Обобщение знаний о глаголе. Конспект урока для 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Обобщение знаний о глаголе. Конспект урока для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russ.yaz_._obobshchenie_o_glagole.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку,
проводимый в 4 а классе ГБОУ Лицей № 281
Адмиралтейского района
Цыпушкиной Елены Осиповны
Тема: Обобщение знаний учащихся о глаголе
Санкт - Петербург
Ход урока
I. Актуализация знаний. Формулировка темы урока.
Ребята, сегодня у нас с вами пройдёт урок в необычной форме. Успех его будет зависеть от каждого из вас. В процессе него мы узнаем много интересного. На предыдущих уроках мы с вами изучали тему: «Глагол». А сегодня предстоит вспомнить всё, что мы знаем про глагол, и ответить на вопрос: «Является ли глагол важнейшей частью речи?» (вопрос записывается на доске) Ответ на вопрос мы сможем найти в процессе нашего урока
Учащиеся делятся на 6 команд. Каждая группа проводит исследование на заданную тему с использованием материалов кейса:
- Что означает слово «Глагол»?
- Какую роль глагол играет в речи?
- В чём выражается многозначность глагола?
- Какие у глагола морфологические признаки?
- Как изменяются глаголы?
- Какая часть речи занимает первое место по частоте употребления?
От каждой команды выступает один человек, остальные дополняют. Проводится самооценка команды.
Кейс
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в ед.ч.) и числам.
Глагол в предложении является сказуемым.
Морфологическими признаками глагола делятся на постоянные и непостоянные. К постоянным признакам относится вид, спряжение, а к непостоянным – число, время, род (только в прош. вр., ед. ч.) «Глагол» - с латинского означает «слово, речь»
В словаре Даля это слово означает:
- слово, речь;
- часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.
Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность. По частоте употребления занимает второе место после существительных. При этом от одного глагола можно образовать множество других глаголов. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.
Один и тот же глагол может выражать множество значений. Например, глагол «держать». Держать книгу – обозначает непосредственное действие с книгой. Держать речь – выступать. Так держать! – используется, когда хотят подбодрить человека. Держать в секрете – хранить тайну. Держать в доме – иметь что – либо. Держать путь – направляться.
Игра «Краткость – сестра таланта». Задание дети формулируют сами (соедини глагол и фразеологизм)
Совать нос | обманывать |
Распускать руки | расстроиться |
Повесить голову | молчать |
Держать язык за зубами | драться |
Водить за нос | торопиться |
Бежать со всех ног | любопытничать |
Работа ведётся в тетради. Самопроверка
- Молодцы! А теперь посмотрим на следующее задание. Что здесь необходимо сделать?
тону – тонуть
уважаю –
скажу –
прослушаю –
напишу –
- Работа с деформированным текстом. Задание дети формулируют сами.
Спишите, изменяя форму глагола.
На маленьком озере у берегов (нарастать) полоска льда. Лёд тонкий. Мы (стоять) у берега и (бросать) в стайку рыб маленькие камни. Камни (падать) на лёд. Мы (обламывать) руками кусочки льда. Они (хрустеть) и (оставлять) на пальцах запах снега.
(Обозначьте время, лицо, число глаголов).
Правильное выполнение задания:
На маленьком озере у берегов нарастает (наст. вр., 3 л., ед.ч.) полоска льда. Лёд тонкий. Мы стоим (наст. вр., 1 л., мн. ч.) у берега и бросаем (наст. вр., 1 л., мн. ч.) в стайку рыб маленькие камни. Камень падают (наст. вр., 3 л., мн.ч.) на лёд. Мы обламываем (наст. вр., 1 л., мн.ч.) руками кусочки льда. Они хрустят (наст. вр., 3 л., мн.ч. ) и оставляют (наст. вр., 3 л., мн.ч.) на пальцах запах снега.
После выполнения задания проводится самопроверка.
*IV. Морфологический разбор глагола стоим
- Порядок морфологического разбора:
I. Часть речи ---------------------------
II. Морфологические признаки:
- начальная форма (неопределенная форма) ---------------------------------------
- вид -----------------
- число --------------
- время --------------
- лицо ---------------
- род (если есть) ---------------
III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является)
__________________________________________________________________
IV. Проверка усвоения знаний. Выполнение проверочной работы с использованием электронного приложения.
Итог урока. Рефлексия(заполнение карточки самоанализа)
Можем ли мы сейчас ответить на вопрос, поставленный в начале урока?
Какой вывод можно сформулировать по итогам урока? Возможна ли русская речь без глаголов?
- Домашнее задание.
Образовать с помощью приставок как можно больше новых глаголов от глагола «смотреть», подобрать к данному глаголу синонимы.
Карточка самоанализа
Выберите наиболее близкий к вам ответ, обведя его номер в кружок.
- Я работал на уроке:
- Отлично;
- Хорошо;
- Не очень.
2. Наибольшие сложности у меня возникли при изменении формы глаголов (работа с текстом)
- Да;
- Нет
3. Большие затруднения были при работе с кейсом
- Да;
- Нет
4. Было сложно сформулировать самостоятельно задание
- Да;
- Нет
5. Наибольшие затруднения возникли:
при определении лица глаголов
- Да;
- Нет;
при определении времени глаголов
- Да;
- Нет;
при определении числа глаголов
- Да;
- Нет;
6. Итоговая проверочная работа была мной выполнена:
- С первого раза;
- Со второго раза;
- С третьего раза;
- Я не смог её выполнить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение знаний о глаголе. Конспект по русскому языку
Обобщение знаний о глаголе. Конспект по русскому языкуЦели урока:1. совершенствовать знания о глаголе;2. совершенствовать умения изменять глагол п...
Обобщение знаний о глаголе разработка урока
Открытый урок русского языка в 3 класса УМК «Школа России» по теме «Обобщение и систематизация знаний о глаголе»...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 2)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 2)"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 3)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 3)"...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 4)"
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 4)"...
Технологическая карта урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Обобщение знаний о глаголе" (УМК "Ритм", 4 класс)
Цель урока: совершенствование у обучающихся приобретенных знаний и умений по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. повторить материал по теме «Времена глаголов»;2. обобщи...