Обобщение знаний о глаголе. Конспект урока для 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Обобщение знаний о глаголе. Конспект урока для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russ.yaz_._obobshchenie_o_glagole.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку,

проводимый в 4 а  классе ГБОУ Лицей № 281

Адмиралтейского  района

Цыпушкиной Елены Осиповны

Тема: Обобщение знаний учащихся о глаголе

Санкт - Петербург

Ход урока

I. Актуализация знаний. Формулировка темы урока.

Ребята, сегодня у нас с вами пройдёт урок в необычной форме. Успех его будет зависеть от каждого из вас. В процессе него мы узнаем много интересного. На предыдущих уроках мы с вами изучали тему: «Глагол». А сегодня предстоит вспомнить всё, что мы знаем про глагол,  и ответить на вопрос: «Является ли глагол важнейшей частью речи?» (вопрос записывается на доске) Ответ на вопрос мы сможем найти в процессе нашего урока

Учащиеся делятся на 6 команд. Каждая группа проводит исследование на заданную тему с использованием материалов  кейса:

  1. Что означает слово «Глагол»?
  2. Какую роль глагол играет  в речи?
  3. В чём выражается многозначность глагола?
  4. Какие у глагола морфологические признаки?
  5. Как изменяются глаголы?
  6. Какая часть речи занимает первое место по частоте употребления?

От каждой команды  выступает один человек, остальные дополняют. Проводится самооценка команды.

Кейс

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в ед.ч.) и числам.

Глагол в предложении является сказуемым.

Морфологическими признаками глагола делятся на постоянные   и непостоянные. К постоянным признакам относится вид, спряжение, а к непостоянным – число, время, род (только в прош. вр., ед. ч.)                                                   «Глагол»  - с латинского означает «слово, речь»

В словаре Даля это слово означает:

  1. слово, речь;
  2. часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.

Глагол может выражать бесчисленное количество действий, сопровождающих человека и его деятельность. По частоте употребления  занимает второе место после существительных. При этом от одного глагола можно образовать множество других глаголов. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть.

Один и тот же глагол может выражать множество значений. Например, глагол «держать». Держать книгу – обозначает непосредственное действие с книгой. Держать речь – выступать. Так держать! – используется, когда хотят подбодрить человека. Держать в секрете – хранить тайну. Держать в доме – иметь что – либо. Держать путь – направляться.

Игра  «Краткость – сестра таланта». Задание дети формулируют сами (соедини глагол и фразеологизм)

Совать нос  

обманывать

Распускать руки

расстроиться

Повесить голову

молчать

Держать язык за зубами

драться

Водить за нос

торопиться

Бежать со всех ног

любопытничать

Работа ведётся в тетради. Самопроверка

  1. Молодцы! А теперь посмотрим на следующее задание. Что здесь необходимо сделать?

тону – тонуть

уважаю –

скажу –

прослушаю –

напишу –

  1. Работа с деформированным текстом. Задание дети формулируют сами.

Спишите, изменяя форму глагола.

        На маленьком озере у берегов (нарастать) полоска льда. Лёд тонкий. Мы (стоять) у берега и (бросать) в стайку рыб маленькие камни. Камни (падать) на лёд. Мы (обламывать) руками кусочки льда. Они (хрустеть) и (оставлять) на пальцах запах снега.

(Обозначьте время, лицо, число глаголов).

Правильное выполнение задания:

На маленьком озере у берегов нарастает (наст. вр., 3 л., ед.ч.) полоска льда. Лёд тонкий. Мы стоим (наст. вр., 1 л., мн. ч.) у берега и бросаем (наст. вр., 1 л., мн. ч.) в стайку рыб маленькие камни. Камень падают (наст. вр., 3 л., мн.ч.) на лёд. Мы обламываем (наст. вр., 1 л., мн.ч.) руками кусочки льда. Они хрустят (наст. вр., 3 л., мн.ч. )  и оставляют (наст. вр., 3 л., мн.ч.) на пальцах запах снега.

После выполнения задания проводится самопроверка.

*IV. Морфологический разбор глагола       стоим

  • Порядок морфологического разбора:

    I. Часть речи ---------------------------

   II. Морфологические признаки:

 - начальная форма (неопределенная форма) ---------------------------------------

 - вид -----------------

- число  --------------

 - время --------------

 - лицо ---------------

 - род (если есть)   ---------------

   III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является)

__________________________________________________________________

IV. Проверка усвоения знаний. Выполнение проверочной работы с использованием электронного приложения.

Итог урока. Рефлексия(заполнение карточки самоанализа)

Можем ли мы сейчас ответить на вопрос, поставленный в начале урока?

Какой вывод можно сформулировать по итогам урока? Возможна ли русская речь без глаголов?

  1. Домашнее задание.

Образовать с помощью приставок как можно больше новых глаголов от глагола «смотреть», подобрать к данному глаголу синонимы.


Карточка самоанализа

Выберите наиболее близкий к вам ответ, обведя его номер в кружок.

  1. Я работал на уроке:
  1. Отлично;
  2. Хорошо;
  3. Не очень.

2. Наибольшие сложности у меня возникли при изменении формы глаголов (работа с текстом)

  1. Да;
  2. Нет

3. Большие затруднения были при работе с кейсом

  1. Да;
  2. Нет

4. Было сложно сформулировать самостоятельно задание

  1. Да;
  2. Нет

5. Наибольшие затруднения возникли:

 при определении лица глаголов

  1. Да;
  2. Нет;

при определении  времени глаголов

  1. Да;
  2. Нет;

при определении числа глаголов

  1. Да;
  2. Нет;

6. Итоговая проверочная работа была мной выполнена:

  1. С первого раза;
  2. Со второго раза;
  3. С третьего раза;
  4. Я не смог её выполнить.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний о глаголе. Конспект по русскому языку

Обобщение знаний  о глаголе. Конспект по русскому языкуЦели урока:1.     совершенствовать знания о глаголе;2.     совершенствовать умения изменять глагол п...

Обобщение знаний о глаголе разработка урока

Открытый урок русского языка в 3 класса УМК «Школа России» по теме «Обобщение и систематизация знаний о глаголе»...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 1)"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 2)"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 2)"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 3)"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 3)"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 4)"

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Обобщение знаний о глаголе. (урок 4)"...

Технологическая карта урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Обобщение знаний о глаголе" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: совершенствование у обучающихся приобретенных знаний и умений по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. повторить материал по теме «Времена глаголов»;2. обобщи...