I. Организационный момент урока | - Прозвенел звонок, начался урок. Все на месте? Всё в порядке: ручка, книга и тетрадки?!
Посмотрите, на ваших столах должны лежать пенал с принадлежностями (карандаш обязательно) и всё необходимое к уроку русского языка. - Сядьте за парты, приготовьтесь слушать, думать, анализировать, делать выводы. (Если готовы, значит, начинаем урок.) - Прочитайте дату. Начался ноябрь – последний месяц осени. Посмотрите, как надо писать название месяца. - Откройте тетради, возьмите правильно ручку в вашу рабочую руку, расположите тетрадь правильно, измерьте расстояние от глаз до письма, запишите аккуратно разборчивым почерком число и «Классная работа». - Отложите ручки и послушайте.
|
Дети молча проверяют готовность к уроку, следуют указаниям учителя.
Проговаривают по слогам, делая паузы.
Пишут дату и словосочетание.
|
ТТ. Актуализация изученного.
Постановка проблемного вопроса
Формулирование темы урока
Физминутка
Работа с понятием новых слов
Рефлексия. Оценивание.
| 1. Вспоминаем изученные орфограммы. В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них осталось.
(Вывешиваются на доске или открываются таблички: безударные |
| согласные |
| удвоенные |
- Вспомните полное название этих орфограмм.
2. Работа в парах. - Поработайте в парах, приведите примеры слов с этими орфограммами, продиктуйте по два слова друг другу. (У. 119) (примеры: дорогой, моря, солить, стебелёк, поля; сказка, лодка, губка, сторожка, …; Анна, масса, аллея, килограмм, …; лестница, праздник, звёздный, …;
- Проверим, что у вас получилось? (Заслушиваются ответы 2 – 3 пар, если есть ошибки, находят, исправляют). 3. Словарная работа. Орфограммы веселились, и ошибки появились. Вы, скорее их найдите, правильно слова пишите.
На доске запись: Шыроко, ворабьи, вороне (перо), мухолофка. - Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.
- Я увидела в тетрадях учеников следующее: мухоловка мухоловка - Какой возникает вопрос?
1. Беседа по вопросам. - Почему птицу так назвали? Запись на доске: мухоловка – ловит мух.
- Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова. - Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова. - Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка (В этом слове два корня). На доске запись: мухоловка. 2. Работа по учебнику. а) Упр. 122 ( с. 104) – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней. водопад - Из каких слов сложилось это слово? - Сколько в нём корней? - Выделите эти корни. водопад
б) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных слов. - Прочитайте слова. Определите, сколько здесь групп однокоренных слов? Выполните задание сами, потом проверим, что у вас получилось. Детям даётся время подумать и самостоятельно выписать слова группами. Проверка: (3 группы слов) 1. водитель 2. вода 3. упаду водить водопад падать водичка водопад - В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться. Если это произошло, тогда подвести детей к следующему выводу):
- Объясните, что означает слово водопад?
- В чём особенность этого слова? - Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться?
Физминутка
в) Упр. 123 устно «по цепочке» - друг за другом.
г) Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами. - Как бы вы назвали такие слова?
- Прочитайте название этих слов на странице 104 в учебнике.
- Почему их так назвали: сложными? - Запишите тему урока.
- На стр. 106 прочитайте определение и сравните со своей формулировкой. - Нарисуйте схему сложного слова. - Приведите пример сложного слова.
- О каких словах вы сегодня узнали? - Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными». - Кто из героев прав?
Записано заранее на доске: 1. Упр. 85 Д. м.; 2. П. Сочинить сказку про сложные слова (по желанию). |
Слушают.
Наблюдают, рассматривают.
Дети дают полное название данных орфограмм: - безударные гласные, парные согласные, удвоенные и непроизносимые согласные.
Работают в парах, приводят примеры слов, диктуют друг другу, записывают в тетрадях. Без помощи учителя.
Далее идёт проверка.
Слушают, проверяют написание, исправляют ошибки, записывают в тетрадях. Один ученик работает у доски.
- Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?
- Она ловит мух.
Записывают за учителем в тетрадях.
Корень: мух.
Корень: лов.
-Да.
Записывают в тетрадях, выделяют корни.
Коллективно выполняют заданиепо плану упражнения.
Записывают в тетради: водопад - вода, падает. - Два: вод и пад В тетрадях запись: водопад.
Выполняют задание самостоятельно, с последующей проверкой.
В двух группах выделяем корень вод, но эти слова не однокоренные, т. к. у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например, вода, поэтому выделяем две группы;
Дать попробовать проанализировать самим. Если будут ошибки, тогда с помощью наводящих вопросов, привести к истинному результату. - Поток воды, который падает с высоты.
- Состоит из двух корней. - В обеих: с корнем вод- и корнем пад-.
Ученики устно дают толкование сложных слов: садовод – разводить сад, волнорез – резать волны, луноход – ходить по луне, носорог - носит рог на носу, пустослов – говорит пустые слова.
Предложения детей.
Читают, возможно их мнения подтвердились.
- Сложили из двух слов. Пишут: Сложные слова.
Читают, сверяют выводы свои с выводами учебника. Выполняют задание. Желающие её демонстрируют. Приводят примеры. Проверяют правильность ответов. Слова состоят их двух слов.
Афанасий – такой ответ должны выбрать дети. |