает на вопрос что делать? Мы не можем определить время. Глагол в неопределенной форме.)

VII. Целеполагание.

– Ставлю над этим словом знак вопроса. К этому слову мы ещё вернёмся.

– Посмотрите на столбики слов

 Слайд 7

-Тема нашего урока: Неопределенная форма глагола.

-Возьмите синие карточки . На какие вопросы сегодня на уроке мы должны найти ответы.

Слайд 8

НА ДОСКЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ УРОКА:

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)

2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)

3.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)

Слайд 9

Нести

Идти

Вести

Везти

Войти

Беречь

Стеречь

Увлечь

Стричь

Лечь

Играть

Петь

Жить

Решать

Любть

Чем похожи данные глаголы? (Отвечают на вопрос что делать? и что сделать? имеют окончание – ти и оканчиваются на – чь)

Какие у вас будут мнения? Как же можно назвать их? ( Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? и по которым нельзя определить ни время, ни число имеют окончание -ть, – ти, и оканчиваются на – чь.)

Да верно, это неопределенная форма глагола. Ответ на вопрос найден.

– А теперь вы сможете на вопросы карточки. Поработайте в парах.

Слайд 10

1.На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)

2. На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)

3.На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)

– Ребята, приведите свои примеры неопределенной формы глагола.

– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, "мы, умеющие считать". Автору неважно, кто умеет считать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем считать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение.

Слайд 11

VIII.  Первичное закрепление.

– Сейчас поиграем в игру "Найди, четвертый лишний". Определи лишний глагол в каждой группе.

1.играть, гулять, думал, петь (думал)

– Объясните почему вы считаете, что это слово лишнее

– Запишите это слово.

2.читает, пишет, считает, дружить (дружить)

3.привезти, принести, отпустил, занести (отпустил)

4.рассказал, подмёл, расцвести, рассадил (расцвести)

IX. Физкультминутка.  Слайд 12

X.Самостоятельная работа

– Теперь я определю, кто из вас внимательный.

– Я зачитаю пары слов, среди которых есть разные части речи. Вы должны записать только глаголы в неопределенной форме.

Ученики работают у  доске.

– Ходит, ходить; кость, косить; крыть, кроют; носят, носить; стереть, стирают; плеть, плести; ногти, нести; лошадь, держать; медь, петь; стричь, стеречь.

На доске:

ходить, косить, крыть, носить, стереть, плести, нести, держать, петь, стричь, стеречь

XI. Знакомство с новым материалом (продолжение)

Слайд 13

Посмотрите, пожалуйста в словарики. Найдите в них существительные.

– В каком падеже, числе они стоят? (В именительном падеже, ед. числе)

– Как мы называем эту форму у имён существительных? (Начальной формой)

– А теперь найдите имена прилагательные. В каком падеже, числе они стоят? (В именительном падеже, ед. числе)

– Как мы называем эту форму у имён прилагательных? (Начальной формой)

– Найдите глагол. В какой форме? (В неопределенной форме.)

– Сделайте вывод: какая же форма для глагола является начальной?

Слайд 14

– Теперь вы будете образовывать глаголы в начальную форму. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме.

Слайд 15

На доске:

любовь,  жизнь, ход, сбор,  чистота, приезд, дружба, радость, удивление

– Что у вас получилось?

Слайд 16

 (Любить,  жить, ходить, собирать,  чистить, приезжать,  дружить, радовать, удивлять.)

– Выделите суффиксы  -ть-ти, -чь в глаголах.

Дети выполняют задание.

– Переходим к следующему заданию. Я буду читать объяснение лексического значения слова. Вы должны догадаться, о чем идет речь, и записать глаголы в начальной форме.

Один ученик выполняет задание у доски.

– Создавать какое-нибудь сооружение. (строить)

– Относиться с уважением к кому-либо. (уважать)

– Придать чему-либо красивый вид, сделать нарядным. (нарядить)

– Беречь, содержать в ценности. (хранить, сохранять)

– Проверим, что у вас получилось.

– Можно ли у этих глаголов определить форму времени, число? (Нет, это глагол в неопределенной форме.)

– Какие орфограммы встретили?

XII. Итог урока

– Могу я убрать знак вопроса, поставленный в начале урока над словом салютовать? У кого еще остались сомнения?

 - Запишите ещё два глагола неопределённой формы.

X III.  Рефлексия.

Слайд 17

XIV. Домашнее задание:

 

Слайд 18

МОУ «Иогачская СОШ»

Тема урока: Неопределенная форма глагола.

Класс: 4 «А»

Провела:  Зуйкова Е.П.

С.Иогач

2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме : "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"

Конспект урока  русского языка по теме"Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-его лица"   по программе "Школа России". На уроке учитель ставит проблемную ситуацию, по...

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...

Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.

Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)"

Конспект урока изобразительного искусства, 4 класс, Школа России, "Выразительность формы  предметов (Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, черна линия, штрихи в обобщении формы)...

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...