Роль изложения как средства речевого и литературно-творческого развития учащихся начальной школы.
статья по русскому языку на тему

Ланцова Ирина Владимировна

Для того чтобы изложение стало эффективным средством развития речи (и в особенности связной речи), педагог должен знать методику организации урока.  На помощь учителю могут прийти технические средства обучения. У детей младшего школьного возраста преобладает эмоционально-образное мышление, поэтому яркие изображения, музыкальное сопровождение помогают при запоминании, создают ассоциации. Ребёнок только тогда может хорошо что-то пересказать, когда он понимает, о чём идет речь. В этом случае целесообразно применение ТСО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль изложения как средства речевого и литературно-творческого развития учащихся начальной школы

Важной задачей учителя начальных классов является развитие речи учащихся.  Многолетние исследования доказали важность ее реализации для дальнейшего успешного обучения языку, становления образованной               и успешной личности. Несомненно, одним из важнейших средств развития речи, является изложение.

Изложение – это письменный пересказ образцовых текстов. Как известно, если упражнение выполняется письменно, то оно должно соответствовать определенным требованиям к содержанию работы, к логике изложения и к композиции текста. Следовательно, роль письменных изложений состоит в том, чтобы систематически на фоне постоянной             и разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников          в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены [1, с.364].

Для того чтобы изложение стало эффективным средством развития речи (и в особенности связной речи), педагог должен знать методику организации урока.  На помощь учителю могут прийти технические средства обучения. У детей младшего школьного возраста преобладает эмоционально-образное мышление, поэтому яркие изображения, музыкальное сопровождение помогают при запоминании, создают ассоциации. Ребёнок только тогда может хорошо что-то пересказать, когда он понимает, о чём идет речь. В этом случае целесообразно применение ТСО.

При обучении написанию изложения важно заинтересовать ребенка         с первых уроков, чтобы в дальнейшем эти занятия стали эффективными. Одним из важных этапов при написании изложения является работа над планом. Во 2-3 классах он пишется коллективно с помощью учителя,              в 4 классе составляются  индивидуальные планы.

При обучении написанию изложения важно, чтобы учитель подбирал образцовые тексты. Дети должны наблюдать авторское слово. Роль педагога  заключается в том, что он следит за степенью влияния образца;  следит за употреблением слов, встречающихся  впервые, которые могут быть употреблены в неверном значении, следит за сохранением стиля образца (например, сказочное  или художественное описание природы), учит чувствовать красоту слова.

Выбирая текст, нужно учитывать, что он должен учить чему-то полезному, развивать в детях позитивные  черты личности. Произведение  должно быть доступным по содержанию, близким к опыту учеников, чтобы они могли  в изложении отразить собственное отношение к событиям. Целесообразно подбирать  сюжеты с чёткой  композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Кроме этого необходимо учитывать и объем произведения. Таким требованиям соответствуют, например, народные сказки; небольшие рассказы Л. Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки.

Выбор литературного произведения для написания изложения  оказывает влияние на речевую деятельность учащихся начальной школы. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Также это эффективно влияет             на формирование связной речи.

М. Р. Львов особенно подчеркивает роль изложения как «упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье» [1, с.28]

Во все десятилетия одной из основных задач обучения  остается развитие речи учащихся, поэтому организовывать урок следует так, чтобы      с написанием каждого следующего изложения речь школьников  обогащалась новыми словами, ум  -  новыми наблюдениями, а душа – новыми чувствами и впечатлениями. Работа над изложением способствует развитию красивой и грамотной речи.

Литература:

  1. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов , М.: Просвещение, 1987. – 415 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемные задания на уроках русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы

Проблемные задания на уроках русского языкакак средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы...

Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»

Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...

Работа в паре сменного состава как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы

Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий учащихся...

Роль техники чтения в успешном обучении и развитии учащихся начальной школы

В статье собраны наиболее эффективные упражнения для развития техники чтения у учащихся начальной школы....

Доклад по теме: Формирование речевой коммуникации на уроках у учащихся начальной школы VIII вида посредством мотивации.

В своем докладе я раскрыла проблему нарушения речи у учащихся с нарушением интелекта.И что одним из главных решений этой проблемы является мотивация. Для  повышения речевой мотивации необходимо д...

Внеклассная работа, как средство социализации и творческого развития учащихся начальной школы.

Представлен опыт работы по подготовке и проведению внеклассных мероприятий....

Роль игры домино в формировании вычислительных умений и навыков учащихся начальной школы

Статья посвящена роли домино в формированиии вычислительных умений и навыков учащихся начальной школы....