Разработка урока русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе.
Тема "Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова"
Представлен конспект урока и презентация к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.25 КБ |
![]() | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Г. Луга
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Обобщение знаний об изученных правилах письма.
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Тип урока: Урок повторения и закрепления изученного.
Цель урока: обобщать знания об изученных правилах письма гласных и согласных в корне слова.
Задачи урока:
1) закреплять ранее изученный материал: способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова; признаки однокоренных слов, правила переноса слов, порядок слов в предложении, выделение грамматической основы предложения.
2) развивать логическое мышление и речь учащихся;
3) воспитать умение работать в парах, умение оценивать работу товарища и свою работу (самооценка), прививать любовь к природе.
УУД:
Объяснять правописание слов с проверяемой и непроверяемой гласной в корне и парными согласными в корне слова.
Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.
Характеризовать звуки речи.
Составлять предложения из разрозненных слов.
Работать в паре.
Оценивать свою работу и работу одноклассников.
Оборудование: презентация по теме «Зима», аудиозапись «Звуки леса», карточки с текстом, средства обратной связи (карточки с буквами - веер и светофорик).
Этапы урока | Ход урока | Действия учащихся |
I. Организация начала урока. | Учитель: А пока проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать, Думать и запоминать? | Ребята проверяют свою готовность к уроку. |
II. Ведение в тему. Постановка цели урока. | - Предлагаю вам, ребята, поиграть. Для каждого ряда я приготовила слова, но одно из них лишнее. Обсудите в парах, какое, и почему? 1 слайд 1 ряд: свет, зима, снежок 2 ряд: скользкий, дом, лёд 3 ряд: декабрь, мороз, урок - Какое слово лишнее? Почему? - Что общего у этих слов? 2 слайд - Какие цели вы поставите на уроке перед собой? - Сегодня вы не просто повторите всё, что мы изучили на последних уроках, но и оцените сами свои знания и свою работу на уроке при помощи смайликов. | Дети в парах обсуждают в парах. 1 ряд – свет; остальные слова имеют проверяемую безударную гласную в корне. 2 ряд – дом; в остальных словах парный согласный в корне. 3 ряд- урок; остальные слова мы называем словарными. - Орфограмма в корне. - Учиться находить орфограммы в корне, закреплять способы их проверки.
хорошо
|
III. Чистописание. | Дуб зеленый над холмом, А под дубом стоит дом. В доме буковки живут, Нас к себе они зовут. - Сейчас мы не просто повторим, как правильно писать буквы, но и вспомним всё, что мы о них уже знаем? На доске: аиеяо - Прочитайте буквы. - Что вы можете рассказать об этих буквах? - На какие 2 группы можно разбить эти буквы? - Запишите буквы в таком порядке, как вы рассказали, соблюдая правила соединения букв. - Как ещё можно расположить и записать эти буквы? - Запишите буквы в этом порядке. Допишите буквы до конца строки. - Как вы думаете, а почему мы повторяем написание именно этих букв? - А что вы можете рассказать про эти буквы? Б к в д ж с з ш ф т г п - Вот и запишите их парами. - Проверьте, верно ли вы составили пары. - Почему мы повторили написание и этих букв? Итог: - Оцените свою работу, правильно ли вы написали буквы, всегда ли могли ответить на поставленный вопрос. Поставьте смайлик нужного цвета на полях. - Встаньте те ребята, кто доволен своей работой. | - Читают дети, поднявшие руки (можно хором) - Эти буквы обозначают гласные звуки. 1 группа: гласные, которые обозначают один звук (а, и, о) 2 группа: гласные, которые могут обозначать 2 звука (е,я) (а и о е я) В алфавитном порядке. (а е и о я) - В безударном положении мы можем ошибиться при их написании. - Это буквы, которые обозначают парные согласные. Дети записывают буквы парами. Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями. Один ученик читает пары вслух. Они встречаются в словах с изученными орфограммами.
