Внеклассная работа, как средство социализации и творческого развития учащихся начальной школы.
статья (3 класс) на тему
Представлен опыт работы по подготовке и проведению внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota_2d_1.odt | 803.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа, как средство социализации и творческого развития учащихся начальной школы.
О важности и значимости внеклассной работы в школе написано множество педагогических трудов. В современном мире и условиях современной школы значимость и важность этой деятельности только возрастает.
Уже нет мощного идеологического стержня в виде пионерской и комсомольской организаций, которые помимо воспитательных функций выполняли роль социализации ребенка в обществе.
Занятость современного ребенка ежедневными дополнительными занятиями и походами по репетиторам не дает ему достаточного количества времени для общения со сверстниками.
Не секрет, что сегодня реальное человеческое общение заменяется виртуальной дружбой в различных социальных сетях и сайтах. Да и современному педагогу, перегруженному огромным количеством бумажных заданий и отчетов непросто найти в себе ресурсы для творческого подхода к реализации внеклассной и внеурочной деятельности.
Тем не менее, ресурсы эти находить крайне необходимо, как и новые современные подходы и формы внеклассной деятельности в современной школе, потому что качественно организованная внеклассная работа феноменальным образом развивает личность ребенка и формирует её. Внеурочная деятельность помогает понять и раскрыть те способности ребенка, которые на уроке рассмотреть сложно. Внеклассная работа обогащает учащегося личным опытом, дает знания о разнообразной человеческой деятельности, а также помогает приобрести умения и навыки. Чаще всего именно внеурочные мероприятия способствует пробуждению у учащихся интереса к всевозможной деятельности. Именно во время проведения внеклассной работы формируется ученический коллектив, идет мощный процесс социализации личности. Поэтому, значение воспитательной работы трудно переоценить, так как она является неотъемлемой частью педагогического воспитательного процесса.
Цели и задачи воспитательной работы в школе давно всем известны, перечислять их нет никакого смысла. Я позволю себе добавить несколько основных принципов, которые были выделены мною в процессе практической работы с детьми.
Первый из них - это обязательное и непременное активное участие родителей. Если родители школьников приходят на праздники только в качестве зрителей на концерт, считайте, что половина ваших усилий, времени, стараний детей, потрачено впустую. Из своего опыта работы, я сделала вывод, что только то, к чему ты приложил усилия и творческие способности может быть по - настоящему ценно и важно. И если родители не были включены в процесс подготовки мероприятия, в качестве любых помощников, им очень сложно оценить его важность и значимость. Поэтому наши мамы и папы это и режиссеры, и декораторы, и гримеры, и продюсеры, и артисты, и безусловно наши самые главные зрители. Не спорю, что добиться в этом процессе активного участия родителей очень непросто. Но дорогу осилит идущий. Ведь и у меня, и у родителей моих учеников есть один общий и самый главный аргумент - мы очень любим наших детей и хотим, чтобы они выросли настоящими добрыми людьми.
Второй, выделенный мною принцип, я назову словом «Честность». Что я вкладываю в это слово? Если ты, как учитель, полностью включен в процесс и готовишь праздник, экскурсию, конкурс увлечённо и по - честному, то дети непременно чувствуют это и включаются в процесс с удвоенной энергией и энтузиазмом. Именно в такие моменты и происходит это чудо содействия, взаимодействия друг с другом и с педагогом. Здесь начинается самая главная педагогика.
Третий мой принцип организации воспитательной работы с детьми я назвала словом «Мотив» или словом «Интерес». В этом случае нам на помощь этого принципа приходят психологические знания. Дети, а особенно учащиеся начальной школы, устроены так, что мотивация является главным двигателем процесса как учебного, так и воспитательного. И если в учебном процессе возможно подключение волевых компетенций, мотивы обучения более значимы, оцениваемые системой отметок, то заставить дружить, общаться, заниматься творчеством насильно нельзя. И вот здесь задача учителя найти те тонкие струны в душах детей, которые позволят превратить внеклассные мероприятия, классные часы или какие-то серьезные встречи, которые не носят явный развлекательный характер, в мероприятие интересное и важное, и необходимое.
Четвертым принципом работы с детьми во внеурочное время я хотела бы выделить преемственность и вовлеченность во внешнюю среду. Что я имею ввиду. Частыми гостям наших праздников конкурсов чтецов и театральных постановок являются мои выпускники. Они образец для малышей и помощники в организации, а иногда, и члены жюри. Это на мой взгляд является мощным инструментом адаптации малышей к школьной жизни и социализации их в среду школы. И взрослые ребята имеют возможность окунуться в жизнь начальной школы, и тот же процесс адаптации к среднему звену проходит менее болезненно, более быстро и успешно.
Еще хотелось бы отметить людей, которые своей увлечённостью идеей и любовью к детям помогают мне в работе. Это библиотекарь, педагоги дополнительного образования, музыкальный работник школы. Благодаря им уровень внеурочных мероприятий становится более высоким, а сами мероприятия более интересными.
В заключении хочу добавить, что внеклассная работа, как и другая деятельность, это процесс сложный, требующий совместного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Именно внеклассная деятельность остается в памяти наших учеников. Наша задача сделать эти воспоминания добрыми, яркими и запоминающимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы
Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально-игровой драматизации.
Внеурочная деятельность в начальной школе....
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...
Роль изложения как средства речевого и литературно-творческого развития учащихся начальной школы.
Для того чтобы изложение стало эффективным средством развития речи (и в особенности связной речи), педагог должен знать методику организации урока. На помощь учителю могут прийти технические сре...
Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы
ull;Тема над которой я работаю в течении многих лет «Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы».Парадоксом ...
ШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Культурно-досуговые мероприятия и праздники – неотъемлемая часть в деятельности школьного учителя. Организация праздников, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспи...
Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно по настоящему увлечь предметом исследования, показ...