План-конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Гармония») Тема: «Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

урок направлен на формирование умения писать изложение повествовательного текста с элементами рассуждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izlozhenie.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Гармония»)

Тема: «Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения»

Текст для изложения (Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 4 класса):

«Поющее дерево»

Сегодня «поющее дерево» встретишь почти в каждом доме. Вот в комнате висит гитара. А вот в футляре, как в постели, лежит скрипка.

Раньше музыкальные инструменты делали лишь мастера-одиночки. Имя одного из них и сегодня помнят многие. Это итальянский мастер Страдивари. Он жил 300 лет назад. Первую свою скрипку изготовил 12-летним мальчиком, а последнюю – 93-летним стариком.

Старые мастера делали свои инструменты из ели. Она издавна считается певучим деревом мира. Но не всякая ель пригодится для этой цели. Лесоруб долго ходит по лесу. Он ударит по ели и слушает. Поет звонко, звучит долго – значит, отличный инструмент изготовит мастер.

По Е.Мару

Цель: формирование умения писать  изложение повествовательного текста с элементами рассуждения

Задачи:

-продолжать формирование умения и навыка целостного анализа текста(умение вычленить микротемы, основные  элементы его построения: начало, основная часть, концовка,  умение оформлять их в письменном изложении с помощью абзаца);

- продолжить формирование умения составления связного текста, учить выбирать необходимый материал при работе с текстом, задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

-развивать умение отбирать в исходном тексте основное и существенное, умение правильно излагать свои мысли;

-развивать связную речь, орфографическую зоркость, логическое мышление, умение работать самостоятельно, выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах

Тип урока: развитие речи

Оборудование: интерактивная доска, презентация «Музыкальные инструменты», которая включает в себя портрет с изображением Антонио Страдивари, его скрипки, аудиозапись звучащей скрипки

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность (ответы) учеников

1.Организационный этап

Приветствие учеников по музыку звучащей скрипки

-Ребята, сегодня нам предстоит выполнить письменный пересказ текста. Как вы думаете, о чем будет наш текст?

-Вы правы, говорить мы сегодня будем о музыкальных инструментах.

-Какие музыкальные инструменты вы знаете?(просмотр презентации с изображением музыкальных инструментов)

-Есть ли у кого-нибудь из вас дома музыкальные инструменты?

-Если звучит музыка, значит, текст будет посвящен музыке, музыкальным инструментам, композиторам.

Называют изображенные на слайдах музыкальные инструменты. Называют, какие музыкальные инструменты имеются дома(гитара, пианино, баян)

2.Подготовка к написанию изложения

-Наш сегодняшний текст называется «Поющее дерево». Как вы думаете, почему название взято в кавычки?

-Вы правы. Послушайте текст.

 Первичное прочтение текста учителем

Беседа по тексту

-Докажите, что перед нами текст

-О чем текст? Отражена ли тема текста в его названии?

-Как вы думаете, какой тип текста перед нами?

-Сколько частей в тексте? Как догадались?

-Поработаем над каждой частью текста

Коллективное чтение, словарная работа, составление плана

-Читаем первую часть текста. О чем говорится в ней?

-Обратите внимание на глаголы, в каком времени они употребляются?

-Как мы можем заменить словосочетание «поющее дерево», чтобы не использовать кавычки?

( Можно обратить внимание на постановку запятых при сравнительном обороте)

- Как можно озаглавить первую часть?

-Читаем вторую часть. О чем мы узнаем из нее?

-Как вы думаете, кто такие мастера-одиночки?

(Объяснение постановки дефиса)

Рассматривают слайды с изображением портрета А.Страдивари и его скрипок. Учитель уделяет 2-3 минуты рассказу о нем.

-Какое время глагола используется во второй части? Какие слова дают нам подсказку для ответа?

-В это части встречается трижды часть речи, о которой мы недавно говорили? Что это за часть речи?

-Давайте подумаем, как нам удобнее изменить последнее предложение, чтобы не допустить лишних ошибок в написании числительных.

-Какие синонимы можно использовать вместо глагола «изготовил»?

(Числительные 300, 12, 93 можно прописать на доске, еще раз проговорив правила их написания)

-Объяснение постановки тире (избежание повтора глагола)

-Какие местоимения помогают в этой части избежать повторов

(Повторение правила написания местоимений 3 лица с предлогами)

-Как озаглавим вторую часть?

-Читаем третью часть. Ее тема?

-Объясните значение словосочетаний «старые мастера», «певучее дерево»

-Докажите, почему в третьей части присутствуют элементы текста-рассуждения.