хорошо
|
IV. Актуализация знаний. | - Посмотрите, кто пришёл сегодня к нам в гости. 3 слайд - Кто же это, ребята? - Она пришла не просто так. Зимушка хочет пригласить вас в зимнее путешествие. Но для начала ей необходимо проверить, знаете ли вы правила путешествия. Итак, начнём… - Что такое корень? - А какие слова мы называем однокоренными? Задание по рядам: - Прочитайте слова на слайде. - Выпишите однокоренные слова с корнями: 1ряд 2 ряд 3 ряд -дуб-, -берез-, -сосн-. Дубок, береза, дубы, сосна, березняк, дубки, березонька, сосновый, дубовый, березовый, сосенка, березка, сосняк, дудочка, соска, бережочек. 4 слайд - Какие слова вы не записали? Почему? Какой корень выделили? 5 слайд 1 ряд – Какое слово в вашем ряду требует проверки? Какая это орфограмма? Какие слова будут являться проверочными? 2 ряд - Какое слово в вашем ряду требует проверки? Какая это орфограмма? Какие слова будут являться проверочными? 3 ряд – Какие слова в вашем ряду требуют проверки? Какая это орфограмма? Какие слова будут являться проверочными? Так как же проверить безударную гласную в корне слова или парную согласную? Итог: - Оцените свою работу: правильно ли вы выписали однокоренные слова, верно ли нашли слово, требующее проверки, правильно ли вспомнили правило? Поставьте смайлик нужного цвета на полях. - Встаньте те ребята, кто доволен своей работой. -Значит, какие правила нам помогут путешествовать с Зимушкой? | - Это Зимушка. - Это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. - Слова, которые имеют одинаковую корень и близкие по значению. Ребята выполняют работу и встают. Проверка по 5 слайду (не однокоренные слова: дудочка, соска, бережочек) Дубок, дубы, дубки, дубочек -Требует проверки слово дубки. Это орфограмма -правописание парных согласных в корне слова. Проверочные слова- дубы, дубок. Берёза, березняк, берёзовый, берёзка ( Дети отвечают) Сосна, сосновый, сосенка, сосняк Дети отвечают правило. Самооценка
хорошо
Правила правописания гласных и согласных в корне слова. |
V. Работа по теме урока. | - Итак, мы отправляемся в зимнее путешествие. Сегодня на уроке направо мы пойдём – к словарным словам придём. Прямо мы пойдём – к парным согласным зайдём. Налево пойдём – с безударными гласными урок проведём. 1) - Пойдём сначала прямо и поиграем с Зимушкой. (Повторение парных согласных) 6 слайд Поиграем и проверим, хорошо ли вы знаете и можете ли различать на слух звонкие и глухие согласные. Я буду называть слова. Если слово начинается звонким парным согласным – вы хлопаете в ладоши, если глухим – сжимаете кулачки. (Зайка, сайка, Веня, Феня, дрова, трава, жить, шить, тень, пень, зверь, пенки, деньки) - Оцените свои результаты. 2) - А теперь отправляемся направо и повторим словарные слова. 7 слайд - Среди слов, которые вы видите, назовите слова с непроверяемой безударной гласной. 8 слайд - Какие гласные необходимо запомнить в этих словах? -А если не помните? - Запишите эти слова, разделяя их для переноса. - Теперь обменяйтесь тетрадями и оцените работу вашего соседа. 3) - А теперь отправимся налево и повторим ещё одно правило. 9 слайд - Какие слова мы с вами не выписали? - Покажите сигналами, какие гласные в этих словах требуют проверки? - Запишите эти слова вместе с проверочными словами. - Оцените эту часть работы. | Ребята ставят смайлики на полях. - Мороз, декабрь, январь, февраль, коньки, иней, пальто. (дети показывают сигналами) - Необходимо пользоваться орфографическим словарём. Один ученик работает у доски за шторкой (его работу проверяет учитель) Ребята ставят смайлики на полях. Река, вода Проверка: ученик читает запись, доказывая написание гласной буквы. Ребята ставят смайлики на полях. |
Физминутка (музыкальная пауза) 10 слайд | ||
4) - Зима приготовила для вас более сложные задания, чтобы сделать наше путешествие более интересным. 11 слайд - Прочитайте слова. На сколько групп вы их разделили бы? По какому принципу? - Запишите слова в два столбика в зависимости от орфограммы. 12 слайд - Покажите сигналами, какие буквы вы вставили? - Знание каких правил помогло вам не ошибиться при выполнении этого задания? Поставьте смайлик нужного цвета на полях. - Встаньте те ребята, кто доволен своей работой. 5) Развитие речи 13 слайд - А сейчас, ребята, вы закройте глаза и представьте себя в лесу. Послушаем звуки леса. - А теперь откройте глаза и посмотрите, где мы находимся? - Составьте предложения об увиденном и услышанном. - Зимушка предлагает вам записать такие предложения. 14 слайд - Какие трудности вы видите в этих предложениях? - Какое слово больше подходит к данному предложению? Почему? - Запишите эти предложения, вставляя в слова пропущенные буквы. - Чтобы продолжить наш маленький рассказ, вам надо выполнить следующее задание. 15 слайд - Составьте предложения из слов. Запишите и его, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните основу предложения. Взаимопроверка. Итог. Поставьте смайлик нужного цвета на полях. - Встаньте те ребята, кто доволен своей работой. 6). Работа в парах. -Как вы думаете, ребята, кому зимой особенно нужна ваша помощь? 16 слайд У вас на партах лежат карточки с текстом. -Вы должны найти все ошибки. 17 слайд Учиники надели шабки и шубки. Они идут в лес. Дети нисут корм для птиц. Рибята насыпали в кармушку семена. Земой птицам зяпко. Им нужна забота. Проверка. - Докажите. - Зимушка удивилась, почему вы так хорошо справились с работой? Итог: оцените свою работу в паре сигналом. | Ответы детей: - две группы; - проверяемые безударные гласные и парные согласные. Средства обратной связи. Дети повторяют правила. Самооценка
хорошо
Ребята слушают и немного отдыхают. Мы находимся на лесной тропинке. Дети придумывают предложения. В предложениях пропущены буквы и во втором предложении надо подобрать подходящее по смыслу слово. Слово скрипел, потому что снег на морозе под ногами скрипит. Проверка: дети сигналами показывают вставленные буквы. Ученик читает предложение, называет вставленную букву и основу предложения. Дети оценивают соседа по парте. Самооценка
хорошо
Дети рассказывают о помощи птицам. 7 ошибок Работали в парах, дружно. Хорошо повторили правила. Ребята показывают светофорчиком оценку и ставят смайлик себе на поля. | |
V. Итог урока. Рефлексия. | - Наше зимнее путешествие подходит к концу. - Давайте прочитаем, какой рассказ про Зимушку у нас с вами получился. - Какие правила помогла вам запомнить Зимушка? А зачем вам нужны эти правила? - Зима довольна вашей работой, но она хочет предложить вам самим оценить себя по смайликам в конце каждой работы. - Все отличные смайлики. - Есть один зелёный смайлик. - Все зелёные смайлики. - Кто не доволен своей работой. 18 слайд | Дети читают рассказ по тетради. Выслушать ответы детей. Дети считают смайлики и встают |
VI. Домашнее задание. | - заполнить пропуски в карточке соседа (предыдущее домашнее задание); - стр. 30, подготовиться к диктанту. |
Литература и медиаресурсы
- Иванов С. В. Русский язык: 2 класс:комментарии к урокам/ - М. : Вентана-Граф, 2009. – (Начальная школа ХХI века).
- Романова В. Ю., Петленко Л. В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В. Иванова. - М. : Вентана - Граф, 2003 .- (Серия «Оценка знаний»)
- Сухин И.Г. , Яценко И. Ф. Азбучные игры. - М. :ООО Вако, 2009 . – (Мастерская учителя).
- Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 2001.
- Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
Интернет – ресурсы:
- http://NUMI.ru;
- http://festival.1september.ru/
- http://www.zavuch.info/methodlib/
- images.yandex.ru›картинки осени
- http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/shablony_snezhinki/277-1-0-24621 - шаблоны презентации
Подписи к слайдам:
Проверь себя
Тр
_
пинка
сн
_
жок
т
_
пло
др
_
ва
к
_
ток
р
_
ка
Сугро
_
сколь
_
кий
сне
_
замёр
_
прору
_
ь
лё
_
Найдите ошибки
Учиники надели шабки и шубки. Они идут в лес. Дети нисут корм для птиц. Рибята насыпали в кармушку семена. Земой птицам зяпко. Им нужна забота.
Обобщение знаний об изученных правилах письма.
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Урок русского языка во 2 классе
Поиграем!!!
Запишите слова в два столбика
Тр_пинка, сн_жок, сугро_, т_пло, сколь_кий, сне_, др_ва, замёр_, лё_, к_ток ,р_ка, прору_ь, моро_.
Подумайте!
Какое слово лишнее?
1 ряд
свет, зима, снежок
2 ряд
скользко, дом, лёд
3 ряд
декабрь, мороз, урок
Составьте предложения из слов.
В, медве_ь, сла_ко, берлоге, спит.
Источники:
http://
NUMI
.
ru
;
http://festival.1september.ru/
http://www.zavuch.info/methodlib/
images.yandex.ru
›
картинки осени
http://easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/shablony_snezhinki/277-1-0-24621
-
шаблоны презентации
Фон:
http://katyaburg.ru/razdely/krasota-prirody/zimniy-les-foto-priroda-derevya-kartinki-video
Домик:
http://govoruns.blogspot.com/2013_12_01_archive.html
Ду
бо
к, ду
бы
, ду
б
ки,
ду
бо
чек.
Берё
за
, бере
зн
як, берё
зо
вый, берё
з
ка.
С
о
сна, с
о
сновый,
сосенка
, с
о
сняк.
Отдохнём
Выпишите однокоренные слова с корнями
-дуб- -берез- -
сосн
-
Дубок, береза, дубы, сосна, березняк, дубки, сосновый, дубовый, березовый, сосенка, березка, сосняк, дудочка, соска, бережочек.
Запишите предложения
Мы шли по л_сной тр_пинке. Под н_гами тихо
(скрипел, трещал, шуршал, хрустел)
белый сн_жок.
Река, мороз, пальто, январь, декабрь, лёд, вода, февраль, коньки, иней.
СПАСИБО
Мороз, декабрь, февраль, коньки, пальто, иней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».
На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....

Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока"Части слова. Окончание и основа"
Разработка урока русского языка в 3 классе. Тема урока "Части слова. Окончание и основа"....

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)
Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....
Разработка урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».
Тип урока: урок введения новых знаний. Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста. Задачи: обучающие: - сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основны...