-Расскажите, как выбирают ель для музыкальных инструментов? Какие условия для этого необходимы?

-Обратите внимание на глаголы, что вы можете сказать про их время?

-Озаглавим третью часть

Решение орфографических задач

Встретишь, висит, в постели, лежит, лишь, издавна, сегодня, из ели, считается, пригодится, для цели, по ели (наречия и глаголы можно выписать на доску)

Индивидуальное прочтение про себя, пересказ по плану

-Деревья не поют на самом деле.

-Большинство музыкальных инструментов делают из дерева.

-Под поющим деревом имеются ввиду инструменты, сделанные из него

-Одна тема, предложения связаны по смыслу, мысль закончена

- О мастере, который изготавливал скрипки, о том, как выбирают дерево для изготовления инструментов, в названии говорится о том, что инструменты делают из дерева.

-Это текст-повествование, так как нельзя сразу все, о чем говорится изобразить в  одном кадре фильма

-В тексте есть рассуждение о том, почему ель лучше всего подходит для изготовления инструментов.

-В тексте 3 части, так как 3 красных строки

-В первой части говорится о том, что почти у каждого дома можно встретить музыкальные инструменты.

- Глаголы все в первой части в настоящем времени, потому что речь идет о сегодняшнем дне.

-Вместо этого можно сказать «музыкальные инструменты»

Варианты: «Инструменты в каждом доме», «Поющее дерево в каждом доме»

-Кто  раньше делал инструменты, кто такой мастер Страдивари.

-Это мастера, которые делали работу каждый сам от начала до конца, без помощи других. Каждый инструмент их был не похож на другой.

-Используются глаголы в прошедшем времени. Так как в начале части стоит наречие «раньше», значит все происходило  когда-то.

-Также есть глагол в настоящем времени – помнят, об этом подсказывает наречие «сегодня»

-Это числительные.

-Свою первую скрипку он изготовил в двенадцать лет, а последнюю – в девяносто три года.

-Смастерил, сделал

-Он, из них.

Варианты: «Мастер Страдивари», «О великом мастере»

-Инструменты делают из ели. Как выбирают ель для инструментов.

-Старые – это не только по возрасту, а значит те, которые жили раньше.

-Певучее – значит, из него получится инструмент с сильным, громким, певучим звуком

-В ней содержится ответ на вопрос: почему именно ель подходит для изготовления музыкальных инструментов.

-В ней объясняется, что не каждая ель подходит для изготовления музыкальных инструментов.

-В ней рассказывают, почему лесоруб долго выбирает ель для инструментов

-В ней рассказывается, почему ель подходит больше всего для изготовления музыкальных инструментов

Пересказывают содержание третьей части.

-Глаголы употребляются в разном времени. Например: делали- прошедшее, ходит, слушает –настоящее, изготовит – будущее

Варианты: «Ель- лучшее «поющее дерево», «Как выбирают ель для изготовления инструментов», «Какая ель подходит для изготовления инструментов»

Объясняют написание

Читают текст про себя. 2-3 ученика по плану пересказывают текст по частям

3. Написание изложения

Пишут изложение без использования черновика

4. Самопроверка написанного текста

Перечитывают написанный текст

5. Подведение итогов. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: "От значения слова к правильному написанию"

На уроке работа направлена на развитие у учащихся навыков грамотного письма, основанные на значении слова. В урок включены новые педагогические технологии: технология сотрудничества(работа в малых гру...

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" Тема: От значения слова к правильному написанию"

Работа на уроке организована в малых группах, используется метод сотрудничества, формы работы на уроке позволяют повысить самоконтроль  и взаимоконтроль учащихся, развивают критическое ртношение ...

Конспект урока русского языка. 2 класс. УМК "Гармония". Тема "Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные".

Урок с использованием технологической карты и рейтинго-накопительной системы оценивания результатов собственной деятельности уч-ся....

Урок русского языка 3 класс УМК Гармония тема: "Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени"

Предмет: Русский языкУМК  «Гармония»Учебник: Русский язык Авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Класс: 3Тип урока: Урок изучения нового материала     Тема: Размы...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе (УМК «Гармония») Тема: «Изложение повествовательного текста с элементами рассуждения»

Урок развития речи в 4 классе в ходе которого формируется умение писать изложение повествовательного текста с элементами рассуждения....

Урок русского языка 2 класс УМК "Гармония", тема: "Что в слове главное?"

Урок русского языка 2 класс УМК "Гармония" , тема: "Что в слове главное?"...